Работа над единой манерой звучания вокального ансамбля. Работа с вокальным ансамблем. Вокальные упражнения и распевки

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Факультет искусств

Кафедра хорового дирижирования

СИСТЕМА КАЧЕСТВА

Одобрено НМС ПГИИК

Председатель_________________

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очных отделений, обучающихся

по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»

специализации: «Академический хор»

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика работы с вокальным ансамблем» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования , Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 070301 «Народное художественное творчество» специализации «Академический хор».

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин по выбору.

Согласовано с библиотекой ПГИИК:

Зав. библиотекой ПГ М. Журавлева

Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины……………………………………..4

1.1. Цели, задачи и предмет дисциплины……………………………………………..4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………...5

1.3. Объем дисциплины………………………………………………………………..6

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...6


1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………...6

1.5. Темы практических занятий……………………………………………………..10

1.6. Список литературы……………………………………………………………….11

Часть 2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации…………...…………………………………..................12

2.1. Задания для самостоятельной работы студентов………………………………12

2.2. Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………13

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………14

2.3.2. Ноты в библиотеке ПГИИК……………………………………………….14

2.3.3. Примерный репертуарный список………………………………………..22

2.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины….........................................................................................................28

Часть 2. Рабочая учебная программа дисциплины

2.1. Цели, задачи и предмет дисциплины

Вокальный ансамбль как форма музыкального исполнительства широко распространен в современной музыкальной культуре.

Так, любительские вокальные ансамбли организуются в клубах, домах культуры , в учебных заведениях. Часто они возникают внутри любительского хора, как его часть, из наиболее продвинутых хористов, или как объединение солистов-вокалистов в рамках вокального кружка, вокальной студии.

Значительное место в современной музыкальной жизни занимают профессиональные вокальные ансамбли. Они выгодно отличаются от хора большей творческой и организационной подвижностью, и, в то же время, более широкими исполнительскими возможностями в сравнении с отдельными солистами.

Вокальными ансамблями по сути являются также и многие церковные певческие коллективы . Количество певчих в них (особенно в небольших приходах), как правило, не превышает 8–10 человек.

В связи с этим понимание специфики вокального коллектива малого состава, умение работать с ним необходимо для любого дирижера-хормейстера, а подготовка руководителей вокальных ансамблей является одной из актуальных задач обучения на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов.

Цель дисциплины «Методика работы с вокальным ансамблем» - обеспечить студента необходимой методической базой для успешной работы в качестве руководителя вокального ансамбля.

Задачи дисциплины:

1) дать общее представление о вокальном ансамблевом музицировании как явлении музыкальной культуры;

2) познакомить с формами и методами организации вокального ансамбля;

3) познакомить с методами работы над произведением в вокальном коллективе малого состава;

4) познакомить с репертуаром вокального ансамбля.

Предметом данного курса является теоретическое и методическое обобщение опыта ансамблевого творчества, исполнительства и педагогики. В процессе обучения рассматриваются вопросы организации вокального ансамбля на современном этапе, методы работы над основными составляющими ансамблевой звучности, значение и основные принципы вокальной работы в ансамбле, основные этапы работы руководителя вокального ансамбля над произведением.

2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


а) знать:

Основные этапы развития вокально-ансамблевого искусства;

Основы теории вокального обучения;

Приемы и методы индивидуальной работы с участниками ансамбля;

Формы и методы организации работы с вокальным ансамблем;

б) уметь:

Слышать и анализировать составляющие ансамблевого звучания;

Грамотно интерпретировать произведения различных стилей и жанров;

Преодолевать вокально-технические трудности при работе над репертуаром;

Аккомпанировать вокальному ансамблю.

в) владеть приемами индивидуальной работы с участниками ансамбля, подбора и анализа репертуара для вокального ансамбля.

2.3. Объем дисциплины

2.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Всего по

уч. плану

в т. ч. по семестрам

Аудиторные занятия:

практические занятия

Самостоятельная работа

Всего часов на дисциплину

Виды итогового контроля

2.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Разделы и темы

Всего часов

по учебному плану

Виды учебных

занятий

Аудиторные:

Лекции

Практич. занятия

Раздел 1. Введение

1. Цели и задачи курса. Понятие «ансамбль»

2. История и современные тенденции развития вокального ансамблевого музицирования

3. Классификация вокальных ансамблей

4. Современные вокальные ансамбли в России и за рубежом

Раздел 2. Организация работы вокального ансамбля

5. Организационная структура вокального ансамбля

6. Создание вокального ансамбля и организация творческого процесса

7. Репертуар вокального ансамбля

8. Аранжировка произведений для вокального ансамбля

Раздел 3. Методика работы с вокальным ансамблем

9. Особенности ансамблевого пения

10. Индивидуальное вокальное обучение участников ансамбля

11. Формирование единой певческой манеры ансамбля

12. Интонационно-слуховое развитие участников ансамбля

13. Воспитание ритмической самоорганизации и дисциплины ансамбля

Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Краткий обзор основных особенностей произношения итальянского, английского, немецкого, французского языков .

Тема 15. Работа над произведением.

Этапы освоения. Приемы разучивания. Работа над строем, тембровым и динамическим балансом. Работа над метроритмической и артикуляционной синхронностью исполнения. Художественная отделка.

Тема 16. Аккомпанемент вокальному ансамблю.

Концертмейстер, руководитель или участники ансамбля. Выбор инструментов. Особенности пения под фонограмму («минусовку»).

Раздел 4. Концертная деятельность вокального ансамбля

Тема 17. Концертные выступления: разновидности, организация, подготовка.

Сольный концерт, выступление в сборных концертах, участие в мероприятиях. Отчетные, конкурсные, праздничные, тематические, монографические концерты (выступления). Составление концертной программы.

Тема 18. Режиссура концертных выступлений.

