Искусство и визуальное восприятие. Значение визуальное искусство в словаре постмодернизма

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Оно выполняет массу полезных для человечества функций. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Что такое искусство

Повторимся, существует несколько определений понятия «искусство». В первую очередь это высокий уровень мастерства человека в какой-либо сфере деятельности. Если объяснять детальнее, то его можно назвать умением творческого воспроизведения реальности с помощью эстетических художественных образов, объектов, действий. Главные виды искусства - это духовная культура общества.

Предмет искусства - это совокупность отношений мира и человека. Форма существования - художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем. Основная цель искусства - это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Различные виды искусства, таблица классификации которых показывает их разделение на типы, вместо строгих однозначных понятий используют воображение и иллюзорность. В жизни человека оно выступает средством общения, обогащения знаниями, воспитания ценностей, а также источником эстетических радостей.

Основные функции искусства

Виды искусства (таблица их представлена ниже) существуют в мире для выполнения определенных общественных функций:

  1. Эстетическая. Воспроизведение действительности по законам красоты. Влияние на формирование эстетического вкуса, возможность проживать и чувствовать эмоции. Умение отличать возвышенное и стандартное, прекрасное и безобразное.
  2. Социальная. Идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности.
  3. Компенсаторная. Решение психологических проблем, Восстановление душевного спокойствия и равновесия. Отстранение от серой реальности и повседневности путем компенсации недостатка гармонии и красоты.
  4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного.
  5. Познавательная. Изучение и познание действительности с помощью которые являются источниками информации о процессах общественности.
  6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее.
  7. Воспитательная. Влияние на формирование личности и нравственное становление человека.

Классификация видов искусства

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Не существует одной общепринятой системы, поэтому искусство делят на группы по определенным факторам.

Динамика - один из критериев, по которым классифицируют виды искусства. Таблица, размещенная в этой статье, показывает, как разделяются типы творчества по этой схеме. Итак, по динамике искусство делится на:

Временное (динамическое);

Пространственное (пластическое);

Пространственно-временное (синтетическое).

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т. д.

Виды искусства определяются и по используемым материалам:

Традиционные - краски, глина, металл, гипс, дерево, гранит, холст;

Современные - электротехника, компьютеры;

Основная система классификации выделяет основных 5 видов искусства, каждый из которых дополнительно имеет несколько подвидов:

Прикладные (трудовые);

Изобразительные;

Зрелищные (игровые);

Звуковые;

Словесные.

Для наглядного примера вашему вниманию предоставлена сводная таблица, в которой собраны все основные виды искусства.

Временные

Звуковые

Словесные

Литература

Пространственно-временные

Зрелищные

Хореография

Телевидение

Прикладные

Декоративно-прикладное

Архитектура

Пространственные

Изобразительные

Фотография

Живопись

Скульптура

Литература

Материальный носитель литературного вида искусства - это слово, с помощью которого создаются художественные образы и письменные тексты. В ней может отражаться эпическое повествование об определенных событиях, лирическое раскрытие внутреннего мира и переживание автора, драматическое воспроизведение происходивших действий.

Литература подразделяется на:

Историческую;

Научную;

Учебную;

Художественную.

Справочную.

Жанры произведений определяются по роду, форме, содержанию.

Музыка

Существует и способное передавать эмоции в слышимой форме искусство - музыка. Она представляет собой воплощение художественных образов, идей, эмоциональных переживаний с помощью организованных особым образом тишины и звука. Это фиксирующееся воспроизведением и нотной записью искусство. Музыка, в зависимости от функций, делится на религиозную, военную, танцевальную, театральную. По исполнению она бывает: инструментальная, электронная, вокальная, хоровая, камерная. Основные музыкальные жанры и направления такие:

Эстрадная;

Альтернативная;

Внеевропейская;

Этническая;

Популярная;

Классическая;

Авангардная.

Прикладные (трудовые) искусства

Прикладные виды искусства (таблица называет их еще пространственными) включают в себя архитектуру и

Архитектура помогает формировать пространственную среду. С ее помощью выполняется проектирование и строительство различных сооружений. Она помогает сделать необходимые людям здания соответствующими их духовным потребностям.

