Александр николаевич радищев биография. Краткая биография Радищева Александра Николаевича. Интересные факты о писателе

Александр Радищев прожил сравнительно недолгую жизнь - родился в 1749 (31 августа), а умер в 1802 (12 сентября). Он был первым ребенком в богатой дворянской семье - дед его Афанасий Прокопьевич был крупным землевладельцем.

Счастливое детство

Детские годы прошли в имении отца в Немцово, селе, относящемся к Боровскому уезду Калужской губернии. Семья была дружной, родители - прекрасно образованными людьми. Отец, владеющий несколькими языками, в том числе и латынью, сам занимался с сыном.

Мальчик был любимцем матери. Как это было заведено в дворянских семьях, его обучали на дому - русский язык дети познавали по богослужебным книгам - псалтырю и часослову, для изучения иностранных языков, преимущественно французского, приглашались гувернеры. Маленькому Александру не повезло - под видом преподавателя французского языка к ним нанялся беглый солдат.

Азы прекрасного образования

В 1755 году открывается Московский университет, и Александр Радищев отправляется в Москву, к родному дяде матери господину Аргамакову, родной брат которого занимал в то время пост директора (в 1755-1757 годах). И это давало право детям Аргомаковых и Саше Радищеву на дому получать знания под руководством профессоров и преподавателей гимназии при университете. В возрасте 13 лет Александр Радищев был пожалован в пажи при восхождении на престол в 1762 году Екатерины II, и направлен для дальнейшего обучения в Пажеский корпус - на ту пору самое престижное учебное заведение Российской Империи, в котором он учился с 1762 по 1766 годы.

Университетские годы

Он был богат, происходил из старинной дворянской семьи, а самое главное, хорошо учился и был очень старателен. Поэтому, когда Екатерина решила отправить за границу группу молодых дворян из 12 человек, в числе которых было и 6 пажей, то одним из первых в этот список попал Александр Радищев. В Лейпциг он поехал обучаться юридическому праву.

Однако кроме обязательных наук и глубокого изучения языков студентам разрешалось добавочно знакомиться и с другими науками. А. Н. Радищев дополнительными занятиями выбрал медицину и химию, в которых, как и в языках, очень преуспел. Пять лет, проведенные в Лейпциге, были наполнены учебой, и благодаря этому А. Н. Радищев становится одним из самых образованных людей своего времени, и не только в России. Там же, за границей он начинает писать. Неизгладимое впечатление в эти годы на него произвела дружба с Ушаковым, который был несколько старше, мудрее и образованнее Александра, и смерть этого друга. В память о нем Радищев Александр Николаевич написал произведение, которое так и называлось «Житие Федора Васильевича Ушакова».

Годы жизни в России после возвращения

По возвращении на родину в 1771 году А. Н. Радищев вместе со своим другом М. Кутузовым поступает на службу в петербургский Сенат, где они не проработали долго по ряду причин. Из-за границы Радищев возвращается вольнодумцем. В 1773 году он поступает юридическим советником в штаб Финляндской дивизии, находящейся в Санкт-Петербурге, откуда вышел в отставку в 1775 году. Это было время пугачевского бунта и его подавления. В эти годы Радищев Александр Николаевич выполнил несколько переводов, в том числе и «Размышления о греческой истории» Бонно де Мабли. Постепенно Радищев становится одним из самых убежденных и последовательных людей, считающих главным злом России самодержавие и крепостничество. После выхода в отставку А. Н. Радищев женился на сестре друга, с которым учился в Лейпциге. В 1777 году он поступает в Петербургскую таможню, в которой трудится до 1790 года и дослуживается до поста ее директора. Здесь он подружился с графом А. Р. Воронцовым, который будет поддерживать русского философа и мыслителя даже в сибирской ссылке.

Главное произведение жизни

Еще в 1771 году увидели свет первые отрывки из главного произведения, которое написал Александр Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» отдельными главами публиковалось в петербургском журнале «Живописец». В 80-90-е годы XVIII века в Европе наблюдался необыкновенно большой общественный подъем, революции сначала в США, затем во Франции следовали одна за другой.

