Падение Константинополя и Византийской империи: последние дни величайшей империи. Византийский урок: продолжение темы

Государственный Университет Гуманитарных Наук

РЕФЕРАТ

«ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Выполнила студентка I курса

факультета политологии

Николаева Екатерина Алексеевна

Проверила: Петрова М. С.

Москва, 2003

ПЛАН:

1) Обзор источников;

2) Введение;

3) Византия в IX - XI вв.: предпосылки распада;

4) Раскол Византийской и Латинской церквей;

5) Четвертый крестовый поход и падение Византии;

6) Латинская империя;

7) Возрождение Византии;

8) Византия и турки-османы;

9) Падение Константинополя;

10) Причины и последствия падения Византийской империи;

11) Заключение;

12) Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Восточная римская империя, Византийская империя, государство IV-XV веков, образованное при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский п-ов, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье).

Целью данного реферата является выявление причин падения столь великой для своего времени империи. Начать работу стоит с упоминания предпосылок распада: факторов и влияний как внешних, так и внутренних, предопределивших такой ход истории. Одним из главных вопросов является раскол церквей, произошедший в середине XI века и положивший начало разногласиям не только среди духовенства, но и внутри государства.

Само по себе падение Византии обозначено 1453 годом, когда турки-османы захватили Константинополь, но началось все гораздо ранее – во время Четвертого крестового похода. На этом этапе Византия переживает первый распад и возрождение, которое дает надежды на непобедимость и некую богоизбранность империи.

Захват в 1204 году участниками четвертого крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на незавоеванной крестоносцами территории – греческое государство (Никейской, Трапезундской империи, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

Последним пунктом пойдет рассмотрение последствий падения Византии. Причем будут рассмотрены не только внутренние последствия, но и внешние, влияние распада на соседние страны, изменение хода их истории.

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

Основанием для написания реферата послужили переводы Византийских историков. Большую роль играет описание династии Палеологов, как правящего дома Византии. Через деятельность отдельных ее представителей четко просматриваются ключевые даты истории Византии. Здесь помогают переводы Георгия Акрополита «Великий Логофет». Летопись и Георгия Пахимера «История о Михаиле и Андронике Палеологах».

Развитие и упадок византийских городов описаны у Никифора Григора в «Римской империи, начинающейся со взятия Константинополя латинянами».

Социально-экономическое развитие и внешние связи Византии представлены в хронике Сфрандзи Георгия «Кавказ и Византия».

ВИЗАНТИЯ IX - XI ВВ.: ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПАДА

Могущественная Македонская династия в период правления Василия I и Василия II (867-1025) восстановила Византию если не как прежнюю мировую империю, то по крайней мере как самую мощную организованную военную силу к западу от Китая. Подобный успех был бы невозможен, если бы на ту же эпоху не пришелся внутренний раскол исламского мира. Смертельная борьба VII - VIII веков сменилась локальными кампаниями за отдельные провинции или города в промежутках между долгими периодами напряженного мира – классической модели холодной войны. Тем не менее положение восточной части Римской империи оставалось опасным. Как при любом автократическом режиме, даже таком древнем, освященном традицией и подкрепленном высокоорганизованной администрацией, как в Византии, слишком многое зависело от личных качеств главы государства – самодержца. У Василия II не нашлось преемников равного масштаба, а византийская система выработала свой способ обращения с неумелыми императорами: их либо убивали, либо ослепляли и заточали в монастырь. Сама мера была весьма действенной, но ее результаты, как всегда, оказывались плачевными. Начиналась борьба за трон между императрицей и военачальниками, обе партии стремились купить себе поддержку, а семьи крупнейших анатолийских землевладельцев использовали ситуацию, чтобы отнять у крестьян те остатки независимости, которые пока еще гарантировало центральное правительство. Тем самым основа военной мощи империи начала угрожающе сжиматься.(Успенский Ф.И. «История Византийской империи»)

РАСКОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ

Правящие круги в Константинополе, по-видимому, не представляли себе в полной мере, к каким последствиям могут привести эти социальные изменения. Положение осложнялось еще и тем, что в середине XI века у империи появился новый и опасный враг – Роберт Гвискар и нормандские королевства в Южной Италии. Попытки отразить нормандские атаки и привели Византию к новому конфликту с папством. На первых порах все выглядело как простое обострение прежних споров о том, чьей юрисдикции подчиняются южно-итальянские епископства – Константинопольского патриарха или папы римского. С победой сторонников церковной реформы в Риме эти споры быстро достигли уровня принципиальной полемики. Она имела и теологический, и экклесиологический характер: иными словами, речь шла об устроении церкви и о верховном авторитете внутри нее. В первоначальных формулах учения о Святой Троице, восходивших к IV веку, не было достаточно определено отношение Святого Духа к двум другим ипостасям – Отцу и Сыну. В VI веке испанские теологи, стремившиеся противопоставить учение о божественности Христа верованиям ариан-вестготов, выдвинули новую формулу, согласно которой Святой Дух «исходит» от Отца и от Сына (принцип filioque латинского Символа Веры). В Константинополе сочли filioque недопустимым дополнением текста Символа Веры.

Этот вопрос не имел особого значения вплоть до XI века, когда Рим начал настаивать на строгом следовании испанской формуле. В эпоху, для которой точная формулировка вероучения казалась необходимым условием личного спасения, каждая буква Символа Веры приобретала особый смысл. Вскоре выявились и другие пункты несогласия: использование пресного или заквашенного хлебы во время литургии, допущение брака или полное запрещение женитьбы священников и т. д. Список расхождений рос безостановочно, стоило только теологам поставить перед собой такую цель. За теологической полемикой по существу стоял вопрос о власти: кому принадлежит право определять истинность учения? Кто в конце концов обладает высшим авторитетом в церкви? В 1054 году спор приобрел такую остроту, что папа Лев IX послал в Константинополь кардинала Гумберта, дабы найти путь к примирению. Но папа сделал неудачный выбор. Гумберт был властным человеком, ревностным сторонником клюнийской реформы; один из участников избрания пап, он страстно верил, что именно папе принадлежит высшая власть в церкви. В Константинополе кардинал встретился с патриархом Михаилом Кируларием, человеком столь же властным. Их встреча закончилась так, как обычно кончаются встречи подобных людей: ужесточением позиций, несмотря на то, что и император Константин IX Мономах, и патриарх Антиохийский прилагали все усилия к достижению компромисса. Гумберт 16 июля 1054 года публично возложил буллу об отлучении патриарха Михаила и его приверженцев на главный алтарь храма Св. Софии. Патриарх ответил мерами против папских легатов, которые, как он сказал, пришли «в богоспасаемый град Константинополь как бедствие, ненастье или напасть или, скорее как дикие вепри, чтобы низвергнуть истину». (Васильев А.А. «История Византийской империи», с. 347).

