Несколько малоизвестных фактов из жизни раймонда паулса. Раймонд паулс - биография, фото, личная жизнь, песни композитора Раймонд Паулс. Фильмография

Оярс Раймонд Паулс (р. 1936) – латвийский композитор, пианист и дирижёр. Он сочинил музыку к самым лучшим шлягерам советского времени – «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Маэстро», «Листья жёлтые», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Танец на барабане», «Ещё не вечер». С 1989 по 1993 годы занимал должность Министра культуры Латвии. В 1981 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В 1985 году Паулс был удостоен звания Народного артиста Советского Союза.

Родители

Раймонд появился на свет 12 января 1936 года в прибалтийском городе Риге в рабочем районе Ильгюциемс.

И дедушка, и папа Раймонда трудились на стеклодувном производстве. Дед, по имени Адольф, начал работать в восьмилетнем возрасте. Несмотря на такую профессию, дедушка обожал музыку и самостоятельно выучился игре на скрипке.

Папа, Вольдемар Паулс, пришёл на стеклодувный завод в возрасте пятнадцати лет. Производство для здоровья считалось вредным и тяжёлым, но заработки у стеклодувов были неплохие. А какие изумительные они делали вещицы – необыкновенные по красоте конфетницы, фигурные бутылки, яркие вазы. Последние годы перед пенсией папа перешёл в столяры. Да и когда уже вышел на заслуженный отдых, дома постоянно что-то мастерил, подкручивал, чинил, не мог ни минуты находиться без дела. Даже если ничего не нужно было ремонтировать, то садился сочинять стихи или шёл поиграть в народный ансамбль.

Мама, Алма Матильда Броделе, происходила родом из села Светциемс в 130 км от Риги. Всё её образование сводилось к двум начальным классам школы. Вместе с подружкой в 1931 году она перебралась на заработки в Ригу, где девушки сняли комнату и стали обучаться шитью у модной рижской портнихи. Со временем Алма Матильда выучилась самой изящной работе – на нарядных блузах и платьях делала жемчужные и бисерные вышивки.

Одной из клиенток, Александре Паулс (бабушке Раймонда по отцовской линии), понравилась не только работа девушки, но и она сама – симпатичная, всегда приветливая и очень трудолюбивая. Александра обратила внимание на то, как ловко Алма Матильда справляется со швейной машинкой. Женщина как раз подыскивала помощницу по дому и маленькой мелочной лавке, которая была у Паулсов уже много лет, в ней продавали селёдку, керосин, спички и мыло.

Так Алма Матильда пришла в дом Паулсов в качестве работницы, а спустя год уже была невесткой, старший сын Вольдемар предложил девушке выходить за него замуж. Соседи сразу начали судачить, станет ли этот брак долгим и счастливым, ведь невеста на восемь лет старше жениха. К тому же Алма Матильда была православная, а Вольдемар лютеранин, каждый посещал по выходным свою церковь. Но это никак не отразилось на их счастье, родители Раймонда прожили вместе пятьдесят лет и вырастили двух замечательных и талантливых детей.

У композитора есть младшая сестра Эдите, родилась в 1939 году, сейчас знаменитая в Латвии художник по гобеленам. Раймонд был вторым сыном у Паулсов. Первым родился мальчик Гунар, но он в четырёхмесячном возрасте умер. Пережив такую трагедию, родители всегда испытывали страх за детей. Они никогда об этом не говорили вслух, но очень трепетно относились к Раймонду и Эдите.

Детство

Детские годы будущий композитор провёл в рабочем районе латвийской столицы. На левобережье Даугавы располагались крупные фабрики (стекольная, кожевенная, текстильная), пивоварни, а ещё открывался потрясающий вид на старую Ригу. Когда заканчивался рабочий день, на заводах выла сирена, и женщины с детьми выходили к заборам своих домов встречать мужей.

Район хоть и был промышленным, но очень походил на деревню. Вокруг деревянных домиков были земельные наделы, на которых люди растили лук, тыкву, картошку. Семья Паулсов тоже полным ходом занималась натуральным хозяйством, были у них козочка, корова и свиньи. Дети всегда помогали, собирали с родителями урожай на огороде и носили на рынок корзины с фруктами и ягодами.

Семья Паулсов жила совсем небогато, из детства Раймонд хорошо запомнил, как мама трудилась с утра до вечера. А ещё ей не нравилось у кого-то что-то просить, поэтому в семье держали большой запас мыла, соли, муки, лука и спичек. Мама говорила, это на чёрный день, если всё закончится, чтобы не просить у соседей.

Из детских лет Раймонд до сих пор помнит аромат и вкус потрясающих маминых картофельных блинчиков и клецок. С той поры его предпочтения не сильно поменялись, любимая еда композитора – суп с фрикадельками, кусок ржаного хлеба с салом и лучком и свиная отбивная с жареной картошечкой.

