Как оценить произведение искусства. Искусство как универсальный способ общения

Вспомните, что вы знаете о знаках препинания в предложениях с прямой речью. В этом вам помогут схемы. Приведите примеры.

407. Прочитайте приведённые ниже крылатые выражения. Придумайте к ним комментирующую часть предложения. Запишите составленные предложения так, чтобы комментирующая часть стояла в одних до , а в других после прямой речи.

1. Счастливые часов не наблюдают. (А. Грибоедов) 2. Безумству храбрых поём мы песню! (М. Горький) 3. У сильного всегда бессильный виноват. (И. Крылов) 4. Чтение - вот лучшее учение. (А. Пушкин)

Если комментирующая часть стоит в середине прямой речи, т. е. как бы разрывает её, то комментирующая часть всегда выделяется с обеих сторон тире.

Какие ещё знаки препинания ставятся в этом случае?

408. Найдите в шутливом стихотворении В. Берестова «Фотограф» предложение, в котором комментирующая часть как бы разрывает прямую речь. Как этот разрыв обозначен на схеме? В каком значении употреблён глагол снимать?

      Нелегко снимать зверей.
      Заяц просит: «Поскорей!»
      Мышь пищит: «Боюсь немножко,
      Что увидит снимок кошка».
      «Уколю, - грозится ёж, -
      Если снимка не пришлёшь!»

409. Запишите данные ниже предложения и к каждому из них подберите соответствующую схему.

1. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, - подчёркивал М. Горький, - которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд».

2. «Нужны подвиги, подвиги! - восклицал М. Горький. - Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд».

3. «В чём смысл человеческих подвигов? - задавал я себе вопрос. - Вероятно, в том, что они совершаются для людей, для их блага, для движения вперёд».

410. Выпишите из VII главы повести А. Пушкина «Капитанская дочка» («Приступ») предложения с прямой речью, соответствующие схемам:

411. Придумайте комментирующую часть и поставьте её в середину прямой речи после выделенных слов. Запишите получившиеся у вас предложения. Какие глаголы, обозначающие речь, вы использовали (свои или те, которые даны в рамке)? Какие слова, поясняющие глаголы речи, вы ввели?

1. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. (В. Шефнер) 2. Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово. (В. Белинский) 3. Слово сбл..жает людей, и потому надо стираться говорить так, чтобы все могли пон..мать тебя и чтобы всё, что ты говоришь, была правда. (Л. Толстой) 4. Что прочувствует и поймёт человек, то он выр..зит; слов (не)достаёт у людей только тогда, когда они выр..жают то, что сами не понимают хорошенько. (В. Белинский) 5. Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, пр..ветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. (И. Андроников)

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 1-й час

  1. Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле.
  2. Единство содержания и формы - непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова).
  3. Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф. Шуберта).

Художественный материал:

Поэзия:

  1. В. Брюсов. «Сонет к форме».

Живопись, архитектура, декоративно-прикладное искусство:

  1. Собор «Нотр-Дам» в Париже;
  2. Микеланджело Буонарроти. Внутренний вид купола собора св. Петра;
  3. Микеланджело Буонарроти. Мадонна Дони;
  4. Микеланджело Буонарроти. Вид лестницы Библиотеки Лауренциана.

Музыка:

  1. В. А. Моцарт. «Реквием». «Лакримоза» (слушание);
  2. Ф. Шуберт. «Серенада» (слушание).

Песенный репертуар:

  1. А.3ацепин, стихи Л. Дербенёва. «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  4. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учётом критериев, представленных в учебнике).

«Для понимания художественного произведения
необходима возвышенная любовь
и оценка гармонии, мелодии, ритма, голосоведения, тембров и оттенков…»
(Н. Римский-Корсаков)

Купол собора Св. Петра - венец архитектурного творчества Микеланджело, которому при жизни не удалось воплотить свой замысел до конца.

Это полотно, на котором художник изобразил Марию, Иосифа, Христа и Иоанна.

Микеланджело создал в дизайне интерьера вестибюля динамичную лестничную композицию, основанную на контрасте с читальным залом.

Будучи, в первую очередь, скульптором, Микеланджело часто экспериментировал с формами, подвергая пересмотру свои композиции. Возможно поэтому, многие из них так и остались незавершёнными. Творческий процесс отнимал много сил и энергии, и нередко напоминал «войну» с материалом. В этой связи неудивительно, что окончательный проект лестницы для библиотеки был представлен лишь в 1558-59 г. Открытие библиотеки для публики состоялось в 1571 году.

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения и, вследствие этого, их форма может быть в любое мгновение познаваема как целиком, так и в частностях. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей. Музыка, же, наоборот, подобно искусству слова (поэзия, проза) развёртывается во времени, деталь за деталью.

Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу.

В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть продолжена: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие - абзацы, фразы различной длины и даже слова.