Композиция, сценография, единство художественных и технических элементов. Ведущий концерта. Акустика концертного зала. Использование микрофонов, фонограмм.

Тема 19. Навыки сценическое поведение.

Концертные костюмы, выход и уход, поклоны. Артистизм. Проблема эстрадного волнения.

2.5. Темы практических занятий

Тема 1 . Артикуляционные упражнения.

Тема 2 . Освоение базовой речевой установки английского, немецкого и французского языков.

Тема 3 . Формирование единой певческой манеры.

Тема 4 . Интонационно-ритмические упражнения.

Тема 5 . Приемы преодоления вокально-технических трудностей.

Тема 6 . Аккомпанемент вокальному ансамблю.

Тема 7 . Аранжировка для вокального ансамбля.

Тема 8 . Упражнения для преодоления эстрадного волнения.

2.6. Список литературы

Основная литература:

1. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России: учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев; рец. Т. Г. Томашевская [и др.] ; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 120 с.

2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учебник / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс: учеб. пособие / Г. А. Дмитревский. 3-е изд., испр. – СПб.: Лань; СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.: нот. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

2. Костарев, В. П. Вокальное произведение как синтез искусств: учебное пособие по анализу вокальных произведений для вузов / В. П. Костарев; Уральская государственная консерватория им. М. И. Мусоргского. - Екатеринбург; 2005. – 309 с.

3. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / ред. Л. Л. Равикович. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2006. – 132 с.

4. Опарина, Е. В. Вокальное искусство и методика обучения пению: исторический аспект: учебное пособие (Е. В. Опарина; Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь: ПГИИК, 20 с.

5. Ровнер, В. Е. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. - М.: «Нота МИ», 2006. - 28 с.

6. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 3. Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2005. – 191 с.

7. Русская хоровая культура: сб. науч. тр. – Вып. 4. 50 лет кафедре академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. и сост. Т. Г. Томашевская. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 252 с. – (Труды СПбГУКИ. Т. 179).

8. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие. Ч. 2 / В. Ф. Чабанный. – С. - Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : СПбГУКИ, 2008. – 216 с.

Часть 3. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

3.1. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить нотные издания, сборники произведений для вокального ансамбля (библиотека ПГИИК, Библиотека им. Горького).

2. Слушать аудиозаписи вокальных ансамблей разных стилей, направлений, составов (фонотека ПГИИК, Библиотека им. Горького, Интернет).

3. Подготовить сообщение (10 мин.) о творчестве вокального ансамбля по выбору студента.

4. Поиск информации о конкурсах, фестивалях для вокальных ансамблей (СМИ, Интернет).

5. Составить список основных концертных площадок г. Перми.

6. Посетить концерты вокальных ансамблей.

7. Разработать анкету участника ансамбля (характеристика голоса, уровень музыкального развития и т. п.).

8. Сделать аранжировку песни для вокального ансамбля любого состава по выбору студента (a cappella или в сопровождении фортепиано).

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие «ансамбль». Вида вокальных ансамблей. Структура исполнительских

составов вокальных ансамблей.

2. Традиции вокального ансамблевого музицирования в России.

3. Традиции вокального ансамблевого музицирования за рубежом.

4. Организация работы вокального ансамбля.

5. Репертуар вокального ансамбля.

6. Особенности аранжировки для вокального ансамбля.

7. Особенности ансамблевого пения в сравнении с сольным и хоровым.

8. Развитие вокальных навыков участников ансамбля.

9. Интонационно-слуховое развитие участников ансамбля.

10. Развитие ритмического чувства участников ансамбля.

11. Работа над произведением. Методы разучивание. Работа над строем.

12. Работа над произведением. Работа над тембровым и динамическим балансом,

метроритмическими трудностями.

13. Особенности артикуляции в ансамблевом пении.

14. Особенности работы над произведением с иностранным текстом.

15. Концертные выступления: разновидности, организация, подготовка.

Режиссура концертных выступлений.

16. Навыки сценического поведения. Эстрадное волнение и способы его

преодоления.

Каждый второй вопрос в билете – практическое задание.

3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Петербургские серенады. М., 1970.

2. Избранные русские кантаты XVIII в. Л., 1983.

3. Русские народные песни.

4. Римский- Сто русских народных песен. М., 1945.

5. Народные песни. М., 1977.

6. Хоры без сопровождения. М., 1978.

7. Обработки и переложения для детского хора. М., 1975.

8. Вокальные сочинения. Т. 2, ч. 2. М., 1981.

9. Избранные хоры. М., 1974.

10. Избранные хоры. М., 1972.

11. Дуэты и трио. М., 1972.

12. Собрание вокальных сочинений, т. 7. М., 1973.

3.3.2. Ноты в библиотеке ПГИИК

Ave Maria: вокальный альбом / Сост. Л. П. Абрамова. - М.: Музыка. - 2006. Вып. 5. - 2006. - 135 с.

Анисимов И. Н. Хорошие песни: [песенный сборник] / ред. В. А. Фролкин. - Краснодар: Эоловы струны, 2005 - 30 с.

Аренский А. С. Серенада // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 21–25. - Содержание: Тихо вечер догорает.

Аренский А. С. Угасшим звездам // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 26–30. - Содержание: Долго ль внимать мне мерцание ваше.

Банкьери А. Вилланелла // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 8–9. - Содержание: Три танцовщицы парят, как птицы (Tre vilanelle vezzose e belle).

Бах И. С. Терцет: Из «Кофейной кантаты» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 36–44. - Содержание: Привыкла кошка мышь ловить (Die Katze labt das Mausen nicht).

Бах И. С. Тому, кто к Господу взывает: Из кантаты № 93 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 20–26. - Содержание: Мы просим в трудный час; Er kennt die rechten.

Белласио Ф. Вилланелла// Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 4. - Содержание: Perche fuggi, anima mia.

