Первая азбука на руси. Славянская азбука

Современный русский язык основан на старославянском, который, в свою очередь, раньше использовался как для письменности, так и для речи. До наших дней сохранилось множество свитков и росписей.

Культура Древней Руси: письменность

Множество ученых утверждают, что до девятого века не было никакой письменности и в помине. Это значит, что во времена Киевской Руси письменности не существовало как таковой.

Однако данное предположение является ошибочным, ведь если взглянуть на историю других развитых стран и государств, можно увидеть, что у каждого сильного государства существовала своя письменность. Поскольку также входила в ряд довольно-таки сильных стран, то и письменность так же была для Руси необходима.

Другой группой ученых-исследователей было доказано, что письменность была, и такой вывод был подкреплен рядом исторических документов и фактов: Храбр писал сказания «О письменах». Также «в Житиях Мефодия и Константина» упоминается о наличии у восточных славян письменности. В качестве доказательства еще приводят записи Ибн Фадлана.

Так когда появилась письменность на Руси? Ответ на этот вопрос до сих пор является спорным. Но основным аргументом для общества, подтверждающим возникновение письменности на Руси, являются договоры между Русью и Византией, которые были написаны в 911 и 945 годах.

Кирилл и Мефодий: огромный вклад в славянскую письменность

Вклад славянских просветителей неоценим. Именно с началом их работы, у появился свой алфавит, который был гораздо проще по своему произношению и написанию, чем прежний вариант языка.

Известно, что просветители со своими учениками не проповедовали у восточнославянских народов, однако исследователи говорят о том, что, возможно, Мефодий и Кирилл ставили перед собой такую цель. Приобщение к своим взглядам позволило бы не только расширить круг своих интересов, но и упростило бы внедрение в восточнославянскую культуру упрощенного языка.

В десятом веке книги и жития великих просветителей попали на территорию Руси, где стали пользоваться настоящим успехом. Именно этому моменту исследователи приписывают возникновение письменности на Руси, славянской азбуки.

Русь с момента появления своей языковой азбуки

Несмотря на все эти факты, некоторые исследователи пытаются доказать то, что азбука просветителей появилась еще во времена Киевской Руси, то есть еще до крещения, когда Русь была языческой землей. Несмотря на то, что большая часть исторических документов написана кириллицей, есть бумаги, которые содержат в себе информацию, написанную глаголицей. Исследователи говорят о том, что, вероятно, глаголица так же использовалась в Древней Руси именно в период девятого-десятого веков - до принятия Русью христианства.

Совсем недавно это предположение было доказано. Учеными-исследователями был найден документ, который содержал в себе записи некого попа Упиря. В свою очередь, Упирь писал о том, что в 1044 году на Руси использовалась глаголица, однако славянский народ воспринимал ее как труд просветителя Кирилла и стал называть «кириллицей».

Трудно сказать, насколько сильно отличалась в то время культура Древней Руси. Возникновение письменности на Руси, как принято считать, началось именно с момента широкого распространения книг просветителей, несмотря на факты, говорящие о том, что письменность была важным элементом для языческой Руси.

Быстрое развитие славянской письменности: крещение языческой земли

Быстрый темп развития письменности восточнославянских народов начался после крещения Руси, когда появилась письменность на Руси. В 988 году, когда князь Владимир принял христианство на Руси, детей, которые считались социальной элитой, стали обучать по буквенным книгам. Именно в это же время появляются церковные книги в письменном виде, надписи на цилиндровых замках, также присутствовали письменные выражения, которые кузнецы выбивали по заказу, на мечах. На княжеских печатях появляются тексты.

Также, важно отметить, что существуют легенды о монетах с надписями, которые использовали князья Владимир, Святополк и Ярослав.

А 1030 года широкое использование приобретают берестяные грамоты.

Первые письменные записи: берестяные грамоты и книги

Первыми письменными записями стали записи на берестяных грамотах. Подобная грамота представляет собой письменную запись на небольшом фрагменте березовой коры.

Уникальность их в том, что на сегодняшний день они отлично сохранились. Для исследователей такая находка имеет очень большое значение: кроме того, что благодаря этим грамотам можно узнать особенности славянского языка, письмена на березовой коре способны рассказать о важных событиях, которые происходили в период одиннадцатого-пятнадцатого веков. Подобные записи стали важным элементом для изучения истории Древней Руси.

Кроме славянской культуры, берестяные грамоты использовались и среди культур других стран.

На данный момент в архивах множество берестяных документов, авторами которых являются старообрядцы. Кроме этого, с появлением берестовой «бумаги», люди научили расслаивать березовую кору. Это открытие было толчком для написания книг на Славянская письменность на Руси стала все больше развиваться.

Находка для исследователей и историков

Первые письмена, сделанные на берестовой бумаге, которые были найдены в России, находились в городе Великий Новгород. Все, кто изучал историю, знают, что этот город имел немаловажное значение для развития Руси.

Новый этап в развитии письменности: перевод как главное достижение

Огромное влияние на письменность на Руси оказали южные славяне.

