Какие собрания хранятся в старой пинакотеке. Старая Пинакотека, Мюнхен. Шедевры Старой пинакотеки

Старая пинакотека — это одна из крупнейших картинных галерей мира. Расположена Старая пинакотека в Мюнхене, столице Баварии, на юге Германии, в районе Максфорштадт (Maxvorstadt). Этот музей изобразительного искусства содержит живописное собрание европейских мастеров от средневековья до XIX века.

Согласно названию, что в переводе означает «собрание картин», в пинакотеке хранятся только произведения живописи.

После потрясений французских революций король Людвиг I Баварский (Ludwig I. von Bayern) решил сделать королевскую коллекцию искусства доступной для общественности. Специально для этой цели Людвиг I решает построить королевскую картинную галерею и поручает создать достойный проект придворному архитектору Лео фон Кленце (Leo von Klenze).

В 1826 году начались строительные работы. К моменту их завершения здание королевской картинной галереи считалось крупнейшим в мире музейным строением и стало впоследствии образцом для музеев по всему миру. Именно Лео фон Кленце выполнил впоследствии здание Нового Эрмитажа в Санкт — Петербурге.

Лео фон Кленце спланировал пинакотеку, свой шедевр архитектурного искусства, одновременно роскошно и функционально. Большие, дополнительно освещенные верхними окнами и стеклянными крышами залы сочетаются с кабинетными комнатами северного крыла здания.

Основу экспозиции картинной галереи составили работы, выполненные специально под заказ еще Вильгельмом IV и, позже, Максимилианом I — Альбрехта Альтдорфа, Петера Поля Рубенса, Альбрехта Дюрера. Внук Максимилиана I, Максимилиан II, будучи губернатором Антверпена, приобрел большое количество картин голландских и фламандских мастеров. После объединения Баварии с Пфальцем коллекция картин пополнилась работами Рафаэля, Рембрандта, Буше и других художников.

Во время строительства здания королевской галереи Людвиг I через своих агентов по искусству активно скупает картины великих мастеров, отдавая предпочтение старым немецким художникам и работам итальянского возрождения. Так в 1827-1828 годах были приобретены коллекции братьев Сублиц, Буиссер, графов Валленштейн, в Италии приобретена работа Рафаэля «Мадонна с занавеской».

В 1836 году пинакотека была открыта, тогда, конечно, без приставки «старая», она была единственная. Это гораздо позже появятся Новая пинакотека и Пинакотека современности .

Само название «пинакотека» было выбрано Людвигом I и означает, в переводе с древнегреческого — «собрание картин».

Во время Второй мировой войны здание пинакотеки серьезно пострадало от бомбежек. Картины, к счастью, были к тому времени эвакуированы. Проект восстановления здания Старой пинакотеки, осуществленный в 1957 году, предполагал нарочитое использование кирпича отличающегося от того, который был использован в основном здании. Такая реставрация вызвала споры общественности, но все же так и осталось здание с пятнами времен войны.

Картины Старой пинакотеки в Мюнхене

Из многотысячного собрания музея в постоянной экспозиции 19 залов и 47 кабинетов на двух этажах представлены 700 полотен.

Немецкая живопись XIV — XVII веков

Одним из главных шедевров Старой пинакотеки является работа Альфреда Дюрера «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500). Необычный ракурс, цвета, а главное, взгляд изображенного мужчины приковывает внимание. Выполненный 28-летним художником на доске, автопортрет напоминает изображение Христа. В собрании музея представлена большая коллекция Альфреда Дюрера, ведь он был родом из Баварии, Нюрнберга.

Работа Альфреда Альтдорфа «Битва Александра» («Alexanderschlacht / Schlacht bei Issus») из исторического цикла, написанная в 1524 году, и сегодня поражает масштабностью изображения и необычностью красок.

Работы старых голландских мастеров

В Старой Пинакотеке собраны работы практически всех «старых голландцев». Наибольшей популярностью пользуется фрагмент работы Иеронима Босха «Страшный суд». Кроме того, здесь представлены полотна Rogier van der Weyden, Dirk Bouts, Hans Memling и других мастеров.

Фламандская живопись XVI — XVII веков

Собрание фламандской живописи музея очень значительно, и включает работы Pieter Brueghel, Jan Brueghel, Antonis van Dyck, Adriaen Brouwer и других мастеров.