Воспользовавшись благоприятным климатом для продвижения идей свободы, Радищев заводит у себя дома типографию (на теперешней улице Марата), и в мае 1790 года отпечатывает 650 экземпляров книги. Ранее таким же способом было издано «Письмо к другу». Кому не знакома фраза «Да это бунтовщик, хуже Пугачева!», произнесенная Екатериной II по прочтении этого произведения. Как следствие из нее, А. Н. Радищев был посажен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни. Затем «милостивая» императрица заменила ее на 10-летнюю ссылку в Сибирь с лишением дворянского титула, всех орденов, регалий и состояния.

Книга-обличитель

Книги опального автора подлежали уничтожению. Но экземпляры, выпущенные Радищевым, быстро раскупались, с них было сделано очень много копий, что позволило А. С. Пушкину констатировать факт: «Радищев - рабства враг - цензуры избежал!». А может быть, великий русский поэт имел в виду тот факт, что цензор, полистав книгу, решил, что это путеводитель по городам, так как в ней перечисляются населенные пункты, расположенные вдоль тракта. Даже до наших дней дошли 70 подобных списков.

Затем в 1888 году было получено разрешение на выпуск 100 экземпляров этой книги, якобы исключительно для знатоков и любителей русской словесности. Чем же так возмутила книга просвещенную императрицу? В романе описаны ужасы крепостничества, неимоверно тяжелый быт крестьян, кроме того, книга содержит прямые обличения царизма. Написанная хорошим языком, она полна остроумных едких замечаний, и не оставляет равнодушным никого. В нее были включены «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Да и не было до этого таких обличений самодержавия.

Неисправимый жизнелюб

Радищев, произведения которого, стихи, философские трактаты, оды, в том числе «Вольность», с этих пор сжигали и перемалывали на бумажных фабриках, сидел в Илимском остроге. Но и здесь он по поручению занимался изучением быта коренных жителей Сибири, торговых путей в северные районы необъятной страны и возможности торговли с Китаем. Он был здесь даже по-своему счастлив. В остроге написано им много замечательных произведений, и туда к нему (а он уже был вдовцом) приехала его свояченица, чтобы скрасить в ссылке его одиночество. Взошедший на престол Павел I, ненавидевший мать, вернул опального философа, но без права выезда из родового гнезда в Немцове. Александр I не только дал А. Н. Радищеву полную свободу, но и привлек его к работе в Комиссии по составлению законов.

Самоубийство или смертельная невнимательность

Ссылка не изменила воззрений писателя и, принимая участие в составлении законов, Александр которого полна стычек с власть предержащими, написал «Проект либерального уложения». В нем высказывались мысли о равенстве всех перед законом, о необходимости свободы слова и печати, и прочие «вольные мысли», которые так возмутили Председателя комиссии графа П. В. Завадского, что он пригрозил автору очередной ссылкой в Сибирь.

То ли отповедь была уничижительной, то ли нервы у мыслителя окончательно сдали, а здоровье было сильно подорвано, то ли он что-то очень страшное пережил в ссылке, но А. Н. Радищев, придя домой, отравился, приняв яду. Очень печальная история. Правда, существует и другая версия, которая свидетельствует о крепости духа величайшего человека своего времени - он не собирался кончать жизнь самоубийством, а по ошибке выпил, чтобы успокоиться, стоящий на виду стакан водки. А это была «царская водка», убийственная для человека, приготовленная и оставленная старшим сыном писателя для реставрации старых эполет. Совсем печальная история.

Хороший и великий человек

В своей деятельности А. Н. Радищев был озабочен и вопросами воспитания. Его считают основоположником русской революционной этики и эстетики, а также педагогики. Наряду с серьезными исследованиями, философскими трактатами, грозными обличениями царизма и крепостничества Радищев, стихи которого полны любви к людям и природе, писал и детские песенки, составлял веселые стишки-загадки, придумывал разные игры и конкурсы.

То есть, человек очень любил жизнь, но хотел, чтобы она была справедлива ко всем людям, чтобы в России не было унижающего человека крепостничества. Прекрасную статью о А. Н. Радищеве написал А. С. Пушкин.

Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (20 августа 1749 года, село Верхнее Аблязово Саратовской губернии - 12 сентября 1802 года, Санкт-Петербург) - русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.