Современники не могли предвидеть, что это драматическое событие окажется не просто временным разрывом, какие бывали и раньше, а началом необратимого раскола между Греческой и Латинской церквями, - раскола, который до сих пор не позволяет церквям воссоединиться. Гумберт и Кируларий были, вне всякого сомнения, предвзятыми и ограниченными теологами, но они воплощали собой дух взаимного отталкивания и неприятия, свойственный отношениям между Византийским и Латинским мирами.

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ

Для современного историка очевидно, что к 1200 году подлинный дух крестовых походов, какие бы недостатки он ни нес в себе изначально, полностью угас. Но в те времена это не было столь ясно: еще почти сто лет люди продолжали отправляться в крестовые походы и храбро сражались в Святой земле, а в середине XV века и позже всерьез строились планы возвращения Иерусалима.

В силу этого стремление папства, находившегося в зените могущества, вернуть себе инициативу организации крестового похода выглядело в высшей степени естественным. Иннокентию III показался благоприятным момент, когда после смерти императора Генриха VI (1197) все великие короли Западной Европы были слишком заняты борьбой с внутренними претендентами на престол или войнами друг с другом, чтобы помышлять о предводительстве в крестовом походе, как это было при Барбароссе, Людовике VII и Ричарде Львиное Сердце во время Третьего крестового похода. Кроме того, Первый крестовый поход церковь возглавила без участия королей, и он оказался самой успешной из экспедиций на Восток. На этот раз, как и сто лет назад, реальное командование вновь приняла на себя французская, нидерландская и итальянская знать, но теперь предводители знали, что путь по суше слишком изнурителен, и договорились с итальянскими портовыми городами о переезде морем.

Византия или Византийская империя существовала с 395 по 1453 годы. Образовалась она в результате раздела Римской империи на западную и восточную. Западная Римская империя прекратила своё существование по прошествию 80 лет после раздела. А вот Восточная империя просуществовала ещё 1000 лет. И всё это время она считалась преемницей и культурной наследницей Рима.

Надо сказать, что сами византийцы называли себя ромеями , а свою страну Ромейской империей или Романией . То есть они ассоциировали себя с римлянами (римлянин – ромей по-гречески). И лишь когда случилось падение Византии, европейские историки начали называть её Византийской империей по аналогии со столицей. Вначале это был город Византий, затем в 330 году его переименовали в Новый Рим по повелению императора Константина Великого. А в 395 году город назвали Константинополем.

Славяне иначе интерпретировали эти названия. В Древней Руси Византию называли Греческим царством. А Константинополь величали Царьградом. То есть каждый народ Византийскую империю именовал по-своему. Это отнюдь не умаляло значимости наследницы Рима. Она блистала в своём величии и считалась одной из самых могущественных держав Европы и Азии.

Наибольшего расцвета Ромейская империя достигла в VI веке при императоре Юстиниане Великом . Он стремился реставрировать Римскую империю, и это ему в кокой-то мере удалось. При нём окончательно сформировался византийский стиль правления, а римские традиции ушли в прошлое. Был разработан новый свод законов (свод Юстиниана). По сей день православная церковь почитает этого императора в лике благоверных.

В дальнейшем держава утратила часть завоёванных земель, но вплоть до конца XI века оставалась самым сильным государством в Средиземноморье. Но именно XI век и стал тем пиком, после которого началось медленное и неуклонное падение Византии.

Казалось бы, ничто не предвещало конец для 20-миллионного населения, жившего на благодатных землях Европы и Азии. Столица империи считалась самым богатым городом тогдашнего мира. Константинополь утопал в роскоши. В нём работали лучшие архитекторы и ремесленники. Они создавали совершенные для того времени строения и предметы быта. Рынки ломились от мехов из Руси, шелков из Китая и Багдада, вин из Греции, коней из Болгарии и Венгрии. В школах изучали Гомера, Платона, стихи Романа Сладкопевца, поэму о храбром Дигенисе Акрите.

Константинополь был одним из самых богатых городов мира

Светлые храмы и высокие стены превратили столицу Византии в особый мир, который мало чем напоминал всю остальную империю. А на её необозримых просторах, начиная от стен Константинополя, текла уже совсем иная жизнь. На опалённых солнцем холмах Вифинии и Фракии бродили козы и звенели цикады. Крестьяне обрезали виноград, собирали оливки на арендуемых участках и на полях землевладельцев. Полудикие горцы Тавра и Эпира ковали мечи и наконечники для стрел, чтобы отражать атаки католиков и мусульман. Роскошная жизнь столицы была не для них. Им судьба определила труд и войну.

Вот здесь и кроется разгадка внезапного ослабления Византийской империи во второй половине XI века . Столица и провинция перестали быть единым целым, и это поставило страну на край гибели. Ситуацию усугубила сытая и лишённая какой-либо инициативы бюрократия. Ведь именно отсутствие инициативы способствовало благополучию и карьерному росту.

Определённый вклад в ослабление Византийской империи внёс Михаил Пселл (1018-1078). Это был прекрасно образованный византийский монах и в то же время прирождённый льстивый хитрый интриган. Ему удалось подняться с самых низов и служить девяти императорам. При нём и под его руководством была создана школа юристов.

Пользуясь покровительством императриц Зои и Феодоры, юристы начали фактически управлять страной. Они попытались установить на землях империи законность и порядок, опираясь при этом на сытую и безынициативную бюрократию. Но главное, они приложили максимум усилий, чтобы ограничить права провинциальной аристократии.

Всё это сопровождалось сокращением армии и заменой её наёмниками из англосаксов и русских. Военный бюджет был урезан, а крепости запущены. Под удар также попали талантливые полководцы того времени. Так Георгия Маниака, разгромившего в 1032 году арабов в Месопотамии, оклеветали бездарные помощники. Полководца отозвали в столицу, а тот, зная, что его ждёт, в 1043 году поднял восстание. Но выиграв сражение, был убит случайной стрелой.

Другой видный деятель из каппадокийской знати Роман Диоген тоже являлся талантливым полководцем. Но он был противником бюрократов и в 1067 году возглавил заговор против окружения императрицы Евдокии. Его приговорили к смерти, но Евдокия освободила Романа Диогена и вышла за него замуж. Тот стал императором Романом IV, но в 1071 году его войско разбили сельджуки при Манцикерте. Причиной разгрома стало предательство оппозиции. Сельджуки взяли Романа в плен, но быстро выпустили. Когда тот вернулся домой, то был ослеплен и умер в 1072 году.

