Величайшие произведения искусства. Великие произведения искусства, уничтоженные по глупой случайности (7 фото)

Люди любят все ранжировать, составляя своеобразные «хит-парады» в самых неожиданных номинациях. Даже столь тонкая материя, как искусство, не избежала этой участи, хотя сравнивать художественные произведения очень трудно. Информационный канал Би-Би-Си произвел оценку различных живописных полотен, определив десяток самых выдающихся из них. Безусловно, этот рейтинг весьма спорен, и у читателя может возникнуть вопрос, а где, собственно, Суриков, Левитан, Репин или Шагал, к примеру. Увы, британцы не любят вспоминать о российских достижениях, в том числе и в области изобразительного искусства. Впрочем, такая предвзятость отнюдь не помешает нам восхищаться этими замечательными картинами. Итак:

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», (конец 1490-х годов)

Сюжет воспроизводит наиболее драматический момент Страстной недели, когда Иисус, ужиная со своими учениками, сообщает им, что вскоре один из них его предаст, а другой отречется от своих убеждений. Иуда, сидящий за столом четвертым слева, всей своей позой выказывает смущение, остальные апостолы выражают удивление и возмущение. Картина написана на стене монастырской трапезной и, к сожалению, претерпела множество повреждений, в результате которых утратила большую часть оригинального авторского письма.

Джованни Беллини, «Праздник Богов» (1514 г.)

Банкет - распространенная тема итальянской живописи XVI века, ему посвящены многие произведения эпохи Возрождения. К примеру, художник Андреа дель Сарто даже изобразил церковь, изготовленную из колбасы и сыра пармезан. В основном картина написана Беллини, но помогал ему молодой Тициан, бывший в то время его учеником. Этот шедевр выполнен в мифологическом жанре. Персонажами стали бог плодородия Приап, нимфы, Юпитер и другие божества, пьющие вино. Новшеством техники стал китайский сине-белый фарфор, недавно завезенный в Европу.

Паоло Веронезе, «Свадьба в Кане» (1563 г.)

Эта яркая и красочная сцена массового праздника висит в итальянском крыле Лувра прямо напротив Моны Лизы, что, к сожалению, способствует репутации одного из самых игнорируемых шедевров всего западного искусства. Свадьба, на которой Христос только что превратил воду в вино, была перенесена из Каны в современную автору Венецию. Нарядно одетые гости, кажется, заняты десертом, но, если присмотреться, можно заметить, что никто из них не ест. Это объясняется тем, что на картине изображены представители высшего класса, которые, в отличие от простолюдинов, считали не очень приличным интересоваться угощениями.

Диего Веласкес, «Триумф Вакха» (1628 г.)

Белокожий, увенчанный листьями плюща, бог вина сидит в веселой компании. Как и положено ему по статусу, он пьян. Рядом с ним загорелые работники в испанских коричневых плащах, выглядящие куда более трезвыми. Художник изобразил мифологическую сцену, довольно редкую в его творчестве. Веласкес отошел от традиционного образа вакхического веселья, на котором, как правило, присутствуют нимфы, и обратился к более натуралистическому стилю, характерному для жанровых сцен (бодегонес).

Питер Пауль Рубенс, «Праздник Ирода» (1635-38гг.)

Крышка блюда приподнимается, а под ней - глава Иоанна Крестителя. Великолепная мрачная живопись Рубенса показывает момент, когда Саломея, станцевав для своего отчима Ирода, получает в награду смерть святого. Человеческая голова подается на праздничный стол вместе с лобстером и дичью. Иродиада, мать Саломеи, тычет в язык Иоанна вилкой, в то время как ее муж охвачен ужасом.

Ян Стен, «Беспутный дом» (1663-64 гг.)

Если в эпоху Высокого Возрождения художники изображали богов или аристократов, то голландские живописцы XVII века обратились к бытовым сценам, иногда насыщенным морально-сатирическим смыслом. Видно, что эти гуляки грешат привычно и обыденно. Человек в черном пытается соблазнить служанку, а женщина на переднем плане так увлечена выпивкой, что не замечает Библию под ногами. Большой окорок, ставший, очевидно, центром этого праздника, забыт на полу, и на него уже заинтересованно поглядывает кошка.