Биография

Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728-1806), сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича.

В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755-1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова.

Служба в Петербурге

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку, а в 1778 году снова поступил на службу в Коммерц-коллегию, впоследствии (в 1788 году) перейдя в петербургскую таможню. Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю Российского Сената, но написанное уничтожил.

Литературная и издательская деятельность

Несомненно, литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».

Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своём раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Последние годы. Смерть

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Восприятие Радищева в XIX-XX вв

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева, над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».

На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли» многие декабристы называли имя Радищева.

Очевидно влияние Радищева и на творчество другого писателя-вольнодумца - А. С. Грибоедова (предположительно, обоих связывало кровное родство), который, будучи кадровым дипломатом, часто ездил по стране и потому активно пробовал свои силы в жанре литературного «путешествия».

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А. С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Алёша Попович» (Пушкин всю жизнь ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о Радищеве. Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора: «Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию».

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

В 1830-1850-е годы интерес к Радищеву существенно снизился, уменьшается количество списков «Путешествия». Новое оживление интереса связано с публикацией «Путешествия» в Лондоне А. И. Герценом в 1858 году (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»).

Оценка Радищева как предтечи революционного движения была перенята и социал-демократами начала XX века. В 1918 А. В. Луначарский назвал Радищева «пророк и предтеча революции». Г. В. Плеханов считал, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий». В. И. Ленин назвал его «первым русским революционером».

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. Заграничное издание Герцена осуществлялось по неисправному списку, где язык XVIII века был искусственно «осовременен» и встречались многочисленные ошибки. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово.

Научное исследование Радищева по сути началось только в XX в. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические. В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Шторм и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. Я. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права.

Философские воззрения

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму».

Александр Николаевич Радищев. Родился 20 (31) августа 1749 года в Верхнем Аблязово (Саратовская губерния) - умер 12 (24) сентября 1802 года в Санкт-Петербурге. Российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.

Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728-1806), сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича.

Детство провёл в отцовском имении в сельце Немцово Боровского уезда Калужской губернии. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками.

Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглым солдатом.

Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755-1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году, после коронации , Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами.

Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.

Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Радищева.

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку и женился, а спустя два года поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Там он очень близко подружился с графом Воронцовым, который впоследствии всячески помогал Радищеву во время его ссылки в Сибирь.

С 1780 года работал в Петербургской таможне, дослужившись к 1790 до должности её начальника. С 1775 года по 30 июня 1790 года он жил в Петербурге по адресу: Грязная улица, 14 (ныне улица Марата).

Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в Петербург, он спустя пару месяцев прислал в редакцию журнала «Живописец» отрывок из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву» , где тот и был анонимно напечатан. Через два года был издан перевод Радищева книги Мабли «Размышления о греческой истории». К этому периоду относятся и другие работы писателя, такие как «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъем во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев.

В 1789 году он завел у себя дома типографию, а в мае 1790 напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений Гердера «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души».

Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева - «бунтовщик, хуже Пугачева».

Радищев был арестован , дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберег детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.

Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

После воцарения Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов.

Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д.

Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти.

В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена мемориальная доска.

Семья и личная жизнь Радищева:

Александр Радищев был женат дважды.

Первый раз он женился в 1775 году на Анне Васильевне Рубановской (1752-1783), приходившейся племянницей его товарищу по обучению в Лейпциге Андрею Кирилловичу Рубановскому и дочерью чиновнику Главной дворцовой канцелярии Василию Кирилловичу Рубановскому. В этом браке родилось четверо детей (не считая двух дочерей, умерших в младенчестве):

Василий (1776-1845) - штабс–капитан, жил в Аблязове, где женился на своей крепостной Акулине Савватеевне. Его сын Алексей Васильевич стал надворным советником, предводителем дворянства и городским головой Хвалынска.
Николай (1779-1829) - писатель, автор поэмы «Алёша Попович».
Екатерина (1782)
Павел (1783-1866).