Бетховен Л. В. О, мой любимый Чарли!: Шотл. песня // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 56–60. - Содержание: O, Charlie is my darling.

Бетховен Л. В. Песня рыбаков: Из цикла «Шотландские песни» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 42–47. - Содержание: Наш челн скользит по глади вод (O swiftly glides the bonny boot).

Бетховен Л. В. Постоянство // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 27–34. - Содержание: Куда б ни вздумалось судьбе меня направить в путь; Tho"cruel fate should bid us fart.

Бородин А. П. Серенада четырех кавалеров // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 3–5. - Содержание: Дрень, дрени... Покуда объята вся улица сном.

Брамс И. Звезды ярко в небе горят: Из цикла «Цыганские песни» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 55. - Содержание: Himmel strahit so helle und klar.

Булахов П. П. Блаженство жизни быть с тобою! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 5–6.

Булахов П. П. Тройка //Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 3–4. - Содержание: Тройка мчится, тройка скачет.

Ванька-Танька: цыганская песня / перелож. А. Даргомыжского // Я - аккомпаниатор: песни и романсы русских композиторов / перелож. А. Даргомыжский. - СПб., 2001. - С. 58–61. - Содержание: В селе малом Ванька жил.

Варламов А. Е. Молодая молодка // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - СПб., 2002. - Тетр. 3. - С. 3.

Варламов А. Е. Пойми меня! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 10–11.

Варламов А. Е. Ты скоро меня позабудешь // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 7–9.

Веки О. Блестят, искрятся волны // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 6. - Содержание: Non mi stornir piel cao

Вилланелла / Муз. Аноним (Италия, II пол. XVI d/) || Pfhe, t;yfz vepsrf^ ghjbpdtltybz a cappella/ - CG,/? 1998/ - Dsg/ 1/ - C/ 3/ - Cjlth;fybt^ La violetta che in su l’erbetta.

Гайдн Й. Как мощь гранитных скал // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 45–50. - Содержание: Ein einzig zig boses.

Глинка М. Баркарола: из цикла «Прощание с Петербургом» / Перелож. Ф. Стелловского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 31–35. - Содержание: Уснули голубые.

Глинка М. Жаворонок: из цикла «Прощание с Петербургом» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 36–39. - Содержание: Между небом и землей.

Гречанинов А. Гавань спокойная // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 38–41. - Содержание: Звон. Гул.

Гречанинов А. Мертвые корабли // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 31–37. - Содержание: Между льдов затерты спят в тиши морей.

Гурилев А. Вьется ласточка сизокрылая / Обраб. В. Соколова // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 12–13.

Даргомыжский А. Ворон к ворону летит: Из Цикла «Петербургские серенады» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 12–13.

Где наша роза?: Из цикла «Петербургские серенады» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 9–11.

Минувших дней очарованье // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 40–44.

Дунаевский И. Дорогие мои москвичи: (Затихает Москва) // Сиреневый туман. - СПб., 2002. - С. 187–189.

Левитин Ю. И продолжение следует: Из т/ф «Такая короткая долгая жизнь» // Песни радио и кино. - М., 1975. - Вып. 211. - С. 6–7. - Содержание: От всех других украдкою.

Легко на сердце...: популярная музыка для вокального ансамбля / перелож. В. Ровнера. - СПб.: Нота, 2005. - 52 с. - (Искусство вокала).

Лист Ф. О, море в час ночной! // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 42–44. - Содержание: O Meer im Abendstrahl.

Лукиных Г. Музыка для сердца: песни, романсы, произведения для вокального ансамбля / Г. Лукиных; сл. А. Плещеева, А. Фета и др.; Кантус-квартет. - Пермь: Реал, 2002. - 70 с.

Малер Г. Септет: Из Восьмой симфонии / Г. Малер / Перелож. А. Скульского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 58–60. - Содержание: Imple superna gratia.

Мелли Д. М. Пастораль // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 7. - Содержание: В полдень милая пастушка задремала (La mia dolce pastorella e si bella).

Мендельсон Ф. Песня: Из музыке к драме В. Гюго «Рюи Блаз» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 35–36. - Содержание: Не нужно мне тех песен; Wozu der Voglein Chore.

Мендельсон Ф. Хотел бы единое слово // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 31–34. - Содержание: Ich wollt" meine Lieb

Монтеверди К. Канцонетта // Зарубежная музыка. - СПб., 1998. - Вып. 1: Хоры a cappella. - С. 9. - Содержание: Son que sti i crespi nie.

Моцарт В. А. О, страшный час разлуки: Ноктюрн // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 51–55. - Содержание: Ecco quel fiero istante.

Нанини Дж. Канцонетта // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 10–11. - Содержание: U no spirtocele Le stun vivo sole

Никитин С. Александра: из к/ф «Москва слезам не верит» // Музыка в школе. - М., 2005. - Вып. 4. - С. 39–42. - Содержание: Не сразу все устроилось.

Окно в природу: хоры а капелла из репертуара ансамбля «Красная гвоздика» / Сост. В. Удовицкий. - М.: Музыка, 1997. - 39 с.

Орф К. Секстет: Из кантаты «Кармина Бурана» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 56–57. - Содержание: Si puer cum puellula.

Паулс Р. Вернисаж // Сиреневый туман. - СПб., 2002. - С. 350–351.; Наедине со всеми. - М., 1989. - С. 166–169. - Содержание: На вернисаже как-то раз

Паулс Р. Еще не вечер // Сиреневый туман. - СПб., 2002. - С. 362–363.; Наедине со всеми. - М., 1989. - С. 159–162.

Пахмутова А. Белоруссия // Хит-2003 / Песняры-группа; лирик Н. Добронравов. - М., 2004. - Ч. 2. - С. 113–120. - Содержание: Белый аист летит, над белесым Полесьем летит.

