Конспект урока внеклассного чтения в начальной школе драгунский. Урок литературного чтения "В.Ю. Драгунский. «…Бы»" Какие пословицы подходят к рассказу Драгунского «Фантомас»

Слайд №1. Драгунский

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о замечательном детском писателе Викторе Юзефовиче Драгунском . Родился Драгунский сто лет назад – 30 ноября 1913 года в Америке в городе Нью-Йорке, где жили его родители. Вскоре после его рождения родители вернулись на родину в Россию.

Слайд №2. Молодой Драгунский

Детство Виктора Драгунского пришлись на трудные послереволюционные годы, поэтому, чтобы помочь семье, он рано начал работать. Он трудился на заводе, перевозил пассажиров через Москву-реку на лодке, работал в шорной мастерской, где шил конские сбруи.

С самого раннего детства Витя мечтал стать клоуном, чтобы веселить ребятишек шутками и прибаутками. Чтобы делать это профессионально Драгунский в 17 лет поступает учиться театрально-литературную мастерскую. По окончании в 22 года Виктор работает актером в театре Сатиры и Театре-студии киноактера.

Слайд №3. Драгунский в кино

Он организовывал театральные группы, с которыми он выступал пред зрителями. Они пели песни, разыгрывали веселые сценки, которые Драгунский писал сам. Он был и режиссером – постановщиком, и артистом.

Слайд №4. Драгунский с парусником

Часто в его квартире собирались друзья: артисты, писатели, циркачи. Они читали стихи, рассказы, разговаривали о новых книгах. Было очень интересно, весло и шумно.

Особенно Виктор Драгунский любил играть роль Деда Мороза на новогодних утренниках, водить с детьми хороводы, вручать подарки.

Слайд №5. Драгунский в костюме

Но больше всего он любил выступать в Московском цирке клоуном. Он сам писал клоунады, песни, монологи, куплеты и с успехом их исполнял. Ему очень нравилось, когда его шутки веселили детей, и они радостно ему аплодировали, безудержно хохотали над его рассказами и просили рассказать ещё и ещё.

Слайд №6. Драгунский читает рассказы детям

И тогда Виктор Драгунский решил записать рассказы, с которыми он выступал перед детьми, и издать книгу.

Слайд №7. Драгунский за столом

Так в 1959 году он начал писать книгу под общим названием «Денискины рассказы», а в1961 году вышла первая часть книги под названием «Он живой и светиться». 16 рассказов, которые вошли в этот сборник, сразу же прославили его и сделали классиком детской литературы.

Слайд №8. Книги Драгунского

Главный герой рассказов – мальчик Дениска стал любимцем детей всей страны. Прототипом главного героя стал сынишка писателя Денис. У Драгунского было двое детей: сын Денис и дочь Ксения.

Слайд №9. Дети Драгунского

Многие истории, описанные в «Денискиных рассказах», на самом деле происходили с его сыном. А другие истории – это воспоминания писателя о своём детстве. Все рассказы у писателя разные: одни веселые, задорные, смешные, а другие грустные, заставляющие задуматься. Всего Драгунский написал 90 рассказов.

Слайд №10. Дениска

В них мы видим сначала маленького Дениску, дошкольника, затем он становится учеником младших классов. Но, не смотря на его проказы, шалости, видно, что Дениска добрый хороший мальчик, который любит своих родителей, умеет радоваться жизни, он верный товарищ и добрый друг.

Ведущий: А сейчас, ребята, давайте познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Фантомас».

Слайд №11. Фантомас из кино

Слайд №12-19. иллюстрации к рассказу

Чтение и обсуждение рассказа.

Ведущий: Ребята, а какие ещё рассказы Драгунского вы читали? (ответы детей) А сейчас мы с вами проведем литературную викторину по произведениям В.Драгунского.

Слайд №20. Книги Драгунского

1-е задание: «Узнай рассказ».

Участники должны угадать рассказ по его отрывку.

1. «И тут Мишка говорит: «Не дашь самосвал?». Я говорю: «Отвяжись, Мишка!». Тогда Мишка говорит: «Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!». Я говорю: «Сравнил Барбадос с самосвалом…». А Мишка: «Ну хочешь, я дам тебе плавательный круг?». Я говорю: «Он у тебя лопнутый».

(«Он живой и светиться)

2. «Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький – маленький и ужасно симпатичный.»

(«Надо иметь чувство юмора»)

3. «Там за столом сидела Зинаида Ивановна, и она на машинке считала, кому сколько за квартиру платить. А когда она меня увидела, она, наверное, не сразу меня узнала, потому что я запачканный был прямо из грязной бочки, лохматый и даже кое-где порванный. Она просто обомлела, когда я упал к ней из окна, и она стала обеими руками от меня отмахиваться. Она кричала: «Что это? Кто это?»

