Моцарт – жизнь и произведения

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году , в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

  • Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). При крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.
  • Отец Моцарта, Леопольд, был композитором, придворным скрипачом, довольно известным в то время. Отец сыграл большую роль в становлении Моцарта как композитора.
  • Мать Моцарта – Мария Анна, в девичестве Пертль. Родила семерых детей, из которых выжили только дочь Мария Анна и сын Вольфганг. Оба обладали незаурядными музыкальными способностями.
  • Трехлетним ребенком Вольфганг уже подбирает на клавесине терции и секстеты. Чуть позже, в возрасте примерно пяти лет, будущий великий композитор начинает сочинять менуэты.
  • 1762 год – Леопольд Моцарт везет своих детей в первые «гастроли». Они играют в Мюнхене, Линце, Пассау, а также в Вене, где семейство дважды удостаивается приема у императрицы Марии Терезии. Концертные поездки Моцартов продолжаются около десяти лет.
  • 1763 – 1766 годы – вторая и самая долгая концертная поездка. Семья посещает Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург, Шветцинген, Франкфурт, Брюссель, Париж… Маленький Моцарт уже виртуозно играл не только на клавишных инструментах, но и на скрипке. Во Франкфурте он впервые играет скрипичный концерт.
  • Зима 1763 – 1764 годов – в Париже изданы первые сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, это были четыре скрипичные сонаты.
  • 1764 – 1765 годы – Лондон. Сразу же после приезда Моцарты приняты королем Георгом III. На одном из концертов Вольфганга заметил композитор Иоганн Кристиан Бах (сын великого Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт спустя много лет считал своим учителем. В Лондоне Вольфганг сочиняет свои первые симфонии.
  • 1766 год – возвращение в Зальцбург.
  • 1767 – 1768 годы – поездка в Вену, где Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», мессу для хора с оркестром, концерт для трубы, симфонию К. 45а.
  • 1769 – 1771 годы – Италия. Моцартов принимают Папа Римский, король Фердинанд IV Неаполитанский, кардинал.
  • Лето 1770 года – Вольфганг Амадей Моцарт получает из рук Папы Римского Климента XIV орден Золотой шпоры. В это время Моцарт учится у падре Мартини и работает над оперой «Митридат, царь Понтийский». По настоянию педагога Мартини сдает экзамен в Болонской филармонической академии и становится ее членом. Опера «Митридат, царь Понтийский» закончена к Рождеству и с успехом показана в Милане.
  • 1771 год – написана и показана в Милане опера «Асканий в Альбе».
  • В этот же период императрица Мария Терезия по каким-то причинам была недовольна семьей Моцартов. Из-за этого не оправдались надежды Леопольда устроить сына на службу в Милане.
  • 1772 год – в Зальцбурге Моцарт пишет драматическую серенаду «Сон Спициона» для инаугурационных торжеств нового архиепископа, графа Иеронима Коллоредо. Граф берет талантливого композитора к себе на службу.
  • 1773 год – возвращение из последней, третьей поездки в Италию, где Моцартом была написана очередная опера «Луций Сулла». Семье не удается обосноваться в Вене, они живут в Зальцбурге.
  • Вторая половина 1770-х годов – в Зальцбурге Моцартом написаны ряд симфоний, дивертисментов, первый струнный квартет, опера «Мнимая садовница».
  • 1777 год – Моцарт увольняется со службы у архиепископа и отправляется с матерью в Париж. По пути, в Мангейме, композитор влюбляется в певицу Алоизию Вебер.
  • 1778 год – отправив мать обратно в Зальбург, Вольфганг втайне от отца совершает со своей возлюбленной небольшое турне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской.