Византийская империя на карте при Юстиниане I Великом в VI веке

В результате внутренних конфликтов византийская армия перестала представлять собой единый слаженный механизм. Это тут же сказалось на благополучии страны. На Балканский полуостров вторглись печенеги, сельджуки покорили Малую Азию, сицилийские нормандцы захватили Италию, папа римский порвал отношения с патриархом. Власть императоров оказалась на грани краха, и падение Византии казалось уже неизбежным.

Гибнущую империю спасла провинция . Землевладелец из Фракии Алексей Комнин в законах разбирался не очень хорошо, но что он делал на отлично, так это защищал себя от врагов. В 1081 году его провозгласили императором, и этот человек положил конец бесчинству печенегов, сельджуков и нормандцев. Ему также удалось сломить сопротивление старой византийской элиты.

После этого три поколения Комнинов: Алексей, Иоанн и Мануил, практически, вдохнули новую жизнь в Византийскую империю. Они вернули большую часть потерянных земель. Не удалось только опять закрепиться в Малой Азии, где обосновался Конийский султанат. А вот в Европе византийцы разгромили венгров в 1167 году, и граница империи прошла по Дунаю и Драве.

Умер Мануил Комнин в 1180 году, и один из его современников написал: «Кажется, будто божественной волей было решено, чтобы вместе с императором Мануилом Комнином исчезло всё здоровое в царстве ромеев, и чтобы с заходом этого солнца мы погрузились в непроглядную тьму».

И действительно, уже в 1181 году вспыхнуло народное восстание в столице. А в 1182 году произошла страшная резня католиков опять же в Константинополе. Была вырезана вся католическая община, численность которой составляла 60 тыс. человек. Эта кровавая бойня (резня латинов) вошла в историю как одно из самых масштабных массовых убийств за всё существование человеческой цивилизации.

В 1185 году к власти в стране пришла династия Ангелов, правившая вплоть до 1204 года. Её первый представитель Исаак II Ангел сверг последнего Комнина Андроника I. И с этого момента начался необратимый процесс падения Византии. Закончилось всё в 1204 году, когда крестоносцы с потрясающей лёгкостью захватили Константинополь. Они разграбили богатейший город, население которого позволило себя убивать и грабить.

В результате этого на территории наследницы Рима образовались государства крестоносцев. Это Латинская империя и Ахейское княжество. Выстояли лишь маленькая Никея и гористый Эпир. Они разгромили лучшие войска французских и итальянских рыцарей и отстояли свою независимость.

Никейская империя просуществовала с 1204 по 1261 годы, а затем реставрировала Византийскую империю, разгромив Латинскую империю и захватив Константинополь. 15 августа 1261 года никейский император Михаил Палеолог торжественно въехал на белом коне в Константинополь и провозгласил себя императором Византии Михаилом VIII. Началась эпоха династии Палеологов. Они правили с 1261 по 1453 годы. Эта была последняя и самая долговечная византийская династия, находившаяся у власти почти 200 лет.

Осада турками Константинополя

Патриотический подъём в Никейской империи на время оживил наследницу Рима. Она восстала как Феникс из пепла, но её дни были сочтены из-за внутренних противоречий и неудачной для страны внешней политической ситуации. Падение Византии ускорилось благодаря туркам-османам. Последние создали очень сильную державу, Османскую империю , которая стала претендовать на абсолютное господство и в Азии, и в Европе.

Окончательно и бесповоротно Византийская империя рухнула 29 мая 1453 года . Случилось это после взятия турками Константинополя после почти 2-х месячной осады. Уже 30 мая турецкий султан Мехмед II торжественно въехал в павшую столицу, и первое, что он приказал, это переделать собор Святой Софии в мечеть. Так закончилась тысячелетняя история Ромейской империи. А пальму первенства у неё перехватило Московское княжество , которое стало называть Москву Третьим Римом.

Византийская империя в середине XII века всеми силами отбивалась от нашествия турок и нападений венецианского флота, неся при этом огромные людские и материальные потери. Падение Византийской империи ускорилось с началом крестовых походов.

Кризис Византийской империи

Крестовые походы против Византии ускорили её распад.После взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году, Византия была поделена на три независимых друг от друга государства-Эпирскую, Никейскую и Латинские империи.

Латинская империя со столицей Константинополем просуществовала до 1261 года. Осев в Константинополе, вчерашние крестоносцы, основную массу которых составляли французы и генуэзцы, продолжали и дальше вести себя как захватчики. Они глумились над святынями православия и уничтожали предметы искусства. Кроме насаждения католицизма иноземцы обложили и так обедневшее население непомерными налогами. Православие стало объединяющей силой против захватчиков насаждавших свои порядки.

Рис. 1. Богоматерь у Распятия. Мозаика в церкви Успения в Дафни. Византия 1100г..

Правление Палеологов

Император Никеи Михаил Палеолог был ставленником аристократической знати. Ему удалось создать хорошо обученную маневренную никейскую армию и овладеть Константинополем.