(«Удивительный день»)

4. «Я сказал: «Папа! Ты не знаешь самую главную новость: на больших Зондских островах живут маленькие буйволы. Они, папа, карликовые. Называются кентусы. Такого кентуса можно в чемодане привезти!» «Ну да? – сказал папа, – Просто чудеса! Дай спокойно почитать газету, ладно?»

(«Профессор кислых щей»)

5. «Там народу было видимо –невидимо, и все в костюмах. Одних гномов было человек пятьдесят. И ещё было очень много белых «снежинок». Это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине торчит какая-нибудь девочка. И мы все очень веселились и танцевали.»

(«Кот в сапогах»)

6. «А я остался с кашей наедине. Я пошлёпал её ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал…Ещё хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.»

«Тайное становится явным»

2-е задание «Викторина»

1. Как звали лучшего друга Дениски? (Мишка)

2. На что Дениска променял самосвал? (на светлячка)

3. Почему Дениска считал, что светлячок лучше любого самосвала на свете? (потому что он живой и светится)

4. Решите задачку Дениса: как разделить два яблока на троих поровну? (сварить из них компот)

5. Где спрятался Дениска от папы и Мишки? (за вешалкой)

6. Как Дениска с друзьями назвали космическую ракету? (Восток – 2)

7. Почему рассказ называется «Удивительный день»? (потому что в этот день в космос полетел второй космонавт Герман Титов)

8. Ребята, как выдумаете звание «профессор кислых щей» это обидно или нет?

9. Какой карнавальный костюм получился у Дениски? (кот в сапогах)

10. Почему Дениска забыл, что нужно сделать костюм для утренника? (мама уехала и он скучал по ней)

11. Что сделал с кашей Дениска? (посолил, посахарил, добавил хрена, выбросил в окно)

12. Как тайное стало явным? (пришел милиционер с гражданином)

3-е задание «Литературное лото».

Участники должны угадать рассказ по иллюстрации.

Слайд №21. «Тайное становится явным»

Слайд №22. «Удивительный день»

Слайд №23. «Кот в сапогах»

Слайд №24. «Заколдованная буква»

Слайд №25. «Хитрый способ»

Слайд №26. Драгунский

4-е задание «Что ты знаешь о писатели В.Драгунском?».

1. Где родился писатель? (в Америке, в Нью-Йорке)

2. В каком городе жил и работал Виктор Драгунский? (в Москве)

3. Почему Драгунский назвал своего героя Дениской? (в честь сына Дениса)

4. Кем Драгунский выступал на арене Московского цирка? (клоуном)

5. Как называется первая часть книги «Денискины рассказы»? («Он живой и светиться»)

6. Какого героя играл Драгунский на детских новогодних утренниках? (Деда Мороза)

Ведущий: Умер Виктор Юзефович Драгунский в 1972 году в возрасте 59 лет. У него был очень большой запас творческих фантазий и очень жаль, что он не успел рассказать о них. Но нам остались веселые добрые рассказы о Дениске, его семье, его друге Мишке, о смешных историях, произошедших с ними. На этих рассказах выросло не одно поколение читателей, ни один из которых не остался равнодушным к его историям.

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для путешествия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Драгунский Виктор Юзефович

30.11.1913 - 06.05.1972

Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. Однако в 1914 семья

Вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. В Москву они

Перебрались в 1925 году. Начал работать Драгунский с 16 лет. Для него все работы были

Хороши. Виктор работал бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был

Цирковым клоуном, актёром театра и кино, Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы,

Бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз, а еще Драгунский был руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко. С 1959 года Драгунский пишет весёлые истории о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И был он очень интересным мальчишкой. Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска - это… Дениска, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором.
Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

Предварительный просмотр:

Кроссворд

  1. На голову какой птицы приземлилась шляпа гроссмейстера?
  2. Подписку на какой журнал выиграли Денис и Мишка в рассказе «25 кило»?
  3. Фамилия Дениски.
  4. Какой приз получил Дениска за костюм кота в сапогах?
  5. Какое космическое имя – позывной было у Дениски в рассказе «И мы!»?
  6. Фамилия Мишки.
  7. Кем был Денис в игре в рассказе «Удивительный день»?
  8. Кем Дениска сначала хотел стать, а потом передумал в рассказе «Друг детства»?
  9. Какую реку Америки не смог назвать Дениска в рассказе «Главные реки»?
  10. Что всегда становится явным?