У мамы был прекрасный голос, но она редко пела. А отец, обожавший музыку, как и дед Адольф, организовал с друзьями ансамбль. Мужчины назвали его «МиХаВо», взяв первые две буквы имён участников коллектива – Михаил (играл на гитаре), Харий (на скрипке), Вольдемар Паулс (на барабанах). Музыкантов знали во всём районе, они играли на вечеринках и свадьбах, получали от этого не только удовольствие, но и небольшой приработок. Репетировали в доме Паулсов, поэтому маленького Раймонда с самого детства окружала музыка.

Отец очень хотел, чтобы дети стали талантливыми и свято верил в их счастливое будущее. Трудно сказать, то ли папа смог разглядеть в Раймонде Божью искру, то ли она зажглась в мальчике благодаря сильной отцовской вере. Ему не было и четырёх лет, когда отец купил сыну первую скрипку и отвёл за руку в музыкальный детский сад при Рижском институте. Но преподаватели сразу сказали, что скрипач из него не получится, слишком короткие пальцы, а вот на пианиста можно попробовать поучиться.

Папа стал собирать деньги на пианино, а стоило оно тогда очень дорого. Но вскоре ему повезло, перед войной балтийские немцы стали выезжать из Риги в Германию и распродавали имущество. У одного из таких немцев отец купил пианино. Раймонд помнит тот день, когда в дом привезли это чёрно-белое чудовище. Мальчик называл инструмент так потому, что теперь должен был за ним заниматься, а ему хотелось бегать во дворе с друзьями.

Образование

В первый класс Раймонд пошёл в самый разгар войны в 1943 году. Учился в начальной школе № 7, рядом с домом, когда-то это заведение окончил и его отец. Вольдемара Паулса на фронт не забирали, ему полагалась бронь. В целях безопасности жену с детьми он отправил из Риги в село Видрижи к родственникам.

После войны, когда вернулись в Ригу, отец считал, что надо навёрстывать упущенное время в занятиях музыкой и нанял Раймонду частных преподавателей. С 1946 года десятилетний мальчик стал заниматься в музыкальной школе Эмила Дарзиня при Латвийской консерватории. Времени на прогулки и друзей почти не оставалось. С утра обычная школа, потом музыкальная, вечером уроки, и допоздна игра на пианино. Даже соседи возмущались, что Вольдемар сыну жизни не даёт с этой музыкой. Но отец никого не хотел слушать, считал, что поступает правильно, представлял Раймонда на сцене и даже слышал шум аплодисментов.

Папа оказался прав. В школе Раймонда стали привлекать к участию в спектаклях как аккомпаниатора. А преподаватели музыки его хвалили и говорили, что у Паулса звучание рояля иное, чем у других учеников.

Однажды во время выступления на школьном вечере подростка охватили совсем новые чувства, он ощутил, что зрители слушают его музыку и им это нравится. Было очень приятно, и этот момент стал переломным в жизни Раймонда. С той поры его не нужно было заставлять заниматься, он сам в любую свободную минуту бежал к роялю.

В 1949 году он окончил семилетнюю школу и перешёл в среднюю. Продолжал заниматься музыкой, с четырнадцати лет с друзьями отца Раймонд играл в ресторанах, в кинотеатрах перед сеансом и даже аккомпанировал немым фильмам. В это время увлёкся джазом. А также почувствовал, что играть каждый вечер одно и то же ему становится неинтересно, появилась тяга к импровизации, и Раймонд начал делать первые шаги в написании музыки.

В 1953 году Паулс поступил в Латвийскую консерваторию, где учился десять лет, сначала по классу фортепиано, потом на отделении композиции.

Творческий путь

На первом курсе консерватории Раймонд с друзьями организовал джазовый оркестр перед Новым 1954 годом, чтобы выступать на празднике. Но прошло время, коллектив не распадался, а, наоборот, набирал популярность в Риге, выступая в Домах культуры.

К 1956 году джазовый оркестр немного расформировали и создали инструментальный ансамбль. В этом же году их музыка впервые прозвучала на Латвийском радио. Вскоре их творчеством заинтересовалось Всесоюзное радио и в Ригу для записи ансамбля приехали работники фирмы «Мелодия». Две первые пластинки имели в Советском Союзе очень большой тираж.