  • 25 июля 1261 года войска Михаила VIII взяли Константинополь.
    Очистив город от крестоносцев, Михаил был венчан на императорство Византии в соборе Святой Софии. Михаил VIII пытался стравить между собой двух грозных соперников-Геную и Венецию, хотя позднее был вынужден отдать все привилегии в пользу последней. Несомненным успехом дипломатической игры Михаила Палеолога стало заключение унии с папой в 1274 году. В результате унии удалось предотвратить очередной крестовый поход латинян на Византию во главе с герцогом Анжуйским. Однако уния вызввала волну недовольства во всех слоях населения. Несмотря на то что император взял курс на реставрацию старого социально-экономического строя, он смог лишь отсрочить надвигающийся закат Византийской империи.
  • 1282-1328 гг. Период правления Андроника II.
    Этот император начал своё правление упразднением унии с Католической Церковью. Годы правления Андроника II отмечены неудачными войнами против турок и дальнейшей монополизацией торговли венецианцами.
  • В 1326 году Андроником II были предприняты попытки возобновить отношения между Римом и Константинополем ,
    однако переговоры зашли в тупик из-за вмешательства патриарха Исайи.
  • В мае 1328 года в ходе очередных междоусобных войн Андроник III, внук Андроника II штурмом взял Константинополь.
    В годы царствования Андроника III внутренней и внешней политикой ведал Иоанн Кантанкузин. Именно с ведома Иоанна начал возрождаться военный флот Византии. С помощью флота и высадки десанта византийцами были отвоёваны острова Хиос, Лесбос и Фокиды. Это был последний успех византийских войск.
  • 1355 год. Полновластным правителем Византии стал Иоанн Палеолог V.
    При этом императоре был потерян Галлиополий, а в 1361 году под ударами турок-османов пал Адрианополь, который затем стал центром концентрации турецких войск.
  • 1376 год.
    Турецкие султаны стали открыто вмешиваться во внутреннюю политику Византии. Например, с помощью турецкого султана византийский трон занял Андроник IV.
  • 1341-1425гг. Правление Мануила II.
    Византийский император постоянно ездил на паломничество в Рим и искал помощи Запада. Не найдя в очередной раз союзников в лице Запада, Мануил II был вынужден признать себя вассалом Османской Турции. и пойти на унизительный мир с турками.
  • 5 июня 1439 года. Новым императором Иоанном VIII Палеологом была подписана новая уния с Католической Церковью.
    Согласно договору, Западная Европа обязывалась оказывать военную помощь Византии. Как и его предшественники, Иоанн предпринимал отчаянные попытки пойти на унизительные уступки ради заключения унии с папой. Русская Православная Церковь новой унии не признала.
  • 1444 год. Поражение крестоносцев под Варной.
    Не до конца укомплектованное войско крестоносцев, частично состоявшее из поляков и большей частью из венгров попало в засаду и было полностью вырезано турками-османами.
  • 1405-29 мая 1453 год.
    Правление последнего императора Византии Константина XI Палеолога Драгаша.

Рис. 2. Карта Византийской и Трапезундской империй 1453 год.

Османская империя давно стремилась к захвату Византии. К началу правления Константина XI у Византии оставался лишь Константинополь, несколько островов в Эгейском море и Морея.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

После оккупации Венгрии турецкие войска под руководством Мехмеда II вплотную приблизились к воротам Константинополя. Все подходы к городу были взяты под контроль турецкими войсками, все транспортные морские пути перекрыты. В апреле 1453 года началась осада Константинополя. 29 мая 1453 года город пал, а сам Константин XI Палеолог погиб, сражаясь с турками в уличном бою.

Рис. 3. Вступление Мехмеда II в Константинополь.

29 мая 1453 года историками принято считать датой гибели Византийской империи.

Западную Европу ошеломило падение центра Православия под ударами турецких янычар. Вместе с тем ни одна Западная держава толком не оказала помощи Византии. Предательская политика западноевропейских стран обрекло страну на гибель.

Причины падения Византийской империи

Экономические и политические причины падения Византии были взаимосвязаны между собой:

  • Огромные финансовые затраты на содержание наёмной армии и флота. Эти затраты били по карману и без того обнищавшего и разорившегося населения.
  • Монополизация торговли генуэзцами и венецианцами вызывало разорение венецианских купцов и способствовало упадку экономики.
  • Центральная структура власти была крайне нестабильна из-за постоянных междоусобных войн, в которые, к тому же вмешивался султан.
  • Погрязший во взятках аппарат чиновников.
  • Полнейшее безразличие верховной власти к судьбам своих сограждан.
  • С конца XIII века Византия вела непрекращающиеся оборонительные войны, которые вконец обескровили государство.
  • Окончательно подкосили Византию войны с крестоносцами в XIII веке.
  • Отсутствие надёжных союзников не могло не сказаться на падении государства.

Не последнюю роль в падении Византийской империи сыграла предательская политика крупных феодалов, а также проникновение иноземцев во все культурные сферы уклада жизни страны. К этому стоит добавить и внутренний раскол в обществе, и неверие различных слоёв общества правителям страны, и в победу над многочисленными внешними врагами. Неслучайно многие крупные города Византии сдавались без боя туркам.

Что мы узнали?

Византия была страной, обречённой на исчезновение в силу многих обстоятельств, страной, неспособной на перемены, с насквозь прогнившим чиновничьим аппаратом, да к тому же окружённой внешними врагами со всех сторон. Из описываемых событий в статье можно кратко узнать не только хронологию распада Византийской империи до её полного поглощения Турецкой империей, но и причины исчезновения этого государства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 175.

Ромейская держава просуществовала 1123 года и 18 дней, с понедельника 11 мая 330 г., дня открытия своей столицы – Константинополя, до рокового вторника 29 мая 1453 г., ставшего последним для города, с которого она началась. С тех пор трагическая судьба многих государств встречает «утешение Византией», чей исторический пример навсегда запечатлелся в памяти человечества.

Византийская цивилизация осталась незавершенной в связи с гибелью византийской государственности. Ее болезнью не стала смертельная рознь власти и общества. Условия развития Византии в рамках прежней системы оказались не исчерпанными, как это произошло в свое время с Римской империей. Причины ее прерванного шествия были в ином. Пребывая долго в силе, она опрометчиво не заметила приход слабости, которой воспользовались внешние враги, сначала латины, потом османы. Но даже разгромленные, лишенные своего общества и государства, потомки ромеев, прежде всего греки, пытались хранить и передавать бесценное культурное достояние своей погибшей «Атлантиды».

Ромейская империя, просуществовав более тысячи лет, исчезла. На то были внутренние и внешние, объективные и субъективные причины, несколько столетий сплетавшиеся в тугой узел смертоносной петли, которая в конечном итоге задушила великана. Александр Солженицын философски заметил: «Человек никогда не постигает сразу смысла происшедшего с ним. Но когда изменения эти к успеху, к победе, – мы все же разбираемся в них быстрей. Трудней различить, что жизнь от вершинного плоскогорья сломалась книзу, и это непоправимо, и хотя бы еще тридцать лет суждено ей тянуться, а только уже к низу и к низу». Так и Романия подошла к сумрачному роковому краю.

Прежде всего, следует заметить, что византийское государство изначально держалось на двух основах – деньгах и централизованной административной системе. Пока и то, и другое было в исправности, Империя была непобедима. Для того, чтобы выжить, она лишь меняла налоговую систему, способ формирования армии, понятия чиновничества и знати, принципы наследования трона. Однако усобицы, рост мощи с трудом обуздываемой олигархической аристократии, религиозные распри, нараставший упадок экономики страны, развал финансовой системы, убогость подданных, потеря военной защиты, разочарование в правителях, голод и частые вспышки чумы подорвали жизненные силы Византии, не позволили приспособиться к новым обстоятельствам и пережить еще одного чуда обновления, подобного прежним. Жизни не стало, точнее, ей не дали устояться.

