Американская Готика __. История одного шедевра: «Американская готика» Вуда Картина дед с бабкой с вилами

Кино действительно важно, поскольку наглядно показывает менталитет страны, снявшей его. Кино — это огромный чемодан, в который то или иное государство запихивает свои взгляды, ценности, культурные наследия, свои идеалы, страхи, философию, теорию и практику и много чего другого, и отправляет этот чемодан по разным странам, чтобы другие заглянули в него и что-то поняли об отправителе. Вот если подойти с этой точки зрения к фильму «Американская готика». А фильм сам подзывает подойти к нему именно с такой точки зрения, поскольку в самом названии вынесено имя отправителя. Так вот, менталитет страны раскрывается полноценно. И в сравнении с нашим менталитетом, русским, сибирским, возникает чувства противоречия и, к сожалению, непринятия.

Шесть человек, шесть молодых людей прибывают на остров, пятеро из которых отыскивают дом и заходят в него. Не проходит и пяти минут, как ребята включают граммофон, влазят в чужой шкаф, достают одежду, напяливают на себя и в этом виде танцуют. Когда появляются хозяева, красной линией разговора людей становится — если хотите мы можем заплатить за причинённые неудобства. Вот он первый пунктик. «Мы американцы. Мы можем вести себя так, как захотим. От любых моральных раскаяний нас уберегают деньги и деньгами мы решаем все проблемы. Мы можем бедокурить сколько угодно и где угодно, потому что мы, американцы, хозяева везде».

Пожилая пара принимает у себя гостей и кормит их. Представьте, когда нужно приготовить еды не на двух человек, а на семерых. То есть хозяйка должна сготовить очень много еды, чтобы прокормить всех. Чем благодарят гости? Одна деваха, не спросясь разрешения, не сомневаясь в резонности и правильности своего поступка, достаёт сигарету и закуривает. Прямо за обеденным столом на кухне, где сидят хозяева, где стоит еда. Это нормально? Но она же американка. Она будет курить там, где она этого захочет. Когда хозяин делает ей замечание, она с недовольным видом уходит. Американцам нельзя делать замечания, они этого не терпят. Они слишком важны, чтобы им делать замечания. Да, деваха уходит, но спустя некоторое время она бросает окурок во дворе. В чистом дворе, за которым так следят хозяева, деваха смело бросает бычок. Потому что её обидели и она будет мелко пакостить, потому что она американка.

Идём дальше. Все поели, все сытые. Что делают молодые люди, когда их любезно накормили? Правильно, идут по своим делам. Всё-таки мы, русские, у нас где-то сохранилась ещё мораль, правило поведения в гостях. Особенно, если у нас сломался транспорт и люди нас накормили и приняли к себе. Никто не поинтересовался, не нужно ли помочь помыть посуду, может оказать помощь по дому. Пять здоровых парней и девок после еды идут гулять, сидеть в беседке, курить. И никто не предложил помощь хозяевам. Хозяевам немолодым. Хозяевам, на плечах которых огромный дом, где они делают всё своими руками, потому что нет электричества. Когда Джефф встречает хозяина, который что-то пилит, Джефф не сказал «может вам помочь?», нет, он спокойно поговорил с дедушкой и ушёл. Здоровый парень, которого накормили и приютили. Это у них менталитет такой? Для американцев это нормально? Я просто понять этого не могу. Причём нам ведь не показывают гопников. Нет, все люди взрослые, хорошо одетые, судя по всему, образованные. Получается, что та или иная национальность может легко заменить необразованность, плохое воспитание другой национальности? Представляю себя на их месте. Неужели после такого гостеприимства и помощи, я не предложу свою помощь. Неужели русские люди повели бы себя так же? Да у нас в России Кавказ, Бурятия, Азиатские республики, где законы гостеприимства и законы этикета чуть ли не на первых позициях. У нас в генах ходить друг другу в гости и принимать гостей. И вот такого свинства, которое продемонстрировали американцы, я понять не в силах.

Именно поэтому с первых минут я хотел, чтобы всю эту молодёжь покоцали. Я не знал, что или кто их будет коцать. Жанр фильма — ужасы и триллер, но раз в таком жанре шесть человек куда-то едут, по закону коцать будут именно их.

И всё было бы отлично, если бы их покоцали и после этого пошли титры, но авторы явно перебредили в последние минут 20 фильма. Закрутили новый сюжет, абсолютно убогий, глупый и наивный. Этот виток событий я еле-еле дотерпел до конца.

