В чем отличие цинковых белил от титановых. Какие белила выбрать? Белые краски и история их создания

Белила цинковые

Белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По своему составу белила представляют собой окись цинка ZnО. Связующим белил является смесь орехового и льняного масел. Белила цинковые имеют кремовый оттенок. Разбелы цинковых белил по тону холоднее, чем разбелы свинцовых белил.
Характерные особенности, цинковых белил состоят в том, что:
а) они сравнительно медленно сохнут,
б) обладают средней кроющей способностью,
в) улучшают прочность смесей красок.
Под действием света белила цинковые не теряют своей белизны; желтеют в темноте, но цвет постепенно восстанавливается под действием света. Под действием сероводорода и сернистых газов не теряют своей белизны. Промышленное производство цинковых белил относится к 1849 году, когда и были применены в живописи.

Белила свинцовые

Белила свинцовые готовят на основе углекислого свинца. Связующим для свинцовых белил служит смесь орехового и льняного масла. Свинцовые белила обладают меньшей белизной, чем белила цинковые, что дает возможность получать более теплые разбелы.
Характерными особенностями свинцовых белил является то, что:
а) они представляют собой более вязкую пасту, чем белила цинковые;
б) высыхают значительно быстрее цинковых белил (обладая сиккативными свойствами), в смесях ускоряют высыхание других красок;
в) обладают большой укрывистостью и хорошей адгезией;
г) относятся к токсичный краскам.
Свинцовые белила светопрочны. Под действием сероводорода и сернистых газов свинцовые белила темнеют.
Свинцовые белила применяются с времен раннего средневековья. Примечание. Ленинградский завод художественных красок выпускает следующие белые краски: белила цинковые, свинцово-цинковые, свинцовые, титановые, где пленкообразующим являются специально обработанные масла или пентаэритритовые эфиры жирных кислот подсолнечного или льняного масел.

Титановые белила.

К сожалению, они (т. е. титановые белила) неудовлетворительно ведут себя в смесях с некоторыми другими масляными красками и действуют на пленку масла, ускоряя ее разрушение.
К недостаткам титановых белил можно отнести: способность желтеть с маслом, ослаблять крепость масляного слоя и давать непрочные смеси с рядом красок, к каковым относятся ультрамарин, кобальт, кадмиевые краски, краплак.
Титановые белила в смеси с другими красками неблагоприятно действуют на светопрочность последних... Пожелтение титановых белил с маслом - явление довольно обычное и объясняется действием масляных кислот на пигмент.
плюсы - отличная укрывистость (один тюбик т.б. с лихвой заменит два тюбика цинковых белил) и неядовитость.

Нежелательные смеси белых красок в основе свинцовых белил

1. Недопустимы смеси белил свинцовых с ультрамарином, капут-мортуумом (светлым и темным), кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто-желтой "ЖХ". Смешение белил свинцовых с перечисленными красками вызывает их потемнение или побурение тона.
2. Свинцовые белила в смесях с краплаком фиолетовым, Ван-Диком (порховским), а также с черными красками (в особенности с костью жженой) в случае их смешения в малых концентрациях, менее 1:10, вызывает резкое высветление красок.
3. Свинцовые белила не следует смешивать с красками, приготовленными на органических пигментах.
4. В смесях белил свинцовых с кобальтом фиолетовым темным, охрой темной, умброй натуральной, марсом коричневым темным прозрачным и марсом коричневым светлым происходит высветление тона красок.

Довольно часто для творчества используется гуашь. Это самый подходящий вид красок для начинающего художника. Для получения новых цветов и оттенков без белой гуаши не обойтись, художники называют ее – белила. Как правило, эту краску используют больше всего, ее приходится постоянно докупать.

Существуют несколько видов белой гуаши. Есть цинковая и титановая. Оба вида хороши, но нужно определить для каких работ ее будут использовать? Какие выбрать белила цинковые или титановые?