В 1957 году коллектив преобразовали в Рижский эстрадный оркестр, который выступал от Латвийской филармонии. Началась череда гастролей по СССР, а в музыкальной карьере Паулс покорял всё новые и новые горизонты:

  • После окончания консерватории с 1964 года – художественный руководитель Рижского эстрадного оркестра, оставался на этой должности семь лет.
  • С 1967 года – член Союза композиторов и Союза кинематографистов Латвийской ССР.
  • С 1973 года – художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо».
  • С 1978 года – дирижёр оркестра лёгкой и джазовой музыки на Латвийском телевидении и радио.
  • С 1982 года – главный редактор музыкальных передач на Латвийском радио.
  • В 1986 году стал инициатором создания Международного конкурса молодых исполнителей «Юрмала», просуществовавшего до 1992 года.
  • С 1989 года министр культуры Латвии.
  • С 1993 по 1998 годы – советник по культуре при Президенте Латвии.
  • В 2002 году вновь стал инициатором совместно с композитором Игорем Крутым создания Международного конкурса молодых исполнителей в Юрмале «Новая волна».

Увлёкшись политикой, в 1999 году Паулс выдвигал свою кандидатуру на пост Президента Латвии, но потом снялся с выборов.

Маэстро

Первое плодотворное сотрудничество Паулса было с латвийским поэтом Альфредом Круклисом. Так появились песни:

Всесоюзная известность пришла к Паулсу после песен «Синий лён» и «Листья жёлтые». К середине 1970-х годов с композитором стали сотрудничать поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский. Впервые Вознесенский согласился писать стихи на готовую музыку, так появились песни «Подбери музыку» (пел Яак Йола) и «Танец на барабане» (пел Н. Гнатюк). Обе эти композиции получали призы на музыкальном фестивале в Сопоте.

После начавшегося сотрудничества с поэтом-песенником Ильёй Резником и певицей Аллой Пугачёвой к Паулсу пришла слава и огромная любовь слушателей к его творчеству. До сих пор родившиеся тогда композиции остаются хитами:

  • «Старинные часы»;
  • «Маэстро»;
  • «Миллион алых роз»;
  • «Без меня»;
  • «Эй, вы там наверху».

Композитор сотрудничал со многими известными поэтами – Михаилом Таничем, Ларисой Рубальской, Николаем Зиновьевым, Евгением Евтушенко. Их песни пели звёзды советской эстрады – Роза Рымбаева, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина, Лайма Вайкуле, София Ротару, Лариса Долина, Эдита Пьеха, Ринат Ибрагимов. Очень популярен в Советском Союзе был детский ансамбль «Кукушечка» со своей знаменитой песней «Золотая свадьба» (или «Бабушка рядышком с дедушкой»), музыку к которой написал Паулс.

Раймонд написал много мюзиклов и музыкальных сопровождений к театральным постановкам, кинофильмам, самые известные из которых:

  • «Три плюс два»;
  • «Театр»;
  • «Бармен из «Золотого якоря»;
  • «Долгая дорога в дюнах».

Личная жизнь

Во время гастрольного тура с Рижским эстрадным оркестром в Одессе Раймонд познакомился со своей будущей супругой Светланой Епифановой. Высокая красивая одесситка покорила молодого композитора. Летом 1961 года они поженились.

В 1962 году у супругов родилась девочка Анета. Она отучилась в ЛГИТМиК, получила диплом по специальности режиссёра телевидения, живёт и работает в Москве. Замужем за менеджером авиакомпании Мареком Петерсеном. Дочь подарила Раймонду трёх внуков – двух девочек Анну-Марию (1989) и Моник-Ивонн (1994) и мальчика Артура Паулса (1995).

Каждый год 24 декабря накануне Рождества в день рождения своего отца Раймонд приезжает на его могилу на Лачупском кладбище Риги (там же похоронены мама, бабушка с дедушкой). Зажигает свечу, вспоминает родителей и в который раз поражается, как они, малообразованные люди, были так твёрдо уверены в великом будущем детей. И снова благодарит отца за те детские занятия на «чёрно-белом чудовище», которое принесло ему в жизни всё – семью, любовь поклонников, успех, славу и счастье.

Раймонд Паулс является одним из популярных советских композиторов. Его творчество любят не только в родной Латвии и России, но далеко за рубежом. Песни композитора исполняли в разные годы самые популярные эстрадные исполнители. Стоит произнести название «Маэстро» или «Лаванда», как сразу же всплывает имя Раймонд Паулс.

Композитор является однолюбом. В молодости он встретил свою будущую супругу, любовь к ней он сохранил на протяжении многих десятилетий. Женщина стала его музой, костюмером, дизайнером. Она подарила мужу дочь, которая стала единственным ребёнком пары.

С того времени, как песни Раймонда Паулса становятся популярными, многочисленная зрительская аудитория начинает интересоваться жизнью и творчеством композитором. В настоящее время в официальных источниках можно узнать, какой у мужчины рост, вес, возраст. Сколько лет Раймонду Паулсу не представляет из себя тайны. Он отпраздновал свой 80-летний юбилей. В 2018 году композитору исполнится 82 года, но многочисленные поклонники удивляются, что их кумир выглядит моложе своего биологического возраста.