При монархической самодержавной системе благополучие державы во многом завист от личности правителя. Большинство византийских государей были честными, храбрыми, благочестивыми людьми, с большей или меньшей степенью успеха трудившиеся на благо государства. Но примеры Византии убедительно показывают, что самые неблагоприятные времена наступали тогда, когда царская власть оказывалась в руках презренных личностей, ослаблена междоусобной борьбой или регентством. Схватки же сторонников Палеолога и Кантакузина в середине XIV в. ввергли страну в гражданскую войну и лишили последних надежд.

Византийцы не сумели включить ряд постановлений новой идеологии, в частности, такое ее направление, как латинофильство, проявлявшееся в попытках церковной унии с Западом, в систему традиционных представлений и в систему миросозерцания. Они сопротивлялись этому всеми фибрами своей души и в ослеплении традициями не хотели видеть спасительный свет нового. Искренние компромиссы оказались выше их сил. Византийская элита оказалась разобщенной, усилились ее центробежные настроения, что способствовало еще большему ослаблению идущей к гибели Империи и означало кризис византийской цивилизации.

Ромейские власти располагали профессиональными военными силами, главным образом, наемными, но армия и флот, лишенные финансирования, все более сокращались, а артиллерии было явно недостаточно, чтобы сравниться с иными «пороховыми империями» средневековья, год от года наращивавшими мощь.

К негативным явлениям следует отнести децентрализацию власти и ее растущее бессилие. Этот симптом вылился в формирование системы коллективного управления страной и укрепление позиций олигархической аристократии, феодальной знати при Палеологах. Отсюда рост независимого крупного землевладения, уход его от уплаты налогов, передача проний по наследству, вне зависимости от службы, рост непомерных расходов на уплату дани. Никифор Григора образно отметил по этому поводу, что Ромейская империя напоминала ему «...человека, который, дабы задобрить волков, во многих местах своего тела вскрывал жилы, чтобы удовлетворить хищность этих зверей, напоив их собственной кровью».

Золотая византийская монета с эпохи Комнинов все более обесценивалась и утратила авторитет за пределами Империи. Это вело к росту цен, углублению экономического кризиса, нищете. Если в период раннего средневековья доходы византийского государства составляли не менее 7–8 млн солидов, то есть около 35 тонн золота, а ко второй четверти XI в. по меньшей мере удвоились, то уже при Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) они едва достигали миллиона, причем наполовину обесцененных золотых – иперпиров, то есть всего двух тонн золота.

Однако глубочайшая беда Византии, да и не только ее, а всех обществ идущих по скользкому пути «цивилизации», состояла не в этом обеднении и не в цеплянии за обветшавшие краеугольные традиции прошлого, а в том, что власть все больше отделялась от народа, отказывалась от подлинного обновления и с конца XIII в. перестала издавать правовые нормы, направленные на создание новых структур. Тяжелое экономическое положение, политический, идеологический кризис, падение воинского и гражданского духа находили объяснение у современников в испорченности нравов. Служить означало не больше чем прислуживаться. Гражданский подвиг не стал обязанностью. Бывший член царского совета, критский монах Иосиф Вриенний с печалью записал по этому поводу: «Поскольку ныне добродетель изгоняется и превозносится стремление к пороку, в угоду этому дружба отвергается, взамен же вползает изобилие клеветы. Поскольку каждый брат топчет ноги своего брата, и каждый друг следует дорогой коварства. Поскольку нет ни сострадания, ни сочувствия, растет ненависть и властвует цинизм. Поскольку архонты наши несправедливы, искусные в делах алчны, судьи продажны, посредники лживы, горожане – насмешники, поселяне неразумны, все вместе взятые, мерзки». Общественный долг, патриотизм действительно превращались в пустой звук, вера уходила из сердец, а понятие самопожертвования на благо родины вызывало смех. И когда всем стало все равно, что будет со страной, она окончательно пала в крови и прахе.

Этому способствовала в первую очередь крайне неблагоприятно складывавшаяся в последние три столетия международная обстановка (карта 7). Именно она сыграла определяющую роль в прекращении существования в целом все же жизнеспособного, с большим интеллектуальным запасом, способного к перестройке государства. С Востока на ромеев неумолимо давили сначала сельджуки, а затем турки-османы, темп нашествий которых все более нарастал и которым провидением было предначертано стать могильщиками древней Империи, оказавшейся в упадке. Византии в отдельные годы приходилось вести борьбу на несколько фронтов. Уже к середине XIV в. разрушения приняли катастрофический характер, некогда цветущие византийские сельскохозяйственные угодья превращались в пустыню. Вражеские нашествия становились сквозными, через всю территорию Империи, а затем началось неотвратимое планомерное завоевание европейских владений ромеев. На ромейской земле установился режим военных оккупантов.

В силу различных причин Византии не удалось получить существенной помощи от православных государств – Руси, Армении и Грузии. Болгарские цари и сербские короли стремились соперничать с ней, грабить ее, но в то же время находились в постоянном противостоянии. Преследуя свои цели, они долгое время не проявляли должного внимания к проникновению и закреплению турок-осман на бывших византийских землях, более того, не единожды неразумно обращались за помощью к османам, пока сами не стали их добычей. Внесли свою пагубную лепту и набеги на Балканы монголо-татар, которые иногда совпадали с болгаро-византийскими войнами. Вообще, постоянные столкновения греков со славянскими державами Балканского полуострова все более ослабляли обе стороны перед лицом гибельной опасности. Знаменитая Столетняя война между Францией и Англией, принявшая характер затяжного международного конфликта, завершилась только в год падения Константинополя и отвлекла крупнейшие страны Европы от деятельного участия в ромейских делах. Короче говоря, надо особо подчеркнуть, что именно внешний фактор оказался решающим для плачевной судьбы Империи.

Церковный раскол, ставший постепенно осознаваться современниками со второй половины XI в., ширился от столетия к столетию и вел ко все большему непониманию и глубокому озлоблению. Все большее подчеркивание национального противостояния «греков» и «латинов» увеличивало пропасть. Примирение с католическим Западом, безусловно, могло бы помочь Византии оправиться. Здесь крылся реальный шанс, который при искреннем желании, умелом подходе и отказе от некоторых устаревших принципов можно было бы использовать на благо ромеям. Но разграбление Константинополя в 1204 г. способствовало росту антилатинских настроений, не желанию сотрудничать с Западом ни по каким вопросам. Да и сам Запад, все более набиравший экономическую и военную мощь, втайне лелеял собственные планы и, по сути дела, безучастно взирал на несчастья обескровленного христианского Востока. Его быстро жиревшие морские города-республики, ослепленные корыстными торговыми интересами, не осознавали, что Византия является единственным бастионом, который защищает их от агресии со стороны мусульман.