Особое место в коллекции Старой Пинакотеки занимает полотно Брейгеля старшего Питера «Страна лентяев». Картина полна иронии и сатиры. Прежде чем попасть в Страну лентяев, нужно проесть гору из каши. В правой части картины изображен новый счастливчик, проваливающийся в страну с молочной рекой, что изображена на горизонте. Повсюду — готовая еда и питье — бегающий жареный поросенок с вилкой в боку, яйцо, уже вскрытое, с ложкой внутри бежит навстречу, на крыше домика — тарелки с пирогами. В центре изображения валяются объевшиеся представители трех сословий — рыцарь, крестьянин, священнослужитель. Брейгель обличает в своей картине смертные грехи.

Старая Пинакотека располагает 72 полотнами Петера Пауля Рубенса. Это самая крупная в мире коллекция работ Рубенса, его работы занимают четыре зала. Многие работы были в свое время выполнены Рубенсом специально на заказ баварских герцогов Виттельсбахов.

Знаменито огромное (6 метров на 4,6 метра) полотно Рубенса «Страшный суд». Оно было выполнено по заказу герцога Вольфганга Вильгельма для алтаря дворцовой церкви в Нойбурге на Дунае. Однако, из-за обилия обнаженных фигур, из церкви картина была удалена.

Еще одним шедевром коллекции Старой пинакотеки считается автопортрет кисти Рубенса. В автопортрете Рубенс изобразил себя со своей первой супругой Изабеллой Брант. Искусствоведы видят в манере, нетипичной для Рубенса, сходство с картиной Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Необычным в портрете было многое — и крупное изображение во весь рост, и непринужденность поз, и равноправное изображение обоих супругов, на одном уровне. Критики называют это полотно «портрет брака».

Голландская живопись XVII века

Центральным пунктом собрания голландской живописи в стиле барокко являются ранние работы Рембрандта «Автопортрет», «Святое семейство», «Снятие с креста».

Итальянская живопись периода c XIV по XVIII век

Экспозиция итальянской живописи начинается с периода итальянской готики. Среди прочих интересных работ здесь размещено знаменитое полотно Джотто «Тайная вечеря».

Из коллекции периода итальянского ренессанса предметом особой гордости музея являются работы Тициана «Мадонна с младенцем на закате», «Земная любовь или Ванитас», Рафаэля Санти «Святое семейство Каниджани», «Мадонна Темпи», Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа».

Старая пинакотека обладает единственной картиной Леонардо да Винчи — «Мадонна с гвоздикой». Да Винчи выполнил эту работу, когда ему было 19 лет, еще не выработав собственного стиля, поэтому первоначально, еще при покупке, картину отнесли перу другого мастера.

Испанская живопись XVI — XVII веков

Среди шедевров испанской живописи в коллекции Старой Пинакотеки следует особо отметить работы Эль Греко «Совлечение одежд с Христа» и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса «Портрет молодого человека».

Французская живопись XVII и XVIII веков

Особое место в коллекции французской живописи занимают работы Николя Пуссена «Вакх и Мидас», Жана Батиста Симеона Шардена «Женщина, чистящая репу» и Леопольда фон Боде «Сага о Пипине и Берте».

Режим работы

Все Пинакотеки Мюнхена работают 6 дней в неделю, выходной — в разные дни. В Старой пинакотеке выходной день — понедельник.

  • вторник — с 10.00. до 20.00.
  • среда — воскресенье — с 10.00. до 18.00.
  • понедельник — не работает.

Особый режим работы:

  • В фашингдинстаг, карнавальный вторник (Faschingsdienstag) — последний вторник Великого поста по католическому календарю, 1 мая, 24 и 25 декабря и 1 января — музей закрыт.
  • В остальные праздничные дни Старая пинакотека работает с 10.00 до 18.00 часов.

Стоимость билета

В Старой пинакотеке существует несколько вариантов билетов.

Стандартные билеты:

  • Взрослый — 7 евро,
  • со скидкой — 5 евро,
  • в воскресенье — 1 евро,
  • дети в возрасте до 18 лет — бесплатно.

Комбинированные билеты:

  • билет в пять музеев на 1 день (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 12 евро,
  • билет в пять музеев на два дня с любым днем посещений (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 29 евро.