Джон Мартин, «Праздник Валтасара», (1821 г.)

Джон Мартин был одним из самых странных английских художников XIX века. Его манере свойственны апокалиптические видения, но чрезмерная пафосность иногда переходит в откровенный китч. На этой картине он изображает сцену из Книги Даниила, в которой царь вавилонский получает плохое предзнаменование. Грандиозные колоннады до бесконечности, страшные молнии на небе и все такое прочее…

Эдуард Мане, «Завтрак на траве» (1862 г.)

Картины вошла в историю западного искусства, как отвергнутая парижским Салоном и самим Наполеоном III, в ней нарушены все правила перспективы и иконографии. Непонятно также, почему мужчины одеты в современное платье, женщина голая, и при этом люди не глядят друг на друга. Впрочем, возможно, Мане вообще писал не пикник, несмотря на фрукты и булочки, выкатившиеся из корзины на траву. Скорее всего, никакого намека на многозначительную философию, мораль или мифологию нет, художник просто изобразил какой-то факт из современной жизни.

Джеймс Энсор, «Банкет голодающих» (1915 г.)

Когда в начале Первой мировой войны немецкие войска заняли Бельгию, Энсор написал эту горькую пародию на «Тайную Вечерю». На столе убогий обед, состоящий из двух морковок и лука, по всему этому ползают насекомые. Стены украшены ужасными картинами, а люди бесчинствуют. Ужасы войны проявляются не только на полях сражений, но в быту, о чем и повествует это живописное произведение.

Джуди Чикаго, «Ужин» (1974-79 гг.)

Нужно было быть большим поклонником американского феминистского искусства, чтобы занести эту картину в список десятки лучших работ всех времен и народов. На ней изображена сервировка стола для трех десятков великих женщин, имена которых нашим соотечественникам ничего не говорят (за исключением, возможно, Вирджинии Вулф). В центре композиции не еда, а крышки. Чикаго завершила эту работу с помощью 400 добровольцев.

СКАЗКИ ЕКАТЕРИНЫ II

Екатерину II трудно назвать хорошей матерью: ее сложные отношения с единственным сыном Павлом (будущим Павлом I) - известный исторический факт. Мальчик рос вдали от матери, видел ее редко. Екатерина II самовольно отстранила сына от власти, когда в ходе государственного переворота погиб его отец, Петр III. Павел всю жизнь подозревал мать в причастности к смерти отца и не мог ей этого простить. Зато бабушкой Екатерина II была заботливой и чуткой.

Она рассчитывала напрямую передать бразды правления своему внуку Александру, поэтому занималась его воспитанием и образованием сама. В назидание внуку императрица написала «Сказку о царевиче Хлоре» (историю о юноше, который преодолевал всевозможные препятствия в поисках волшебной розы без шипов) и «Сказку о царевиче Фивее», посвященную правилам поведения наследника престола.

Литературоведы считают произведения Екатерины II первыми литературными сказками в истории отечественной культуры.

«Царевич отвечал:

Мы ищем розу без шипов, что не колется.

Слыхал я, - сказал юноша, - от нашего учителя про розу без шипов, что не колется. Цветок этот не что иное, как добродетель. Иные думают достигнуть ее кривыми путями, но к ней ведет только прямая дорога. Вот гора у вас в виду, на которой растет роза без шипов, что не колется; но дорога крута и камениста».

Екатерина II, «Сказка о царевиче Хлоре»

ПОРТРЕТЫ ИЛЬИ РЕПИНА

Семейная жизнь Ильи Репина с первой женой Верой была весьма непростой. Но проблемы в отношениях с супругой никак не отразились на чувствах художника к детям - Репин их очень любил. Его старшая дочь Вера часто становилась героиней его картин, например работ «Портрет Веры Репиной» (1878), «Стрекоза» (1884), «Осенний Букет» (1892). Не реже писал Репин и вторую дочь Надю - она изображена и на картинах «Портрет Нади Репиной» (1881), «На солнце» (1900). Единственный сын Репина Юрий, который позже сам стал художником, позировал отцу для своего детского портрета в 1882 году.