Архитектура тесно связана с развитием техники и технологий, поэтому с ее помощью можно судить о научных достижениях и художественных особенностях разных эпох. Среди наиболее известных исторических стилей строений можно выделить барокко, модерн, классицизм, ренессанс, готику. В зависимости от предназначения сооружений архитектуру делят на общественную, промышленную, жилую, садово-парковую, и т. д.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, направленную на создание предметов, которые одновременно удовлетворяют художественно-эстетические и бытовые потребности людей. Декоративно-прикладное искусство в некоторой мере обладает национальным и этническим характером. Среди основных его видов можно назвать: вязание, вышивание, кружевоплетение, пирографию, оригами, квиллинг, керамику, ковроткачество, художественную роспись и обработку разных материалов, и т.д. Изделия выполняются с применением различных материалов и технологий.

Изобразительные искусства

Фотография, скульптура, живопись, графика как вид искусства, использующий изображение, наглядно показывают действительность в осязаемых зрением художественных формах.

Живопись - это цветное отображение реальности на плоскости. Это один из старейших видов искусства. В зависимости от тематики картины, существуют такие исторический, батальный, мифологический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой.

Графика как вид искусства представляет собой создание рисунка линией на листе либо с помощью резца на твердом материале с последующим оттиском на бумагу. Данный вид творчества в зависимости от способа нанесения рисунка делится на подвиды: гравюра, экслибрис, плакат, ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп. Также есть книжная промышленная и компьютерная графика.

Фотография - это искусство документальной фиксации зрительного образа, которая выполняется при помощи технического средства. Имеет практически те же жанры, что и живопись.

Скульптура - создание объемного трехмерного С помощь этого искусства сотворяются рельефные и круглые изображения. По размерам подразделяется на станковую, монументальную, декоративную.

Зрелищные (игровые) искусства

Зрелищные виды искусства направлены не только на но и на развлечение людей. Как раз человек и является основным объектом, с помощью которого зрелищное искусство доносится зрителю. Оно имеет несколько направленностей.

Хореография - искусство танца. Представляет собой построение образов при помощи пластических движений. Танцы делятся на бальные, ритуальные, народные, современные. Хореографическое искусство балета построено на музыкально-танцевальных образах, в основе которых лежит определенный сюжет.

Кино - это синтез некоторых видов искусств - театра, танца, литературы, Имеет много жанров (комедия, драма, триллер, боевик, мелодрама) и подвидов (документальное, художественное, сериал).

Цирк - демонстрация развлекательных представлений. Включает в себя клоунаду, акробатику, репризу, пантомиму, фокусы, и т. д.

Театр, как и кино, заключается в объединении нескольких видов творчества - музыки, литературы, вокала, изобразительного искусства, хореографии. Бывает драматическим, оперным, кукольным, балетным.

Эстрада - искусство малых форм, имеющее популярно-развлекательную направленность. Включает в себя хореографию, вокал, разговорный жанр и другие.

Человечество сотворяет и изучает искусство веками. Оно является величайшим духовным и культурным достоянием общества, играет огромную роль в его развитии и совершенствовании.

Глава 1. Визуальные искусства в глобальном культурном континууме.

1.1. Динамика институционализации визуальных искусств в художественной культуре: исторический аспект.

1.2. Институционализации искусства в эпоху глобализации: культурологический подход.

1.3. Проблема влияния глобализационных процессов в культуре на развитие искусства.

Глава 2. Современное искусство в поисках новых форм институционализации.

2.1. Музей как «форма жизни культуры»: современные формы презентации художественного творчества.

2.2. Самоорганизация как направление художественной жизни: «партизанские» формы развития искусства в XXI веке.

2.3. Институционализация маргинальных форм творчества в глобальный мир искусства»: творчество художников-аутсайдеров.

Глава 3. Визуальные искусства и «новая зрелищность» в контексте развития средств коммуникации.

3.1. Киберпанк и «новая зрелищность» в ситуации глобализации культуры.

3.2. Визуальные искусства и современные технологии: трансформации языка изображения в контексте «новой зрелищности».

3.3. Художник и «новое техническое»: институционализация новых форм творчества.

Глава 4. Направления институционализации художественного творчества в сфере материальной культуры.

4.1. Дизайн и визуальный облик «новой природности».

4.2. Тело человека как область «труда и творчества»: от гламура до морфинга.

4.3. Институционализация культурных традиций в творчестве художников-модельеров.