Фильм не оставил равнодушным. Фильм показал натуру среднестатистических молодых американских парня и девушки. Но шедевром назвать этот фильм явно не получится. Концовка убога.

Эта картина в России мало кому известна, однако во всем мире ее принято считать классикой американского художественного искусства.

Автором картины является Грант Вуд. Художник родился и вырос в штате Айова, где потом преподавал живопись и рисование. Все его работы выполнены с невероятной точностью до мельчайших деталей. Но самая известная его картина «Американская готика» стала поистине национальной достопримечательностью.

История картины началась в 1930 году с того, что автор случайно увидел домик в неоготическом стиле в маленьком городке штате Айова. Позже он изобразил семью, которая по его мнению могла жить в этом доме. Примечательно, что изображенные герои никакого отношения ни к этому дому, ни к друг другу не имеют. Женщина — сестра художника. Мужчина — его дантист. Портреты с них Вуд писал отдельно.
Почему готика? Обратите внимание на чердачное окно. В те времена, среди сельских плотников было популярно вплетать разные готические мотивы при строительстве жилых домов.


Пожалуй, это самое растиражированное изображение, только ленивый не придумал пародию на эту картину. Однако, в свое время картина воспринималась иначе. После опубликования репродукции этой картины в одной из местных газет на редакцию посыпались гневные письма. Жителям Айовы не понравилось как их изобразил художник. Они обвинили его в насмешке над сельским населением. Несмотря на все нападки, популярность картины стремительно росла. А в годы Великой депрессии эта картина стала фактически выражением национального духа.

В Чикаго поставили памятник картине. Предприимчивые авторы скульптур выпустили героев в большой город, прихватив с собой чемодан.

Картина сделала популярным маленький городок Алдан в штате Айова с населением почти 1000 человек. Дом и сейчас стоит на том же месте, привлекая туристов со всего света.

Пародии на картину «Американская готика».

Многие гении и творцы в области искусства бывают не признаны критиками и обществом при жизни. Спустя годы их начинают понимать и чувствовать, твердо веря, что художник или поэт имел свой особый взгляд на вещи. Вот тогда-то ими начинают восхищаться, причисляя к невероятно талантливым людям своей эпохи. Именно так случилось с Вудом Грантом, который почти сто лет назад изобразил свое видение жизненного уклада жителей Нового света в картине "Американская готика". Он был достаточно сложным художником, со своим характером и почерком.

Пара слов о детстве художника

Многие критики и эксперты в области искусства считают, что прежде чем анализировать картину, тем более ту, что вызвала огромный общественный резонанс, необходимо немного изучить самого создателя шедевра. Это нужно сделать лишь для того, чтобы понять мотивы или посыл художника. Говоря о Вуде Гранте, картина "Американская готика" которого до сих пор вызывает споры и определенные разногласия среди экспертов мира, стоит сказать, что ранние годы его были ничем не примечательны.

Родился он на маленькой сельскохозяйственной ферме на самой окраине того самого, что в Америке. Помимо него в семье было еще двое мальчиков и девочка. Отец семейства отличался вспыльчивым нравом и строгостью. Он довольно рано ушел из жизни. У Гранта были близкие и доверительные отношения с матерью, возможно, из-за этого он вырос очень чувствительным, ранимым и самым талантливым из всех детей в семье.

Непризнанный гений

Повзрослев и выбрав для себя художественную стезю, Грант написал достаточное количество картин, однако его работы не были оценены должным образом. Его не признавали в искусстве, часто даже не воспринимая всерьез его творчество.

О времени, в которое была написана картина

"Американская готика" американского художника Гранта Вуда была написана в 1930 году. Это время было достаточно непростым по ряду причин:

  1. Во-первых, в 1929 году в Америке начался экономический кризис, который, кстати, нисколько не помешал стремительным шагам государства в области строительства и промышленности. В стране возводились новые, доселе неизвестные высотные здания. Это был период новизны и технологий.
  2. Во-вторых, во всем мире так же стремительно, как и промышленность, набирал обороты фашизм. Новое веяние и идеология Адольфа Гитлера укреплялись в сознании людей, которые стремились к совершенному будущему.
  3. В этот список, пожалуй, стоит добавить еще и факт, который касается лично самого художника. Вуд Грант к тому времени уже достаточное количество времени прожил во Франции и немецком Мюнхене. Некоторые критики посчитали, что эти скитания по миру добавили картине "Американская готика" немало от европейского уклада жизни.