Ромеи из творцов истории превратились в заложников обстоятельств и были раздавлены огромной тяжестью отдаленных первопричин, корни которых, будто сорняки, уходили в темную глубь веков и пышным цветом разрослись к XV в. Как следствие, в 1453–1461 гг. под ударами турок-османов остатки былой мировой державы – Византийской империи прекратили свое существование, а эхо насилия над ней отдалось в будущем как метастаз истории.

Великая трагедия, разыгравшаяся на берегах Босфора, произвела не меньшее впечатление, чем в свое время падение древнего Рима. Известие о конечной гибели Константинополя облетело все государства и народы Европы, никого не оставив безучастным. У одних оно вызвало печаль и гнев, у других – злорадство и смех. Но, тем не менее, все ощутили, что значила для них Византия, о границы которой, как о щит, разбилось немало армий жестоких завоевателей. Теперь государства Балкан и западной Европы получили мощного и опасного врага, с которым им приходилось сражаться на суше и на море. Кичливые, пронырливые италийцы лишились своих привилегий на территории бывшей Ромейской империи. Были срыты генуэзские укрепления в Галате, в бухте Золотого Рога, снесены стены, окружавшие колонии латинов в Константинополе.

Самое главное, османы сохранили пристрастие к завоеваниям христианских земель, в 1526 г. захватили отчаянно сопротивлявшуюся Венгрию, через три года впервые осадили Вену, перекрыли пути на Восток, вызвали серьезнейший кризис торговли, вынудили европейских мореплавателей искать замену Средиземноморья и Черноморья в иных морях и океанах. Впрочем, это подтолкнуло к началу эры колоний и складывания мирового рынка.

Падение Константинополя прервало исконные культурные связи Византии с Европой. Вместе с тем началась сильная эмиграция на Запад. В частности, туда уезжали многие греческие ученые и писатели, унося с собой то наследие эллинской культуры, которое столетиями сохранялось в древней Империи. Эти ученые, мыслители, книжники, спасавшиеся от кривой сабли османов в Италии и других государствах Европы, сыграли серьезную прогрессивную роль. Но все это, конечно, не могло идти ни в какое сравнение с тем невосполнимым ущербом, который был нанесен развитию общеевропейской культуры в результате гибели Византии. Падение ее столицы стало общим бедствием для всех христиан, с тоской и грустью оплакивавших случившееся.

Византийская империя прошла длинный, славный и трудный исторический путь, наполненный яркими событиями и трудовыми буднями. Ее выживание в течение боле чем тысячелетия французский византинист Жан-Клод Шейнэ справедливо назвал сияющим подвигом, достойным восхищения. Она создала оригинальную и утонченную цивилизацию средневекового мира, которая могла бы еще многим обогатить человечество. Для многих народов и государств ромеи были наставниками и образцом для подражания. И не случайно, потеряв свою путеводную звезду, православный Восток долго довольствовался ролью прилежного ученика католического Запада, который так и не выполнил свою неоднократно декларируемую миссию спасителя Византии.

* * *

Выдающийся византинист Александр Каждан в одной из своих книг, изданной посмертно, написал следующие много объясняющие слова, которые могут служить своеобразным эпилогом, конечным эпиграфом ко всему рассказанному: «Византия ушла в прошлое. Ее общественные порядки невозвратимы. Но ее памятники уцелели. Они напоминают нам, несомненно, о величии василевсов-самодержцев, но вместе с тем и совсем о другом – о героической борьбе духа против политического униформизма и догматической идеологии. И, может быть, в этом пассивном сопротивлении – человеческое величие византийского искусства, далеко не такого напыщенного и недвижимого, как это может показаться невнимательному наблюдателю».

Византия всегда жила вопреки. Такой она осталась и за гробом, проявив удивительную способность к адаптации. Даже ее прославленный завоеватель, султан Мехмед II рассматривал себя как ромейский император. Он постарался превратить Константинополь в традиционный мусульманский город. С этой целью в нем началось активное строительство, восстановительные работы, основание новых кварталов (махалла). В город организованно возвращали беженцев и целыми семьями заселяли пленников из числа немусульман – христиан, иудеев, обещая им определенные льготы и свободу вероисповедания, то есть демонстрируя возможность сосуществования завоевателей и покоренных. Но особенно быстро росло мусульманское население, уже через два десятка лет составившее больше половины населения города, который превысил к концу XV в. 200 000 человек. Это потребовало переделки церквей в мечети и медресе. Передавая их мусульманам, к зданиям с западного угла добавляли высокие башни-минареты для призыва к молитве Аллаху, а внутри строилось святилище-михраб, для чего использовали главную апсиду храма или вырубали нишу в стене, ориентированную по направлению на священную Мекку. Византийские мозаики и фрески на стенах уничтожали, замазывали. Таким образом, за полтора столетия почти все храмы Константинополя были переделаны, что, впрочем, спасло их для грядущих поколений. К тому же и после передачи в руки мусульман церкви с их местными святынями, например, погребениями, мартириями, нередко продолжали оставаться объектом поклонения для христиан.

Все это не могло не сказаться на образованности и культуре некогда великого народа, заложившего основы европейской цивилизации. Училища и иные учебные заведения были совершенно уничтожены турками и основная масса греков в Османской империи в короткое время пришла в состояние крайнего невежества. Даже греческий язык претерпел искажения и испортился. На территории бывшего государства ромеев утверждались отсталые формы феодализма, принесенные с собой турками. Османское завоевание Византии и других государств Балканского полуострова на целые столетия задержало экономическое и собственное культурное развитие населения этих стран. Результаты этого не заставили себя ждать: не прошло и четырех столетий, как Османская империя, исчерпав свой завоевательный потенциал, стала сдавать позиции перед лицом набиравших силу европейских национальных государств.