Рекомендованный список диссертаций

  • Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика 2003 год, кандидат культурологии Демшина, Анна Юрьевна

  • Художественная жизнь современного Лондона: институции, тенденции, проблемы репрезентации: на материале изобразительного искусства, 1990-2000-е гг. 2010 год, кандидат искусствоведения Лебедев, Александр Александрович

  • Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне: Теоретические концепции и проблемы интерпретации 2005 год, доктор искусствоведения Бытачевская, Тамара Никифоровна

  • Трансформация художественных и визуальных образов в произведениях сибирских живописцев второй половины XX - начала XXI веков 2011 год, кандидат искусствоведения Серикова, Татьяна Юрьевна

  • Книжная графика русского футуризма 2013 год, кандидат искусствоведения Родькин, Павел Евгеньевич

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Художественно-коммуникативные особенности современного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике 2010 год, кандидат искусствоведения Ван Мэни

  • Художественный журнал как эстетический феномен: Россия, конец XIX - начало XX веков 2000 год, кандидат философских наук Каверина, Елена Анатольевна

  • Авторская художественная игрушка в искусстве XX века. Проблемы, тенденции, имена 2008 год, кандидат искусствоведения Марченко, Мария Александровна

  • Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ 2012 год, кандидат искусствоведения Дёмкина, Дарья Викторовна

  • Омск - региональный центр художественной жизни Сибири во второй половине XX века 2005 год, кандидат искусствоведения Бабикова, Татьяна Васильевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Демшина, Анна Юрьевна

Заключение.

Институционализация визуальных искусств в эпоху глобализации культуры - процесс идущий нелинейно с различных сферах культуры. С точки зрения институционализма возможно рассматривать не только развитие «мира искусства» (термин А. Дэнто), но и актуализацию искусства в социокультурной практике в целом и влияние социокультурной динамики на само искусство. В рамках исследования институционального аспекта развития искусства как феномена культуры встает и другой важный вопрос - о сочетании самоорганизации и управления в сверхсложных и суперсверхсложных системах, которой является и искусство (М. Каган). Поиск баланса в управлении культурными институтами, таким образом, может быть основан только на диалогическом понимании культуры при осознании важности искусства как носителя духовной культуры. Именно духовная культура обеспечивает сохранение и развитие культуры, определяет взаимоотношения с природной и социальной компонентами бытия. Это особенно актуально в современной ситуации кризиса духовной культуры, когда в стирании межкультурных границ идет процесс искусственного навязывания ценностей, моделей социокультурного поведения в рамках мировой унификации жизни. Инсти-туализация искусства (протекающая даже в рамках самоорганизации) в таком случае становится не только символическим, но и политическим, социокультурным, экономическим фактором. Использование искусства в социокультурных практиках демонстрирует динамику шкалы ценности тех или иных его феноменов в конкретный исторический период, результат оценки не обязательно совпадает с мнением «мира искусства». Наличие в западном культурном дискурсе независимой экспертной оценки, открытых аукционов искусства и других инструментов арт-рынка делает обновление и развитие художественной практики осуществимым. Согласно экономической теории институанализации, синерге-тической концепции данные инструменты реализуют поливариантность в художественном дискурсе, создавая внешнее воздействие на него. Нелинейность культурной политики в сфере искусства, многовекторность развития самого искусства, становятся охранительным фактором, позволяющим культуре не только сохранять искусство как особую ценность, но и провоцируют рост точек нового в самом искусстве.

Сложность, многомерность культуры эпохи глобализма приводит к усилению взаимодействия всех сфер человеческого бытия на всех культурных уровнях, вовлекая в общие процессы культуру многих стран. Исследование направлений и форм институционализации, сложившихся в мировой практике, может позволить не только полнее увидеть развитие искусства, но и определить перспективные направления, адекватные особенностям современной культуры.