Поем и танцуем: [сб.] / . - М.: Музыка. - 1965 Вып. 7: Песни для голоса или вокального квартета: в сопровождении фортепиано / муз. Е. Крылатова и др. - 1968. - 27 с.

Праздничная песнь / Муз. Анонима (14–15 вв.) // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 11. - Содержание: Make we joy in this fest in quo Chistus natus est.

Прокофьев С. Всякой на свете женится // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 58–62.

Прокофьев С. Московская славная путь-дороженька // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 54–57.

Рубинштейн А. Пела, пела, пташечка // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 45–48.

Русская музыка: ансамбли без сопровождения и с сопровождением / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. - СПб.: Композитор, 1999. - 44 с. - (Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио; вып. 4).

Сивухин Л. Поклон: избранные хоровые произведения / Л. Сивухин. - Нижний Новгород, 2003. - 86 с.

Сото Ф. Лауда // Зарубежная музыка: произведения a cappella. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 1–5. - Содержание: Nel L"apa rir del sempiter no sole

Стравинский И. Дуэт Иокасты и Эдипа: Из оратории «Царь Эдип» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 45–50. - Содержание: Oracula mentintur.

Стравинский И. Дуэт пастуха и вестника: Из оратории «Царь Эдип» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 51–53. - Содержание: In monte reppertus est. - на англ. яз.

Танеев С. Как нежишь ты, серебряная ночь. Соч. 18 № 1 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 15–19.

Ты взойди, взойди, солнце красное: Русская народная песня / Обраб. М. Мусоргского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 6–7.

У ворот, ворот батюшкиных: Русская народная песня / Обраб. М. Мусоргского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 8.

Фрадкин М. Березы: Из к/ф «Первый день мира» // Песни нашего кино. 30-60 годы. - СПб., 2001. - С. 124-125.; Песни из кинофильмов. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 6. - Содержание: Я трогаю русые косы.

Хиты Бродвея: 89 мюзиклов: в 12 вып.: для пения с фп. или гитарой. - СПб.: Нота. - 2004 Вып. 8 / лирик Р. Стилджо; лирик О. Хаммерстайн; лирик Р. Райт; лирик Дж. Форрест. - 39 с.

Хренников Т. Песня верных друзей: «Шел ли дальней стороною»: из к/ф «Верные друзья»: для вокал. анс. // Музыкальная жизнь. - 2007. - № 10.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. муз. уч. заведения: Для пения в сопровожд. фп. В 4-х тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 2. - 75 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. муз. учеб. заведения: Для пения в сопровождении фп.: в 4 тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 1. - 62 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. музыкальные учебные заведения: Для пения в сопровождении фп. В 4‑х тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 3. - 66 с.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Ср. и высш. музыкальные учебные заведения: Для пения в сопровождении фп. В 4‑х тетр. / Сост. А. М. Скульский. - М.: Музыка. - 2002. - Тетр. 4: сборник. - 64 с.

Чайковский П. Дуэт Прилепы и Миловзора: из оперы «Пиковая дама» / П. Чайковский // Ильин В. Произведения русских и зарубежных композиторов в переложении для женского хора. - Краснодар, 2004. - С. 48–53. - Содержание: Мой миленький дружок.

Чайковский П. Ночь / П. Чайковский / Сл. П. Чайковского // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 4. - С. 10–20. - Содержание: О, что за ночь!

Чайковский П. Рассвет: соч. 46 № 2 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 49–56. - Содержание: Занялася заря.

Чайковский П. Слезы: соч. 46 № 3 // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 1. - С. 57–61. - Содержание: Слезы людские.

Чайковский П. Уж вечер: дуэт Лизы и Полины: из оперы «Пиковая дама» // Музыка в школе. - М., 2005. - Вып. 3. - С. 42–45.

Шебалин В. Гусар: Из музыке к драме «Маскарад» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 63–64. - Содержание: Гусар! Ты весел и беспечен.

Шебалин В. Романс: Из музыке к пьесе Н. Чернышевского «Мастерица варить кашу» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 65–67. - Содержание: Наш союз святой и вольный.

Шереметев Б. Я вас любил // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 14–17.

Шостакович Д. Песня о Встречном: из к/ф «Встречный» // Песни нашего кино. 30-60 годы. - СПб., 2001. - С. 3–5; Наедине со всеми. - М., 1989. - С. 24–27. - Содержание: Нас утро встречает прохладой.

Шостакович Д. Счастье: Из цикла «Из еврейской народной поэзии» // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 3. - С. 61–66. - Содержание: Я мужа смело под руку взяла.

Шуман Р. Лотос // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 37–39. - Содержание: Смущен пугливый лотос; Die Lotos blume angstigt.

Шуман Р. Праздник весны чудесен // Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. - М., 2002. - Тетр. 2. - С. 40–41. - Содержание: Schon ist das Fest des Lenzes.

3.3.3. Примерный репертуарный список

Народные песни

Трио и квартеты для женского состава

«Ох, я селезня любила», музыка и слова народные

Русские народные песни в обработке А. Лядова:

«Ты не стой, колодец»

«Колыбельная»

«А кто у нас моден?»

«Во лузях»

«Ты река ли, моя реченька»

«Ах, ты степь широкая», обработка О. Галахова

«Барыня», обработка А. Новикова

«Звонили звоны в Новгороде», обработка А. Заборонка

«Вечерний звон», обработка В. Соколова

«А я по лугу», обработка А. Кулыгина

Две русские народные песни в обработке М. Котогарова:

«Ты, река, моя реченька»

«Я с комариком плясала»

Русская народная песня «Дороженька», обработка А. Свешникова

Финская народная песня «Зеленые глаза»

«Лен-леночек», обработка Н. Шереметьевой

«Посмотрите-ка, добрые люди», обработка Н. Римского-Корсакова

«Колыбельная», обработка Р. Щедрина

«Чоботы», обработка С. Рахманинова

Польская народная песня «Плыли утки», обработка А. Тармаковского

Латышская народная песня «В Риге звон»

Украинская народная песня «Веснянка», обработка Н. Лысенко

Неаполитанская народная песня «На лодке», обработка А. Свешникова

Английская народная песня «С тобой вдвоем», обработка неизвестного автора XIX в.