Цинковые белила

Цинковые белила

Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета выбеливаются, это свойство нужно учитывать. Такой вид белил выбирают опытные художники. Цинковые белила используются только в сочетании с другими красками, так как в сравнении с титановыми они более прозрачны, что дает возможность создавать удивительные оттенки. Эти белила имеют среднюю степень сохранности интенсивности цвета. В сочетании с другими практически не изменяют свой цвет. Плюсом будет чистый и прозрачный оттенок и отсутствие «мелового налета». Отличие цинковых белил от титановых заключается еще и в том, что они дают более холодный тон. Они бывают художественные или плакатные. Художественные используют для шрифтовых и изобразительных работ. Плакатные предназначены для оформления выставок, стендов и др. Цинковые белила имеют отличную кроющую способность и насыщенность цвета.

Титановые белила

Титановые белила

Производятся титановые белила из тонко тертых пигментов и связующих компонентов с добавкой гуммиарабика. Отсутствие вредных веществ позволяет использовать их даже в пищевой промышленности. Безопасность – большой плюс для самых юных художников. Титановые белила в отличие от цинковых имеют теплый оттенок, ими удобно прописывать более белые места. Они устойчивы в соединении с другими красками, меньше реагируют на свет и более долговечны. А еще они дешевле, что тоже является преимуществом. Эти краски идеально подходят для графики, живописных и декоративных работ. Краска прекрасно наносится практически на все материалы, но лучше всего на холст, картон и . Сохнут титановые белила дольше цинковых (при некоторых работах это даже преимущество), после высыхания легко размываются водой, не желтеют при контакте с парами серы. Со временем приобретают голубоватый оттенок.


О том, какие белила лучше можно спорить долго. Опытные художники призывают использовать оба вида. Титановые – укрывистые, более белые, но в смесях могут дать неприятный оттенок, зато прекрасно закрашивают темные места. Цинковые – лучше использовать для начальной прописки и для более корпусных мазков. Применяют даже смесь белил, в сочетании они быстрее сохнут. При покупке белил нужно обращать внимание на упаковку, некоторые рассчитаны на большие работы и требуют раскладывания по отдельным баночкам. Для одного ребенка лучше выбирать небольшую емкость с герметичной крышкой, так краска не будет сохнуть.

Арт. п001

цена: 45 руб.    

Краска прекрасного белого насыщенного цвета благодаря присутствию в ней оксидов титана.

Другие названия:
titanium white, titanweiss, blanc de titane

Состав:
TiO2 – оксид титана(IV). В природе встречается в виде минералов рутила и анастаса, но основная часть его производится промышленным способом из ильменитового концентрата, путем обработки серной кислотой.
Основной цвет: Белый
Характеристики:
Тип – кроющая
Кроющая способность: n=2,7
Твердость:
Плотность:

История:
В конце XVIII, почти одновременно, английский ученый Уильям Грегор и немецкий химик Клапрот открываю новый минерал, которому суждено было потеснить абсолютное господство в то время, свинцовых белил.
Имя свое минерал получил в честь царицы эльфов Титании(германская мифология).
В последующее столетие в разных странах предпринимались попытки получить чистый металл, с целью его промышленного применения. Но примеси, содержащиеся в малых долях, делали титан непригодным для широкого внедрения в производство.
В начале 20 века двуокиси титана, считавшегося «бесполезным металлом», было найдено достойное применение.
В 1908 году Розе и Бартран в США, а Фаруп в Норвегии предложили изготовлять белила не из соединений свинца, как делалось прежде, а из оксида титана. По своим качествам титановые белила значительно превосходили свинцовые и цинковые, которые применились в то время повсеместно: их кроющая способность превосходила другие белые пигменты, прекрасные отражающие характеристики (97,2%), не ядовитые, не темнеют от присутствия сероводорода.
С 1920 года начали выпускать титановые белила, получаемые из минерала ильменита. В ту пору титановые белила содержали только 25% диоксида титана. Позже двуокись титана стали получать по так называемому хлорному методу, что позволило значительно улучшить его цветовые качества.
В России их стали производить к 30-м годам прошлого столетия.
После развала СССР все производство пигментного диоксид титана осталось на территории Украины.
Сегодня 57% производства диоксид титана рутильной модификации(обладает более высокими пигментными свойствами - светостойкостью, разбеливающей способностью и другими) выпадает на производство лакокрасочной продукции.
По данным на 1999г. на долю титановых белил приходится 68% от всего объема производства белых пигментов.