Обратите внимание: Каждое воскресенье билет в Старую пинакотеку стоит всего 1 евро. В предложение не включены временные экспозиции и аудио гид.

На приобретение билета со скидкой имеют право:

  • лица старше 65 лет при предъявлении паспорта,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца,
  • учащиеся на языковых курсах Гёте — института при предъявлении ученического билета,
  • группы от 15 человек.

Как добраться

На общественном транспорте

Старая пинакотека находится в центральной части города, до нее удобно доехать на любом виде общественного транспорта.

  • На трамвае (Tram): маршруты 27, 28 — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken)
  • На метро (U-Bahn): линия U2 — до остановки Кёнигсплац (Königsplatz) или Терезиенштрассе (Theresienstraße), линии U3 или U6 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz) или Университет (Universität), линии U4 или U5 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz)
  • На автобусе: маршрут 100 Музеймслиние (Museumslinie) или маршрут 58 (CityRing) — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).

На автомобиле

Если вы приехали на автомобиле, будьте готовы к тому, что до ближайшей парковки не менее одного километра.

Парковки в районе Старой пинакотеки

Tiefgarage in der Amalienpassage

Подземный гараж в торговом центре «Амалиен пассаж», рассчитан на 250 мест, работает круглосуточно.

Адрес: Türkenstraße 84.

  • каждые полчаса — 1,50 евро,
  • максимальный дневной тариф — 24,00 евро.

Salvator Garage (Сальватор гараже)

Наземная парковка на 365 мест.

Адрес: Salvatorplatz 1.

  • 1 час — 3,00 евро,
  • 2 часа — 6,00 евро,
  • 3 часа — 9,00 евро,
  • 4 часа — 12,00 евро,
  • 5 часов — 15,00 евро,
  • 6 часов — 18,00 евро,
  • 24 часа — 20,00 евро.

От обеих парковок до Старой пинакотеки — примерно 12 минут ходьбы пешком.

На такси

До Старой Пинакотеки удобно доехать на такси Uber или München Taxi.

Мюнхенская картинная галерея «Alte Pinakothek» (Старая пинакотека) известна во всем мире. Пинакотека – этим словом древние греки обозначали хранилище картин. И мюнхенская галерея полностью соответствует этому термину – здесь нет скульптур, старинной мебели или любых других предметов прикладного искусства, которые могли бы отвлечь внимание от представленных картин, позволяя тем самым посетителям полностью сосредоточиться на созерцании.

Старая пинакотека была основана в 1836 году, но история коллекции началась на несколько веков раньше, когда герцог Вильгельм IV заказал у известных художников того времени несколько картин на историческую тему. Например, признанный шедевр, картина «Битва Александра Македонского с царем Дарием», написанная в 1529 году одной из первых вошла в баварскую коллекцию. В последующем правители государства вносили свою посильную лепту, добавляя картины прославленных европейских художников своего времени.

В Старой пинакотеке, как видно из названия, собраны работы величайших мастеров прошлого – от Средневековья до XVIII века. Рембрандт ван Рейн, Эль Греко, Питер Пауль Рубенс, Тициан, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи – это далеко не полный перечень художников, чьи картины украшают стены галереи. Посетители по достоинству оценят мастеров немецкой живописи, представителей голландской школы, изысканных итальянцев и французов, а также собрание фламандской и испанской живописи.

Интересный факт – по воскресеньям посещение галереи было бесплатным, но жители Мюнхена предпочитали устраивать пикники на газоне перед зданием, чем проводить день внутри, рассматривая впечатляющую коллекцию.

Во время второй мировой войны здание пинакотеки сильно пострадало, и было восстановлено только в 50-ых годах прошлого века.

В 1988 году душевнобольной посетитель напал на картины Альбрехта Дюрера, облив их серной кислотой. Преступника задержали, а работы выдающегося немецкого живописца и графика восстанавливали довольно длительное время.

Как добраться до Старой пинакотеки

Попасть в Старую пинакотеку можно: на трамвае № 27, остановка Pinakotheken, метро: U2, станция Königsplatz или Theresienstraße, U3, U6, станция Odeonsplatz или Universität, U4, U5, станция Odeonsplatz, или на автобусе: № 154, остановка Schellingstraße, № 100 остановка Pinakotheken или Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst.