После всего вышеизложенного можно попытаться составить некое представление о художнике, о его характере и жизни. Ну а когда это будет сделано, стоит преступить непосредственно к анализу картины "Американская готика".

Все дело в деталях

Проанализировать полотно можно только если его детально описать. Итак, на первом плане изображены два человека: женщина и мужчина, который по всей видимости значительно старше ее. Вуд Грант неоднократно говорил, что пытался показать отца с дочерью, однако доподлинно известно, что он изобразил свою родную сестру и дантиста Байрона МакКиби. По словам художника, последний отличался достаточно веселым нравом. Правда, на картине "Американская готика" он предстает сдержанным человеком, если не сказать суровым. Его взгляд направлен прямо в глаза смотрящему на холст человеку, и невозможно понять, что произойдет дальше: то ли он улыбнется, то ли разозлится. Его лицо прорисовано настолько детально, что можно разобрать каждую морщинку, которых на нем предостаточно.

Взгляд женщины направлен вбок, куда-то за пределы картины. Мужчина и его дочь стоят в центре, причем женщина держит под руку пожилого человека. У него в руках вилы, направленные своими остриями вверх, которые он держит достаточно сильной хваткой. Создается впечатление, будто изображенные Вудом Грантом люди пытаются защитить свой дом, на фоне которого они нарисованы.

Дом представляет собой старое строение в американском стиле. Еще один нюанс, который обнаруживается при детальном рассмотрении: на картине все сделано руками людей: рубашка мужчины, передник женщины, да, впрочем, и мансардная крыша.

Если обратить внимание за задний план картины "Американская готика", то создается впечатление, будто Грант Вуд не уделил ему должного внимания. Деревья представлены в виде геометрических фигур и они абсолютно не прорисованы, обобщены. Кстати, если присмотреться, то на картине очень много геометрии: треугольная крыша, прямые линии окон, вилы, которые перекликаются с кантом на рубашке мужчины.

Тона, в которых написано полотно, можно охарактеризовать как достаточно спокойные. Пожалуй, это все описание картины "Американская готика", из которого становится понятно, почему многие американцы видели в ней себя: такие дома были практически у всех семей, живущих как на западном, так и на восточном побережье материка.

Оценка общества

Картина "Американская готика" произвела фурор. Кто-то был в восторге, но были и недовольные. Жители посчитали такое изображение их уклада жизни насмешкой художника, а одна дама даже пригрозила физической расправой над Грантом Вудом. Она обещала откусить ему ухо. Многие люди обвиняли художника в антипатии ко всему новому, обзывая его консерватором и ханжой, ведь он изобразил старинный домик на пороге новой цивилизации. Сам художник как-то сказал о своей картине: "Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал...".

Спустя век

Стоит отметить, что спустя время картина все еще остается на пике популярности. На нее делают пародии, ею восхищаются, ее не понимают. Но все это нисколько не помешало "Американской готике" стать своеобразным символом уклада жизни тех лет. Спустя почти столетие критики смогли рассмотреть в ней непоколебимый дух американских первопроходцев. Ну и последнее, о чем необходимо упомянуть: Грант Вуд смог "зацепить" огромное количество людей своим шедевром, заставляя общественность обсуждать, спорить о картине "Американскую готику".

Художник: Грант Деволсон Вуд

Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

История создания

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

Грант Вуд «Американская готика»

Художник: Грант Деволсон Вуд
Название картины: «Американская готика»
Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.

История создания

В 1930 году в городе Элдон (англ. Eldon) штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить.

Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby), зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз (Cedar Rapids) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция.

Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

История

Грант Деволсон Вуд

Американский художник. Изображал сельскую жизнь американского Среднего Запада. Его картина «Американская готика» (1930 год) - одно из наиболее узнаваемых и пародируемых произведений США ХХ века. Хранится в Чикагском институте искусств, где впервые была выставлена и где учился ее автор.

Пыльные боковые дороги. Редкие деревья. Дома - белые, низкие, далеко стоящие друг от друга. Неприбранные участки. Заросшее поле. Американский флаг. Так выглядит Элдон, штат Айова - город в тысячу человек, где в 1930 году никому еще не известный Грант Вуд, приехав на мелкую провинциальную выставку, приметил в отдалении самый обычный сельский дом с неуместным остроконечным готическим окном на втором этаже.

Этот дом и это окно - единственная константа в набросках к картине, задачей которой было изобразить максимально стереотипных жителей американского Среднего Запада.