  • Этот же год – запланированная поездка в Париж все же состоялась, но была крайне несчастливой. В Париже умирает мать Моцарта, королевский двор не проявляет к композитору никакого интереса. Вольфганг уезжает из Франции, и в Мангейме узнает, что Алоизия абсолютно равнодушна к нему.
  • 1779 год – Моцарт возвращается на прежнее место работы, но теперь служит органистом, сочиняет большей частью церковную музыку.
  • 1781 год – в Мюнхене поставлена очередная опера, написанная Моцартом, это был «Идоменей, царь Критский». В этом же году, поссорившись с архиепископом, Моцарт оставляет службу.
  • 1782 год – Вольфганг Амадей Моцарт женится на Констанции Вебер, сестре его первой возлюбленной и тоже певице. Констанция родила Моцарту шестерых детей, из которых выжило двое: сыновья Карл Томас и Франц Ксавьер.
  • Первая половина 1780-х годов – Моцарт пишет оперу «Похищение из сераля», мессу до минор (не закончена; одну из сольных партий сопрано исполняла жена композитора), Линцскую симфонию. Этот же период отмечен в жизни Моцарта как начало дружбы с Й. Гайдном.
  • 1784 год – Моцарт вступает в масонскую ложу.
  • Это время считается расцветом карьеры знаменитого композитора. Одновременно у него появляются конкуренты. В итоге борьбу за славу ведут две группы композиторов, во главе которых стоят Моцарт (работал с придворным либреттистом Л. да Понте) и придворный композитор А. Сальери, который работал с либреттистом аббатом Касти – соперником да Понте.
  • 1 мая 1786 года – премьера оперы «Женитьба Фигаро».
  • Октябрь 1787 года – в Праге состоялась премьера оперы «Дон Жуан». Этой постановке было суждено стать последним триумфом Моцарта.
  • После возвращения в Вену композитора преследуют неудачи, он закончил свою жизнь практически нищим. «Дон Жуан» проваливается в Вене. Моцарт занимает должность композитора и капельмейстера при дворе императора Иосифа II, который понимал в музыке настолько, что мог публично высказаться о том, что сочинения Моцарта «не во вкусе венцев».
  • 1789 год – Моцарт едет в Берлин. Это была концертная поездка с целью, во-первых, заработать (у композитора уже были большие долги), во-вторых, попытать счастья при дворе короля Фридриха Вильгельма II. Ни одна из целей не была достигнута. Единственным результатом поездки стало несколько заказов на струнные квартеты и клавирные сонаты.
  • 1791 год – Моцарт пишет оперу на немецком языке «Волшебная флейта», коронационную оперу «Милосердие Тита». Премьера последней проходит без особого успеха, как, впрочем, и премьера «Волшебной флейты». В этом же году написан концерт для кларнета с оркестром ля мажор.
  • 1791-й год – болезнь Констанции, затем самого Моцарта, которого подкосила неудачная премьера «Волшебной флейты».
  • Этот же год – граф Вальзегг-Штуппах заказывает Моцарту реквием в память своей умершей жены. Вообще, этот граф отличался тем, что заказывал талантливым композиторам произведения, которые позже исполнял под своим именем. Так должно было быть и с «Реквиемом». Моцарт работал, пока его не оставили силы, но «Реквием» так и не был закончен. В конце ноября 1791 года композитор окончательно слег, но даже в этом полубредовом состоянии продолжал мысленно играть «Реквием», а пришедших навестить его друзей заставил исполнить уже готовые партии… Произведение было закончено учеником Моцарта Зюссмайером.
  • 5 декабря 1791 года – Вольфганг Амадей Моцарт умирает в Вене. У Констанции не было ни сил, ни денег заниматься похоронами, в результате великий композитор был погребен в могиле для бедняков на венском кладбище Св. Марка. Спустя много лет могилу пытались найти, но безрезультатно.
  • Относительно смерти Моцарта ходило много слухов, самым распространенным из которых была история о медленно действующем яде, а в отравлении подозревали главного конкурента Моцарта, композитора Сальери. Однако факт преступления не был доказан.

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.