Режим работы Старой пинакотеки

Картинная галерея работает каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00; во вторник: с 10:00 до 20:00.

Стоимость входного билета

Цена взрослого билета: 4 евро, льготная: 3 евро, по воскресеньям: 1 евро. Данные тарифы действуют на период реконструкции до 2018 года. Билеты можно приобрести на месте или в интернете.

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте

Пинакотека (Мюнхен) — одна из известнейших картинных галерей мирового уровня, в которой представлено более 700 живописных шедевров 14-21 столетий, которые написали самые знаменитые мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Дюрер, И. Босх, Альтдорфер, В. Тициан, С. Боттичелли, Ф. Гойя и др.

История создания коллекции

Старая пинакотека в Мюнхене (Alte Pinakothek) — это популярный и известный музей, в котором находится 9 тыс. картин художников Европы 14-18 веков. Отличительная особенность музея происходит от его названия. Пинакотека (греч. «картинная галерея») — место, где выставляются исключительно картины.

Коллекцию живописных полотен начал собирать в 1528 году баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах, который захотел украсить летний павильон своей мюнхенской резиденции картинами по историческим мотивам. Самой первой была написана «Битва Александра», посвященная сражению Александра Македонского с персидским войском царя Дария. Затем коллекцию стали пополнять и другие члены семьи Виттельбахов.

Уже к концу 17 века собрание по своей значимости становится одним из выдающихся в Европе. В частности, к нему прибавились работы фламандских художников, которые собрал баварский курфюрст Макс Эммануил (1679-1726).

К началу 18 века музей уже имел произведения выдающихся живописцев Италии, Испании, Германии и Нидерландов. Затем произошло дальнейшее увеличение коллекции:

  • в 1777 г. к нему присоединены картины из Мангеймской галереи;
  • в 1803 году — 1 500 произведений живописи, которые ранее находились в церквях и монастырях;
  • 1806 г.— добавлены коллекции Дюссельдорфа и произведения из замка Карлсберг.

Для размещения картин был построен отдельный зал во дворце Шляйсхайм.

Строительство здания Пинакотеки

Годы правления Людвига I Баварского (1825-1848) — знаменательный период в истории Мюнхенской галереи. В это время им были приобретены известные работы немецких и нидерландских художников 15 в., итальянские полотна эпохи Ренессанса.

Для размещения такой богатой коллекции уже назрела необходимость в сооружении специального здания и размещения там произведений в хронологическом порядке.

Людвиг I решил, что его частное собрание произведений искусства достойно стать достоянием общественности, чтобы Мюнхен считался известным в мире центром живописи и других искусств.

План галерейного здания был спроектирован архитектором Лео фон Кленцем в стиле Ренессанса. Торжественная закладка фундамента здания произошла в апреле 1826 г. в день рождения любимого Людвигом художника Рафаэля Санти. Король Баварии распорядился назвать музей греческим словом «пинакотека».

Старая Пинакотека (Мюнхен) была построена уже к 1836 г., и тогда же Людвиг издал указ о бесплатном посещении всеми желающими музея в воскресные дни. Однако первые годы горожане не столько посещали музей, сколько устраивали на лужайке перед галереей пикники.

В старой Пинакотеке располагаются исключительно произведения живописи, начиная от Средних веков и заканчивая эпохой Просвещения. Здание ее довольно мрачное и серое, внутри залы также почти ничем не украшены. Полное отсутствие убранства сделано специально для того, чтобы посетители не отвлекались от главной цели посещения музея — созерцания шедевров мирового искусства живописи.

На протяжении 19-20 веков коллекция Пинакотеки продолжала расширяться за счет приобретения произведений живописи тех времен, для которых было построено в 1853 г. здание новой Пинакотеки.

Война и восстановление музеев

В годы 2-й Мировой войны Пинакотека (Мюнхен) сильно пострадала при налетах англо-американской авиации. Сами картины уцелели, т. к. были заблаговременно сложены в подземных убежищах. Здание старой Пинакотеки восстановили только к 1963 году.

А вот здание новой Пинакотеки (см. фото) разрушено было почти полностью, и восстановить его не представлялось возможным. Новую Пинакотеку полностью перестроили по проекту архитектора А. Бранкаса, и открылась она только в 1981 году.