Раймонд Паулс, фото в молодости и сейчас которого несложно найти на просторах Интернета, среднего роста. Он равен 175 сантиметров. Весит популярный композитор около 70 килограмм. С юных лет и до настоящего времени мужчина занимается спортом. Он вместе с супругой делает пешие прогулки.

Биография и личная жизнь Раймонда Паулса

Наш герой появился на свет в суровое предвоенное время. Отец – Вольдемар Паулс выдувал стекло на рижском стекольном заводе. Мать – Алма-Матильда Паулс вышивала жемчугом и занималась воспитанием детей. Кроме сына, в семье воспитывалась дочь – младшая сестра музыканта, которую зовут Эдите Паула-Вигнере.

С юного возраста родители воспитывали сынишку творческой личностью. Он с 3-летнего возраста овладевал игрой на пианино. В десятилетнем возрасте стал учиться в музыкальной школе. Затем молодой Раймонд обучался в консерватории на двух факультетах: музыкальном и композиторском. Получив диплом, Паулс стал выступать на различных площадках Советского Союза. Публика его встречала аплодисментами. С середины 70-х годов композитор стал писать эстрадные песни, которые в разные годы исполняли Алла Пугачёва, Як Йола, София Ротару, Лайма Вайкуле и многие другие артисты эстрады.

Музыкант организовал детскую группу «Кукушечка», выступления которой вызывали неизменный восторг у зрителей.

В течение многих лет Раймонд Паулс был неизменным маэстро на Юрмальском песенном фестивале. В последние годы мужчина пишет не только эстрадные песни, но и симфоническую музыку, которая востребована у любителей музыки по всей планете.

Биография и личная жизнь Раймонда Паулса протекает счастливо с юности. Музыкант счастливо женат. Он с супругой воспитал единственную доченьку, которая подарила родителям трёх внучат.

Семья и дети Раймонда Паулса

Семья и дети Раймонда Паулса являются очень важным звеном в жизни популярного композитора. Он может сделать всё для счастья своих родных людей.

Папа Раймонда был стеклодувом. Мужчина был музыкантом самоучкой. Он играл в свободное время в одной из популярных рижских групп. Большое влияние оказал отец на своего сына. Именно благодаря этому наш герой стал заниматься музыкой.

Мама занималась вышиванием картин. Её работы покупали в большом количестве. Слава о женщине шла по всей Прибалтике. Покупатели приезжали даже из-за границы.

Сестра нашего героя занимается гобеленами. Она часто созванивается с братом, желая ему долгих лет жизни и творческого долголетия.

У популярного композитора есть только одна дочь, которая подарила нашему исполнителю троих детей.

Своими детьми музыкант называет многочисленных детей, которые пели в его группе «Кукушечка». Композитор говорит, что помнит всех юных исполнителей, которые с той поры выросли. Они часто общаются с Раймондом Паулсом. На 80-летний юбилей музыкант получил от бывших членов группы «Кукушечка» подарок. Они записали на диск песни, которые в разные годы пели под руководством нашего героя.

Часто занимается Раймонд Вольдемарович и благотворительной деятельностью. Он участвует в концертах по сбору денежных средств, которые идут на помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Дочь Раймонда Паулса – Аннете Педерсен

В начале 60-х годов прошлого столетия автор многочисленных эстрадных композиций стал отцом очаровательной дочурки. Девочку назвали Аннетой. В школьные годы она не была любима преподавателями и сверстниками. Они считали её задавакой, так как Аннета гордилась своим отцом. Это приводило к ссорам с одноклассниками.

Раймонд считал, что его дочка должна быть обыкновенным ребёнком. Он никогда не стремился сделать из неё певицу.

Получив аттестат, дочь Раймонда Паулса – Аннете Педерсен отправляется в столицу Советского Союза. Здесь она становится студенткой московского ГИТИСа, в котором постигает режиссуру. Девушку заметили ещё в годы обучения, после чего её пригласили на один из телевизионных каналов, в котором она работала в течение многих лет. Аннете общительна, весела, у неё большое количество друзей, которые очень часто посещают свою подругу.

В начале 90-х годов прошлого столетия девушка на одном из мероприятий знакомится с Мареком Педерсеном. Молодой мужчина работал в датской авиационной компании. Буквально через несколько недель после знакомства влюблённые решили зарегистрировать брак официально. Сначала они отправились в Ригу, чтобы получить благословение родителей девушки. Паулсы были очарованы своим зятем, они дали своё родительское благословение.

Свадьба прошла в Москве. На ней присутствовало большое количество коллег и друзей молодожёнов. Медовый месяц они провели на рижском взморье, а затем съездили на несколько дней в Данию, где новоиспеченный супруг познакомил любимую с близкими людьми.