Инструментарий изобразительного искусства оказался востребованным массовой культурой и виртуальной реальностью. Поэтому говоря о визуализации современной культуры, можно отметить не расцвет визуальных искусств (как это было в эпоху Возрождения), а тотальность использования визуального канала восприятия, заполняемого с помощью культурного наследия, социокультурных стереотипов. Этот процесс можно назвать попыткой приспособления человека к новой виртуальной реальности, реакцией на проблемы адаптации к быстро изменяющемуся культурному полю. Визуальные образы в этой ситуации играют роль «платформы», создающей пространство для общения, диалога людей. Но без интеллектуальной творческой активности личности эта «платформа» превращает человека лишь в деталь определенной стратегии, часть чужой игры по манипулированию смыслами или в материал для творчества другого. Личностная, креативная активность сегодня имеет большие возможности для самомореализации, но при условии качественного повышения уровня ответственности и образованности. Особая роль в такой ситуации отводится сфере образования, самообразования и воспитания человека. Художественная культура играет определенную роль в адаптации личности к новым условиям: и при формировании визуальной компоненты метаязыка современной культуры, и в форме расширения возможностей проявления творческого потенциала каждого человека. Язык искусства, язык художественной культуры становятся одним из самых универсальных способов межкультурного общения, что связано и с формированием общекультурных ценностей, основанных на поликультурных кодах, метаэстетиче-ских основаниях. Области нового формируются и в зоне взаимодействия искусства и новых технологий, художественной и научной сфер деятельности.

В современном мультикультурном обществе, где идет активный процесс перераспределения культурного капитала, где нет диктата идеологий, а «существует только соблазнение» (Ж. Бодрийар, Б. Хюбнер), человек позволяет увлечь свою персону тем, что соответствует его личному опыту и стремлениям. Поэтому искусство, чтобы не оказаться в вакууме, ищет новые способы соблазнения: от погружения в виртуальные художественные миры до медийного лоббирования, создания куль-турно-развлекательнымх комплексов, развития музейной педагогики, новых подходов презентации искусства. Это соответствует амбициям деятелей искусства, ищущим свое место в современном обществе.

Изобразительное искусство в битве за самостоятельность от других сфер культуры, начатой задолго до XXI века, сегодня, кажется, получило свободу от содержательного и материального давления. В начале третьего тысячелетия мы переживаем новый этап, когда необходимо опять осознать искусство как особый синтез духовности, не теряя тот новый инструментарий, который подарило художнику искусство в поисках новых форм репрезентации. Это накладывает на сферу музейно-галерейной деятельности особую ответственность. Современный музей, защищая автономность искусства, вынужден играть роль координатора, следящего и за динамикой зрительской аудитории, и за современными технологиями, и за ситуацией в различных локусах развития художественного творчества.

Современная культура активно включает в дискурс маргинальные практики. Так, в искусстве существует определенный интерес и традиция институционализации творчества душевнобольных. С одной стороны, включение маргинального опыта для современной культуры - важный источник обновления, показатель гуманизации общества. С другой, - это один из признаков кризиса культуры, ищущей в маргинальных зонах новые ориентиры в ситуации давления массовой культуры, имеющей унификационный характер. Значение институционализации подобного искусства трудно недооценить, но как показывает и зарубежный, и отечественный опыт, основой презентации подобного творчества как феномена культуры (а не только как достижения арт-терапии) должна быть совместная работа культурологов и психиатров, с включением элементов искусствоведческого подхода. Творчество художников-аутсайдеров наглядно демонстрирует демократический характер сути творчества, независимый от пола, возраста, состояния здоровья, что является важной основой гуманизации современной культуры.

Кроме развития традиционных форм институализации искусства, включения в этот процесс маргинальных практик, отдельный вопрос -развитие традиций самоорганизации в самой творческой среде. Можно говорить о преемственности традиций в рамках данного процесса. К примеру, традиции самоорганизации, свойственные ленинградскому нонконформизму, сегодня перетекают как в официальные формы (музейная, просветительская деятельность), так и оказываются востребованы молодыми художниками. Это особо актуально в период отсутствия целостного «мира искусства», стабильных связей между художником -арт-рынком - зрителем (покупателем) и культурной политикой со стороны официоза. Партизанские способы институализации искусства и в XXI веке остаются для художников актуальным способом заявить о себе, несмотря на то, что об андеграунде, актуализировавшим данное течение в веке XX, сегодня говорить практически не приходится.