ПОРТРЕТЫ КОНСТАНТИНА МАКОВСКОГО

Константин Маковский был женат трижды. Его первый брак был недолгим - Маковский овдовел вскоре после свадьбы. Зато со второй женой, Юлией Летковой, он прожил больше 20 счастливых лет. В этом браке у них родилось трое детей, которые стали любимыми моделями художника. На «Семейном портрете» он изобразил свою жену с сыном Сергеем и дочерью Еленой. Юный Сергей стал героем и других картин, например «Маленький вор» (1881), «Маленький антиквар», «Портрет сына в матроске».

Уже в почтенном возрасте Маковский встретил свою третью жену, ради которой он оставил прежнюю семью. Четверых детей от этого брака (Константина, Ольгу, Марину и Николая) Маковский писал так же часто, как и старших.

ПОРТРЕТЫ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

Валентин Серов был отцом большого семейства - его жена Ольга Трубникова родила художнику шестерых детей, которых Серов часто писал. Среди известных детских портретов художника - морской портрет «Дети (Саша и Юра Серовы)», портрет «Миши Серова», акварельный набросок «Саша Серов», картина «Дети художника Ольга и Антоша Серовы». Жизнь детей Валентина Серова сложилась по-разному: старшая дочь Ольга стала художницей, сын Юрий - киноактером, а Александр Серов, кораблестроитель и военный летчик, эмигрировал в Ливан, где занимался дорожным строительством.

ПОРТРЕТЫ ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ

До революции Зинаида Серебрякова счастливо жила с мужем Борисом Серебряковым и четырьмя детьми: Евгением, Александром, Татьяной и Екатериной. Дети с удовольствием позировали для портретов художницы. Серебрякова изобразила троих малышей на картине «За обедом», отдельно - спящего сына Женю на этюде-наброске 1908 года и дочерей на портрете «Тата и Катя». В 1919 году жизнь семьи изменилась - ушел из жизни муж Серебряковой. Тогда художница стала писать своих детей еще чаще, ища в них утешение. К послереволюционному периоду творчества Серебряковой относятся картины «Карточный домик», «На террасе в Харькове», а также многочисленные портреты дочерей. В 1924 году Зинаида Серебрякова была вынуждена уехать во Францию и оставить детей в СССР. Через несколько лет к ней смогли выехать Александр и Екатерина, а с Татьяной Серебрякова смогла увидеться только спустя 36 лет.

СТИХИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Цветаева часто и подробно писала о своих детях - Ариадне, Ирине и Георгии - в дневниках, посвящала им многочисленные стихи. Ее главной музой была Ариадна. Ей она писала, например, «Стихи к дочери» и «Але». Цветаева тяжело переживала вынужденную разлуку со старшей дочерью, когда ей пришлось отправить Ариадну в приют, что отразилось в ее стихотворении «Маленький домашний дух, мой домашний гений». Не менее трагическое стихотворение «Под рокот гражданских бурь» Цветаева посвятила Ирине, которая умерла в возрасте трех лет.

Под рокот гражданских бурь,
В лихую годину,
Даю тебе имя - мир,
В наследье - лазурь.

Отыйди, отыйди, Враг!
Храни, Триединый,
Наследницу вечных благ
Младенца Ирину!

Марина Цветаева

СТИХИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

В 1920–30-е годы для многих поэтов детские стихи были единственным способом публиковаться, не опасаясь преследований. Именно в это время отдельными изданиями вышли два «детских» стихотворения Пастернака, написанных, впрочем, не столько чтобы заработать, а чтобы читать их маленькому сыну Евгению. Это были книги «Зверинец» с иллюстрациями Николая Купреянова и «Карусель» с рисунками Николая Тырсы. Эти стихи с тех пор переиздавались лишь однажды, в 2016 году. Сам же Пастернак, будучи ребенком, вдохновил отца-художника Леонида Пастернака - на создание нескольких детских портретов («Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря», графические «Борис Пастернак за фортепиано», «Спящий гимназист»).