Молодые люди стали жить в столице Российской Федерации. У них родилось трое детей, которые в настоящее время уже взрослые.

Аннете довольно часто посещает родителей. Она работает в консульстве Латвии, находящемся в Российской Федерации.

Аннете говорит, что она является латвийской гражданкой по факту рождения, но Россия стала для неё Родиной. Она здесь счастлива и надеется прожить в течение многих лет.

Жена Раймонда Паулса – Светлана Епифанова

В середине 1961 года популярный композитор встретил свою будущую супругу. Он в это время находился на гастролях в Одессе. С первой встречи молодой человек потерял голову от юной девушки. После знакомства коренная одесситка решилась стать жительницей латвийской столицы.

Молодые влюблённые решили тайно пожениться, так как у них не было денег на торжество. Чтобы их расписали, Раймонд и Светлана пригласили случайных людей в качестве свидетелей. Затем эти почётные гости стали друзьями четы.

После получения свидетельства молодожёны сходили в кинотеатр, а затем купили пончики, которые и стали свадебным блюдом влюблённых.

Жена Раймонда Паулса – Светлана Епифанова смогла повлиять на супруга. Ради её счастья и дочурки наш герой перестал злоупотреблять алкогольными напитками. Он на мероприятиях может выпить лишь немного шампанского.

Брак Маэстро и его супруги длится более 50 лет. Чета счастлива до сих пор. Они благодарят судьбу, что им выпало счастье встречи друг с другом. На гастроли женщина всегда едет с Паулсом. Она помогает ему творить произведения, не задумываясь о бытовых вопросах.

Википедия Раймонда Паулса

Википедия Раймонда Паулса является основным источником информации о популярном композиторе эстрадных песен и симфонических произведений. Здесь можно узнать о родителях и близких людях популярного музыканта. На странице представлен полный список произведений, написанных нашим героем.

1. Родившийся 12 января 1936 года в Риге в семье стеклодува Вольдемара Паулса сын Оярс Раймондс , был определён - по желанию отца - в уникальный рижский музыкальный детсад уже с 3-х лет. Но лет до 10-ти занимался музыкой весьма неохотно, так что отец часто подгонял Раймонда к пианино ремнём.


Со временем Раймонд стал заниматься музыкой с увлечением, и в 1953-м уже был учащимся Латвийской консерватории. Профессор Герман Браун прививал ему любовь к классике, а юный Раймонд грезил об эстраде, подрабатывая в оркестрах.

После выпуска Раймонд в составе Рижского эстрадного оркестра исколесил весь СССР. В 1962-м, после рождения дочери Паулс вернулся в консерваторию учиться композиции. В 1964 году он возглавил Рижский эстрадный оркестр, завоевав с ним всесоюзную популярность.


2. Сегодня Раймонд Паулс, ставший уже в 49 лет народным артистом СССР, не только музыкальный гуру в Латвии, но и ресторатор, один из самых обеспеченных рижан, хотя и пострадал однажды от латвийских банков. А в 1970-80-е каждый ресторан, где исполнялись песни Паулса, отчислял композитору большие деньги.


Паулс говорит об этом времени: - Я жил очень хорошо! Приходишь в Сбербанк, а там уже набежало несколько тысяч. И одно время я обошёл по доходам даже Давида Тухманова...

3. У Паулса большой дом за городом, который он сам называет «великолепным». А купив
несколько лет назад деревенскую школу в ста километрах от Риги вместе с тремя гектарами земли, Паулс сделал там центр для одарённых детей.


Один из олигархов приобрёл в центре Риги старинный дом, и предложил маэстро возглавить культурно-развлекательный центр.

4. Внешне невозмутимый Паулс часто принимал участие в розыгрышах богемной тусовки под руководством Пугачёвой.

Композитор вспоминает, что несколько раз объектом таких шуток становился терпеливый в этом плане Марк Захаров. Часто подобные тусовки заканчивались громкими ссорами, так как Пугачёва позволяла себе слишком много.

Выпив, могла лишнее сказать. Потом сожалела. Ей было стыдно, она начинала подлизываться. Но я принимал Аллу такой, какая есть.

5. Хотя дочь Паулса Анете и выросла среди знаменитостей, гостивших в их доме, но петь на эстраде маэстро ей запретил.

По окончании школы Анете работала на телецентр, став режиссёром. А в 1988-м вместе с Юрием Николаевым она вела конкурс эстрадной песни в Юрмале, где тогда получил гран-при Александр Малинин.
Замуж Анете вышла за датчанина, сотрудника авиакомпании SAS. Последние несколько лет была в Москве помощником генерального консула Латвии по вопросам культуры. Две внучки Паулса учились в элитной московской школе с углублённым изучением английского и французского.