Хорватская народная песня «Тамбурица», обработка С. Полонского

Лакская народная песня «Милый мой», обработка Ш. Чалаева

«Медовые колокольчики»

«Словно ожерелье с изумрудом»

«Веснянка»

«Первый снег»

«Зимние узоры»

«Красавица на качелях»

«В небе тают облака»

«Тиха украинская ночь»

«Из вудберийской тетради»:

«Ах, зима настала»

«Киска-мурыска»

«Зеленый камзол»

«Урок танцев»

«Мой маленький орешник»

Квартеты для смешанного состава

«Видит лань в воде»

«Призрачная луна»

«Благослови Господь, Россию»

«Колядка»

«Сольфеджио»

«Шесть песен»:

«Лебедь»

«Если все проходит»

«Фруктовый сад»

«Тихая река»

3.3.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Специализированный класс;

Письменные столы, стулья;

Рояль, фортепиано;

Дирижерский пульт;

Метроном;

Магнитофон;

CD и MP3 центр.

Методы вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением детей.

Способы обучения и приёмы, с помощью которых педагог даёт учащимся навыки и знания вокально-хорового образования являются результатом многолетнего опыта.

На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются.

Основными методическими принципами постановки голоса являются:

Выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»).На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие; - постановка дыхания с опорой на диафрагму, в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания;
- мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);
- формирование внутреннего слуха, чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).

Конечная цель обучения – добиться, чтобы ученики пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.

В задачу педагога входит и исправление певческих дефектов звукообразования: горлового звука, носового звука, «белого» звука и так далее. От верно поставленных примарных звуков и создаётся дальнейшая линия звучания.

Когда мы выровняли примарные звуки диапазона, то начинаем дальше укреплять звуки низкого регистра, то есть фундамент голоса и опору для высоких нот.

Детские голоса отличаются от взрослых полётностью и звонкостью; самые летящие гласные: «и» , «э» ; самое маленькое количество обертонов у гласных: «о» , «у» ; гласная «а» - промежуточная.
У каждого типа детского голоса есть наилучшие зоны звучания:
Дисканты - «си» Iой - «ми» II ой октавы
Сопрано – «ре» Iой – «ля» I ой октавы
Альты – «фа» малой – «до» Iой октавы.

Одни дети сразу же проявляют склонность к использованию грудного регистра, другие – фальцетного. Переходные звуки в голосе детей могут быть ярко выражены или оставаться незаметными.

Хоровая работа с самого начала ведётся так, чтобы использовать пение по группам, по регистровой природе (хоровые партии).

В методике первоначального обучения, чтобы дети не утомлялись при разучивании, можно использовать фальцетный тип голосообразования, но дальнейшее выключение из работы грудного и смешанного звучания будет тормозить развитие детских голосов.

Фонетический метод – это способ настройки голосов на определённое тембровое звучание.

В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру звуковедения и артикуляции.

Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции. При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «выглаживанием» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.

Достижение звонкости и близости вокальной позиции тоже зависит от артикуляции: ощущения верхней губы, ноздрей, пения с закрытым ртом на «м». Данный фонетический метод полезен при вокализации мелодии и работы над кантиленой при разучивании песен.

Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро, «спрессовано» между гласными,чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции.

Большое применение в работе с детьми получил иллюстративный метод, то есть показ музыкального материала голосом учителя. Дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ песни должен сопровождаться объяснением характера звучания в исполняемых произведениях.

Метод сравнения нужен, чтобы учащиеся слышали недостатки своего пения. Полезно использовать записи с прослушиванием выступлений учащихся и их подробно анализировать, разбирать все неточности исполнения. Разные методы вокальной работы с детьми обычно дополняют друг друга и их надо умело сочетать.

Своя методическая система существует и в распеваниях, упражнениях для разогрева голоса, настраивания его к работе. Распевания тоже развивают вокальные навыки и выразительное звучание голосов.

Первой, начальной целью распевания является активация смыкания голосовых связок.(см. упражнения №1, №6.) Для этого используется staccato на гласных: «у» , «о» , «а» , при котором возникает естественное смыкание связок, затем переносимое на leqato . Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и становится основой для правильного звукообразования. Перед началом работы дети внимательно изучают правила пения, специально написанные для малышей и для старшей группы.(см. приложение)

Работа над динамикой тоже ведётся в распеваниях с самого начала, с использованием средней силы звука, затем piano и forte. Дальше разрабатывается подвижность голоса от умеренного к быстрому темпу, затем агогические нюансы, затем идёт работа над гармоническим строем (двух-трёхголосием)
В результате первых годов обучения учащиеся должны уметь:

Правильно применять певческую установку и пользоваться дыханием с ощущением опоры.
- Правильно формировать гласные, выравнивать их звучание и чётко произносить согласные.
-Следить за чистотой интонации, не форсировать звук.
- Научиться слышать и интонировать двухголосие.

Целью вокально-хоровых упражнений является выработка умений, позволяющих владеть певческим голосом.

Это комплекс методов и приёмов, относящихся к звукообразованию, дыханию, артикуляции,дикции и выразительности пения.

  • SWOT-анализ и методика его использования. Стратегический анализ, PEST-анализ, SNW-анализ в менеджменте.
  • Алгебраический материал в курсе математики начальной школы и методика его изучения.
  • Амортизация основных фондов, методика расчета амортизационных отчислений.
  • МЕТОДИКА РАБОТЫ

    ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

    Разработана преподавателем МГКИ

    ПЕТРОВИЧ А.Н.