При князе Владимире на Руси стали переводить книги и документы с южнославянского языка. А при князе Ярославе Мудром стал развиваться литературный язык, благодаря которому появился такой литературный жанр, как церковная литература.

Огромное значение для древнерусского языка имело умение переводить тексты с иностранных языков. Первыми переводами (книг), которые приходили с западноевропейской стороны, стали переводы с греческого. Именно греческий язык во многом изменил культуру русского языка. Многие заимствованные слова все больше и больше использовались в литературных произведениях, даже в тех же церковных писаниях.

Именно на этом этапе стала меняться культура Руси, письменность которой все больше усложнялась.

Реформы Петра Великого: на пути к простому языку

С приходом Петра I, который реформировал все структуры русского народа, даже в культуру языка были внесены существенные поправки. Появление письменности на Руси в древности сразу усложнило и без того сложный В 1708 году Петр Великий ввел так называемый «гражданский шрифт». Уже в 1710 году Петр Первый лично пересмотрел каждую букву русского языка, после чего была создана новая азбука. Азбука отличалась своей упрощенностью и удобством в использовании. Российский правитель хотел упростить русский язык. Многие буквы были просто исключены из алфавита, за счет чего упростилась не только разговорная речь, но и письменная.

Существенные изменения в 18 веке: введение новых символов

Главным изменением в этот период стало введение такой буквы, как «и краткое». Данная буква была введена в 1735 году. Уже в 1797 Карамзин использовал новый знак для обозначения звука «йо».

Уже к концу 18 века буква «ять» потеряла свое значение, потому как ее звучание совпало со звучанием «э». Именно в это время букву «ять» перестали использовать. Вскоре она так же перестала быть частью русского алфавита.

Последний этап развития русского языка: небольшие изменения

Заключительной реформой, которая изменила письменность на Руси, стала реформа 1917 года, которая продолжалась вплоть до 1918. Она подразумевала исключение всех букв, звучание которых было либо слишком похожим, либо и вовсе повторялось. Именно благодаря этой реформе на сегодняшний день твердый знак (Ъ) является разделительным, а мягкий (Ь) стал разделительным при обозначении мягкого согласного звука.

Важно отметить, что данная реформа вызвала огромное недовольство со стороны многих выдающихся литературных деятелей. Например, Иван Бунин сильно критиковал данное изменение в родном языке.

У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Но мало кто знает, что он еще изучает символы. И, занимаясь этим, он вышел на "детективный след" и совершил удивительное открытие.Кто придумал славянскую азбуку?

Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.


Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — говорит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.

Глаголицу уничтожили намеренно?

Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов. Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.


В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.

Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект. Последние находки археологов говорят в пользу этой версии. Так, найдены таблички со славянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.

«Глаголицу создал гений»


Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев. В нем буква А, как нам говорили, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз.

А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги? Это предки славян, праславянские племена. Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и рыжими волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.

В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко. Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со славянами и позаимствовали у них азбуку. Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит?

Вот говорят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более рациональная кириллица». Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а человека. Потому и называется «Аз» — Я. Человек для себя — точка отсчета. И все значения букв в глаголице — сквозь призму человеческого восприятия. Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма! Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку. Я поражен художественной цельностью этого алфавита. Думаю, неизвестный автор глаголицы был гением! Ни в одной другой азбуке мира нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!



Глаголица и нумерология

Каждый знак в глаголице имеет сакральное значение и обозначает определенное число.

Знак «Аз» — человек, число 1.
Знак «Ведаю» — число 2, знак похож на глаза и нос: «Вижу, значит — ведаю».
Знак «Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира.
Знак «Зело» — число 8, реальность чуда и чего-то сверхъестественного: «слишком», «очень» или «зело».
Знак «Добро» — число 5, единственное число, рождающее себе подобные или декаду: «Добро порождает добро».
Знак «Люди» — число 50, согласно нумерологии — мир, откуда к нам приходят души человеческие.
Знак «Наш» — число 70, символизирует связь небесного и земного, то есть наш мир, данный нам в ощущениях.
Знак «Омега» — число 700, некий божественный мир, «Седьмое небо».
Знак «Земля» — по мнению Таранова, означает картинку: Земля и Луна на одной орбите.

Света Евсеева-Фёдорова

Азбука - это и совокупность символов, используемых для передачи письменной речи в определённом языке, иначе - алфавит; и книга для освоения алфавита и основ письменной грамотности.
Wikimedia Commons ()
Потому, отвечая на вопрос, как называлась первая славянская азбука, следует говорить и о символическом корпусе, и о книге.

Кириллица или глаголица?

Традиционно первой славянской азбукой называют кириллицу. Ею мы пользуемся и по сей день. Также официальная версия говорит, что создателями первой славянской азбуки были Мефодий и Константин (Кирилл) Философ - христианские проповедники из греческого города Салоники.

В 863 году предположительно они упорядочили старославянскую письменность и с помощью новой азбуки - кириллицы (по имени Кирилла) - стали переводить греческие религиозные тексты на славянский (староболгарский). Эта их деятельность привела к значительному распространению православия.