Здание необычное, имеет множество эркеров и полуциркульных оконных арок, которые в свое время вызывали общественные споры и различные мнения. Однако внутри залы великолепны, особенно получило положительные отзывы предусмотренное архитектором верхнее освещение.

Сейчас здесь выставлено 550 картин и скульптуры 19-20 веков.

Коллекции старой Пинакотеки

Экспозиция размещена в двухэтажном здании, на первом этаже которой в левом крыле происходят временные, часто меняющиеся выставки. Среди живописцев, которых представляет старая Пинакотека (Мюнхен),— картины фламандских и немецких художников 15-17 вв.: П. Брейгеля, Л. Кранаха и др. (правое крыло).

На втором этаже — коллекции северного Возрождения: картины голландца Л. ван Лейдена, Рембрандта; Дюрера и С. Лохнера; итальянских мастеров Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи; фламандских Ван Дейка, Рубенса.

В правом крыле можно увидеть коллекции живописи эпохи Барокко и Рококо, среди которых Эль Греко и Мурильо, а также другие итальянские, французские и немецкие художники.

Шедевры Старой Пинакотеки

Многие произведения известных художников представляет старая Пинакотека (Мюнхен): шедевры 15-18 веков, каждый из которых имеет свою историю.

Например, картина «Мадонна с гвоздикой» была случайно куплена у торговца, и только позднее выяснилось, что она принадлежит кисти юного Леонардо да Винчи. Сейчас это единственное полотно мастера, находящееся на территории Германии. Цветок гвоздики, который держит Дева Мария, — символ бессмертия.

Работы Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1758) и «Отдыхающая девушка» (1752) изображают фаворитку Людовика 15-го, которая была знаменитой красавицей с безупречным вкусом, и Луизы О"Мерфи, придворной дамы, которая в будущем также стала фавориткой короля.

Работы ван Дейка «Автопортрет» (1619) и «Сусанна и старцы» (1622), мастера придворного портрета и религиозных картин.

Произведение П. Рубенса «Страшный суд» (1617) повествует о важном событии: когда люди с рассказом о своей жизни, допущенных грехах и больших достижениях предстают перед Богом, чтобы определить свою дальнейшую судьбу — путь в рай или ад. Это одно из самых больших полотен в мировой истории размером 610 х 460 см, под которое специально спроектирован зал музея.

В картине «Смерть Сенеки» (1613) знаменитый нидерландский художник П. Рубенс рассказывает об историческом факте, произошедшем с известным мыслителем Сенекой, которому в наказание за предательство приказал покончить жизнь самоубийством. достойно выслушал это решение и вместе с женой приготовился принять свою смерть.

Новая Пинакотека: история

Новая Пинакотека в Мюнхене была основана в 1846 г. в качестве продолжения старой и вначале содержала произведения искусств 18 века. Король Греции Отто продолжил дело своего отца и сформировал экспозицию из работ художников мюнхенской живописной школы. Известный пейзажист К. Ротман специально для галереи написал 23 больших полотна с изображением и посвящением Греции.

В 1909 г. в коллекцию были добавлены работы французских импрессионистов (Сезанн, Мане, Гоген и др.).

В новой Пинакотеке собраны произведения искусства 19-20 веков эпох романтизма, классицизма и реализма. Всего в запасниках находится 3 000 картин и 300 скульптур, из которых в 22 залах выставлено 550 живописных полотен и 50 работ скульпторов.

Картины новой Пинакотеки

Самые знаменитые шедевры, которые представляет новая Пинакотека (Мюнхен), — картины:

  • «Ваза с подсолнухами» В. Ван Гога (1888) — является изображением символа оптимизма и творческой мысли человека, подарок зрителю небольшого кусочка солнца.
  • «Бедный поэт» К. Шпицвега (1839) — описывает беспорядок и странную обстановку в жилище одинокого поэта, увлеченного своим творчеством настолько, что не видит окружающей его обстановки.

  • «После штормовой ночи» Ю. К. К. Даля (1819) — картина пропитана последствиями крушения, оставшимися после шторма, и, вместе с тем, воспевает возрождение в виде луча света.
  • «Дон Кихот» Оноре Домье (1868) символизирует одиночество героя, которого художник специально написал без лица.

