Современный открытый урок по рисованию. Открытый урок по рисованию «Нетрадиционные техники рисования. Подготовка учителя к уроку ИЗО

Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки»

Цели урока:

Знакомство с методом нетрадиционного рисования: ватными палочками.

Задачи:

Совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным;

Учить видеть прекрасное вокруг себя;

Сформировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной манере.

Привить любовь к изобразительному искусству; воспитывать художественный вкус.

Оборудование: бумага для акварели, гуашь, кисточки, ватные палочки, вода, репродукции картин выполненных в нетрадиционной манере рисования, стихотворения, загадки о цветах, карточки с текстом из легенд, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент . Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте, ребята. Сядьте удобно, проверьте, все ли вы приготовили к уроку? Руки? – НА МЕСТЕ, Ноги? – НА МЕСТЕ, Локти? – У КРАЯ, Спина? – ПРЯМАЯ. А свои ушки вы приготовили?

Давайте вспомним, что такое нетрадиционное рисование? Какими нетрадиционными способами мы уже рисовали. А какими интересными и необычными способами можно еще рисовать, подумайте? Правильно. Кто уже догадался, какая сегодня будет тема урока? Правильно, вот поэтому сегодня на урок нам и понадобятся ватные палочки, ну и, конечно, как всегда, альбом и гуашь. Сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования – это рисование ватными палочками. А что можно нарисовать палочками? Конечно, можно многое нарисовать, а мы с вами научимся рисовать красивые цветы.

2. Изложение нового материала.

Вот поляна вся в цветочках

Словно в светло-синих точках

Соберу здесь для Анютки

Голубые… (Незабудки)

Хорошо, вот незабудки мы с вами сегодня и будем рисовать.

Ребята, а мне очень интересно, почему этот цветок так назвали? Найдите это в тексте. (раздача карточек)

Групповая работа

(Карточка №1) Говорят, что незабудка весь мир в себе держит. У нее в самой серединке желтые тычинки - это солнце, а вокруг голубые лепестки - небо. Есть поверье, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубые цветы, чтобы люди не забывали о Небе. Оттого эти цветы называют незабудками. Незабудки - пять лепестков незабудки напоминают о пяти чувствах, дарованных человеку, и о пяти ранах Христа. Зеленый стебель и листья "учат, что мы должны надеяться: Бог нас не забудет... "

(Карточка №2) О незабудке сложено много стихов и легенд. Одна из них гласит, что богиня Флора, спустившись на землю, стала одаривать цветы именами. Когда она хотела удалиться, раздался слабенький голосок: "Не забывай меня, Флора, дай и мне имя". Богиня разглядела едва заметный в траве маленький голубой цветочек с желтой серединкой и сказала: "Хорошо, будешь называться незабудкой, а еще наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину".

Как вы считаете, почему цветок так назван?

А вы как думаете?

(Обращение к детям с карточкой №1)

А как выглядит этот цветок? Найдите это в тексте. (Включить проектор)

(Обращение к детям с карточкой №2)

А у вас как выглядит? (Проектор)

Сравните, одинаково ли описан цветок у вас в карточках?

Значит, у вас у всех получается, что незабудка-это голубой цветочек с желтым донышком. (Показ слайдов с фотографиями цветка).

А теперь давайте немного отдохнем.

(Музыкальная разминка с движениями. На проекторе. . «The Gummy Bear Song» Дети повторяют)

Незабудки (читает ребенок)

Незабудок глазки голубые

Из травы доверчиво глядят:

Добрые, наивные, живые –

Как у самых маленьких ребят.

У ручья, в низинке и в прохладе,

Посредине солнечного дня,

Словно просят, прямо в душу глядя:

«Не срывай, но не забудь меня!»

Стихи тоже подтверждают цветовую палитру незабудки.

Я хочу вам предложить нарисовать незабудки, помещенные в корзинку. Когда мы нарисуем нашу картину с цветами, что можно сделать с ней потом? Правильно, если мы оформим рисунок в рамку, можно будет подарить его маме. Кто мне скажет, с чего мы начнем рисовать?

3. Построение алгоритма:

1. Рисование корзины и стебельков цветов карандашом

2. Рисование корзины гуашью

3. Рисование стебельков гуашью

4. Рисование серединки цветков ватными палочками

5. Рисование лепестков ватными палочками

Итак, начинаем рисовать …...(корзинку). Карандашом делаем набросок: еле видимыми линиями рисуем овал – верх корзинки, затем рисуем ее нижнюю часть и донышко.

Когда корзинка готова – рисуем в ней стебельки цветов.