6. Побывав и министром культуры Латвии (первый беспартийный министр в СССР), и советником президента Латвии по культуре, Раймонд Паулс, вопреки своим словам о должной аполитичности музыканта и художника вообще, в 1999-м баллотировался на пост Президента от возглавляемой им Новой партии Латвии. Победив в первом туре выборов, но, не набрав в сейме положенного 51%, он перед решающим туром снял свою кандидатуру.

После он объяснил это тем, что ему пришлось бы быть меж двух огней, так как правые ратовали за обострение отношений с Россией, а у русских в Латвии сильные экономические позиции. Кстати, обладая большими финансами, русские капиталисты никак не вмешивались в политику Латвии по притеснению русскоязычного населения.

7. Есть в биографии Паулса и неприятные факты. Будучи министром культуры, он с 1991-го по 1993-й закрыл несколько русских школ, а также Рижский Молодёжный театр под управлением народного артиста Латвийской ССР Адольфа Шапиро, являвшегося к тому же президентом Международной ассоциации театров для детей и молодежи.



Никаких поблажек Маэстро
Жена Паулса, Светлана Епифанова (с ней Раймонда познакомили после концерта в Одессе), еще несколько лет назад, как и большинство некоренных латвийцев, имела лишь фиолетовый паспорт негражданина с надписью Aliens. Натурализовалась жена Маэстро на общих основаниях, сдав экзамены по истории и госязыку, которым владеет блестяще


Самые известные хиты Паулс написал в соавторстве с Резником и Вознесенским


C 1988 по 1991 гг. Раймонд Паулс занимал пост министра культуры ЛССР

Прогноз погоды от Раймонда Паулса
Инструментальная композиция «Пасмурная погода» была написана Паулсом специально для прогноза погоды информационной программы «Время»


Странный номер
Паулс обзавелся загадочным номером на служебном «Шевроле»: RP-62. Что обозначало его инициалы и год, когда он, после рождения дочери, бросил пить

В 1999 Раймонд Паулс выдвигался на пост президента Латвии, однако снял кандидатуру


Раймонд Паулс кавалер шведского Ордена Полярной звезды


Он рано начал...
Паулс начал свою концертную деятельность в 15 лет, когда талантливого подростка пригласили играть во взрослый джаз-бенд. Собираясь на танцы, музыканты писали расписку отцу: «Взяли Ояра. Вернем утром»

Паулс получил высшее образование в Латвийской государственной консерватории
Уже в то время он проявил себя как превосходный исполнитель на фортепиано. Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов. Он играл в ресторанах, изучив джазовых классиков и современные песни


Раймонд Вольдемарович уже в детстве играл на фортепиано
С трёх лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора


Многие известные песни Паулса на русском языке в оригинале исполнялись на латышском


Раймонд Паулс автор двух мюзиклов
"Сестра Кэрри" и "Шерлок Холмс"

В центре Риги, стоит скульптурный портрет Раймонда Паулса
Это не официальный памятник, а художественная работа скульптора Альберта Терпиловского 1987 года


Коренной рижанин
Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в районе Ильгюциемс, в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов - стеклодува и вышивальщицы жемчугом

Раймонда Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство. «Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев», – написал в книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс. Так получилось, что на территории экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеры «Миллион алых pоз», «Маэстpо», «Веpнисаж», «Стаpинные часы», «Зеленый свет» и т. д. в исполнении А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.

Ояр-Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов – слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре «Михаво» играл на ударных инструментах.

Волдемар Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом – «как Паганини»: Волдемару казалось, что музыкантский хлеб более легкий и приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить его музыкальные способности, но «профессионал» был категоричен: у ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: «Начнем лучше не со скрипки, а с рояля». Так была решена его судьба.

Позже сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам: «Быть выдающимся музыкантом – тут нужен не только талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд – означает каторгу. Ежесуточная работа по 12–14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом». Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...

В 1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в Музыкальную школу имени Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной мировой музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных записей), Паулс черпал информацию с радио «Голос Америки»: прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.

В 1953 году Паулс поступил, а в 1958 году окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна, а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова. Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался «легким» жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В 1963–1971 годах – руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса – «Зимний вечер», «Мы встретились в марте», «Старая береза», – мелодичные, душевные, легкие и лиричные.

Уже в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90 аншлаговых авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики на местных исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.

31 августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (ее специальность – лингвист). Их дочь Анета (1962 г. рожд.) окончила ЛГИТМИК по специальности «режиссер телевидения» и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери – Анна-Мария (1989 г. рожд.) и Моник-Ивонн (1994 г. рожд.).