Пинакотека современности

Третья, самая современная часть галереи (открыта с 2002 года) — Пинакотека современности (Мюнхен), которая посвящена сегодняшним искусствам. Она включает 4 самостоятельных музея:

  • Коллекция произведений современного искусства, входящая в Баварское собрание живописи.
  • Государственный музей прикладного искусства.
  • Архитектурный музей — рассказывает, в основном, о 19-21 вв., экспозиция часто меняется (500 тыс. чертежей и планов, созданных архитекторами в разное время, а также 100 тыс. фото архитектурных решений).
  • Государственное графическое собрание Мюнхена (350 тыс. гравюр и 45 тыс. чертежей).

Здание Пинакотеки современности возведено по проекту архитектора Ш. Браунфельса на частные пожертвования. Оно просторно и светло, в центре его — двусферная ротонда, в двух направлениях от которой расходятся широкие лестницы, направляющие посетителей к экспозиции.

В подземной части располагается дизайнерская коллекция, на 1-м этаже представлена архитектурная и графическая коллекции, а также временные выставки.

Западное крыло содержит собрание классического модерна, восточное — рассказывает о направлениях современного искусства: экспрессионизм, кубизм, фовизм, баухауз, сюрреализм, поп-арт, минимализм и др.

Все коллекции были собраны во второй половине 20 века как пожертвования коллекционеров, переданных в подарок музею. Последний дар — собрание немецкого и североамериканского искусства 1960-90х гг. — был передан в 2006 г. Э. и М. Штоффелями.

В коллекции представлены работы знаменитых художников: А. Матисса, Ф. Леже, Сальвадора Дали, П. Пикассо и др. Также здесь есть зал с фотоработами современных фотографов.

Пинакотеки в Мюнхене: часы работы, цены

Все три Пинакотеки расположены недалеко друг от друга, в воскресенье действует цена 1 €, но в этот день музеи переполнены туристами.

Адреса: улица Barer Straße 27, 29, 40, Мюнхен (Пинакотека). Часы работы:

  • Старая — 10.00 до 18.00, вторник до 20.00, выходной понедельник.
  • Новая — 10.00 до 18.00, среда до 20.00, выходной вторник.
  • Пинакотека современности — с 10.00 до 18.00, в четверг до 20.00, без выходных.

В обычные дни стоимость в Пинакотеке различается:

  • Старая — цена билета 4 €.
  • Новая — 7 €.
  • Пинакотека современности — 10 €.

Мюнхенская Старая Пинакотека – известнейшая картинная галерея мирового масштаба. Увидеть это замечательное собрание живописи мечтают тысячи поклонников художественного искусства. В Старой Пинакотеке хранится более 9 тысяч полотен, созданных в XIV — XVIII вв.

Мюнхенская Старая Пинакотека (Alte Pinakothek) – известнейшая картинная галерея мирового масштаба. Увидеть это замечательное собрание живописи мечтают тысячи поклонников художественного искусства. Греческое слово «пинакотека» означает – «хранилище картин». В Старой Пинакотеке хранится более 9 тысяч полотен, созданных в XIV — XVIII вв.

Музей основал герцог Вильгельм IV Баварский . Вместе с супругой Якобиной они собирали картины для своей летней резиденции. Вильгельм заказал нескольким именитым художникам тематические полотна по древней истории. С 1529 года известные немецкие живописцы создавали картины для герцога.

Открывала историческую коллекцию работа Альбрехта Альтдорфера , изображающая сражение армии Александра Македонского с царём Дарием («Битва Александра» ). Это уникальное полотно и сегодня потрясает размахом и буйством красок; поразительно яркими, точно прописанными деталями.

Герцог Вильгельм приобретал и картины Альбрехта Дюрера . В Старой Пинакотеке собрана самая крупная в мире коллекция живописных работ легендарного мастера.
Собрание Пинакотеки постоянно пополнялось после смерти Вильгельма. Представители династии Виттельсбахов , семьсот лет правившие в Баварии, внесли огромный вклад в эту коллекцию. В конце XVII столетия собрание уже считалось лучшим в Европе.