После падения «Второго Рима» и уничтожения последних следов Ромейской империи некоторые спасшиеся греческие аристократы, образованные представители торгово-денежной верхушки согласились пойти на службу в турецкое казначейство, переводчиками-драгоманами или были назначены на посты правителей завоеванных османами провинций, например, Армении, Молдовы, Валахии. Кое -кто из них принял . Эти люди сникали презрение прочих константинопольских христиан и получили от соотечественников прозвище «фанариоты». Но куда больше образованных ромеев эмигрировало в адриатический Дубровник, на «перекресток цивилизаций» – эгейский Крит, в западную Европу, стремительно разраставшуюся Московскую Русь. С собой они привезли чудом спасенные во время погрома турками Константинополя древние греческие рукописи и ценные произведения византийского искусства – иконы, ювелирные изделия, иллюстрированные великолепными миниатюрами книги и многое другое. Вывоз с Востока рукописей, исправление старых и появление новых переводов стимулировало издание сочинений греческих авторов. Но главное, византийские ученые и богословы принесли с собой знания, которые они впоследствии передали европейцам. Этот поток мудрости излился на Запад, который таким образом познакомился с неувядающей прелестью античной и ромейской цивилизаций. В XV в. в Европе необычайно возросла тяга к культуре и языку греко-римского мира. Последним ромеям суждено было не только поддержать этот интерес, но и открыть западноевропейским гуманистам сокровища античной философии, римского права, поэзии, литературы, искусства.

Основной поток греческой эмиграции хлынул в Италию, которая, собственно, считается родиной гуманизма и европейского Возрождения. Здесь византийцы пробудили интерес италийцев к античному наследию, стали их учителями и наставниками. Самым мощным бастионом знакомства с античностью стал Флорентийский университет, в котором впервые начали систематически изучать греческий язык, знакомиться с трудами древних мыслителей и писателей.

В этом университете в 1397–1399 гг. грек Мануил Хрисолор занимал профессорскую кафедру, а его лекции по красноречию пользовались огромной популярностью. Один из его слушателей, Леонардо Бруни, перевел с греческого на латинский «Этику» и «Политику» Аристотеля, диалоги Платона и речи Демосфена, драматические пьесы Эсхила. Тем самым, он дал толчок дальнейшей работе в данном направлении.

В XV в. греки Иоанн Аргиропул и Андроник Каллист (из Константинополя) объясняли труды Аристотеля в Падуе и Флоренции. Георгий Трапезунций (с Крита) обучал студентов в Венеции, а затем в Риме; Феодор Газа (из Фессалоники) преподавал в Ферраре, Константин Ласкарис (из Константинополя) – в Милане, а позже в сицилийской Мессине, Димитрий Халкокандил (из Афин) – в Риме, Падуе, Флоренции. Всех их не перечесть.

Одним из аванпостов православия явилась Венеция, поскольку туда из покоренного Константинополя бежали многие представители старшего духовенства, а с изобретением книгопечатания именно в венецианских типографиях стали заказывать книги, требующиеся оставшемуся на землях османов Константинопольскому патриархату. Некоторые из эмигрантов зарабатывали себе на кусок хлеба перепиской греческих книг. Они правили старые переводы и переводили неизвестные Европе греческие античные и средневековые тексты. Византийских ткачей приглашал дальновидный французский король Людовик XI (1461–1483 гг.) для первых французских мануфактур. Искусных ромейских зодчих нанимали самые могущественные феодалы западной и восточной Европы для строительства дворцов и храмов. Впрочем, далеко не все беглецы смогли найти себе занятие на чужбине, многие из них нуждались, жили впроголодь, предаваясь ностальгии по утраченному отечеству.

Ну а духовный стержень – византийская ? Она потеряла большую часть своих земельных владений и богатств, ее духовенство должно было платить подать, но оно не утратило свое влияние после турецкого завоевания Константинополя. Патриарх сумел убедить султана признать его власть над всеми православными христианами, живущими на завоеванных османами территориях, и позволить ему организовать школу в Константинопольском патриархате, где будут преподавать византийское богословие, а значит, говорить и писать по-гречески. Таким образом, Вселенский Патриарх в Константинополе стал играть важную роль в сохранении христианства и остатков ромейской культуры на территории, подконтрольной османам, хотя это сопровождалось стремлением самого Патриарха к уничтожению местных Церквей. К тому же точно также, как Церковь доказывала превосходство своей догмы, унижая иудаизм, так и ислам в свою очередь стал утверждать свое собственное превосходство, унижая Церковь. Новые храмы теперь запрещалось возводить, также как восстанавливать старые. Христиане должны были скрывать свое богослужение от глаз мусульман, особенно в главные праздники.

Поэтому политический центр православия переместился на северо-восток, в Русь, где быстро набирало силу Московское государство. Уже до этого великий князь Василий II первым из Московских князей заявил о притязаниях Руси на преемственность от Византии. В 1472 г. его сын, Иван III, закрепил этот переход, вступив в брак с бедствующей племянницей последнего византийского василевса, дочкой деспота Фомы Палеолога, Зоей Палеологиней (около 1456–1503 гг.), после венчания принявшей имя Софья. Хитрая и властолюбивая, необыкновенно тучная «деспина», привезшая с собой множество книг, оказала большое влияние на двор князя и на него самого, родила сына Василия, отца прославленного Ивана Грозного, официально принявшего римский титул цезаря – царя. Династический знак Палелогов – византийский двухглавый орел – стал гербом Московского государства, притязавшего на название «Третий Рим». Царская Россия надолго унаследовала духовное наследие Византии, ее веру, идеалы, имперские идеи всеединства, идеи универсальной государственности, которые завладели страной на подсознательном уровне.

Впрочем, у греков оставались такие укрепленные монастыри как Св. Екатерины на Синае или Великая Лавра Св. Саввы в Палестине. Наконец, они нашли прибежище и в могущественных монастырях, скитах Афона (на скалистых склонах Святой Горы), на одном из полуостровов приморской гористой Халкидики в Македонии, открыв новую страницу византийской культуры, которая еще многие столетия духовно питала все православные народы. Афону удалось убедить султана признать часть своих владений как неотчуждаемую собственность. Благодаря этому было обеспечено выживание Святой Горы. Она получила особое, международное значение для тех, кто оказался под турецким игом. Православные греки, грузины, сербы, болгары видели в Афоне символ грядущего освобождения. В тяжелых условиях мусульманского владычества они получали оттуда все необходимое для поддержания христианского благочестия – священнослужителей, духовных учителей, книги, иконы, святые реликвии. На Афон посылали угнетенные народы и своих лучших сынов для усвоения знаний, подпитывавших и укреплявших веру и культуру. Любой искавший здесь уединения, если только он не был женщиной, мог рассчитывать по крайней мере на три дня бесплатного гостеприимства.

Источником духовности служил Афон и для Руси. На Св. Горе она имела свой большой монастырь – руссика и ряд скитов, где всегда находилось немало искателей духовности. Возвращаясь на родину, они привозили с собой лучшие традиции византийской культуры. Тесные контакты Православной Церкви с Афоном сохранялись вплоть до начала XX в. и возрождаются ныне.