На сегодняшний день можно выделить несколько направлений в данном течении. Это использование партизанских технологий из-за специфики развития российского арт-рынка и отечественной экономики. В рамках самоорганизации оказываются востребованы не только современные (кураторские), но и классические (цеховые) методы институ-ционализации. Партизанские методы используются художниками для привлечения внимания к собственному творчеству (персоне) или к определенным проблемам современного общества. Не все подобные группы пытаются выйти из подполья, хотя для части из них партизанские способы - метод внедрения в официальные институции. Некоторые из «партизан» (например, деятели «Пушкинской 10») проходят путь от неформального существования до обретения собственного веса в художественной жизни. Показательно, что один и тот же автор может свободно совмещать «партизанские методы» деятельности с участием в официальных союзах и мероприятиях. С развитием Интернета актуализировалось стремление ряда творческих людей абстрагироваться от паблисити, уйти в подполье; такие личности так же пользуются партизанскими методами, создавая «партизанское виртуальное подполье». Отдельная страница - виды искусства, возникшие на стыке «закона и беззакония», как, например, граффити. Часть художников-райдеров успешно участвуют в официальных выставках, для многих партизанские способы работы являются своеобразным кредо.

Субкультурная (в том числе и художественная) солидарность, проявляющаяся в форме традиционных и консервативных институтов или связанная с новыми, противостоящими массовой культуре объединениями, по-видимому, становится мировым феноменом. Это защитная реакция множества людей на испытываемое или наблюдаемое ими исчезновение духовности, навязывание не характерных для них массовых, унифицирующих социокультурных стереотипов. Отказ от участия в манипулировании становится основой формирования сетевой всепланетной аудитории. Партизанские формы институционализации в силу демократичности, нелинейности становятся хорошей площадкой для солидаризации подобных объединений, формирований в культуре областей нового творческого опыта, в конечном счете, актуального для развития современной культуры в целом.

Институционализация визуальных искусств сегодня тесно связана с развитием медийного информационного поля, основанного на современных коммуникационных технологиях. Художник выступает теперь в виде медиатора/проводника, переводчика и шифровальщика фантазий и устремлений. Художники услужливо предлагают внешнее оформление фантазий, «упаковку» для мечты на любой вкус. «Новая зрелищность» - это вариант воплощения мечты о тотальном воспроизведении реальности, которая в различных контекстах проявлялась у многих деятелей кино (А. Базен, С. Эйзенштейн). Художник в этой реальности выполняет несколько функций. Он - создатель абриса виртуализированного пространства, манипулятор и вдохновитель; он - служащий, работающий на корпорации, или участник сопротивления мировой унификации. В то же время каждый, кто старается в таком мире сохранить индивидуальность, - художник собственного мира. С развитием массовых электронных коммуникаций, способных предоставить искомый псевдореальный мир каждому желающему, этот процесс получает свое законченное воплощение. Сами художники получили для творчества не только новый инструмент, расширивший язык изображения, но и новые возможности, увеличившие его влияние на формирование властных стратегий.

Художественные произведения, транслируемые через каналы массовых коммуникаций, создают огромное поле потенциального удовлетворения нереализованных в жизни потребностей. Средства художественной культуры в этой ситуации играют важную роль в социокультурной деятельности, предоставляющей человеку возможность концентрированно в течение короткого времени прожить «другую жизнь», отключиться от своего реального бытия, получить иной набор социальных возможностей и линий поведения. В идеале, проиграв «чужие жизни», человек должен определиться с приоритетами в собственной или отказаться от своей индивидуальности в пользу чужой. Трудно не согласиться с киберпанк-идеей, что творческая активность, свобода общения, способность к полилогу, реализуемые при помощи визуального мышления, могут стать основой для сохранения свободы личности. В данном контексте язык визуальных искусств, «новая зрелищность» (основанная на визуальном канале восприятия) могут выполнять не только манипулятивную, но и адаптивную функцию по отношению к усложнению коммуникативного поля, перенасыщенного информацией. Ассоциативное, образное, нелинейное мышление, выделяемое в киберпанк-эстетике как способ выживания в постиндустриальном обществе, управляемом СМИ и транскорпорациями, может заложить основу новой конфигурации человеческой культуры, естественно, при условии его активизации и в не виртуальном пространстве. Дискуссии о границах изобразительного языка кинематографа, телевидения и медиа на сегодняшний день уже не выглядят актуальными. Понятие «формат» активно используется во всех экранных действах. Различие кинофильма и телепередачи как дифференциация характеристики зрения (в первом случае «зрения памяти», во втором «зрения участника») так же стерлось в процессе экспериментов. Киноприём, видеостиль, телеформа, медиа-клип сегодня стали стандартным набором характеристик конкретного визуального текста и приемом, живущим вне изначальной родовой соотнесенности, вопросом выбора «диапазона окуляра» создателя и «настроек окуляра» смотрящего.

