Электронные учебники по русскому языку. «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский) - Сочинения, Рефераты, Доклады Разум - счастливый дар человека или его проклятие. Сочинение ЕГЭ

Разум рассматривается в качестве способности к расчету и трезвости мышления, а так же, как проявление рассудка, и холодного сердца? Что означает такое понятие, как чувство? Это проявление эмоций, высокого душевного порыва, минутной страсти и увлечения. Критик Белинский утверждал, что это две силы “разум и чувства…”, которые испытывают потребность друг в друге. Наверное, многие с ним согласятся. Разум и чувство зависят друг от друга, поэтому так сильно они переплетены между собой, и отсутствует любая возможность эту тонкую нить, возникшую

между ними, разорвать.

В жизни человека случаются ситуации, когда чувство берет верх над проявлениями разума. Даже народная мудрость гласит, “коли что полюбится…”, то способность к здравому мышлению пропадает. Однозначно дать оценку этому невозможно, так как подобное чревато иногда счастливым завершением, а иногда печальным. Всегда ли хорошим является факт преобладания разума над чувствами? Данные вопрос тоже остается без утвердительного ответа. Можно свои чувства не выставлять напоказ, оставаясь при этом несчастным, и делая несчастным объект собственных любовных воздыханий. Во имя чего такие жертвы,

и существует ли в этом какой-либо смысл?

Пушкин в своем произведении “Евгений Онегин” описал столкновение чувства и разума несколько раз. Впервые, когда “ум отступился” от, поддавшейся глубокому чувству, Татьяны, и она решилась признаться в любви Евгению. Тогда подобный поступок считался непозволительным для девушки. Но попытка стать счастливой была напрасной. Евгений рассматривал ее в качестве ребенка, поэтому, посчитал, что любовь девушки быстро растает. Он не мог себе даже представить, что окажется спустя годы на ее месте. Татьяна станет достаточно взрослой женщиной, научившейся управлять собственными переживаниями, благодаря здравому смыслу. Несмотря на то, что любовь ее к Евгению не потухла, ей хватает сил прислушаться к голосу своего разума, и сохранить верность человеку, любившему ее. Разум и чувства сплетены между собой, поэтому невозможно правильно жить, и руководствоваться чем-то одним.


Другие работы по этой теме:

  1. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  2. Столкновение разума и чувства – проблема всех поколений. Природа так устроила внутренний мир человека, что борьба между ними неизбежна. Писатели и художники часто в своих...
  3. Сколько лет стоит мир, столько и спорят разум и чувство. Что важнее. Этот вопрос во все времена занимал людей. Что для себя сделать приоритетным: разум...
  4. ­Разум и чувства Роман Е. Замятина “Мы” (1921) оставляет после себя неоднозначное впечатление. Поначалу он кажется чересчур фантастичным, но вчитавшись, начинаешь понимать, что все эти...

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

К чему важнее прислушиваться в любой жизненной ситуации: к голосу разума или советам сердца? Наверное, невозможно на этот вопрос дать однозначный ответ. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель XVII века, считал, что «ум всегда в дураках у сердца». На это русская пословица могла бы ему возразить: «И сила уму уступает».

Представим человека, поведением которого руководят исключительно законы разума. Он всегда способен трезво оценить ситуацию, размышляет, как необходимо поступить, чтобы не оказаться в опасности. Но жизнь, подчиненная только указаниям рассудка, часто может стать безрадостной и даже бессмысленной.

В подтверждение этому можно вспомнить Печорина из . С одной стороны, не знающий страха, он совершает отчаянные до безрассудства поступки. Но под руководством своего «холодного» ума превращается в эгоиста, не способного по-настоящему любить, дружить и сочувствовать. Печорин становится виновником гибели Бэлы, обманывает искреннее чувство молоденькой княжны Мери, равнодушием отвечает на дружескую привязанность Максима Максимыча. «Рассудочный» эгоизм лишает героя Лермонтова права быть счастливым. Он чувствует себя ненужным, не видит смысла в жизни.

«Современник» Печорина – Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, тоже предпочитает поступать по советам ума, а не сердца. Не желая обременять себя узами брака, он не отвечает взаимностью на любовь прекрасной девушки – Татьяны Лариной. Боясь сплетен, отправляется на бессмысленную дуэль с молодым романтиком Владимиром Ленским. «Как я ошибся! Как наказан!» — с раскаянием восклицает Онегин, когда уже нельзя вернуть отвергнутую когда-то любовь, стать счастливым.

Тщательно взвешивая все «за» и «против», находясь в постоянном подчинении «должен» и «правильно», человек лишает себя возможности в полной мере радоваться жизни, становится неспособным чувствовать сердцем чужую боль и страдания. Известный персидский поэт и философ Омар Хайям утверждал:

Тот, кто с юности верует в собственный ум,

Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.

Думаю, что в поведении человека разумные соображения не должны брать верх над чувствами. Важно в равной степени прислушиваться к зову души и наставлениям ума. Это, конечно, нелегко: разум часто противоречит чувствам и, наоборот, охваченный собственными страстями человек способен действовать необдуманно.