Анна Васильевна умерла при рождении сына Павла в 1783 году. Вскоре после высылки Радищева, к нему в Илимск, вместе с его двумя младшими детьми (Екатериной и Павлом) приехала младшая сестра его первой жены Елизавета Васильевна Рубановская (1757-97). В ссылке они вскоре начали жить как муж и жена. В этом браке родилось трое детей:

Анна (1792)
Фёкла (1795-1845) - вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста А. П. Боголюбова.
Афанасий (1796-1881) - генерал-майор, подольский, витебский и ковенский губернатор.


Первые годы жизни писателя прошли в Немцове, затем семья перебралась в самое крупное свое имение - село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества. Его первыми воспитателями были дворовые слуги. От своего первого учителя крепостного дядьки, мальчик слышал предания о мстителе за народ - атамане казацкой вольницы Степане Разине . От крепостных слуг ребенок узнавал о жестоких нравах соседских помещиков, об их издевательствах над крестьянами. Эти рассказы рождали в душе мальчика ненависть к угнетателям народа. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. В семь лет отец повез Александра в Москву, в дом дяди, директора Московского университета Алексея Михайловича Аргамакова. Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения

Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии. Воспитанником этой гимназии стал и Александр Радищев: с 8 до 13 лет он учился в доме дяди по программе гимназического курса, бывал на экзаменах, гимназических и студенческих диспутах.

Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову , в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» . Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь» .

Памятник А. И. Радищеву в Москве на ул. В.Радищевская

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» известному Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии».

Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах и измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в сенат и затем в совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем. публикация все равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. Вместе с тем в Радищеве Пушкин видит хотя и «преступника», но, парадоксально, «честного человека» (honnête homme), «действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию», а в черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

Восприятие Радищева в XIX-XX вв.

Восприятие Радищева как «первого русского революционера» (Ленин), провозвестника революционной борьбы в России, отразилось уже в замечаниях Екатерины II на полях «Путешествия» и было канонизировано в радикально-демократическом дискурсе после публикации «Путешествия» в лондонской Вольной русской типографии А. И. Герцена (1858; до этого, в 1830-е-1850-е, имя Радищева было практически забыто). После революции 1917 года такое представление о Радищеве стало официальным, он рассматривался прежде всего как борец против крепостного права.

В 1930-1940-е годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное Полное собрание сочинений Радищева, где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические.

В 1950-1960-е годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Штром и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. И. Эйдельман и др.).

В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и др., подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, не сводимая к борьбе против крепостного права.

Адреса в Санкт-Петербурге

1775 - 30.06.1790 года - Грязная улица, 14.

Примечания

Библиография

  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - СПб.: б. и., 1790. - 453 с.
  • Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. - М.: В. М. Саблин, 1907. - 486 с.: п., То же Т. 2. - 632 с.: ил.
  • Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. - 501 с.: п. То же Т. 2 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. - 429 с.
  • Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И. А. Груздев, В. П. Друзин, А. М. Еголин [и др.]. - Л.: Сов. писатель, 1947. - 210 с.: п.
  • Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. - М.; Л.: Гослитиздат, 1949. - 855 с.: П, к.
  • Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.: п.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749-1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. - М.; Л.: Гослитиздат, 1950. - 251 с.: ил.
  • Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. [К 150-летию со дня смерти. 1802-1952] / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.: п.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / [Вступит. статья Д. Благого]. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.
  • Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. - М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) -- 400 с, ил. То же. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1978. - 511 с, ил.

Ссылки

  • Радищев, Александр Николаевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Вильк Е. А. «Чудище стозевно» и Тифон: «Путешествие…» А. Н. Радищева в контексте мистической литературы XVIII века // Новое литературное обозрение. - 2002. - N 3(55).- С. 151-173.
  • Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник? : «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева // Вопросы литературы. - 2006. - N 4. - С. 83-138.
  • Жизнь А. Н. Радищева Труды, наследие, музыкальная эстетика
  • Радищев, Александр Николаевич - Философские и социологические взгляды. Биография

Wikimedia Foundation . 2010 .