По этой причине музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти.

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создаётся в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределённых во времени.

Форма каждого произведения всегда индивидуальна, присуща именно ему и неповторима. Но к то же время число законов и правил образования формы относительно ограничено, и, благодаря этому, множество сочинений имеет общие признаки в строении.

Понятие музыкальной формы может быть и более широким, и более узким. В этом она похожа на все другие явления в мире: ведь каждое из них подразумевает широкий диапазон значений.

Например, когда мы говорим «природа» или «земля», мы подразумеваем либо глобальный смысл («мир», «планета»), либо малое, но близкое и понятное нам значение («ветка сирени», «горсть родной земли»).

Точно так же, определяя музыкальную форму, мы можем подразумевать либо только её строение (период, двухчастная, трёхчастная форма, рондо и вариации, сонатно-симфонический цикл), либо толковать её в самом широком смысле - как выразительность составляющих её средств (мелодии, гармонии, ритма и т. д.).

Каждый элемент музыкальной формы и является главным носителем содержания: по тому, как звучит музыка, что в ней главенствует, каковы особенности её организации, мы можем судить и о музыкальном образе, характере, настроении.

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета
И буквами спокойной красоты!

Обратите внимание, как определяет поэт сущность формы и содержания. «Контур» и «запах», то есть сочетание видимого, предметного, в котором обретает своё выражение осязаемое, воспринимаемое, но незримое. Содержание – это и «образы изменчивых фантазий», и «мечты», бегущие, блуждающие, находящие успокоение и завершённость лишь в отточенности и определённости формы.

До возникновения произведения замысел ещё как бы не существует, он не оформлен, не реализован. Не случайно многие писатели, художники и композиторы признавались в том, что немало творческих замыслов погибло, не найдя по разным причинам достойного воплощения. И лишь после того, как произведение создано, мы можем судить обо всех достоинствах его содержания - не потому, что форма главнее, а потому, что мир устроен так, что содержание вне формы существовать не может.

Именно поэтому изучать музыкальную форму (во всей широте и богатстве её проявлений) означает изучать музыку, то, как она сделана, какими путями следует музыкальная мысль.

Уже в том, как складывается произведение, какие выразительные средства выступают в нём на первый план, угадывается замысел композитора.

Так, например, отчего музыка бывает то ликующе радостной, то глубоко печальной? Ведь не от того же, что композитор дал ей соответствующие названия, например, «Счастливый день» или «Печаль сердца». Если такие названия и возникают, то только потому, что их подсказывает сама музыка, её особое настроение, характер, всё своеобразие её звучания.

В чём оно состоит? Давайте попробуем разобраться, какими средствами образуется выразительность музыкальной формы.

Музыканты знают, что свои произведения композиторы часто именуют не названиями, а указаниями тональностей: Прелюдия до мажор, Соната си минор и т. д. Это означает, что выбор музыкального лада - мажорного или минорного, как и конкретной тональности, заключает в себе глубокий смысл.

Известно, что у многих композиторов были даже любимые тональности, с которыми они связывали определённые образные представления. Возможно, когда Моцарт обращался к тональности ре минор, а Мессиан писал о значении фа-диез мажора в своих произведениях, эти композиторы были субъективны (как, вероятно, по-своему субъективны те музыканты, которые имеют «цветной слух», то есть связывают звучание тех или иных тональностей с определённым цветом). Однако их музыка убеждает нас в яркой выразительности избранных тональностей, в их глубокой образной обоснованности.

Конечно, скорбный и одновременно возвышенный ре минор в «Lacrimosa» из моцартовского Реквиема звучит совсем по-другому в элегически-грустной Мелодии Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» или в мечтательной Серенаде Шуберта. Ведь важен не выбор тональности сам по себе, а его связь с замыслом, образом, средствами музыкальной выразительности.

И всё же один из непреложных законов музыкального искусства - связь между характером произведения и тональностью, в которой оно написано.

Звуки музыки

«Реквием» Моцарта - последнее создание, «лебединая песня» великого композитора - принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. (Реквием – это траурная, заупокойная месса, исполняемая на традиционный культовый латинский текст, принятый в католической службе).

Заказ написать «Реквием» (траурную мессу) Моцарт получил в июле 1791 года. Заказчик, незнакомый композитору человек в тёмном плаще, не пожелал открыть своего имени, но с большой аккуратностью выплачивал обещанный гонорар.

Впоследствии, много лет спустя после смерти Моцарта, выяснилось, что таинственный незнакомец был управляющим некоего графа Вальзега, меломана и музыканта-любителя. Стремясь прослыть композитором, граф скупал чужие сочинения, переписывал, их от руки и выдавал за свои. Так поступил он и с «Реквиемом».

«Реквием» Моцарта написан на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далёком средневековье. Содержание текста - мольба... о даровании вечного покоя умершим, мистические картины страшного суда, образ бога - грозного и милосердного, карающего и прощающего.