Король Людвиг I , страстно любивший искусство, покупал картины великих немецких и европейских художников. Правитель считал, что шедевры живописи должны принадлежать всему народу — поэтому он решил выстроить отдельное здание для картинной галереи. Над проектом музея в 1826 году начал работать Лео фон Кленце . Строительство завершилось за 10 лет, и музей был открыт для бесплатного посещения. Новое здание получило имя – «Пинакотека».

II Мировая война нанесла немалый урон старинной архитектуре Мюнхена. Сокрушительные бомбардировки уничтожили множество зданий, повредили немало памятников. Досталось и зданию Старой Пинакотеки, но картины не пострадали. Их заблаговременно перенесли в подземные хранилища. После войны здание долго реставрировали, и в 1957 году картинная галерея вновь открылась для публики.

Внутренний интерьер здания аскетичен – не из соображений экономии. Отсутствие мебели и украшений, тёмная окраска стен – всё это часть замысла организаторов. Ничто не должно отвлекать внимание зрителей от бесценных шедевров.

Сегодня для публичного обозрения здесь выставлено 700 картин. В правом крыле первого этажа можно увидеть полотна XVI – XVIII вв., написанные немецкими и фламандскими мастерами . Левое крыло второго этажа представляет картины Дюрера и Грюневальда ; работы нидерландских живописцев . Четвёртый и пятый залы галереи содержат коллекцию старинной итальянской живописи (XV – XVI вв.). Залы с шестого по девятый — экспозиция произведений голландцев (XVII век). В правом крыле представлена живопись Франции, Италии, Испании (XVII век).

В собрании есть полотно, о происхождении которого много спорили искусствоведы. Это картина «Мадонна с гвоздикой» . Авторство этой работы сейчас приписывают раннему Леонардо да Винчи , хотя изначально она была продана музею, как картина Вероккьо. Стиль и манера исполнения «Мадонны с гвоздикой» указывают на руку великого мастера. Это единственная работа Леонардо на территории Германии – эксперты называют её бесценной.

Главным экспонатом коллекции Дюрера считают картину «Четыре апостола» . Этот шедевр был последней законченной полномасштабной работой художника – своеобразным посланием будущим поколениям.

В музее собрана уникальная коллекция голландских полотен. Здесь можно увидеть работы всех живописцев голландской школы, кроме Вермеера. Итальянская школа живописи Возрождения представляет знаменитые имена: Леонардо да Винчи, Тициан (Тициано Вечеллио), Боттичелли, великий Рафаэль и мастер религиозных сюжетов – Тинторетто .

Библейские и мифологические образы – особая часть экспозиции. Религиозную тему раскрывают Ван Дейк и Иероним Босх, Ван дер Вейден и Якоб Иорданс . Внимание публики всегда приковано к фрагменту триптиха «Страшный суд» Босха, который датируют 1480 годом. Произведения «мрачного алхимика» обладают неведомой притягательной силой. Это тёмное полотно держит всех в напряжении, заставляя наблюдателей задуматься о неизбежности смерти.

Старая Пинакотека располагает большим собранием картин Петера Пауля Рубенса . 60 полотен – это самая крупная в мире коллекция работ «короля художников». Тем, кто неравнодушен к пышной красоте «рубенсовских» женщин, непременно нужно побывать в Старой Пинакотеке!

Посещение Старой Пинакотеки сейчас платное. Для туристов действуют некоторые ограничения. Не следует пользоваться в здании мобильными телефонами; нельзя проносить в музей бутылки с жидкостями и другие подозрительные предметы. Меры особой предосторожности стали предпринимать после того, как в 1988 году случилось несчастье с коллекцией Дюрера. Один из посетителей — психически больной человек — тайно принёс бутылку с кислотой и облил полотна. Картины пришлось восстанавливать несколько лет. С тех пор охрана Пинакотеки отличается особой бдительностью.

Barer Straße 27 80333 München, Deutschland
pinakothek.de‎

Ехать трамваем 27, 28, №27 до остановки Pinakotheken

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В Мюнхене входит в число крупнейших в мире музеев искусства, архитектуры и дизайна XX и XXI веков. Пинакотека совмещает в себе сразу 4 музея: Коллекция современного искусства (входит в состав Баварских государственных собраний картин), Новая коллекция (Музей прикладного искусства), Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, а также Государственное графическое собрание Мюнхена.