Применение:
Творят на желтке. Пигмент обладает прекрасной кроющей способностью, поэтому их хорошо применять при полном перекрытии белым темных тонов.
Несмотря на широкое применение в лакокрасочной промышленности, в иконописи применение титановых белил ограничено высветлением и "оживками", где в силу их белизны и плотности они вполне употребимы.
Мелкодисперсная структура дает однородный кроющий слой.

Особенности:
- Титановые белила (двуокись титана) отличается хорошей свето- и кислотостойкостью и высокой укрывистостью, но под действием солнечного света имеют склонность к мелению. Во избежании этого для изготовления краски, титановые белила применяют в смеси с цинковыми белилами, а также в тройном сочетании с баритовыми белилами.
- Со временем могут приобретать голубой оттенок или обесцвечиваться в смесях с органическими пигментами.
- Не рекомендуется смешивать с лазурью, кобальтом, кадмиями(желтый, красный). При смешении с другими пигментами может давать эффект «меловой вуали»(разбеливание) - эффект, кот., называют живописцы "мыльный".
- Пигменты с использованием титановых белил не рекомендуется покрывать масляными копаловыми лаками, по причине их сильного потемнения.
- Не применяется во фресковой живописи по извести.

Аналогичные пигменты:
Белила цинковые, белила свинцовые, каолин, белила сурьмяные, свинцово-оловянистая.

Это интересно:
- Основа гуаши - оксид титана в виде белого порошка, его использование в красках считается наиболее безопасным. Другая основа красок - оксид цинка тоже практически безвреден. Раньше еще в качестве основы красителей широко применяли более дешевый оксид свинца, так вот он действительно вреден, и сейчас практически не используется.

По наличию в картинах русского авангарда титановых белил либо в чистом виде, либо в смесях с цинковыми или баритовыми белилами, созданных до 1921 года эксперты могли отличить фальсификацию от подлинника. Так как до этого периода художники в качестве белой краски общеупотребительно использовали белила свинцовые.

Титановые белила, приготовленные на основе ильменитового концентрата обладают прекрасной прочностью, благодаря чему используются для покраски космических кораблей.

Как проверить:
Проба 1. Порцию титановых белил в пробирке обрабатывают 10%-ным раствором уксусной кислоты и нагревают на водяной бане в течение 10 мин. При этом белила не растворяются.

Источники:
Ю.В. Алексеев-Алюрви «Краски старых мастеров» Москва 2004

Белила - незаменимая краска, которая необходима почти в любом виде живописи. Изначально белила были свинцовыми, позднее были изобретены цинковые, а самое последнее новшество - титановые белила. Свинец используется все реже, т.к. токсичен и не безопасен для здоровья, а вот последние два вида широко представлены на рынке

Какие же белила предпочесть? Поначалу может показаться, что очевидным выбором будут титановые: они пришли на замену цинковым; являются абсолютно безопасными - настолько, что даже используются в пищевой промышленности; гораздо более плотные и укрывистые, что позволяет закрашивать даже самые темные места; хорошо разбеливают любой цвет.

Но, как показывает практика, цинковые белила все же имеют свои преимущества.

Во-первых , они сохнут быстрее титановых.

Во-вторых , их меньшую кроющую способность можно эффективно использовать, если подходить к делу с умом: например, именно цинковыми белилами можно сделать нежные полупрозрачные блики, не перекрывая полностью нижний цвет.

Кроме того, два вида белил имеют различные оттенки: цинковые более теплые, желтоватые, титановые же при высыхании дают голубоватый оттенок - и то, и другое может обернуться большим плюсом для конкретной работы.

Следует также учитывать, что при наложении краски поверх титановых белил верхний цвет мутнеет, «пачкается», с цинковыми же такого эффекта не будет.

Вывод

Полагаю, вывод очевиден: лучше всего обзавестись обоими видами и пользоваться в зависимости от случая, не пытаясь закрасить цинковыми белилами черное пятно на картине или добиться титановыми красивых переливов на тонком хрустале. Всему свое место.