В начале 1970-х Паулс создал ВИА «Модо», который с невероятным успехом гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась сквозь «железный занавес» и занимала верхние строчки в западных хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл «Сестра Керри» по Теодору Драйзеру. По мюзиклу был создан музыкальный видеоклип, который получил премию «Золотой янтарь» на международном конкурсе в Польше. Впоследствии «Сестру Керри» ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил рижский театр «Русская драма». С 1978 года Паулс работал главным музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.

В России слава Маэстро началась с песен «Синий лен» (в исполнении Л. Мондрус) и «Листья желтые» (в исполнении Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О. Гринберга, М. Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писать стихи на готовую музыку. Композиции Паулса и Вознесенского «Подберу музыку» (в исполнении Я. Йолы) и «Танец на барабане» (в исполнении Н. Гнатюка) получили призы музыкальных фестивалей в Сопоте.

В середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он написал русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на латышском языке. Их первым совместным хитом стал «Маэстро» в исполнении Аллы Пугачевой – песня звучала по всем радиостанциям Союза по нескольку раз в день. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева («Старинные часы», «Эй вы там, наверху», «Без меня», «Делу время», «Возвращение», «Я ждала вас так долго» и др.), Лайма Вайкуле («Еще не вечер», «Вернисаж», «Чарли» и др.), Валерий Леонтьев («Верооко», «Я с тобой не прощаюсь», «Годы странствий», «Поющий мим», «После праздника», «Гиподинамия» и др.).

В то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым («Зеленый свет», «Диалог», «Комета Галлея» и др.), М. Таничем («Притяжение любви», «Три минуты», «Карусель», «Бархатный сезон», «Маяк»), продолжает сотрудничество с А. Вознесенским («Полюбите пианиста», «Муза», «Затменье сердца», «Человек-магнитофон» и др.). Их песня «Миллион алых роз» (в исполнении А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.

Широкую известность по Союзу получил и детский ансамбль «Кукушечка», который композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из «Кукушечки» исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива «Золотая свадьба» (слова И. Резника).

Композитор успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену (спектакль «Бранд» получил первый приз за музыку на театральном фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам – «Долгая дорога в дюнах», «Театр» и др.

В 1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание народного артиста СССР. В 1986 году состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого Паулс боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри этого ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт многим ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году директор фирмы «Мелодия» вручил композитору в подарок к 50-летию два «золотых диска» – за фортепианный альбом «Мой путь» и песенный сборник «У нас в гостях Маэстро».

В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года – народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских республик впервые осуществили «голосование ногами»: демонстративно покинули зал заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о признании пакта Молотова – Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с признанием независимости прибалтийских республик.

В ноябре 1989 года Паулс возглавил Министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии) министр. Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991 году Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой Латвии. А в 1993 году – и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен вопрос об упразднении Министерства культуры и совмещении его с другими правительственными организациями. (Позже это предложение так и не было утверждено.)

Будучи министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы – на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллигенции, но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.

С 1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры при Президенте Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в Данию в 1997 году Маэстро удостаивают награды королевства – ордена Полярной Звезды I степени. В те же годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским ансамблем «Кукушечка», писал песенные циклы и концертные программы. Создал музыку к спектаклям «Дикие лебеди», «Граф Монте-Кpисто», «Зеленая дева» и др., несколько программ для Л. Вайкуле («Я вышла на Пикадилли», «Лайма в стиле танго» и др.). Особым успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы: «Рапсодия в стиле блюз» (Паулс исполнил свою фортепианную версию), одноактная опера «Порги и Бесс» с участием профессиональных джазовых исполнителей...

14 марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность – стал председателем созданной им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием «продвинуть в pуководство стpаны молодых пpогpессивно мыслящих людей». 3 октября 1998 года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР – он работает в комиссиях «по образованию, культуре и науке», «ревизионной», «защиты прав детей» и в Латвийской национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой официальной речью: «Взвесив все “за” и “против”, я решил снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал».

К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс в числе множества других поздравлений получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: «...На протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России».

Живет и работает в Риге.


Для людей талантливых состояние влюбленности является неизменным элементом творчества. Для гениев созидающая составляющая - любовь. Для маэстро Раймонда Паулса музой и ангелом-хранителем стала его супруга Светлана Епифанова. Эти два человека удивительно похожи в своей элегантной сдержанности и в своем полувековом счастье.

Мелодия любви


Когда Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, он еще не догадывался, что этот музыкальный инструмент станет его судьбой. Будущий маэстро сделал свой выбор в пользу Рижского эстрадного оркестра. Начались бесконечные гастроли, новые города встречали талантливого молодого пианиста овациями. Именно в Одессе зазвучала для Раймонда вечная мелодия любви.