Стратегии использования технологий меняются мало: либо визуализация фантазии, либо придание «эффекта достоверности». Создание виртуальных фантазийных миров, развитие мокьюментари - крайние точки этого процесса. «Новая зрелищность» пережила упоение самоценностью технических средств, которые теперь стали обыденной частью создания визуального текста. Это требует или качественного скачка на новый уровень визуального воздействия, или наличия четкой концепции, послания к зрителю. Не случайно в последнее время идет поворот к консерватизму, проявляющийся, в частности, в обращении к ретроэсте-тике и в форме, и в содержании. В обратном случае работает «картотечный принцип», делающий текст неинтересным, скучным. Современный зритель, имеющий опыт бытия в пространстве феноменов «новой зре-лищности», часто отсекает подобное в «фоновой режим» восприятия, как не актуальное.

Новые технологии предлагают для художников особый инструментарий творчества, например, медиа-арт предоставляет художникам новые средства и площадки для самовыражения. Если для С. Шерман новые технологии - это исключительно новый инструмент творчества, то работы А. Шульгина, Б. Виолы, А. Хила - новаторские в силу презентации особого мышления. Идеологически институционализация медиаарт направления в искусстве связана с киберпанком и актуальным искусством. Формы институционализации зависят от принадлежности к одной из этих двух сфер. Это влияет на презентацию (галерейная, сетевая), на отношение к реальности (полное или не полное погружение) и ориентацию (концептуальная, образно-пространственная).

С середины прошлого века (XX столетия) повседневность включается в общий процесс глобализации социокультурных процессов, изменения границ между различными локусами человеческого бытия. Увеличение множественности хаотических проявлений в сфере повседневности соседствует со стремлением к системности, институционализации. Показательно, что в пространстве встречи искусства и повседневности идет процесс и более четкой структуризации искусства. Отсутствие макро-ценностных систем, свобода выбора провоцируют установление четких границ и правил на уровне субкультурном, уровне особенного. В рамках «новой природности» биодетерминизм и культура не противоречат друг другу, а становятся взаимодополняющими частями человеческого бытия. Во главу угла ставится личностное отношение, способность к индивидуальному прочтению, вместо точного знания идут поиски соотнесенности, вместо постоянства контекстной «прописки» в строгой иерархии - движение. Дизайн, в этих условиях, лавируя между «искусством-сакральным» и «бытом-профанным», техникой и эстетикой является и рупором особого визуального языка, родина которого - изобразительное искусство.

Подход в обществе к новой нелинейной целостности и происходящие внутри него процессы взаимодействия и взаимопереходов основных противоположностей (природного и культурного) - это поиск новой системы бытия человека, представляющей собой и новый метод мышления о мире, и особый способ участия в его преобразовании. Искусство при пересечении с телесными практиками получает новый особенный «материал» для творчества, точнее, для сотворчества художника и зрителя (соавтора), формирует новые структуры и формы собственного бытия, трансформирует границы бытия нехудожественного при условии активности самой личности. Визуальные искусства в союзе с повседневностью как выстраивают ориентиры для заблудившегося человека в мире множества возможностей, так и расставляют ловушки, в том числе и визуальные. Сегодня уже нельзя игнорировать то, что реальность и воображаемое в повседневных практиках приблизились друг к другу достаточно сильно, а художники активно работают в области создания конкретной видимой конфигурации этого виртуального пространства, превращая и самого человека и среду его обитания в пространство сотворчества, место придания фантазиям реальной визуальной формы. I