…Далекое рычанье пум
Сливается в нестройный шум.
Рычанье катится по парку,
И небу делается жарко,
Но нет ни облачка в виду
В зоологическом саду.
Как добродушные соседи,
С детьми беседуют медведи,
И плиты гулкие глушат
Босые пятки медвежат.
Бегом по изразцовым сходням
Спускаются в одном исподнем
Медведи белые втроем
В один семейный водоем.
Борис Пастернак, «Зверинец»

СКАЗКИ БУЛАТА ОКУДЖАВЫ

Когда в конце 1960-х годов Булат Окуджава жил в Ялте, он писал своему сыну письма со сказочными историями и рисовал к ним забавные картинки. О публикации он и не думал, пока эту переписку не увидела Белла Ахмадулина. По ее совету Окуджава объединил разрозненные сказки в одну повесть. Так появилась книга «Прелестные приключения» - история об экзотичных существах Крэге Кутенейском баране, Доброй Змее и Морском Гридиге. В СССР она была издана в 1971 году и вышла с иллюстрациями автора. Вскоре книгу перевели на несколько иностранных языков.

« А вот что рассказал Крэг Кутенейский Баран.

Однажды гулял я в Кутенейских горах. Вдруг вижу: подкрадывается ко мне Одинокий Коварный Волк. Я решил над ним подшутить. Ведь я тоже очень хитрый. Драться мне с ним не хотелось, а мою шутку он бы запомнил надолго.

Я закричал и помчался как ветер. Волк кинулся за мной.

Ага! - крикнул он. - Ты от меня не уйдешь! Сейчас я тебя съем!

Он уже почти догнал меня, когда я направился к глубокой пропасти.

Ага! - крикнул Волк.

И тут я прыгнул. Я очень легко перелетел через пропасть: ведь я очень ловкий, а Одинокий Коварный Волк свалился вниз.

Он бегал по дну пропасти, а вылезти не мог. Тогда он крикнул:

Спаси меня! Я больше никогда не буду. Я буду питаться только травой.

Я опустил ему веревку. Он быстро полез по ней и, когда вылез, засмеялся и сказал:

А ты и поверил, дурачок… Ты и вправду решил, что я буду питаться травкой? Очень мне нужна твоя глупая травка! Я люблю мясо! И я тебя сейчас съем!

Он уже собрался снова на меня напасть, но я ведь очень ловкий. Я прыгнул и очутился на другой стороне пропасти».

Булат Окуджава, «Прелестные приключения»

Вулканы считаются одними из самых впечатляющих и страшных природных явлений. Извержения некоторых из них, наиболее значительных, вдохновили многих деятелей искусства на создание великих произведений.

Полотно "Последний день Помпеи"

Наиболее известным произведением искусства о вулканах стала картина "Последний день Помпеи". Ее автором является Карл Брюллов. Написана она была в первой половине 19 века. Здесь художник запечатлел извержение одного из самых мощных итальянских вулканов - Везувия. Оно произошло летом 79 года н.э. Его последствием стало полное уничтожение трех близлежащих городов, которые оказались засыпаны сверху толстым слоем вулканического пепла и лавы.

Этими городами были:

  • Помпеи.
  • Геркуланум.
  • Стабии.

Самый крупный из них - Помпеи. Это был процветающий город, где жили, в основном, обеспеченные римляне. Там располагались летние имения знати и богачей.

Извержение Везувия было описано многими римскими историками. Они свидетельствуют, что из-за поднявшейся во время извержения пыли и огненного камнепада корабли не могли приблизиться к Помпеям. Поэтому жилели города просто не могли сбежать, и большинство из них погибло.

В 18 веке Помпеи были неожиданно обнаружены, начались археологические раскопки. Сегодня здесь расположен музей под открытым небом, имеющий уникальное значение. Многие предметы и дома здесь были погребены под слоем пепла в неизменном виде и дают четкое представление о жизни римлян в ту эпоху.