Александр Николаевич Радищев - русский писатель, поэт, философ - появился на свет 31 августа (20 августа по ст. ст.) 1749 г. в Москве, был сыном крупного землевладельца-помещика. Именно в его подмосковном имении, с. Немцово, прошло детство Радищева; некоторое время он жил в Верхнем Аблязове. Домашнее образование, полученное мальчиком, было прекрасным, а в Москве, где он оказался в 7-летнем возрасте, Саша имел возможность заниматься с детьми родного дяди А.М. Аргамакова, который несколько лет был директором недавно открытого Московского университета. Здесь с Александром и его двоюродными братьями занимались профессора и преподаватели из гимназии при университете, а лично мальчиком занимался гувернер-француз, спасавшийся от преследования своего правительства бывший советник парламента. Поэтому, не посещая учебного заведения, будущий знаменитый писатель, вероятнее всего, прошел если не всю программу гимназического курса, то, по крайней мере, частично.

В 13-летнем возрасте Радищев становится воспитанником привилегированного учебного заведения - Пажеского корпуса, где он учился до 1766 г., после чего оказался среди 13 молодых дворян, которых отправили в Лейпцигский университет учиться на юриста. Помимо права, Радищев занимался литературой, медициной, естественными науками, изучил несколько иностранных языков. Мировоззрение молодого Радищева во многом формировалось под влиянием трудов Гельвеция и других французских просветителей-энциклопедистов.

По возвращении в Петербург в 1771 г. Радищева назначили работать в сенат протоколистом. На протяжении 1773-1775 гг. он служил в штабе Финляндской дивизии обер-аудитором, благодаря чему имел возможность узнать не понаслышке о лозунгах, провозглашенных Пугачевым (как раз шло его восстание), познакомиться с приказами военного ведомства, делами солдат и т.д., что наложило заметный отпечаток на его идейное развитие. Вскоре он вышел в отставку, хотя и относился к своим обязанностям добросовестно.

С 1777 г. Радищев служит в Коммерц-колегии, возглавляемой А. Воронцовым, негативно относившимся к политике Екатерины II. Либеральный чиновник сделал его своим приближенным, и в 1780 г. благодаря его рекомендации Радищев стал работать в Петербургской таможне; будучи государственным служащим, он в 80-ых гг. поддерживал просветителей Новикова, Кречетова, Фонвизина. Параллельно Радищев выступает как писатель: так, в 1770 г. появляется его философская статья «Слово о Ломоносове», в 1783 г. - ода «Вольность». Радищев являлся членом организованного в 1784 г. в Санкт-Петербурге «Общества друзей словесных наук», в которое входили бывшие студенты университета.

С 1790 г. Радищев работал директором таможни, в конце 90-ых гг. увидело свет главное произведение в творческой биографии Радищева - философско-публицистическая повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», обличавшая существовавшую в то время социально-политическую систему крепостничества, сочувственно изображавшая жизнь простого народа. Книгу сразу конфисковали, а спустя 3 недели после ее опубликования было начато следствие под личным контролем самой императрицы. Вошли в историю слова Екатерины II о том, что Радищев - бунтовщик хуже Пугачева. Автор крамольной книги был приговорен к смертной казни, но по велению императрицы наказание было заменено 10 годами ссылки в далекий острог в Сибири.

В годы ссылки Радищев не бездействовал: исполняя поручения А. Воронцова, занимался изучением экономики края, народных промыслов, крестьянского быта. Также им был написан ряд произведений, в частности, философская работа «О человеке, о его смертности и бессмертии». Занявший престол Павел I в 1796 г. выдал разрешение Радищеву под строгим полицейским надзором жить в Немцово, собственном имении. Истинную свободу он приобрел только при Александре I.

В марте 1801 г. этот император привлек Радищева к работе комиссии по составлению законов, однако и на новой должности Радищев предлагал отменить крепостное право, сословные привилегии. Возглавлявший работу комиссии граф Завадовский поставил зарвавшегося служащего на место, намекнув ему о новой ссылке. Находясь в сильном душевном смятении, Радищев 24 сентября (12 сентября по ст. ст.) 1802 г. принял яд и лишил себя жизни. Существуют и другие версии его смерти: туберкулез и несчастный случай, связанный с тем, что писатель по ошибке выпил стакан царской водки. Где находится могила Александра Николаевича, неизвестно.

Биография из Википедии

Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (20 августа 1749, Верхнее Аблязово, Саратовская губерния - 12 сентября 1802, Санкт-Петербург) - российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 года.