Во время концерта в зал вошла запоздавшая немного девушка и села в задних рядах, пытаясь рассмотреть издалека человека, который сидел за роялем. Это был Он - мужчина, ставший ее судьбой. Но в тот день, когда их представили друг другу, никто даже и подумать не мог о том, что юная студентка Одесского университета Светлана Епифанова вскоре переедет из родной Одессы в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой Великого Маэстро.

Ей будет непросто привыкать к сдержанной прибалтийской столице после эмоциональной колоритной жемчужины у моря. Но что могли значить какие-то там сложности, если рядом был ее любимый Раймонд? И бесконечно играла для нее нежная и страстная музыка любви.

«Любовь не вздохи на скамейке…»


Они уже жили в Латвии, но еще не стали официально мужем и женой. Опьяненная своей любовью, Лана тогда и не подозревала о том, сколько раз ей придется спасать своего супруга. Творческо-богемная атмосфера манила молодого музыканта. После концертов он спешил не домой, а в соседний с Оперой бар «Шкаф», где с коллегами и друзьями постоянно что-то отмечали. Пили много, оставляя в залог будущей оплаты мало-мальски ценные вещи. Верная Лана каким-то немыслимым образом всегда приходила за ним в нужный момент и уводила его домой.

Рождение семьи


31 августа 1962 года они вдвоем вошли в двери Пардаугавского ЗАГСа. И тут выяснилось, что их двоих для заключения брака совершенно недостаточно. Нужны, как минимум, еще два свидетеля, готовых завизировать их добровольное желание стать мужем и женой. Женщина-регистратор, увидев, как эти двое смотрят друг на друга, решилась пойти против существующих правил. Она позвала на помощь дворника и сама тоже поставила свою подпись в книге регистраций.

Вполне довольные жизнью, молодожены вышли на улицу. Их совместной наличности хватило на два билета в кино и еще на вкуснейшие пончики по три и пять копеек, которые они купили после сеанса в «Палладиуме». Главное, что они стали мужем и женой, а всякие условности вроде свадебного марша или роскошного банкета никак не могли повлиять на их чувства друг к другу.

Муза великого композитора


Умница и красавица Светлана могла сделать успешную карьеру. Но она предпочла роль верной жены, хранительницы семейного очага. Однажды она попыталась выйти на работу, однако ее супруг был настроен категорически против. Лана решила, что отношения в семье куда важнее ее карьеры. Она стала той самой музой, которая будет постоянно вдохновлять маэстро на создание гениальных произведений. Под эту музыку будут снова и снова встречаться и влюбляться новые пары, под нее будут плакать от счастья и задыхаться от любви.

У них все получилось. К Раймонду Паулсу пришла слава, пришел и семейный достаток. Верная Лана помогла установиться довольно тесному кругу общения, который сохранялся потом еще много лет. Две семейные пары - поэт Янис Петерс и его жена Барбара, и знаменитый скульптор Альберт Терпиловский и его жена Тина, главный режиссер театра кукол, на много лет станут самыми близкими друзьями семьи Маэстро. С ними он будет с удовольствием удить форель и вести неспешные философские беседы.

«Снова день озарится счастливым светом влюблённых глаз...»


Великий Маэстро считает, что много лет назад, в солнечной Одессе, юная сияющая одесситка Лана сделала ему самый дорогой подарок в жизни. Она подарила ему себя, а вместе с собой – любовь, вдохновение и счастье любить и быть любимым.

Она всегда была модницей и даже в безденежные времена умела выглядеть потрясающе. Этому искусству она научила и своего именитого супруга, а ещё она всегда тщательно следила за его внешним видом.

Сам Маэстро считает, что у него несносный характер и с ним просто невозможно иногда находиться рядом. Хотя на самом деле его Лана точно знает, что в жизни ей ничего больше не нужно. Рядом с ней самый лучший мужчина на свете, у нее замечательная дочь и две взрослые уже внучки.


Сам Раймонд Паулс вполне серьезно считает свою жену просто святой. Она умеет вести хозяйство, следить за счетами, заботиться о семье и дарить ему вдохновение для создания гениальных произведений. А он умеет писать музыку и делать ее счастливой.

Вот уже больше полувека каждое утро она задает своему великому супругу один и тот же вопрос. И каждое утро получает один и тот же ответ. Нет, это совсем не о любви. Не о счастье. Она просто спрашивает, будет ли он кофе. Конечно, он будет кофе. И завтрак будет. И будет все, что она ему предложит. Она станет варить ему кофе, а он читать ей вслух смешные заголовки статей из газет. Разве не в этом счастье?



А потом он снова сядет за рояль и сыграет для нее свою лучшую мелодию. Мелодию любви, в которой растворились обиды и невзгоды, будто их и не было никогда. Осталась только бесконечная благодарность и светлая нежность. Осталась только любовь.

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова берегут свое счастье, точно так же, как заботливо скрывала от чужих взглядов свое чувство .