Прочие произведения искусства, посвященные вулканам

Помимо картины Брюллова извержениям вулканов посвящены следующие произведения искусства:

  • Стихотворение "Везувий зев открыл", автор - А.С. Пушкин.
  • Стихотворение "Вулканы", автор - Б. Ахмадулина.
  • Роман "Последний день Помпеи", автор - Эдвард Бульвер-Литтон.
  • Новелла "Аррия Марцелла", автор - Теофиль Готье.

Все они также описывают извержение Везувия и гибели города Помпеи. Прочие же подобные происшествия в искусстве практически не затрагиваются, возможно, потому, что не имели такого широкого масштаба и количества жертв.

Данте Габриэль Россетти. «Жанна д’Арк». 1882 г. Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания

Жанна д’Арк

История Жанны д’Арк, простой крестьянки, которая взяла в руки оружие и ведомая голосами святых отправилась спасать родину в Столетней войне, зачаровывала прерафаэлитов. Впрочем, о ее подвигах и трагической смерти знают все. Любопытно другое – для этой картины позировала Джейн Моррис, дочь конюха. Россетти вместе с другом, художником Берн-Джонсом, случайно встретил ее в театре и, восхитившись красотой девушки, пригласил в натурщицы. Джейн позже вышла замуж за художника Уильяма Морриса, выучила итальянский и французский, овладела фортепиано, стала писать неплохие стихи и переводить. Благодаря этому преображению она считается одним из прототипов Элизы Дулиттл из пьесы Шоу «Пигмалион». На картине Жанна д’Арк изображена будто целующей меч – символ освобождения страны. Ее роскошные рыжие волосы распущены – Россетти с удовольствием писал кудри Джейн Моррис, которая, несмотря на то, что была женой его друга, стала и его любовницей.

Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету А.С. Аренского «Клеопатра». 1909 г. Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского, Лондон

Клеопатра

Египетская царица Клеопатра VII прославилась умом и обаянием, благодаря которым покорила сердца таких врагов своей страны, как великие полководцы Марк Антоний и Юлий Цезарь. Судя по сохранившимся скульптурам и монетам, красавицей Клеопатра не была – однако в искусстве эту женщину принято изображать неотразимой. По легенде, царица иногда дозволяла мужчине стать на одну ночь своим любовником – но лишь с тем условием, что наутро он будет казнен. Мы знаем этот сюжет по «Египетским ночам» Пушкина, но той же истории посвящена новелла Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Именно эта новелла стала основой балета, музыку к которому в 1900 году сочинил композитор Антон Аренский. Премьера балета состоялась в 1908-м на «Русских сезонах» Дягилева. Партию Клеопатры танцевала Ида Рубинштейн. Успех был ошеломляющий – во многом благодаря великолепным костюмам и декорациям работы Леона Бакста. Один из сохранившихся рисунков – эскиз наряда царицы для ведущей актрисы. Тут, конечно, больше не от истинной Клеопатры, а от Иды Рубинштейн. Балерина хотя и не считалась гениальной танцовщицей, однако благодаря характеру и темпераменту вошла в историю искусства (в том числе русской живописи – вспомним ее портрет кисти Серова), получала прекрасные роли, стала звездой. В эмиграции не пропала, собрала свою труппу.

Джорджоне. «Юдифь». Около 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Юдифь

История храброй еврейки, вдовы Юдифи, известна из Ветхого Завета. Когда ассирийцы взяли в осаду ее родной город, Юдифь нарядилась в богатые одежды и, выдав себя за предательницу-пророчицу, отправилась во вражеский лагерь. Она пообещала ассирийцам показать путь в крепость и так понравилась полководцу Олоферну, что тот пригласил ее на ужин и попытался соблазнить. Однако Юдифь напоила его вином, а когда Олоферн заснул, отрубила ему голову и с триумфом возвратилась в родной город. Смятенные враги свернули осаду. Сюжет гибели Олоферна стал одним из самых популярных в эпоху барокко, однако в то время живописцы смаковали сцену насилия, изображая непосредственное убийство и потоки крови. Картина кисти Джорджоне написана раньше, в эпоху Высокого Возрождения, когда идеалом были спокойствие и гармония. Именно этими чувствами наполнено полотно. Юдифь на нем напоминает не яростную мстительницу и патриотку, а безмятежную античную богиню. С первого взгляда отрубленную голову Олоферна, которую она попирает ногой, можно и не заметить.

Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Около 1580 г. Пинакотека Ватикана

Святая Елена

Елена, чье полное имя звучит как Флавия Юлия Елена Августа, – одна из самых выдающихся женщин Византийской империи. Собственно, эту империю создал ее сын Константин Великий. Кроме того, Елена – в числе шести женщин, которые почитаются в лике равноапостольных, то есть наравне с апостолами. Такую великую судьбу ничто не предвещало: Елена родилась в простой семье и, судя по всему, работала служанкой в трактире отца. Там с ней и познакомился полководец Констанций I Хлор, будущий римский император, которому она родила сына Константина. Однако Констанций бросил Елену, чтобы жениться на дочери своего соправителя. Елена дождалась реванша, когда императором стал ее сын, – он провозгласил мать «августой» (царицей). Как и Константин, сделавший христианство государственной религией империи, Елена приняла эту веру. Согласно житию, однажды во сне ей было видение – царице повелевалось отправиться в Святую Землю и найти крест, на котором распяли Христа. Веронезе как раз изобразил этот сон. Елена действительно отправилась в Иерусалим и произвела раскопки на Голгофе. Найденные ею четыре века спустя после казни реликвии (крест, гвозди и табличка INRI) почитаются христианами как подлинные.

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I (Armada portrait). 1590-е, Королевские музеи Гринвича, Великобритания

Елизавета Тюдор

Английская королева Елизавета I вошла в историю как одна из самых великих женщин-правительниц. Она смогла удержаться на троне, несмотря на сомнительность своего права на наследование, многочисленные католические заговоры и войны. И все это без крепкого мужского плеча: королева громогласно объявила себя «Девственницей» и решительно отказалась выходить замуж. Среди ключевых событий ее царствования – разгром испанской флотилии, Непобедимой армады, которая направлялась к берегам Англии в 1588 году. Более ста испанских кораблей две недели бились в проливе Ла-Манш с английскими и голландскими судами. Аллегорический портрет Елизаветы, называемый «Armada portrait», посвящен именно этой победе. Картина полна множества деталей, которые любопытно разглядывать. В окнах на заднем плане видны два морских эпизода битвы. Один изображает английские корабли, только готовящиеся к бою, другой запечатлел, как испанские суда терпят кораблекрушение у ирландских берегов. Рука королевы опирается на глобус, причем ее пальцы «покрывают» Америку, что символизирует владычество Англии над Новым Светом. Платье вышито символами солнца, то есть власти, а многочисленные жемчужные ожерелья обозначают луну, то есть девственность королевы. Подлокотник в виде морской сирены – еще одно напоминание о гибели вражеских кораблей.

Джон Уильям Уотерхаус. «Circe Invidiosa». 1892 г. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида

Цирцея

Эта волшебница из древнегреческих мифов получила дар чародейства от отца – бога солнца Гелиоса. Колдунья Медея приходилась ей племянницей – и обе они были колхидскими царевнами, то есть выросли на побережье современной Грузии. В юности Цирцею выдали замуж за царя сарматов – народа, жившего на территории нынешнего Причерноморья, но вскоре она его отравила, захватила власть над страной и стала править самостоятельно. Когда Цирцею свергли, она бежала на край света и поселилась на собственном острове в Средиземном море. Всех мужчин, которые попадали на остров, Цирцея превращала в зверей – кого в свиней, а кого и во львов. Только хитроумный Одиссей сумел спастись от этой участи и покорить сердце волшебницы. Автор картины живописец Уотерхаус принадлежал к художественному кружку прерафаэлитов, которые восхищались сильными и загадочными женщинами, Прекрасными Дамами и Belle Dame sans Merci («безжалостными красавицами»). Одетая в изумрудное Цирцея на этом полотне и прекрасна, и безжалостна: она льет волшебное зелье в волны, где привыкла купаться красавица Сцилла – ее соперница в любви к морскому богу Главку. Заколдованная Сцилла превратится в чудовище (щупальца уже различимы в волнах) и поселится на скале напротив Харибды.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Софья Багдасарова