Детство провёл в отцовском имении в селе Немцово Боровского уезда Калужской губернии. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и Псалтыри. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглым солдатом. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755-1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами.

Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.

Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Александра Николаевича Радищева.

Служба в Петербурге

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку и женился, а спустя два года поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Там он очень близко подружился с графом Воронцовым, который впоследствии всячески помогал Радищеву во время его ссылки в Сибирь.

С 1780 года работал в Петербургской таможне, дослужившись к 1790 до должности её начальника. С 1775 года по 30 июня 1790 года он жил в Петербурге по адресу: Грязная улица, 24 (ныне улица Марата).

Литературная и издательская деятельность

Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в Петербург, он спустя пару месяцев прислал в редакцию журнала «Живописец» отрывок из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», где тот и был анонимно напечатан. Через два года был издан перевод Радищева книги Мабли «Размышления о греческой истории». К этому периоду относятся и другие работы писателя, такие как «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъем во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев. В 1789 году он завел у себя дома типографию, а в мае 1790 напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву».

Арест и ссылка 1790-1796 гг.

Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева - «бунтовщик, хуже Пугачева ». Сохранился экземпляр книги, попавший на стол к Екатерине, которую она испещрила своими циничными ремарками. Там, где описывается трагическая сцена продажи крепостных на аукционе, Императрица написала: «Начинается прежалкая повесть о семье, проданной с молотка за долги господина ». В другом месте сочинения Радищева, где он повествует о помещике, убитом во время пугачёвского бунта своими кре­стьянами за то, что «каждую ночь посланные его приводили к нему на жертву бесчестия ту, которую он того дня назначил, известно же в деревне было, что он омерзил 60 девиц, лишив их непорочности », сама Императрица написала - «едва ли не гистория Александра Васильевича Салтыкова ».

Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской» ; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. На приказе о высылке Радищева императрица собственной рукой написала: «едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной ».

Созданный в ссылке Радищевым трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений Гердера «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души».

Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Последние годы

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. Вместе со своим другом и покровителем Воронцовым работал над конституционным проектом, озаглавленным «Всемилостивейшая жалованная грамота».

Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил проект либерального уложения, в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях.Неубедительность этой версии очевидна: Радищева похоронили на кладбище вблизи храма по православному обряду со священником, самоубийц в то время хоронили в специальных местах за оградой кладбища.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена мемориальная доска.

Восприятие Радищева в XVIII-XIX вв.

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».

На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли» многие декабристы называли имя Радищева.

Очевидно влияние Радищева и на творчество другого писателя-вольнодумца - А. С. Грибоедова (предположительно, обоих связывало кровное родство), который, будучи кадровым дипломатом, часто ездил по стране и потому активно пробовал свои силы в жанре литературного «путешествия».

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А. С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву», Пушкин очевидно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Алёша Попович» (автором этой поэмы он ошибочно считал Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям Пушкина перед восстанием декабристов. В письме А. А. Бестужеву (1823) он писал:

Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? кого же мы будем помнить? Это умолчание не простительно… тебе…

Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о Радищеве. Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.

Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию.

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

В 1830-1850-е годы интерес к Радищеву существенно снизился, уменьшается количество списков «Путешествия». Новое оживление интереса связано с публикацией «Путешествия» в Лондоне А. И. Герценом в 1858 году (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»).

Оценка Радищева как предтечи революционного движения была перенята и социал-демократами начала XX века. В 1918 А. В. Луначарский назвал Радищева «пророк и предтеча революции». Г. В. Плеханов считал, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий». В. И. Ленин назвал его «первым русским революционером».

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. Заграничное издание Герцена осуществлялось по неисправному списку, где язык XVIII века был искусственно «осовременен» и встречались многочисленные ошибки. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово.

Научное исследование Радищева по сути началось только в XX в. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические. В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Шторм и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. Я. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права.

Философские воззрения

Основное философское произведение - трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный в илимской ссылке.

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму».