Никто не знает, зачем первоначальные владельцы дома решили сделать верхнее окно в стиле церковной архитектуры. Возможно, чтобы вносить через него высокую мебель. Но причина могла быть и сугубо декоративной: «плотницкая готика», как называют провинциальный архитектурный стиль в США второй половины XIX века, имела склонность к простым деревянным домам с парой дешевых бессмысленных украшений. И это именно то, как выглядит большая часть Штатов за городской чертой, куда бы вы ни поехали.

Трактовка

Сама картина незамысловата. Две фигуры - пожилой фермер, сжимающий вилы, и его дочь, старая дева в пуританском платье, доставшемся, по-видимому, от матери. На заднем плане - известный дом и окно. Шторы задернуты - возможно, в честь траура, хотя на тот момент этой традиции уже не было. Символизм вил не выяснен, но Вуд определенно подчеркивает его в линиях швов фермерского комбинезона (к тому же вилы - это перевернутое окно).

Цветы, которых не было в первоначальных эскизах - герань и сансевиерия - традиционно обозначают меланхолию и глупость. Они появляются и в других картинах Вуда.

Все это плюс прямая фронтальная композиция отсылает одновременно и к нарочито плоскому средневековому портрету, и к манере фотографов начала века снимать людей на фоне их домов - примерно с теми же стоическими лицами и немного непрямым взглядом.

Реакция

В начале 30-х картина воспринималась как пародия на население Среднего Запада. В годы Великой депрессии стала иконой аутентичного духа американских первопроходцев. В 60-е снова стала пародией и продолжает ей быть по сей день. Но пародия - это жанр, изолированный во времени: он цепляется за актуальное и забывается вместе с ним. Почему же картину все еще продолжают вспоминать?

У Штатов сложные взаимоотношения с историей. В крупных метрополиях в исторической памяти существует, как правило, только несколько крупных событий относительно недавнего времени - так, например, в Нью-Йорке это будут прибытие иммигрантов на Ellis Island и 9/11. Даже Гудзона не вспоминают. На фронтире, напротив, история везде - индейские племена, война за независимость, гражданская, этнические колонии, первые гужевые дороги, беглые миссионеры - и это единственные места, действительно насыщенные (пусть и короткой) историей.

В серой области между фронтиром и метрополией нет ни истории, ни культуры. Это второстепенные города, единственная функция которых состоит в том, чтобы быть населенными. Именно таким является и Элдон, штат Айова, - и именно поэтому Вуд изначально там оказался. Выставка, на которую приехал художник, ставила себе целью нести искусство в самые что ни на есть народные массы, и город выбран был соответствующий - пустой, скучный, в стороне от всего, с одной улицей и одной церковью.

И вот тут нужно вспомнить, что же такое готика.

Готика

Готика возникла в XII веке из желания одного аббата отреставрировать дорогую его сердцу старую церковь - в частности, наполнить ее дневным светом - и быстро покорила сердца архитекторов, позволяя строить выше, уже и при этом расходовать меньше камня.

С приходом Возрождения готический стиль ушел в тень аж до XIX века, где обрел второе дыхание на подъеме интереса к Средневековью и в пику промышленной революции. Именно тогда мир успешно изобретал новые современные проблемы, последствия которых не решены до сих пор, и взгляд в прошлое пытался найти какую-то альтернативу - дав нам не только неоготику, но также прерафаэлитов, интерес к оккультным практикам и - пуританский консерватизм.

Готика ведь не в камне. Готика - это мировидение.

В каноне позднего Средневековья она давала нужный повод для вдохновения. Ее мир был все еще не о человеке и не принадлежал человеку, но он все-таки был красив. И все эти витражи, колонны и арки тоже отдавали пусть холодной, пусть нечеловеческой, но все-таки красотой.

Так вот, пуританская мораль и плотницкий стиль как пророк ее - это фактически умаленная готика. Это взгляд на человека в линзе двойного предопределения, когда вопрос его спасения решен изначально, а определить это со стороны можно только по тому, застегивает ли он на себе самую верхнюю пуговицу.

Просто в Старом Свете у него, кроме этой пуговицы, все же была культура. А в Новом не было ничего, кроме картофеля и индейских могил. Только и остается что сделать у себя на втором этаже красивое готическое окно как единственный признак преемственности этой культуры, теперь редуцированной до пары крашеных брусьев, поставленных под прямым углом.

Пуританская мораль и плотницкий стиль - это фактически умаленная готика.