Долгое время считали, что братья создали азбуку, ставшую основой для 108 современных языков - русского, черногорского, украинского, белорусского, сербского, целого ряда кавказских, тюркских, уральских и других. Однако теперь большинство учёных считает кириллицу более поздним образованием, а её предшественницей - глаголицу.

Именно глаголицу разработал Кирилл Философ для перевода религиозных текстов («книг, без которых не совершается Богослужение») на старославянский язык. Тому есть несколько доказательств:

— глаголическая надпись 893 года (точная дата) в церкви Преславля;

Wikimedia Commons / Лапоть () — палимпсесты - пергаментные рукописи, на которых старый - глаголический - текст соскоблен, а новый написан уже кириллицей: пергаменты были очень дороги, потому ради экономии более важное записывали, соскоблив утратившие актуальность записи;

— отсутствие палимпсестов, на которых кириллица - первый слой;

— наличие негативных упоминаний о глаголице в контексте необходимости её замены «славянскими пиьменами», в которых «более святости и чести», например - в сочинении Черноризца Храбра «О письменах».

В древнерусской письменности как более поздней глаголица использовалась крайне редко, обычно как тайнопись или отдельные вкрапления в тексты на кириллице.

Кто же - автор кириллицы?

По мнению учёных, создатель кириллицы - Климент Охридский, ученик Кирилла Философа, житель болгарского города Охрид (теперь - Македония). В 893 году всенародный собор в Великом Преславле единодушно проголосовал за избрание Климента «епископом славянского языка» - это ещё одно доказательство в пользу его авторства кириллицы.

Первая печатная азбука

Первые печатные азбуки, или буквари, появились в XVI веке. В 1574 году первопечатник Иван Фёдоров издал во Львове свою «Азбуку», адресат книги - «возлюбленный честный христианский русский народ».

Тираж, вместе со вторым зданием - острожским, составил около 2 000 экземпляров. Второе издание содержало не только буквы (символы), но и упражнения для тренировки в чтении.

Сохранилось всего три книги из первых азбук Фёдорова. Одна «Азбука» 1574 года принадлежала С. П. Дягилеву (1872 – 1929) - русскому театральному деятелю, организатору парижских «Русских сезонов» и «русского балета Дягилева». Когда владелец умер, реликвия стала собственностью библиотеки Гарвардского университета.

Две другие «Азбуки» 1578 года хранятся в копенгагенской Королевской библиотеке и Государственной библиотеке в Готах в Германии.

«Азбука» Ивана Фёдорова построена на римской и греческой буквослагательной системе обучения. Сначала в ней помещён алфавит из 46 букв. Далее - обратный (от «ижицы» до «аз») алфавит, алфавит в восьми вертикальных столбцах. За ним - слоги из двух букв, слоги из трёх букв (возможные сочетания всех гласных со всеми согласными).

Такое расположение материала в книге отображает систему обучения грамоте, при которой сначала твёрдо заучивались изображения и названия символов, затем - слоги, а уж после ученик приступал к чтению текстов, взятых из Библии.

Тексты были не просто религиозными, но всегда - поучительными, воспитывающими. Надо отдать должное первопечатнику, поучения адресовались не только чадам, но и родителям, например: не раздражать чад своих. Возможно, это в какой-то мере определило общую направленность русской литературы и по сей день.

Wikimedia Commons / Anntinomy () В 1596 году в Вильно выходит собственно первый букварь «Наука ку читаню…» Лаврентия Зизания. В 1634 году Василий Бурцов издаёт в Москве «Букварь языка Словенска». С тех пор печатание азбук-букварей становится массовым.

Гораздо большее историческое значение, чем предыдущие алфавиты, имеют два ранних славянских алфавита: кириллица и глаголица .

«Старославянским» называют литературный язык, который был введен в употребление двумя братьями - Кириллом (церковное имя Константина, более образованного из двух братьев), родившимся около 826 г. и умершим в 869 г., и Мефодием, родившимся около 815 г. и умершим в 885 г., а также их учениками. Братья были греками из Салоник и стали апостолами южных славян которых они обратили в христианство. Для обозначения этого языка употребляются также и другие названия: древний церковнославянский, древнеболгарский, паннонский славянский , в славянских памятниках IX-X вв. н.э. он просто называется «словѣнскiй ꙗзыкѣ»; однако ни один из этих терминов не является вполне точным: все они либо слишком широки, либо слишком узки.

Так, термин старославянский можно было бы применить и к другим языкам, на которых говорили славянские народы древней поры; термин древний церковнославянский как будто не учитывает светской литературы и просторечия; термин паннонский славянский как бы ограничивается определенной местностью, а термин древнеболгарский может означать даже не славянский, а тюркский язык, так как древние болгары были тюркским племенем, которое в конце VII в. н.э. переселилось на славянскую территорию, в настоящее время называемую Болгарией. Вместе с тем каждый из перечисленных терминов в известной степени характеризует язык древних славян, живших в районе Салоник, в Македонии и смежных областях, который стал языком богослужения в древнеславянской церкви и принадлежит к той же языковой группе, что и современный болгарский язык. Теперь это мертвый язык, хотя на нем еще продолжают читать в церкви.