«Лакримоза» («Lacrimoso» в переводе «Слёзный день») - лирический центр произведения. Интонация горестного вздоха лежит в основе вокальной мелодии и её оркестрового сопровождения. Необычайная задушевность и красота этой музыки сделали её широко популярной.

Два века живёт «Реквием», не только не проявляя никаких признаков постарения, но, напротив, покоряя всё большие и большие массы людей грандиозной силой воплощённой в нём человеческой страсти, человеческой скорби, сострадания человеческому горю и в то же время светлой, ничем не замутнённой любви к жизни.

Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Это произведение - одно из самых светлых, мечтательных в творчестве Шуберта. Мягкая танцевальная мелодия сопровождается характерным ритмом, подражающим звучанию гитары, ведь именно под аккомпанемент гитары или мандолины.

Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает она открытом воздухе») перед домом того, кому серенада освящается. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.

Римский-Корсаков писал: «Для понимания художественного произведения необходима возвышенная любовь и оценка гармонии, мелодии, ритма, голосоведения, тембров и оттенков». Это значит, что, слушая музыку, следует воспринимать в неразрывном единстве все её стороны как необходимые части художественного целого. Тот, кто слышит в музыке только приятный «мотив», не воспринимая богатства гармонии, не вслушиваясь в красоту и выразительность оркестровки, не постигая драматического смысла музыкальной формы, тот не поймёт всей глубины художественного содержания данного произведения.

Вопросы и задания:

  1. Какое соотношение содержания и формы образует непременный закон искусства? Можете ли вы назвать хотя бы одно значительное произведение искусства, в котором содержание существовала бы вне формы (и наоборот)?
  2. Приведите примеры проявления связи содержания и формы в жизни, в природе, поступках человека.
  3. Рассмотрите произведения изобразительного искусства, приведённые на стр. 79. О чём рассказывает их содержание? Что можно сказать о присущей им художественной форме? Аргументируйте ответ.
  4. Как вы думаете, почему содержание стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсов воплотил именно в форме сонета? Перед ответом на вопрос внимательно прочитайте стихотворение, а также определение, что такое «Сонет».
  5. Какие строки из стихотворения Брюсова, по-вашему, наиболее точно выражают единство формы и содержания? Почему?
  6. Что определяет музыкальную форму в широком и узком смысле слова?
  7. Как выбор тональности влияет на характер музыкального произведения? Расскажите на примере «Lacrimosa» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф. Шуберта.

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3). Первоначально сонет возник в Италии в XIII веке. Широкую популярность приобрёл в творчестве Ф. Петрарки; в форме сонета поэт выражал нежные поэтические признания своей возлюбленной Беатриче. С XVI века сонет переходит в поэзию других европейских стран; в XVIII веке – в русскую поэзию.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Реквием. K626, Sequentia Lacrimosa, mp3;
Шуберт. Серенада из сб. «Лебединая песнь» (в исп. Дж. Ширли-Квёрка), mp3;
Шуберт. Серенада из сб. «Лебединая песнь» (симф. оркестр), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы и заданием. Прослушайте 5 фрагментов музыкальных произведе­ний (каждый будет звучать 2 раза, №1 прозвучит трижды).

1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.

3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.

4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.

  1. Ответ:

Задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

Задание

Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.

2. К культуре какого народа или какой страны произведение принадлежит?

3. Укажите век или года, когда произведение было создано.

4. Кратко укажите основные особенности этого произведения.

Можно работать в таблице или дать текстовый ответ

Это симфонию нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом автор раскрывает как борьбу двух полюсов: мира разума, творчества, созидания и мира жестокости и разрушения; настоящего Человека и цивилизованного варвара; добра и зла.

«Работая над симфонией, – рассказывал композитор, – я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека...».

Задание

Рассмотрите репродукцию.

· Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

· Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.

Задание

Ознакомьтесь со списком.

Задание

Рассмотрите и проанализируйте картину В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

1. Опишите общую композицию работы.

2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.

3. Определите общее настроение картины.

4. Укажите жанр картины и назовите 3 произведения этого же жанра.

5. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Задание

Рассмотрите репродукции.

Отметьте номера произведений, которые относятся к культуре Древней Греции.

Если узнали произведения, напишите название, автора, время создания.

1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11. 12.

Задание

Даны 12 терминов, связанных с искусством

1. Объедините термины в группы.

2. Дайте определение каждой группе.

Поэма, натюрморт, опера, симфония, ода, сонет, пейзаж, романс, эпиграмма, оратория, портрет, марина

Мир в зеркале искусства

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей .

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства. Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи. Главное - при встрече с художественным творением сопереживать .

Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека , если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному,

услышанному. Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог

с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам

хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства,

если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?

Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?