    Курс "Методика работы с эстрадным вокальным ансамблем» изучается на II – III курсах в объёме 58 часов (40 – II, 18 – на III) в соответствии с типовым учебным планом. Занятия лабораторно-практические. На III курсе экзамен.

    Данный курс включает в себя три основных раздела: «Методика организации эстрадного вокального коллектива», «Вокальный эстрадный ансамбль», «Методика работы с эстрадно-вокальным коллективом».

    Цель курса – воспитание организационных и профессиональных качеств личности руководителя эстрадного вокального коллектива.

    Задачи курса:

    · приобретение теоретических знаний в области эстрадного вокального

    · искусства;

    · изучение основных приемов и принципов работы с вокальным ансамблем;

    · исследование различных приемов достижения ансамблевой звучности;

    · определение необходимых вокально-хоровых средств для выявления художественных результатов при работе с эстрадно-вокальным коллективом;

    · овладение элементами хоровой звучности (ансамбль, строи), а также теоретическими знаниями о пении а сарреllа, многоголосии;

    · развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Введение в предмет

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива (ЭВК) 11

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база. 2

    1.2. Методы и приемы прослушивания. 3

    1.3. Система занятий. Планирование работы. 3

    1.4. Музыкально-образовательная работа. 3

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль 10

    2.2.Основные типы и виды вокальных ансамблей. Бэк-вокал. 2

    2.3. Специфика звукообразования различных певческих манер. 1

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков. 1

    Контрольная работа 1

    Раздел 3. Методика работы с вокальным эстрадным ансамблем 36

    3.1. Специфика вокальной работы в зависимости от состава вокального коллектива. 3

    3.2. Дикция. 3

    3.3. Строй. 3

    3.4. Ансамбль. 3

    3.5. Средства художественной выразительности. 3

    3.6. Основные репетиционные приемы работы. 3



    3.7. Распевание и вокальные упражнения. 3

    3.8. Подбор репертуара и специфика его разучивания. 4

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом. 3

    3.10. Организация концертно-исполнительской деятельности. 3

    3.11. Требования к солисту ансамбля. 1

    Контрольная работа 1

    Введение в предмет

    Личность руководителя как педагога, организатора и просветителя. Необходимые данные для овладения профессией.

    Необходимые психологические качества руководителя как организатора, педагога, просветителя: воля, быстрота реакции, ответственность, самообладание и т.д.

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база.

    Организационные основы работы вокального ансамбля. Руководитель – квалифицированный специалист, обладающий достаточной эрудицией, с доброжелательным отношением к людям. Его задачи – создание коллектива,

    организация учебно-воспитательного процесса, репетиционной и исполнительской деятельности.



    Комплектование коллектива. Первоначальный организационный период. Материальная база.

    1.2. Методы и приемы прослушивания.

    1.3. Система занятий. Планирование работы.

    Организация репетиционного процесса. Периодичность продолжительность репетиций. Самоуправление. Формы проведения занятий

    1.4. Музыкально-образовательная работа.

    Вокальный класс. Занятия по музыкальной грамоте, система овладения ею тесная связь с репетитором.

    Повышение уровня музыкальной культуры исполнителей. Развитие творческой инициативы участников. Организация встреч с композиторами, художниками, посещение театров, концертов и т.д.

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль

    2.2. Основные типы и виды вокальных ансамблей.

    Однородный, смешанный. Их состав, диапазон, вокальные, технические и художественные возможности. Виды вокальных ансамблей по составу голосов.

    2.3.Специфика звукообразования различных певческих манер.

    Особенности звукообразования эстрадной, народной и академической

    манер. Их различие, сходства. Типичные недостатки и методы их устранения.

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков.

    Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа над развитием голоса, чувства ритма, гармонического слуха.

    Контрольная работа.

    Итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра. Выставление

    текущей оценки.

    Раздел 3. Методика работы с вокальными эстрадными ансамблями

    3.1. Специфика работы с различными в зависимости от состава вокально-эстрадными коллективами.

    Женская вокальная группа. Смешанная вокальная группа. Бэк-вокал. Особенности работы.

    3.2. Дикция.

    Вокальное искусство как синтез слова и музыки. Отличие певческой дикции от разговорной. Гласные и согласные звуки, работа над ними. Взаимосвязь дикции со средствами художественной выразительности.

    3.3. Строй.

    Понятие «строй» в музыке. Строй как главный элемент хорового звучания. Виды строя: мелодический и гармонический, их закономерности. Настройка, ее значение и методы. Строй в произведениях с сопровождением а сарреllа.

    3.4. Ансамбль.

    Хоровой ансамбль, его технические возможности. Зависимость от количественного состава партий и силы их звучания. Частный и общий ансамбль.

    3.5. Средства художественной выразительности.

    Мелодия. Отличие мелодической интонации от мелодической линии Ритм его ведущая роль в музыке.

    Понятие «метр» и «размер». Простые и сложные размеры. Темп, агогика, фермата. Динамика и нюансировка. Основные динамические обозначения и группы.

    3.6. Основные репетиционные приемы работы.

    Показ нового произведения и короткий рассказ об его авторах, идеи, содержании, особенностях исполнения. Разучивание произведения: показ, выучивание отдельных партий, работа над дикцией, общехоровой звучностью. Работа над деталями.

    3.7. Распевание и вокальные упражнения. Роль распевания в вокальной
    работе.

    3.8. Репертуар. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс.

    Критерии отбора репертуара. Соответствие произведения профессиональной подготовке ансамбля. Художественные качества произведения. Учет возрастных особенностей певцов. Произведения а сарреllа и с сопровождением. Источники репертуара.

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом.

    Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле. Участие в ансамбле певцов-мальчиков и работа с ними.

    3.10. Концертно-исполнительская деятельность.