Развитие монументальных разновидностей кириллицы. 1 - надгробная кириллическая надпись 993 г. и. э.; 2 - рукопись 1073 г. н.э.; 5 - рукопись 1248 г.

Самые ранние старославянские памятники относятся к концу X-XI вв. н.э. Имеется надгробная надпись 993 г. Все остальные древнейшие памятники представляют собой в основном рукописи религиозного содержания.

Два алфавита, применявшиеся для старославянского языка, - кириллица и глаголица - сильно различались по начертанию букв, по истории своего развития, а отчасти и по числу букв. Однако по своему звуковому составу эти алфавиты почти совпадали; при этом они гораздо полнее всех других европейских алфавитов.

Кириллица

Кириллица состояла из 43 букв, более простых по начертанию, чем знаки глаголицы. Нет никаких сомнений в том, что прототипом кириллицы был греческий унциальный алфавит IX в. н.э.; большая часть букв кириллицы тождественна по начертанию, фонетическому и числовому значению буквам греческого алфавита. Порядок букв кириллицы слегка отличался от порядка букв греческого алфавита, а некоторые греческие буквы имели в славянском письме только числовое значение. Вместе с тем обилие звуков в старославянском языке заставило прибавить к буквам, заимствованным из греческого алфавита, целый ряд знаков для передачи звуков, которые отсутствовали в греческом языке.

Образны скорописи кириллицы: 1 - загадочная приписка в рукописи XVI в.; 2 - рукопись, 1555 г.; 3 - рукопись 1562 г.; 4 - рукопись 1668 г..

Происхождение некоторых дополнительных знаков удается установить, происхождение других остается неясным. Некоторые буквы кириллицы, например б и ж , вероятно, возникли путем видоизменения греческих букв с другим фонетическим значением; буквы для носовых гласных Ѧ и Ѫ быть может, представляли собой разновидность буквы а . Некоторые другие буквы кириллицы, «являвшиеся в большинстве случаев, - как справедливо полагает Эллис Миннз, - результатом последующего развития», представляют собой просто лигатуры и сочетания других букв.

Эти буквы либо включаются в алфавит рядом с теми буквами, от которых они образованы (например, щ , являющееся сочетанием ш и т , ставится после ш ; оу , являющееся лигатурой из омикрона и ипсилона, ставится на место греческого ипсилона), либо помещаются в конце алфавита (сюда попадают Ѩ, Ѭ и т.д., представляющие собой сочетания буквы i с соответствующими знаками для гласных). Некоторые буквы кириллицы, по-видимому, придуманы произвольно.

На основе кириллицы возникли национальные письменности тех славянских народов, которые восприняли свою религию от Византии, то есть болгар, русских, сербов и украинцев. В течение длительного времени кириллица была также письменностью румынского языка. Через русскую письменность кириллица была воспринята целым рядом народов России.

То, что было сказано применительно к арабскому алфавиту и к другим ответвлениям арамейского алфавита, можно повторить применительно к письменностям славянских народов - «алфавит следует за религией». В самом деле, русские, украинцы, болгары и сербы вместе с греческой православной религией восприняли кириллицу, а словены, хорваты, чехи, поляки, лужичане восприняли вместе с римским католицизмом латинский алфавит. Особенно интересно обстоит дело с сербохорватским, на котором, хотя он практически и является одним языком, пишут по-разному: православные сербы пользуются кириллицей, а католики-хорваты - латиницей.

Румынская кириллица.

Разграничительная линия между восточной и западной церковью проходит, таким образом, посередине славянских народов. В целом можно сказать, что там, где распространена католическая религия, пользуются латинским алфавитом (следует только иметь в виду незначительное исключение, которое представляет собой хорватская глаголица), а там, где распространена православная религия, применяется кириллица.

Применение или приспособление кириллицы к другим языкам

Основанный на кириллице реформированный русский алфавит введен с тридцатых годов нашего столетия с необходимыми дополнительными буквами для звуков, отсутствующих в русском, для всех языков народов СССР, кроме армянского, грузинского, эстонского, латышского и литовского, а также в Монгольской Народной Республике - для монгольского 1 В этом разделе автор приводит устаревшие сведения, поэтому авторский текст заменен редакционным. - Прим. ред. .

Реформа русской орфографии

Славянские алфавиты принадлежат к наиболее полным системам письма; число букв в них даже слишком велико, и часть из них со временем стала излишней. Необходимость пересмотра русской орфографии ощущалась задолго до революции, изменения, официально внесенные реформой 1917-1918 гг., поддержали многие академии и научные учреждения. Реформа эта заключалась в том, что некоторые буквы были изъяты и заменены другими, обозначавшими те же звуки; так, например, буква ѣ была заменена буквой е, буква Ѳ буквой Ф, а звук «и» стал обозначаться только одной буквой вместо трех: и, i и «ижица». Из двух немых букв, первая из которых указывает на твердость предыдущего согласного, а вторая - на его мягкость (палатализацию), первая перестала употребляться в конце слов и только в отдельных случаях сохранилась внутри слов в качестве разделительного знака.