Пинакотека современности в Мюнхене — Часы работы

Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Пинакотека современности в Мюнхене — Цены

  • Взрослый — 10 eвро (льготный 7 евро — при предъявлении документа, даже русские документы немцы проверяют очень придирчиво; если у вас студенческий — позаботьтесь о том, чтобы он был своевременно продлен со всеми печатями).
  • Единый входной билет – 12 евро
  • Входной билет на пять посещений – 29 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака).
  • По воскресеньям вход во все Пинакотеки –­ 1 евро !

Пинакотека современности в Мюнхене — Как добраться

Tрамвай № 27: остановка Pinakotheken

Метро U2: станция Königsplatz или Theresienstraße; U3 | U6: станция Odeonsplatz или Universität; U4 | U5: станция Odeonsplatz

Aвтобус № 154: остановка Schellingstraße, № 100 (музейный маршрут): остановка Pinakotheken, № 100 (музейный маршрут): остановка Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst

В непосредственной близости от Пинакотек парковок нет!

Пинакотека современности в Мюнхене — Впечатления

На входе советую сразу взять схему музея на информационной стойке (напротив касс). Если вам нужно оставить вещи — спускаетесь на цокольный этаж по указателю cloakroom. Там есть гардероб с человеком (платный), и за ним есть кабинки для хранения вещей (бесплатные, но надо вставить залог 2 евро, когда откроете кабинку — монетка вернется), также возле кабинок есть туалет .

Бесплатный туалет в Мюнхене — во всех Пинакотеках. Проверка входных билетов происходит после зоны гардеробов/туалетов.

В картинном «отсеке» я бы посоветовала начать обход с конца , т.к. в последних залах концентрация шедевров наиболее велика. А потом уже, если останутся силы, смотреть все остальное.

Изначально я не планировала обходить весь музей, но аппетит приходит во время еды. В итоге я провела там около 3-х часов , обошла практически всё.. картины на несколько раз, современное искусство, различные инсталляции и успела заблудиться среди мебели в «отсеке» дизайна. Почти всё увиденное мне понравилось (хотя себя любителем современного искусства не назвала бы).

Из топовых картин и интересных картин тут встретились Пабло Пикассо — Художник и его модель (1963):

Сальвадор Дали — Загадка желания, или Мою мать, мою мать, мою мать (1929):

Одна из импровизаций Василия Кандинского — Импровизация. Мечтательное (1913):

И, пожалуй, менее известный, Ловис Коринт и его впечатляющий Красный Христос (1922):

Также в музее встречаются трешовые картины из жженых пакетов, рваных полотен и т.д.. Странное оно конечно порой, это современное искусство.

Под конец я попала на специальную выставку Государственного графического собрания Мюнхена и берлинского музея Haus am Waldsee, посвященную утерянной картине Башня синих лошадей (1913) выдающегося живописца и яркого представителя немецкого экспрессионизма Франца Марка.

Тут мне встретилась картина Башня синих лошадей, которая меня заворожила. Её автор — Славомир Елснер. Картина на холсте размером 2 х 1.3 метра нарисована цветными ручками.. на самом деле это огромное количество разноцветных прямых! линий.

Историческая подоплека картины Башня синих лошадей (1913) Франца Марка такова. До войны картина была представлена в Мюнхене и Берлине. В 1937 году национал-социалисты объявили картину вырожденческой. Всего дегенеративными объявили 650 полотен и десятки художников.

Но вместо того, чтобы избавиться от этих картин, националисты устроили выставку дегенеративного искусства , которая проехала по нескольким городам Германии и собрала 3 миллиона зрителей . Но после войны картина Марка Франца бесследно исчезла. Искусствоведы всего мира до сих пор задаются вопросом, куда делось это произведение.

Так вот, выставка называлась «В поиске «Башни синих лошадей»» и проходила с 9 марта по 5 июня. В общем не проходите мимо временных выставок , впечатлений от них может остаться больше, чем от постоянной экспозиции. 🙂

Итак, если вы не являетесь большим фанатом современного искусства и вообще не понимаете всей этой мазни импрессионистов — за полную цену билета идти сюда не рекомендую. Если есть возможность, сходите в воскресенье за 1 евро, хоть не так обидно будет. 🙂 Для любителей — однозначно идти за любую цену, по времени закладывать не менее 2-3 часов (с аудиогидом еще дольше).