    Организация концертной деятельности, ее планирование. Типы и виды исполнительской деятельности. Составление концертных программ в зависимости от типа концерта, аудитории, рекламы концерта, психологического состояния певцов, руководителя. Освоение приемов пластического выражения песни, приемов хореографии. Навыки сценической речи, образного мышления. Анализ недостатков, допущенных в концерте.

    3.11. Требования к солисту ансамбля.

    Вокально-исполнительская техника (умение свободно владеть голосовыми

    данными, хорошая дикция, умение филировать звук, высокая музыкальная

    грамотность и т. д.).

    Развитие слуха – одна из существенных предпосылок в достижении вокально-ансамблевой техники. Внешний и внутренний слух. Понятие вокально-ансамблевой техники, ее отличие от вокальной. Гармонический слух, развитое чувство ритма и хорошая дикция – существенно важные моменты вокально-ансамблевой техники.

    Контрольная работа.

    Подводятся итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра, выводится текущая оценка.

    Методика – система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.

    Метод – (греч. methodos – путь к чемулибо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

    Раздел I. Методика организации эстрадного вокального коллектива.

    Вокальные упражнения и распевки

    В работе с коллективом народного пения

    для руководителей коллективов народного пения

    г. Ростов-на-Дону

    Введение ……………………….………..…..…………..…….….…… 4

    1. Распевание и упражнение ……………...………….…………… 5

    2. Распевка на уроке вокала …………………..….….…...….…..…. 6

    3. Вокальные упражнения ……………………………..………….. 22

    4. Подбор вокальных упражнений для коллектива …………..…. 22

    5. Особенности работы с коллективом народного пения..……… 24

    6. Вокально-хоровые упражнения для коллектива народного

    пения ….………..…..…………..…….….……..…….….………..… 29

    Заключение ……………………………………………….…………… 45

    Список использованной литературы.…………….…..…….…..…… 46

    Введение

    Искусство народного пения включает комплекс теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы обучить участников коллективов народному пению, развить их вокальные данные, научить преодолевать трудности в исполнении песен, обязательно систематическое вокальное воспитание, цель которого – постепенное развитие и включение в работу мышц, участвующих в пении. Эти навыки необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса.

    Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс включает в себя:

    1. дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное;

    2. специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных в народном пении, в диалектах и говорах;

    3. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают чистоту интонации.

    Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения, распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.

    Учебно-тренировочный комплекс упражнений подбирается для каждого участника в зависимости от развития голоса и владения навыками пения в народной манере. При распевках необходимо неукоснительное соблюдение педагогического метода постепенных нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от простого к сложному.

    Упражнения дыхательной гимнастики, речевые, дикционные упражнения можно найти в различных учебных и методических пособиях. Они подходят в качестве тренинга для любого вида пения: академического, эстрадного или народного.

    В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.

    Распевание и упражнение

    Занятия вокалом немыслимы без вокальных упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с этим утверждением. Развитие вокальных навыков – это определённый набор вокальных упражнений, исполненных определённое количество раз конкретным исполнителем (вокалистом). Как сам набор упражнений, так и количество исполняемых раз может быть совершенно различным для разных людей. Но, в любом случае, вокальное упражнение – главный инструмент вокалиста.

    Вокальным называется только такое упражнение, при исполнении которого происходит фонация, то есть вокалист поёт. Не все упражнения, которые применяются для развития голоса, вокальные. Есть и другие: дыхательные, артикуляционные, дикционные. Под упражнениями понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, т.е. действий, которые автоматически протекают в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это осваивается и закрепляется, прежде всего, на упражнениях. Действительно, принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.

    Упражнения, которые построены на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, вырабатывая стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет её не задумываясь, автоматически верно. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения её к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата.

    Распевание (разогревание) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведёт к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению негативных навыков.

    Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за её выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.

    Распевка на уроке вокала

    Важным звеном в работе с коллективом народного пения является распевание. Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Без распевки можно не попасть с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки посередине вокального упражнения или песни может перехватить горло и нужно будет откашляться и т.д.

    Первые распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. Вокалисты должны разминаться на «середине» своего диапазона, чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо делать упражнения-распевки на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука, разминаются язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

    Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания, и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

    Третья часть распевок на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Такие распевки даются на продвинутом уровне обучения вокалу (на начальном уровне все упражнения делаются на кантиленном, то есть плавном, голосоведении).

    Распевки в движении – соединение пения и движения – это очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

    Распевка занимает большую часть урока вокала. На начальном и среднем уровне обучения – 30-40 минут. Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время на уроках вокала отдаётся работе над репертуаром.

    Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как некоторые смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара. На самом же деле распевание – это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников вокального коллектива.

    Распевка – это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном для певца диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

    Распевание может проводиться одновременно со всем коллективом, по группам (женская, мужская), по партиям. Распевание, проводимое со всем коллективом, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам. В процессе распевания, исполнители не только разогревают голосовой аппарат, они совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приёмов и навыков.

    Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой вокальной партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

    Подготовленные упражнения для распевания должны не только разогреть голосовой аппарат, подготовить его к работе, но и привить определённые навыки народного вокально-хорового исполнительства, искоренить имеющиеся недостатки. Каждое распевание должно иметь определённую цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу от простого к сложному, от узкообъёмных звукорядов к более широким. Распевания лучше подбирать не длинные и легко запоминающиеся. Это могут быть мотивы из изучаемых произведений или незнакомые исполнителям попевки. Нет смысла менять их к каждому занятию.

    Общераспространённое название вокального упражнения – распевка. Так сложилось, но это не совсем правильно. Распевка служит для приведения в готовность, разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы.