Буквица

Славяне-католики Далмации и Боснии на протяжении некоторого времени пользовались алфавитом, называвшимся буквица. Это была слегка видоизмененная кириллица, подвергшаяся некоторому влиянию глаголицы.

Глаголица

Глаголица - славянский термин, образованный от слова «глагол», имеющего в старославянском значение «слово». Глаголица состояла из 40 букв.

Алфавиты кириллицы и глаголицы в сопоставлении с византийским уставным письмом (по Истрину).

По начертанию букв глаголица не похожа ни на одну из известных разновидностей греческого алфавита; общий ее облик вызывает ассоциации скорее с эфиопским письмом. Буквы глаголицы очень своеобразны по форме, геометрически правильны и симметричны по очертаниям; они состоят из маленьких четырехугольников, треугольников и кружков с различными добавочными линиями; лигатуры отсутствуют. По фонетическому значению и порядку букв глаголица почти совпадает с кириллицей.

Существует два основных типа глаголицы:

  1. более ранний тип, называемый также болгарской глаголицей, употреблявшийся до конца XII в.; форма его букв округлая;
  2. более поздний тип, называемый хорватской глаголицей; это сильно стилизованная форма письма, развившаяся в XIV в. (ее развитие шло параллельно с развитием латинского алфавита от «романской» формы к «готической») и сохранившая доныне примерно те же самые начертания.

Весьма любопытна история глаголицы, тесно связанная с историей культа у славянских народов западной части Балканского полуострова. Во второй половине IX в. глаголица была введена вместе со славянским богослужением в Моравском княжестве, но вскоре вышла там из употребления, так как славянское богослужение было запрещено папой. Распространившись вдоль побережья Далмации, на юге - в Черногорию, а на западе - в Истрию, глаголица была, также вместе со славянским богослужением, воспринята в Болгарии и Хорватии. У православных славянских народов глаголица была вскоре полностью вытеснена кириллицей, но среди католиков западной части Балканского полуострова эта письменность продолжала существовать вместе со славянским богослужением, несмотря на противодействие высших католических властей. В конце концов папа специальным указом разрешил пользоваться глаголицей, и она до сих пор употребляется для нужд славянского богослужения в некоторых общинах Далмации и Черногории, которые являются единственными римско-католическими общинами, пользующимися славянской литургией.

Ранняя глаголическая надпись из Хорватии, XI в. н.э.

Глаголица пережила краткий период расцвета в XVI - XVII вв., когда она употреблялась для записи переводов с латыни, с итальянского и даже для записи оригинальных литературных произведений, а также миссионерских проповедей немецких протестантов, предназначавшихся для южнославянских народов. В то время станки для печатания глаголицей существовали в Венеции, Риеке (Фиуме), Риме, Тюбингене, Сиене и других местах. Самый ранний из сохранившихся светских глаголических документов датируется 1309 г.; до нас дошло много хроник, написанных глаголицей, они относятся преимущественно к XVI в.

Происхождение кириллицы и глаголицы

Происхождение обеих письменностей до сих пор неясно; однако нет оснований сомневаться в том, что в основе кириллицы лежало, как уже говорилось, греческое унциальное письмо IX в., а также в том, что глаголица была каким-то образом связана с кириллицей.

В «Сказании о письменности» Черноризца Храбра (конец IX- начало X в.) говорится: «Прежде убо словене не имеху книг, до чертами и резами чьтеху и гатааху, погани суще. Крестивше же ся, римскими и греческими писмены нуждаахуся (писати) словенски речь безь устроенна... и тако бешу много лета... Потом же человеколюбец бог... посла имь святого Константина Философа, нарицаемого Кирилла, мужа праведна и истинна, и сотвори имь (30) письмена и осмь, ова убо по чину греческыхь писмен, она же по словенстеи речи...» 2 «Ибо прежде славяне не имели книг, но считали и гадали с помощью черт и нарезок, будучи язычниками. Когда же они крестились, то без приспособления им было трудно писать на славянском языке римскими и греческими письменами... и так было много лет... Потом же человеколюбец бог послал им святого Константина Философа, называемого Кириллом, мужа праведного и верного, и он создал им тридцать письмен и восемь, причем одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии с (нуждами) славянского языка». - Прим. ред.

Древняя традиция, приписывая Кириллу изобретение древнего славянского письма, не указывает, однако, было это письмо кириллицей или глаголицей. То обстоятельство, что одна из этих письменностей называется «кириллицей», могло бы разрешить проблему, если бы была уверенность в том, что обозначенная этим названием письменность не была приписана Кириллу позже, после того как глаголица была вытеснена, а кириллица стала единственной письменностью, применяемой для славянского православного богослужения.