Кроссворд

Главные герои рассказа Виктора Драгунского «Фантомас» — обычные московские школьники. В те времена, о которых говорится в рассказе, был очень популярен фильм «Фантомас», в котором таинственный злодей в маске все время подбрасывал героям фильма угрожающие записки в самых неожиданных местах.

Подражая Фантомасу, ребята тоже стали писать похожие записки, подбрасывая их местным жителям. В результате, с ребятами провел беседу местный участковый, который сказал, что эта игра бессмысленна, потому что она ничего не развивает в детях.

Постепенно интерес к игре угас, но, спустя какое-то время, таинственный Фантомас вновь активизировался. Он стал писать угрожающие записки старому учителю, жившему в доме одного из героев рассказа. Записки эти Фантомас подвешивал к почтовому ящику учителя.

Но учитель не испугался содержания записок. Более того, он красным карандашом исправил в первой записке все ошибки, внизу написал свои замечания и поставил жирную красную единицу. Фантомас не замедлил с ответом, но учитель нашел и во второй записке ошибки, и снова написал замечания, на этот раз поставив неграмотному Фантомасу двойку.

Между Фантомасом и старым учителем завязалась своеобразная переписка, которой, казалось бы, не будет конца. Но однажды в классе был проведен диктант, который по мнению учеников был очень трудным. Многие из них получили неудовлетворительные оценки. И только про Мишу Слонова учительница сказала, что он написал диктант более-менее прилично.

А на следующий день на двери старого учителя появилась записка от Фантомаса, в которой тот благодарил учителя и сообщал, что впервые в жизни сумел получить тройку по русскому языку.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Драгунского «Фантомас» заключается в том, что безграмотный человек не может претендовать на уважительное и серьезное к себе отношение. Старый учитель это хорошо понимал, поэтому он не испугался записок таинственного Фантомаса, увидев, насколько безграмотно тот пишет.

Рассказ учит ответственно подходить к учебе, стремиться к знаниям и не увлекаться глупыми и бессмысленными играми.

В рассказе мне понравился старый учитель, который научил уму-разуму безграмотного Фантомаса.

Какие пословицы подходят к рассказу Драгунского «Фантомас»?

Играй, да не заигрывайся.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Что у глупого на уме, то и на языке.

ФАНТОМАС

Вот это картина так картина! Это да! От этой картины можно совсем с ума сойти, точно вам говорю. Ведь если простую картину смотришь, так никакого впечатления.
А "Фантомас" - другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых, маска! В-третьих, приключения и драки! И в четвертых, просто интересно, и все!
И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут главное - остроумные записки писать и подсовывать в самые неожиданные места. Получается очень здорово. Все, кто такую фантомасовскую записку получает, сразу начинают бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше у подъезда просиживали всю свою сознательную жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте: разве у такой старушки будет хорошее настроение, если она утром прочла у своего почтового ящика такую веселую записочку:

Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!

Тут уж у самой храброй старушки всякое настроение пропадет, и она сидит целый день на кухне, стережет свою плиту и пять раз в день Мосгаз по телефону вызывает. Это очень смешно. Тут прямо животики надорвешь, когда девчонка из Мосгаза целый день туда-сюда по двору шныряет и все кричит:
- Опять Фантомас разбушевался! У, чтоб вам пропасть!..
И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают Друг другу, и неизвестно откуда с молниеносной быстротой появляются новые фантомасочные записочки, у каждого жильца своя. Например:

Ни выходи ночю на двор. Убю!

Все про тебя знаим. Боись сваей жены!

А то просто так:

Закажи свой партрет! В белых тапочках.

И хотя это все часто было не смешно и даже просто глупо, все равно у нас во дворе стало как-то потише. Все стали пораньше ложиться спать, а участковый милиционер товарищ Пархомов стал почаще показываться у нас. Он объяснял нам, что наша игра - это игра без всякой цели, без смысла, просто чепуха какая-то, что, наоборот, та игра хороша, где есть людям польза - например, волейбол или городки, потому что "они развивают глазомер и силу удара", а наши записки ничего не развивают, и никому не нужны, и показывают нашу непроходимую дурость.
- Лучше бы за одеждой своей последили, - говорил товарищ Пархомов. - Вот. Ботинки! - И он показал на Мишкины пыльные ботинки. - Школьник с вечера должен хорошо вычистить их!
И так продолжалось очень долго, и мы стали понемногу отдыхать от своего Фантомаса и подумали, что теперь уже все. Наигрались! Но не тут-то было! Вдруг у нас разбушевался еще один Фантомас, да как! Просто ужас! А дело в том, что у нас в подъезде живет один старый учитель, он давно на пенсии, он длинный и худущий, все равно как кол из школьного журнала, и палку носит такую же - видно, себе под рост подобрал, к лицу. И мы, конечно, сейчас же его прозвали Кол Единицыч, но потом для скорости стали величать просто Колом.
И вот однажды спускаюсь я с лестницы и вижу на его почтовом ящике рваненькую, кривую записку. Читаю:

Кол, а Кол!
фкалю ф тибя укол!