Процессы глобализации в культуре актуализировали такие противоположные тенденции, как транскультурализм и поиски этнической, национальной идентичности. Современная культура многовекторна в своем развитии, так же многообразен и дизайн, в котором свободно уживаются разноплановые тенденции. Исследование направлений актуализации культурных традиций в современном дизайне видится важным для определения векторов развития культуры в целом. За счет несинхронности макрокультурных процессов в культуре и циклов в моде последняя исполняет роль референта между культурным ядром и динамическими культурными процессами. В данном контексте культурные традиции становятся интересны социуму не только как часть истории культуры, но как инструмент выживания в современном мире, как часть конфигурации отношений глобального и уникального в культуре. Ведь технологическая цивилизация, с одной стороны, отчуждает человека от традиции, а сосуществование различных версий традиции конструирует «зрительское» стороннее отношение к истории, стирает границы между различными культурными практиками. В такой ситуации мода становится инструментом власти, частью маркетингового механизма глобальных корпораций. Транскультура предлагает каждому выбрать краску, соответствующую настроению, этническое своеобразие в таком случае актуализируется исключительно как игра. В то же время актуализация традиций в дизайне важна как способ проявления социальной солидарности, что презентует культурный опыт не только как музейный экспонат, а как часть современной культуры. Поэтому на практике дизайн, помещая образы, созданные в прошлом, в новые контексты, как ни парадоксально, возрождает интерес к различаниям, помогает сообществам сохранять и презентовать собственное культурное своеобразие. Сегодня искусство, чтобы не оказаться в вакууме «нигде», ищет новые способы соблазнения зрителя, приходящие на смену ранее существующим, - от погружения в виртуальные художественные миры до медийного лоббирования себя; от создания культурно-развлекательнымх комплексов до развития музейной педагогики и поисков новых подходов презентации искусства.

Список литературы диссертационного исследования доктор культурологии Демшина, Анна Юрьевна, 2011 год

1. Абалакова Н., Жигалов А. ТОТАРТ. Русская рулетка. - М.: Ad Marginem, 1998. -415 с.

2. Агеев В. Семиотика. - М.: Весь мир, 2002. - 254 с.

3. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001. - 527с.

4. Алексеева И. Человеческое знание и его компьютерный образ. - М.: РАН Институт философии, 1993. - 215 с.

5. Американская философия искусства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1997. - 318с.

6. Андреева Е. Всё и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины двадцатого века. - Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.- 509с.

7. Андреева Е. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины XX века. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук.- СПб. 2005. - 30 с.

8. Антология тендерной теории, //под редакцией Е. Гаповой, А. Усмановой. - Минск: Пропилеи, 2000. - 382с.

9. Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века. - М.: Академический проект, 2003. 768 с.

10. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М.: ИФ РАН, 1999.-200 с.

11. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. Монография. М.: Издательство МГИДА, 2002. - 295 с.

12. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психол. журн. - 1998. - Т. 19 (1). - С. 89-100.

13. Барт Р. Избранные работы. - М.: Прогресс, 1994. - 616с.

14. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.- 312 с.

15. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

16. Барт P. S/Z. - М.:УРСС, 2002. - 230с.

17. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet. - СПб.: Наука, 1999. -150 с.

18. Беззубова О. В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса. // Коммуникация и образование. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 418 - 427.

19. Бездна: «Я» на границе страха и абсурда. Российский журнал искусств.- СПб.: Концерн «Емец», 1992. 224 с.

20. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

21. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Медиум, 1996. 239 с.

22. Берг М. Литературократия. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 340 с.

23. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383с.

24. Бергер Л. Эпистемология искусства. - М.: Русский мир. 1995. - 323с.

25. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: «Медиум», 1995.-330 с.

26. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. -384 с.27,28.29,30,31,32.35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.





Вид визуального искусства,искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.


Широкий раздел визуально искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно- прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.


Вид визуального искусства, которое включает в себя фото различных жанров. Особое видение, отношение художника, его техника делают художественное фото искусством, сильно отличающимся от других техник съемки. Художественная фотография не обязана показывать реалии жизни. Художественное фото призвано гармонично соединять жизнь и воображение, приукрашивать настоящее, подмечать и выделять то, что сделает обычный вроде бы кадр достойным рамки и всеобщего обозрения. Это средство передачи информации от фотографа к зрителю Вид визуального искусства, которое включает в себя фото различных жанров. Особое видение, отношение художника, его техника делают художественное фото искусством, сильно отличающимся от других техник съемки. Художественная фотография не обязана показывать реалии жизни. Художественное фото призвано гармонично соединять жизнь и воображение, приукрашивать настоящее, подмечать и выделять то, что сделает обычный вроде бы кадр достойным рамки и всеобщего обозрения. Это средство передачи информации от фотографа к зрителю.


Вид визуального искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность. Существует два вида живописи: станковая и монументальная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте(то есть станке) художника. В станковой живописи преобладают работы выполненные масляными красками. Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке.


Вид визуального искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.