Современные теории, согласующиеся в том, что кириллица опирается на греческий алфавит, расходятся по вопросу о происхождении глаголицы. Прототипом глаголицы считали самые различные письменности, в том числе ряд восточных алфавитов (например, древнееврейский, финикийский, самаритянский, эфиопский, армянский или грузинский), а также некоторые западные письменности (например, местный албанский алфавит); особенно часто называли греческую (по мнению Тэйлора и Ягича) или латинскую (по мнению Вессели) скоропись; в качестве прототипа глаголицы называли также и предполагаемое славянское руническое письмо. Согласно самой распространенной теории, Кирилл изобрел глаголицу, взяв за основу греческую скоропись в том виде, в котором она употреблялась в IX-X вв. н.э.; кириллица же была создана позже.

По мнению Г. Вернадского, «Константин не изобрел глаголицы; следовательно, алфавитом, который он создал, должна была быть кириллица». «Можно предположить, что, создав кириллицу для всеобщего употребления, Константин пользовался глаголицей как тайнописью, посвятив в нее только самых верных своих учеников. Позже, после смерти Константина, глаголица, возможно, перестала быть тайнописью и стала применяться наравне с кириллицей, а кое-где ей даже было оказано предпочтение». В целом Вернадский предпочитает принять «с известными оговорками» теорию Н. К. Никольского о том, что «русские буквы», о которых в «Житии Константина» говорится, что они существовали еще до его изобретения, были глаголицей. С другой стороны, он не исключает и следующей возможности: «Можно предположить, что Константин не принял «русской письменности» в том виде, в котором он ее нашел, а реформировал ее, сделав ее более совершенным инструментом для передачи славянского языка». «Такое усовершенствование могло быть названо изобретением. В этом случае Константина можно продолжать рассматривать как изобретателя глаголицы, тогда как изобретение кириллицы следовало бы приписать ученикам Мефодия».

О происхождении букв глаголицы Вернадский говорит следующее: «Нельзя отрицать наличие известного сходства между армянским и грузинским алфавитами, с одной стороны, и глаголицей - с другой», однако Эллис Миннз категорически отрицает такое сходство.

Эллис Миннз возражает против данной теории. Он считает, что Константин изобрел оба алфавита - и глаголицу и кириллицу; Миннз справедливо подчеркивает, что «невозможно себе представить, чтобы два человека, взявшиеся за передачу всего разнообразия славянских звуков при помощи письма, смогли прийти к системам, совпадающим почти во всем, кроме начертания букв и их численного значения».

Профессор Миннз отмечает также, что «достаточно взглянуть на буквы глаголицы, чтобы убедиться в том, что глаголица поразительно непохожа ни на одну из разновидностей греческой скорописи». Доказав, что Кирилл заимствовал из еврейского алфавита две буквы, а именно цаде и шин , и превратил их в три буквы обоих славянских алфавитов (кириллического и глаголического) для передачи звуков ц , ч и ш , которых нет в греческом языке и для которых поэтому нет соответственных греческих букв.

Э. Миннз предлагает «считать оба алфавита изобретенными одним и тем же лицом». Кирилл создал сначала кириллицу для славян района Салоник, взяв за основу, как уже говорилось, унциальное греческое письмо. В дальнейшем, когда он был послан с миссией в страну, где греческое влияние боролось с латинским, он переделал греческие буквы, чтобы не вызывать лишних подозрений у сторонников Рима. «Одновременно он добавил пару знаков и пару опустил, сообразуясь, быть может, с фонетическими особенностями языка этой страны». В заключение Миннз говорит: «Кирилла можно поставить рядом с Месропом, - оба они придумали по два алфавита, сильно различающихся по внешнему облику, но чрезвычайно близких по своей системе. Взяв за основу уже существовавшую письменность, оба пользовались в своей работе одинаковыми приемами, дифференцируя и заимствуя имеющийся материал и вводя знаки собственного изобретения». Даже если и не принимать точку зрения Миннза во всех деталях, нельзя не признать, что он совершенно прав, возражая против распространенных теорий, сводящих к минимуму роль сознательной деятельности отдельных лиц в создании новых алфавитов.

Первая славянская азбука в исторической ретроспективе

Тем же славянским письменам более святости и чести,
что святой муж сотворил их, а греческие — эллины поганые.

Храбр, Сказание о письменах

Несмотря на то, что сегодня название «кириллица» носит современная нам южно- и восточнославянская письменность, так было далеко не всегда. Какое же письмо «сотворили» «святые мужи» Кирилл и Мефодий, как оно называлось и какова его историческая судьба?

Истоки

На сегодняшний день исследователями уже доподлинно установлено, что первой славянской азбукой, которую, собственно, и изобрели в миссионерских целях свв. Кирилл и Мефодий, была глаголица. Сам термин «глаголица» отсылает нас к утраченному в современном русском языке значению слова «глагол » — не какая-то особенная часть речи, а просто «слово » (ср.: пушкинское «глаголом жечь сердца людей »). Причём первоначально новоизобретённый алфавит назывался как раз-таки «кириллицей » («куриловицей ») — данная форма зафиксирована, в частности, у первого (из известных) русского писца Упиря Лихого в его списке «Пророческих книг» 1047 г. (копия XV в.). Термин же «глаголица » («глаголитица ») впервые фиксируется в «Прибавлении» к «Толковой Палее» XIII столетия, а с начала XIX в. он получает распространение и в научной среде.