В этом листке были красным карандашом исправлены все ошибки, и в конце стиха стояла большая красная единица. И аккуратная, четкая приписка:

Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке
бумаги. И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.

Через два дня на двери нашего Кола висел чистый тетрадный листок. На листе коротко и энергично было написано:

Плевал я на громатику!

Ну, Фантомас проклятый, вот это разбушевался! Хоть еще одну серию начинай снимать. Просто стыд. Одно было приятно: Фантомасова записка была сплошь исчеркана красным карандашом и внизу стояла двойка. Тем же, что и в первый раз, ясным почерком было приписано:

Бумага значительно чище. Хвалю. Совет: кроме заучивания грамматических
правил, развивай в себе еще и зрительную память, память глаза, тогда не
будешь писать "громатика". Ведь в прошлом письме я уже употребил это
слово. "Грам-мати-ка", Надо запомнить.

И так началась у них длинная переписка. Долгое время Фантомас писал нашему Колу чуть не каждый день, но Кол был к нему беспощаден. Кол ставил Фантомасу за самые пустяковые ошибочки свою вечную железную двойку, и конца этому не предвиделось.
Но однажды в классе Раиса Ивановна задала нам проверочный диктант. Трудная была штука. Мы все кряхтели и пыхтели, когда писали диктант. Там были подобраны самые трудные слова со всего света. Например, там под конец было такое выраженьице: "Мы добрались до счастливого конца". Этим выражением все ребята были совсем ошарашены. Я написал: "Мы добрались до щасливого конца", а Петька Горбушкин написал "до щесливого конца", а Соколова Нюра исхитрилась и выдала в свет свежее написание. Она написала: "Мы добрались до щисливыва конца". И Раиса Ивановна сказала:
- Эх вы, горе-писаки, один Миша Слонов написал что-то приличное, а вас всех и видеть не хочу! Идите! Гуляйте! А завтра начнем все сначала.
И мы разошлись по домам. И я чуть не треснул от зависти, когда на следующий день увидел на дверях Кола большой белоснежный лист бумаги и на нем красивую надпись:

Спасибо тебе, Кол! У меня по русскому тройка! Первый раз в жизни. Ура!
Уважающий тебя Фантомас!

Урок№108 Дата: Литература
Тема: В.Драгунский «Фантомас»
Цели: Познакомить учащихся с произведениями Драгунского, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами, учить работать с текстом, подробно излагать прочитанное и услышанное, развивать умение анализировать произведения, развивать речь, память, внимание.
ТСО: выставка книг, портрет писателя, слайды, картинки.Тип урока: формирование навыков и умений.
Ход урока
Орг.момент.
Речевая разминка. Чтение скороговорки.
Рыл крот огород,
Подо рвом прорыл проход,
Ровно выровнял проход
На соседний огород.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей
Кто играет с нами в прядки
Тот становится умней.
Найди зверей которые спрятались в строчках
Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки,
Дышать легко, закат пылает,
Прохладный вечер наступает
Проверка Д/ЗСообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы прочитаем рассказ Драгунского.
3. Работа над новым материалом. Вводное слово учителя.
Фантомас – человек фонтом, вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из самых известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных ими в соавторстве, и в 11 романах написанных Алленом после смерти соавтора.
Фантомас-мастер перевоплащений, свои преступления он совершает под видом другого человека.
Словарная работа.
Чтение рассказа учащимися. Первичное закрепление.
- Кто главный герой рассказа?
- Зачитайте описание внешности учителя.
- С кем велась переписка?
- Как учитель помог ученику?
5. Физминутка.
6. Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (научные и художественные)
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный? (есть сюжет и художественный вымысел)
- Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
- А этот рассказ смешной? (да)
Работа в парах.
- От чьего лица повествует автор? Своё мнение обоснуй.
- Это произведение входит в «Денискины рассказы»?
- Каким ты представляешь себе Дениску?
7.Подведение итогов урока.
- Рассказ, какого писателя мы сегодня читали на уроке?
- Что вам показалось особенно интересным? Нарисуй его портрет словами.
Игра на внимание. На доске иллюстрации:
- Найди те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назови лишние предметы.
8. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На уроке я похвалил бы себя за….
- После урока мне захотелось…..
- Сегодня я сумел…
9. Домашнее задание. Подготовить пересказ и прочитать другие рассказы Драгунского, рассказать классу.


Приложенные файлы