Семья

Неизвестный художник . Портрет Анны Васильевны Радищевой. 1780-е годы

А. П. Боголюбов . Портрет Афанасия Александровича Радищева. 1855 год

Александр Радищев был женат дважды. Первый раз он женился в 1775 году на Анне Васильевне Рубановской (1752-1783), приходившейся племянницей его товарищу по обучению в Лейпциге Андрею Кирилловичу Рубановскому и дочерью чиновнику Главной дворцовой канцелярии Василию Кирилловичу Рубановскому. В этом браке родилось четверо детей (не считая двух дочерей, умерших в младенчестве):

  • Василий (1776-1845) - штабс-капитан, жил в Аблязове, где женился на своей крепостной Акулине Савватеевне. Его сын Алексей Васильевич стал надворным советником, предводителем дворянства и городским головой Хвалынска.
  • Николай (1779-1829) - писатель, автор поэмы «Алёша Попович».
  • Екатерина (1782).
  • Павел (1783-1866).

Анна Васильевна умерла при рождении сына Павла в 1783 году. Вскоре после высылки Радищева, к нему в Илимск, вместе с его двумя младшими детьми (Екатериной и Павлом) приехала младшая сестра его первой жены Елизавета Васильевна Рубановская (1757-1797). В ссылке они вскоре начали жить как муж и жена. В этом браке родилось трое детей:

  • Анна (1792).
  • Фёкла (1795-1845) - вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста А. П. Боголюбова.
  • Афанасий (1796-1881) - генерал-майор, подольский, витебский и ковенский губернатор.

Память

  • Село Радищево, Ульяновская область, бывшая Дворянская Терешка, имение дворян Колюбакиных
  • В Киеве есть улица Радищева
  • В Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.
  • Улица Радищева есть в Центральном районе Санкт-Петербурга.
  • Также в честь Радищева названы улицы в Курске, Усть-Куте, Рязани, Калуге, Малоярославце, Петрозаводске, Калининграде, Иркутске, Мурманске, Туле, Тобольске, Екатеринбурге, Саратове, Кузнецке, Барнауле, Бийске, Алчевске, Гатчине, Тамбове, Смоленске, Тюмени, бульвар в Твери, а также в городе Тольятти.
  • В Иркутске одно из городских предместий называется Радищево.
  • В селе Фирстово Большеуковского района Омской области установлен обелиск в 1967 году, в честь Радищева, проезжавшего и бывавшего в селе в 1790 году.
  • В селе Артын Муромцевского района Омской области в 1952 году установлен обелиск в память его следования в сибирскую ссылку и возвращение из ссылки в 1797 году.
  • В честь проезда Радищева А. Н. была переименована одна из деревень, получившее название - деревня Радищево Нижнеомского района Омской области.
  • В селе Евгащино Большереченского района Омской области названа улица Радищева.
  • В селе Такмык Большереченского района Омской области названа улица Радищева.
  • В Ульяновске с 1918 года по настоящее время существует улица Радищева.
  • В Малоярославце и Кузнецке проходят ежегодные Радищевские чтения
  • Государственный художественный музей имени Радищева (Саратов).
  • В Саратове есть улица Радищева.
  • Платформа Радищево Октябрьской железной дороги в Солнечногорском районе Московской области.
  • В Ростове-на-Дону есть улица Радищева.
  • В Новокузнецке Кемеровской области есть ул. Радищева (Орджоникидзевский район).
  • В Хабаровске есть улица Радищева (Индустриальный район).
  • В Симферополе есть ул. Радищева (недалеко от пр. им. Вернадского)
  • В Кривом Роге есть ул. Радищева (Жовтневый р-н)
  • В г. Усть-Илимске Иркутской области в 1991 году установлен обелиск памяти Радищева А.Н.
  • В Железногорске-Илимском (Иркутская обл. Нижнеилимский район) есть улица Радищева, школа им. А.Н.Радищева, Центральная межпоселенческая библиотека имени А.Н.Радищева
  • В Нижнеилимском районе Иркутской области есть посёлок Радищев.
  • В Великом Новгороде есть ул. Радищева (проходит перпендикуляром от Рабочей 19, до Б. Санкт-Петербургской, 116).
  • Главный герой фантастического романа «Путевые знаки» Вселенной Метро 2033, совершивший путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, является полным тёзкой поэта.