В то же время у кого-то может возникнуть справедливый вопрос: если глаголица действительно являлась первой славянской азбукой и имела хоть сколь-либо продолжительное массовое хождение, то куда же делись глаголические книги IX -XI вв.? Киевские глаголические листки? — уж больно скромно... Конечно, «благодаря» османскому завоеванию Балкан и латинской экспансии в Моравии оказались утеряны многие древние памятники, и эти потери невосполнимы, но неужели не осталось совсем ничего? Отнюдь. Дело в том, что писчий материал (пергамен) был весьма дорог, а потому старые глаголические тексты часто попросту смывались и поверх них записывались кириллические.

Подобных книг-палимпсестов насчитывается немало, причем не известно ни одного палимпсеста, где бы глаголический текст шёл поверх кириллического — соответствующие выводы напрашиваются сами собой. Наиболее известным примером здесь является, пожалуй, Боянское Евангелие -апракос (Боянский палимпсест ), глаголический текст которого, относящийся к концу XI в., в XIII столетии был счищен, и поверх него написано то же Евангелие-апракос, но уже на кириллице (в сегодняшнем значении термина).

К тому же, помимо Киевских глаголических листков (фрагментов написанного в Моравии Миссала (Служебника) X в. — наиболее раннего книжного памятника, созданного на глаголице), сохранились и другие глаголические манускрипты конца X -XI вв.: Ассеманиево , Зографское и Мариинское Евангелия , Синайская Псалтирь (древнейший славянский список Псалтири), Клоциев сборник и пр.

До наших дней также дошло большое количество различных глаголических надписей на памятниках архитектуры и предметах обихода, свидетельствующих о первенстве глаголического письма и его довольно широком распространении. Так, древнейшей из выявленных на сегодня глаголической надписью является надпись в баптистерии Круглой церкви в Преславе в Болгарии, выполненная в начале X столетия.

История рождения глаголицы по сей день покрыта туманом. Сегодня назвать точную дату ее появления, разумеется, уже не представляется возможным. Однако, по всей видимости, она была составлена не позднее весны 863 г. Предыстория ее появления такова: около 863 г. ко двору византийского императора Михаила III прибывает посольство моравского князя Ростислава с просьбой последнего прислать к нему такого «учителя », который смог бы изложить мораванам христианскую веру на их родном языке; император посчитал, что справиться с этим сможет лишь Константин . Согласно житиям свв. Кирилла (Константина) и Мефодия , изобретение глаголицы предстает мгновенным актом: новый алфавит явился результатом божественного откровения, ниспосланного младшему из братьев после усиленной молитвы — глаголицу «явил Бог ».


До сих пор существует множество версий относительно решающего влияния на глаголицу более древних, уже сформировавшихся к тому времени алфавитов: греческого; еврейского; готского; армянского устава эркатагира, грузинского уставного шрифта асомтаврули/мргловани. Находились даже такие исследователи, кто возводил первую славянскую азбуку к коптской (египетской) или эфиопской (начертания коптского и эфиопского алфавитов действительно напоминают глаголический), а то и вовсе к протоболгарскому руническому письму.

Наличествует и «внеалфавитная » теория: в основе глаголицы лежит совокупность христианских сакральных знаков — креста, круга и треугольника. В последние годы появились весьма веские доводы в пользу тесной связи глаголицы с сирийской письменностью: по крайней мере, из «Жития » св. Кирилла известно, что, помимо греческого, «римского » и еврейского, он также владел сирийским («сурским ») языком.

Местами первоначального распространения глаголицы были Моравия и Паннония , а уже после смерти солунских братьев — Болгария и Хорватия .

Глаголица в Центральной Европе и на Балканах

Вскоре после смерти Кирилла и Мефодия их ученики были изгнаны из Моравии под давлением немецких феодалов и латинского духовенства, а в 1096 г. здесь было окончательно ликвидировано и глаголическое богослужение. Однако 300 лет спустя, в 1347 г., чешский король и по совместительству император Священной Римской империи Карл IV основал в Праге Эммаусский монастырь , пригласив туда хорватских монахов-бенедиктинцев. Монастырь быстро разросся и стал крупным центром глаголического книгописания и богослужебной культуры.

Другим покровителем глаголицы в Центральной Европе прослыл польский король Владислав II Ягелло , сын литовского князя Ольгерда и тверской княжны Иулиании . Интерес короля к славянскому письму и богослужебной традиции был, с одной стороны, обусловлен его русскими корнями по линии матери, а с другой — хорватскими корнями его жены, королевы Ядвиги , впоследствии канонизированной. В силезском городе Олеснице в 1380 г. Владислав основал глаголический монастырь.

Так, благодаря вышеперечисленным монархам, глаголическая традиция имела некоторое локальное распространение в Чехии и южной Польше.

…В Болгарии , куда прибыли изгнанные из Моравии ученики свв. Кирилла и Мефодия , глаголица встретила сопротивление со стороны уже устоявшейся здесь традиции использования греческих букв. Выходом из сложившегося противостояния явилось появление нового алфавита, современной «кириллицы », довольно быстро вытеснившей глаголицу. Несколько дольше глаголица задержалась в Македонии (именно отсюда, очевидно, происходит большинство из дошедших до наших дней памятников глаголической книжности), но и здесь к XIII столетию ее использование практически сошло на нет.