Падение Константинополя не означало гибели византийской цивилизации. Она продолжала жить в культуре различных стран и народов Европы. Без преувеличения можно сказать, что во многом, благодаря ромеям, Европа приобрела свой современный облик и в ее «душе» есть и частицы навсегда угасшей Византии

Уже вскоре после разгрома византийской столицы, ее обесчещения, в среде греков появились надежды на возрождение и возвращение утраченного. Одна из легенд гласила, что священники, которые в день завоевания совершали утреннюю службу у главного алтаря Св. Софии, не были убиты турками, а, захватив Святые Дары, скрылись в стене великого храма. Если приложить ухо к ней, можно услышать издалека идущее пение. Эта стена откроется в тот день, когда Константинополь снова станет христианским городом, а прерванная утром злосчастного вторника, 29 мая 1453 г. служба возобновится. Другое пророчество утверждает, что славный император Константин XI не погиб в битве, а скрылся в каком-то подземелье, где он то ли спит, то ли превратился в мрамор и ждет своего часа. Также существовала легенда об ангеле, который сойдет с небес около колонны Константина Великого и укажет на незнакомца, который сидит под колонной, а тот в свою очередь с Божией помощью выгонит завоевателей прочь. Все это должно произойти тогда, кода Бог решит, что Константинополь, Империя и Св. София должны вернуться грекам. Поэтому это ожидание приобрело мощный религиозный контекст и окрасилось непоколебимой верой в Бога, который покарал за грехи своих рабов, а потом вознаградит их своей небывалой милостью.

Со всех точек зрения Константинополь остался таким же важным для коллективного представления греков, как Иерусалим для евреев. Даже в конце XVIII в. оставались очень популярными пророчества, которые появились в среде греческой диаспоры на Сицилии и в Италии между 1279 и 1555 гг. и приписывались василевсу Льву VI Мудрому. Они предсказывали как падение, так и последующее возвращение Великого Города, временами вызывая значительные мессианские ожидания. Это же отразила народная литература XV-XVIII вв. в виде песен-плачей и поэтических пророчеств, которые выражали надежду на близкий конец «царства Исмаила» и торжественное пришествие «царства Христа», в котором греки, разбросанные по разным государствам, угнетаемые разными правителями, получат обещанного «одного пастыря и одно стадо». Большие надежды возлагались на войну 1768–1774 гг. между Россией и османами, прежде всего в контексте легенды о светловолосом народе с севера, который принесет грекам освобождение. К тому же время войны совпало с одним из наиболее влиятельных пророчеств Льва Мудрого о том, что возвращение Святого Города произойдет через 320 лет после его падения. Даже когда эти пророчества не сбылись, мессианские ожидания не утратили своей остроты.

Византийско-православная тема стала в центре греческой национальной Великой идеи с конечной целью отвоевания Константинополя и всех греческих территорий ради триумфа греческой нации над варварами-завоевателями. В результате Афины и рожденное греческое государство рассматривались как временное образование, точка отсчета в великом марше во имя неотомщенных братьев, которые до сих пор страдают от ненавистного турецкого ярма. Таким образом, эти идеи подпитывали радикальный греческий национализм, который в ХХ в. столкнулся с турецким национализмом. Молодое турецкое государство переименовало в 1930 г. город в Стамбул и пыталось избавиться от остатков греческого населения города, сначала за счет принудительного обмена населением, потом наложением непомерных налогов во время войны. Наконец, погромы весны 1955 г. оставили в городе Вселенского Патриарха с небольшой группой соотечественников. Мечты о возвращении Константинополя ушли в прошлое. Тем не менее эта тема вместе с другими нереализованными чаяниями появлялась в средствах массовой информации в наиболее конфликтные моменты – столкновений на Кипре, претензий относительно морского шельфа и воздушного пространства.

Травма коллективной памяти греков проявляется и ныне в целой череде проблем греко-турецких отношений, и даже в греческих дорожных знаках, которые упрямо указывают направление на Константинополь, а не на Стамбул. И едва ли эту травму будет способно изгладить вступление Турции в Евросоюз. Ведь до сих пор на турецком флаге изображен не полумесяц, а луна в ущербе, в своей последней четверти, какой она была, когда Константинополь окончательно пал. Призрак «убиенной Византии» не прекращает свои стенания уже пять с половиной столетий, являясь вновь и вновь, а вторник во всем греческом мире продолжают считать самым несчастливым днем недели. Вглянись же в этот печальный призрак. Покоясь на каменной груди вечности, он ждет теперь только тебя – только тебя!

Задания для самостоятельной работы:

1 . Выделите основные причины и основные последствия падения Византии. Что сближает их с ситуацией переворотов, которые переживали иные известные вам империи?

2 . Когда, по каким причинам и при каких обстоятельствах Византия свернула с пути, по какому шло развитие остальной Европы и было ли необходимо возвращение на этот путь?

3 . Почему в Византии не сложились буржуазные государственные элементы и могли ли они спасти страну?

4 . Был ли Запад врагом Византии, и что она сделала для разрушения враждебных стереотипов в отношении себя?

5 . Какова роль балканских соседей в истории Византии и в ее гибели?

6 . Почему Византия погибла в то время, когда западноевропейские страны находились на подъеме?

7 . Какую роль играла Византия в средневековом мире и почему ее существование можно назвать подвигом?

8 . Известны ли вам империи, которые просуществовали столь же долго как Византия? Что принесло с собой османское завоевание Византии?

9 . Как в Турции называли завоеванных христиан?

10 . Чем можно объяснить появление тех, кого называли фанариоты?

11 . Какова судьба византийского наследия?

12 . Как вы думаете, почему именно в Италию направился наибольший поток греческих эмигрантов? Чем они там занимались?

13 . Какую роль сыграли ромейские эрудиты в развитии гуманистического движения?

14 . В чем после падения Константинополя выразились сила и слабость Константинопольского (Вселенского) патриарха?

15 . Как смотрели православные народы на Византию?

16 . Почему именно Русь стала новым политико-религиозным центром православия после падения Ромейской империи?

17 . Назовите основные монастырские центры, оставшиеся у греков. Поищите, в какие столетия уходит отсчет их истории?

18 . Как вы полагаете, почему именно Афон долгое время оставался очагом византийской культуры? Какое значение он имел и имеет для православного мира?

19 . На что указывают греческие националистические пророчества и легенды в отношении Константинополя? Знаете ли вы что-то подобное для других стран и эпох?