    Это достигается исполнением нескольких вокальных упражнений (перед выступлением, например), но эти упражнения исполнителю хорошо знакомы, привычны, и ни о каких выработках вокальных навыков речь не идёт. Используются самые хорошо знакомые и действенные (для данного вокалиста, коллектива) упражнения.

    Любой вокалист имеет в своём распоряжении несколько любимых распевок и пользуется ими постоянно. Таким образом, понятия «распевка» и «вокальное упражнение» – не совсем тождественны, хотя и близки.

    По мере освоения вокальной техники упражнения, которые в начале для вокалиста были сложными, трудными и требовали определённых усилий при исполнении, постепенно превращаются в знакомые, удобные. Так из упражнения получается распевка, и одно и то же упражнение из разряда тренировочного (в период освоения) переходит в разряд разминочного.

    Ниже приводится учебный материал, который включает ряд распевок для коллектива народного пения и рекомендации по их использованию. Распевки выполняются со сдвигом по полутонам вверх и вниз.

    1. «Андрей-воробей»

    Упражнения на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

    2. «Чеботуха» (см. комментарий к упр. 1)

    3. «Долина» (см. комментарий к упр. 1)

    4. «Рыл колодец»

    Петь в темпе, переносить согласные с конца слога к следующему слогу.

    5. «Уж как шла лиса»

    6. «Пойду, пойду, да я молоденька»

    Не спешить, хотя и в темпе. Можно петь со «спадом» в конце, можно добавлять бурдон.

    7. «Ах, ты, совушка-сова»

    Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, не спешить, но петь в темпе. Можно добавлять бурдон.

    8. «Пошёл кот»

    9. «У меня квашня»

    Петь сердито, с напором.

    10. «На мели»

    Следить за тем, чтобы «И » приблизилось «Е ». Чисто интонировать терцовый звук.

    11. «Трава зелена»

    Петь кварту, не «выталкивая» звук.

    12. «Зайка на речке»

    13. «Лебедин»

    14. «Плыла лебедь» (см. комментарий к № 13)

    15. «Ульянушка» (см. комментарий к № 13)

    16. «Соловей»

    Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

    Вариант 1Вариант 2

    17. «Вылетала лебедь белая»

    Следить за тем, чтобы «А » формировалась по принципу предыдущей «Е ». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

    18. «Лебедь серая»

    Петь в единой манере: близко, высоко, «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса вверх, помогает тренировать удержание, развивает продолжительность дыхания. Его желательно петь на одном дыхании. Если поначалу не хватает, то можно дыхание «перехватить».

    19. «Ясен то ли сокол»

    20. «Не полынно»

    Упражнение решает проблему переходных звуков.

    Не пол-ын-но ты, мо- ё по-лю- шко…

    Распевки для хора




    4

    9

    Вокальные упражнения

    Наиболее простой вид музыкального искусства, с которым приходится сталкиваться вокалистам, особенно начинающим учиться петь, – это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцам на протяжении всей их творческой жизни. Каждому певцу необходимо ежедневно уделять хоть небольшое количество времени упражнениям. Необходимо, чтобы вокальные упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

    Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

    Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков. При работе над распеванием нужно обращать внимание на правильное дыхание, звукообразование, на сохранение высокой позиции, хорошей дикции, избегать громкого «форсированного» пения.

    Подбор вокальных упражнений для коллектива

    Руководитель вокального коллектива должен уметь подобрать для конкретного состава и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно является частью очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению, то имеет большое значение объём выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость вокалистов отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряжённое распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка во время распевания может утомить вокалистов и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

    Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации работы с вокальным коллективом. Невозможно пересчитать все вокальные упражнения, придуманные вокальными педагогами. Их слишком много. В своей практике каждый преподаватель вокала использует ограниченный набор, поскольку нет никакого смысла пытаться применить всё, что изобретено за века. Тем не менее, большинство известных и популярных (потому что действенных, эффективных) вокальных методик используют преимущественно небольшое количество одинаковых упражнений.

    Подавляющее большинство вокальных упражнений построено из секвенций. Что касается вокального упражнения, то секвенции, как правило, отличаются друг от друга на полтона.

    Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь идёт о приобретении мышцами соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе в голосе будет фальшь, пестрота тембра, перенапряжение и усталость.

    Полтона в европейской музыке – наименьший музыкальный интервал. Он называется малой секундой. Естественно, малая секунда является для вокалиста минимальной порцией увеличения нагрузки.

    Сама секвенция в вокальном упражнении может состоять из звуков, расположенных в достаточно большой тесситуре: в октаву, даже в полторы. Нужно обратить внимание, что секвенция – это небольшой «кусочек» некой мелодии, которую нельзя рвать на части.

    Если данная мелодия трудна для исполнения вокалисту, это говорит о том, что ему пока рано использовать данное упражнение как инструмент для развития собственного голоса.

    Таким образом, начиная работать над новым упражнением, необходимо очень хорошо выучить одну секвенцию (как мелодию – в песне). Часто вокалисты, желая быстрее достигнуть результатов, пытаются петь вокальное упражнение на всём доступном им диапазоне, не запомнив хорошо его мелодии. Такая работа не приносит пользы.

    Разучивать любое вокальное произведение (а упражнение это тоже вокальное произведение) следует в небыстром темпе. Необходимо запомнить все нюансы мелодии, набор определённых гласных, точки перехода от одной гласной к другой.

    Большинство методик обучения вокальным навыкам имеют в своём составе небольшое количество вокальных упражнений, но их вполне достаточно. Это связано с тем, что каждое вокальное упражнение – мультизадачное. Исполняя любое упражнение, вокалист вырабатывает и тренирует сразу несколько навыков. Соответственно, исполняя одно и то же упражнение в разное время, можно обращать особое внимание на разные аспекты, то есть, иными словами, использовать один и тот же инструмент для разных работ.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. с нарушениями речи включает серии специальных лингвистических упражнений, которые различаются для больных с разными психическими расстройствами