Наибольшую популярность глаголица обрела в Далмации . Здесь же, на острове Крк , был обнаружен один из древнейших памятников глаголической письменности: Башчанская глаголическая плита рубежа XI-XII вв. , на которой помещена запись о королевском пожертвовании бенедиктинскому аббатству участка земли, — сегодня в память о находке вдоль шоссе красуются каменные статуи в виде глаголических букв. В XII в. под влиянием готического письма глаголица приобретает здесь угловатые формы. Сегодня местная разновидность глаголицы именуется «квадратной », «угловатой » или «хорватской ».

На протяжении столетий глаголица играла важную роль в хорватской национальной идентичности (подобное положение дел отчасти сохраняется и сегодня), а обилие глаголических памятников порождало (и продолжает порождать) романтические истории об исконном происхождении данного алфавита. Так, в Далмации существует предание, согласно которому у истоков глаголицы стоял не кто-нибудь, а сам Иероним Стридонский (ок. 347 -ок. 420 ) — уроженец здешних мест, переводчик Библии на латинский язык. В середине XIII столетия предание о св. Иерониме, как об изобретателе глаголического письма, получило официальное признание от Римского папы. Именно благодаря этому факту хорваты вплоть до 1960 -х гг. оставались, по сути, единственным католическим народом, которому Рим дозволял использовать в богослужении не латинские, а собственные, славяно-глаголические книги; а глаголица, наряду с латиницей, обрела статус сакрального письма, равно как славянский — статус сакрального языка.

В Средние века и раннее Новое время глаголица, вместе с латиницей и кириллицей, являлась одним из 3-х наиболее распространенных в Хорватии алфавитов. До нас дошла масса кодексов XIV -XV вв., созданных на квадратной глаголице. В XV столетии появляется глаголическая скоропись, которую активно использовали вплоть до XIX в. (а в ряде мест и до середины XX -го). С 1483 г. берет свое начало глаголическое книгопечатание, угасшее к 1812 -му и вновь возрожденное в 1890 -х гг.

В XX в. глаголице покровительствовал Анте Павелич — глава Хорватского государства в 1941 -1945 гг., питавший к ней особо теплые, интимные чувства. В 1985 г. на полуострове Истрия была открыта «Аллея глаголицы» — ныне популярная туристическая достопримечательность.

Сегодня сохраненная глаголица является в Хорватии предметом национальной гордости. В ряде храмов до сих пор практикуется глаголическое богослужение.

Глаголицу активно используют местные художники и дизайнеры. Ряд изданий дублирует на ней публикуемые ими тексты. В подобном формате выходит, например, загребский журнал «Наследие» («Bašćina» ).

Глаголица на Руси

На Русь письменная славянская культура пришла уже в форме кириллицы, а потому широкого распространения глаголица здесь не получила. До нашего времени не дошло ни одного восточнославянского манускрипта или хотя бы берестяной грамоты, написанной на глаголице. Впрочем, ряд свидетельств использования глаголицы в древнерусском государстве всё же имеется. Так, сохранились глаголические граффити XI -XII вв. в Софийских соборах Киева (3) и Новгорода (20).

Кроме того, отдельные глаголические слова и буквы встречаются в целом ряде средневековых славянорусских рукописей XI -XII вв.: РГАДА , ф. 381, № 110; ГИМ , Син., № 478; РНБ , Погод., № 68 и др. Интересно то обстоятельство, что большинство примеров использования глаголицы относится к Новгородско-Псковскому региону.

На протяжении веков владение глаголицей для любого русского книгописца являлось своего рода «знаком качества ». В писцовых записях глаголица порой выполняла роль тайнописи. Подобное письмо в большинстве случаев имело целью не столько действительно скрыть написанные тайнописью слова, сколько своего рода интеллектуальную игру с читателем, демонстрацию собственных навыков и компетенции. Так, глаголицу в своих писцовых записях использовал, хотя и нечасто, Иван Блинов — выдающийся русский книгописец рубежа XIX -XX вв.

В современной России интерес к глаголице со стороны каллиграфов и дизайнеров крайне невелик. Впрочем, тому есть объективные исторические предпосылки: здесь сказываются и отсутствие устойчивой глаголической традиции, наподобие той, что существует в Далмации, и общая деградация книжно-рукописной культуры в советское время. Тем не менее, иногда она вполне успешно применяется, придавая соответствующим художественным произведениям определенную основательность, загадочность и традиционность.

…А откуда же взялась кириллица? - спросят некоторые. Ее «автором » является ученик солунских братьев, болгарский книжник свт. Климент Охридский (ок. 840 -916 ), разработавший данное письмо на основе греческого алфавита (который бессистемно употреблялся для записи славянских слов и до того) путем добавления в него элементов глаголической азбуки. По сложившейся традиции принятие нового алфавита привязывается к Преславскому собору 893 г.