Вид визуального искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль.) При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой поверхностью бумаги главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, «воздух белого листа

Настоящее искусство начинается лишь тогда, когда человек сломает несправедливый барьер коммерциализации творчества, когда визуальное искусство станет служить целям просветления.

Визуальное искусство существует на Земле тысячелетия. Наскальные рисунки сменялись высокоразвитым и коллективным искусством античности. Затем готика, возрождение, классицизм, импрессионисты. Но всю эту более чем десяти тысячелетнюю эпопею можно назвать лишь предысторией искусства, в ходе которой художник не был свободен никогда, а вольный художник имел свободу мнимую. Ошибочно предполагать, что работа художника не подчинена закономерности, причинности, что художник обладает свободой воли, свободой выбора, а его творчество не зависит ни от чего. Если бы дела обстояли так, то вольный художник умер бы от голода.

Никто не отрицает свободой воли художника, но свобода эта состоит в мнимой независимости от общества с его конъюнктурой. Во-первых, что бы на не "пели" о демократии, свободах, социализме, мы живем в буржуазном обществе с его буржуазными законами, а буржуазная идеология стремится утвердить принципы торгашеской морали в качестве "вечных" и "незыблемых" принципов, соответствующих якобы самой человеческой природе. Во-вторых, что бы нам не "пели" о равенстве, братстве, толерантности, общество до сих пор расслоено на классы, существует экономическое неравенство. В мире же экономического неравенства любое творчество будет носить классовый характер, выражать интересы классов. Отсюда идеалистические утверждения о вечном в искусстве безосновательны.

Однажды от одного из своих преподавателей я услышал, что существует некий непримиримый антагонизм между художником и зрителем. Я хорошо запомнил эти слова и всегда вспоминал их в определенных ситуациях. Потом произошло переосмысление: в действительности художник и зритель находятся в диалектической связи. Искусство существует только для зрителя, посредством зрителя, через зрителя. Однако для художника зритель по умолчанию считается "не разбирающимся" в искусстве, а ведь замечания зрителя особенно хороши и ценны.

Невозможно быть художником одного жанра. В норме у художника один или несколько жанров доминируют, остальные в разной степени выражены слабее, но полностью влияют на творчество. Важно понимать, что иногда в силу определенных факторов доминирование той или иной тенденции в творчестве может оказаться чрезмерным до патологии. При этом вплоть до атрофии подавляются все остальные.

В системе творчества художника существует иерархия. Для одного на первом месте пейзажи, для другого - групповые портреты, для третьего - графика. И один художник счастлив, когда творит в уединении, в мастерской; другой счастлив на пленэре, в лесу, или среди людей на улице города. Очевидно, что это разные художники. Различны их профили творчества, различна их судьба. Иерархия жанров определяет цели творчества, замыслы, надежды. Она определяет и уязвимые места, где рвется тонкое место, если происходит неудача.

Когда люди, имеющие общие интересы и цели и стараются достичь взаимопонимания с наименьшими усилиями, они объединятся в группы и создают жаргон. Попробовав пообщаться с художниками, вы заметите, что они с особым чувством относятся к своему техническому языку, который используют для обмена идеями. Так разговорный язык обрастает новыми терминами, и соответствующие конкретные мысли могут передаваться четко и ясно.

"Все больше и больше я убеждаюсь в том, что одному изолированному индивидууму не под силу создать картины, которые должны быть написаны для того, чтобы современная живопись стала всецело сама собой и поднялась до высот, равных священным вершинам, достигнутых греческими скульпторами, неутомимыми музыкантами и французскими романтиками. Эти картины, видимо, будут созданы группами художников, которые сплотятся для претворения в жизнь общей идеи. Это дает основание сожалеть об отсутствии корпоративного духа у художников, которые критикуют и травят друг друга, хотя, к счастью, и не доходя до взаимоистребления".

Это действительно так, и слова Ван Гога, похоже, справедливы для любой эпохи. Всему виной, вероятно, врожденная мания величия класса художников, где каждый считает себя слишком большим и самостоятельным, чтобы двигаться своим путем. В результате в художественные союзы непрочны и не так мирны, как хотелось бы.

Гармония красок звучит у художника в душе. Что это, безошибочное чутье? Конечно! Искусство, наитие, чудо? Конечно! Но и это еще не все, потому что значение имеет приобретенный запас знаний, без которых манипулировать красками сложно.

Душевная жизнь художника не сложнее, чем жизнь обычного человека.