В порыве чувств люди могут поступать благородно и самоотверженно, бесчестно и низменно. Мы восхищаемся героями, которые, не рассуждая, рискуют жизнью, чтобы оказать помощь другим. Не уважаем малодушных, способных в трудный момент предать дружбу, Родину.

Не всем суждено быть мудрецами, но учиться делать правильный выбор между «должен» и «хочу» может каждый.

Примеры итоговых сочинений — 2017 :

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анали­зировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают че­ловека, что приводит зачастую к трагедии.

Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, ниги­лист, отрицающий все на свете, сильная личность, спо­собная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он от­рицал романтизм, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка изба­виться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели.

Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философи­чен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что не должен по­давлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писа­теля, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и » Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, во­ля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бес­страшием на полях сражений можно только восхищать­ся. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он оста­ется на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои не­достатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в ре­зультате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Бе­линский, считают, что разум и чувства не противопос­тавлены друг другу, а должны быть в равновесии, гар­монии, потому что именно они составляют основу единого целого - человеческой личности.

Пример сочинения

Вопрос о правильном соотношении чувств и разума в личности занимает человечество не первое столетие. Сначала люди отдавали приоритет рациональному началу, потом на пьедестал возводили человеческие чувства. Но разве можно разделить то, что должно находиться в гармонии друг с другом? Мне кажется, что утверждение критика Белинского вполне справедливо: и разум, и чувство по отдельности «мертвы и ничтожны».

Вспомним героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени«. Печорин обладает ясным умом и холодной душой. Григорий Александрович говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Не имея благородной цели в жизни, скучающий герой разрушает чужие судьбы: невольно губит Бэлу, отравляет жизнь княжны Мери, убивает Грушницкого… Опустошённая душа молодого человека - источник его страданий и страданий окружающих его людей. Писатель на примере Печорина показывает, каким бесплодным может быть разум без чувства.

Пример гармоничного сочетания разума и чувств мы находим в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Безухов в результате духовных исканий становится человеком, соединяющим в себе любящее сердце и деятельный ум. В отличие нравственно омертвелых Курагиных, Пьер всю жизнь находится в поиске подлинного смысла жизни. Сначала приоритет чувства в жизни молодого человека приводит к разочарованиям. Так, неудачная женитьба на лживой Элен и дуэль с Долоховым показывают, насколько был слеп разум Пьера. Потом героя увлекают мнимые истины масонства, пока Безухов не разглядел неискренность своих новых друзей… Настоящее счастье герой обретает в семье, в единстве со своим народом и со всем в мире. По мнению Л.Н.Толстого, разум и чувство не должны быть в противоречии друг с другом.

Мне кажется, что каждому из нас нужно стремиться уравновешивать в себе «две силы», так как без этого нельзя стать по-настоящему цельной и зрелой личностью.

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге". В.Г. Белинский

Что есть разум? Трезвость мысли, расчет, рассудок, холодное сердце? А что такое чувство? Увлечение, эмоция, минутная страсть или более высокий душевный порыв?
По словам критика Белинского, «разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге». И ведь нельзя не согласиться с ним. Разум и чувство находятся в зависимости друг о друга, очень тесно переплетаются, невозможно разорвать тонкую нить между ними.
Бывают такие ситуации в жизни человека, когда чувство преобладает над разумом. Как говорит народная мудрость, «коли что полюбится, так и ум отступится». Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. Это может привести как к счастливому концу, так и к очень печальному.
Случилось это и с героиней повести Куприна «Олеся». Девушка влюбилась без памяти и отдалась этому чувству с головой. Хотя прекрасно знала, к чему это приведет, знала, что печальный исход неизбежен, но чувство в этот момент преобладало над разумом. Она ни секунды не жалела о том, что позволила своему уму отступиться, так как испытала истинное счастье. Такое счастье, которое не каждому в жизни дано испытать.
А хорошо ли когда разум преобладает над чувствами? Вопрос, на который точно так же нет однозначного ответа. Можно не показывать своих чувств и оставаться несчастным, при этом, делая несчастным и того, кого любишь. Ради чего? Есть ли в этом смысл?
В романе Пушкина «Евгений Онегин» чувство и разум столкнулись несколько раз. Первый – когда «ум отступился» и Татьяна, поддавшаяся своему первому глубокому чувству, призналась в любви Евгению, что в то время было непозволительно для девушки. Ее попытка была напрасной. Для Евгения она была всего лишь ребенком и, он посчитал, что ее костер любви потухнет так же быстро, как и загорелся. Мог ли он себе представлять, что спустя годы он окажется на ее месте. Но Татьяна предстает перед нами уже далеко не маленькой девочкой. Она научилась к этому времени управлять своими чувствами с помощью здравого смысла. Несмотря на свою любовь к Евгению оставалась верна человеку, который любил ее. Была ли она счастлива в браке? Думаю, что не до конца, потому что любила другого. Был ли счастлив Евгений? Мне снова кажется, что не до конца. Ведь если это была любовь настоящая, то рассудок лишь сделал хуже.
Руководствуясь только разумом, можно остаться на всю жизнь несчастным. Руководствуясь только чувствами, можно попасть в ситуации, после которых нестерпимая душевная боль останется навсегда. Получается, что разум и чувства нуждаются друг в друге и очень сложно жить, руководствуясь чем-то одним.