Затем берем охру и накладываем мазки между коричневой краской, чтобы создать эффект плетеной корзинки.

А кто мне скажет, почему мы начали рисовать с корзины, а не с цветков?

Какую краску берем следующую? (Зеленую) Что мы будем рисовать зеленой краской?

Я вижу, что корзинку мы рисовали долго и нашим пальчикам нужно размяться.

Разминка для пальчиков.

Рисовали, рисовали, наши пальчики устали

А теперь мы отдохнем, рисовать опять начнем.

(Сжимание и разжимание кулачков, потряхивание кистями рук. Можно повторить несколько раз)

Ну а теперь все самое интересное…поменяем свой инструмент и продолжаем чем рисовать? (Начинаем работать ватной палочкой.). Обмакиваем ее кончик в желтую краску и ставим точки между стебельками там, где мы хотим нарисовать цветки. Это серединки цветочков. Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, что нужно сделать, как нужно рисовать?

Что мы рисуем следующее? Теперь нарисуем лепестки. Берем другую ватную палочку и обмакиваем ее в какую краску? (синюю). Вокруг желтой точки-серединки ставим сколько отпечатков-лепестков? (5). Почему? Правильно. И цветок готов! Все просто!

А что нужно сделать, чтобы наша картина получилась объемной и заиграла цветом? (Добавить другого цвета). Между синими цветками добавим еще желтых серединок и нарисуем голубые цветочки. А для получения голубого цвета какие краски нужно смешать? И вот букет наш получился объемным.

Добавим рамочку и рисунок для мамы готов!.

А теперь поменялись рисунками с соседом. Нравится ли вам рисунок вашего соседа? Объясните, чем? В чем вы видите ошибки? Может быть, корзина у вас не получилась или вы ошиблись с количеством лепестков? Обсудите это в парах.

Работа в парах.

А еще я вам хочу предложить сделать из наших шедевров выставку. Давайте повесим свои работы на доску и вы выберите самую интересную, самую красивую, на ваш взгляд картину. Объясните, почему вы выбрали эту картину.

4. Рефлексия деятельности.

Ребята, мы сегодня с вами хорошо потрудились, вы все молодцы!

Скажите мне, что нового сегодня вы узнали?

Чем вам понравилась эта техника рисования?

Каким было ваше настроение во время урока?

Чему вы научились?

Что было трудно?

СПАСИБО ВСЕМ!

http://festival.1september.ru/articles/629674/ - самое правильное построение урока Левиной н

http://festival.1september.ru/articles/629500/ - открытое занятие по рисованию на тему "Друзья для осьминожки"

http://festival.1september.ru/articles/594953/ - организационный момент нетрадиционного урока

http://www.proshkolu.ru/user/irinapluto/file/2834353/- организационный момент

https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki- приемы и техники


Нина Харламова

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры »

Тема : "Морозные узоры "

Цель : способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы;

1. Развивать зрительную наблюдательность, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

2. Совершенствовать умения и навыка детей в рисовании ;

3. Развивать воображение и творчество в выборе материалов для рисования .

Материалы для занятия : Материал на выбор : воск, свеча, акварель, тонированный альбомный лист в форме окна, гуашь белая, кисть тонкая №2, стаканчик с водой, презентация «Морозные узоры » .

Ход занятия:

Отгадайте загадки :

Не дождавшись тепла,

Среди зимнего дня,

Распустились цветы,

На окне у меня.

Подошла я к цветам,

Но не пахли они.

Для чего ж они выросли,

В зимние дни? (Ответы детей)

Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а волшебную. Жила маленькая Капелька на большом белом облаке. Жила она со своими подружками капельками. Летом они прыгали на землю в виде проливного дождя, играли с разноцветной радугой – дугой. А как только наступила зима, скучно им стало. Не разрешало им облако прыгать вниз. Захотела Капелька посмотреть, а что там за облаком. Спрыгнула она вниз и сразу превратилась в красивую Снежинку.

Ребята, подскажите, почему же Капелька превратилась в Снежинку? (ответы детей) . Давайте вспомним, что же происходит с водой зимой? (ответы детей) .

А теперь послушайте стихотворение и скажите, о чем я сегодня вам расскажу.

Я сегодня поутру не смогла

Оторвать свои глаза от стекла.

Вот опять мне свой сюрприз преподнёс

Этот сказочный художник Мороз .

Предо мной предстало чудо явление -

Художника морозного плодотворения

Он не просто там что - то малюет,

А он сказку на окне рисует.

(ответы детей) .

Ребята я предлагаю вам посмотреть, какие бывают морозные узоры (просмотр презентации «Морозные узоры на окне » ).

Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры ! Всегда было интересно, откуда они появляются, и кто их рисует?

Чудесные картины, которые появляются, могут напоминать то прекрасные дворцы, то гирлянды цветов, то ветви елей. Как же появляются эти причудливые морозные узоры на окнах ?

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Мороза Ивановича есть волшебный посох, он дует на стекла холодом, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.)

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. Так растут кораллы в морях и океанах. Только очень медленно, а морозные узоры появляются мгновенно, иногда за несколько часов. И в итоге получаются разные узоры и рисунки , в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры , а художником здесь, без сомнений, является Дедушка Мороз . Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы» .

На всех ли окнах появляются морозные узоры ? Оказывается, нет. Узоры не появляются на окне, если открыта форточка .

А ведь морозные узоры можно нарисовать самим , для этого даже продаются специальные краски и предлагаются другие варианты разрисовывать или украсить стекло (зубной пастой, белой гуашью, воском или искусственным снегом) . Но никто из людей не сможет сделать так затейливо, так волшебно, как это умеет делать природа (или Дед Мороз ) .

Я вам тоже предлагаю стать помощниками Дедушки Мороза и научиться рисовать морозные узоры . Но сначала предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка , акварель или гуашь, воск или белила.

Можно предложить детям нарисовать «морозные » узоры , в стиле кружевоплетения, применяя декоративные элементы - точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия с узелком.

Звучит музыка Свиридова «Отзвуки вальса» , П. И. Чайковского

«Святки» .

Дети приступают к работе. По ходу деятельности педагог обращает внимание детей на плотное заполнение, элементами поверхности листа соблюдая последовательность - от центра к краям.

Напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.

Индивидуально помогает советом детям, у кого возникли затруднения.

Рассматривание результатов работы.

По окончании свои работы дети с помощью педагога прикрепляют свои работы на окно. Рассматривают работы. Педагог предлагает каждому ребенку рассказать о том, какие узоры они увидели на окне .

Ребята, что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие приметы вы запомнили? Расскажите о них своим родителям.

Педагог доп. образования


Открытый урок

по предмету рисунок

Тема: Рисунок натюрморта мягкими материалами

Преподаватель: Павленко И . В .

Детская художественная школа №1

г. Кентау

Тема III : Рисунок натюрморта из 3-4 предметов быта, овощей, веток,листьев (уголь, сангина, пастель)

Задание: Рисунок натюрморта "Осенний" из предметов быта, овощей, веток,листьев.

2.Передача объема

Цель : Изучение технических приемов и совершенствование навыков работы над созданием рисунков мягким материалом.

Задачи: Дальнейшее изучение выразительных возможностей мягких материалов. Передача выразительности светотеневой проработки предметов. Достижение цельности рисунка.

Материалы : Уголь,сангина, пастель, бумага формат А3.

Примечание: Рекомендуется ограничить цветовую гамму до 3-4 цветов, чтобы избежать "раскрашивания".

Количество работ: 1

План урока:

1. Орг. момент

2. Объяснение нового материала

3. Самостоятельная работа учащихся

4. Анализ выполненной работы

Ход урока:

1.Орг.момент

2. Передача объема предметов. (Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок - основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - средство познания и изучения действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.С помощью тех же средств рисунка:
линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние. Главное выразительное средство рисунка - линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой - ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Сангина в переводе с латинского языка, означает «кроваво – красный». Это небольшая палочка, карандаш красновато – коричневого цвета, без наличия оправы. Зачастую такие палочки имеют форму мягкого мелка (четырехгранный, круглый мелок).

Натуральная сангина – это мягкий материал для рисования (мел красного цвета).

В настоящее время сангину изготавливают из оксида железа и каолина, добавляют небольшое количество клеящих веществ. Имеет форму небольшого мелка с гранями.

Популярна сангина с античных времен, но более широкое распространение получила в эпоху Возрождения. Именно в это время художники разгадали секрет и начали применять в своих работах такую технику – «трех карандашей». Для этого они брали тонированную бумагу, на которую рисунок наносился сангиной (применялись и другие мягкие материалы – сепия, уголь). После чего, отдельные участки рисунка осветляли мелом белого цвета.

В настоящее время такая техника довольно популярна. Самые лучшие работы с использованием сангины, выполнены именно на тонированной бумаге, где используется сочетание с белым мелом или углем.

Сангина применяется и в технике «гризайль», выполнение работы происходит с использованием различных оттенков одного цвета.

Используется, для рисования сангиной, бумага с шероховатой поверхностью, холст, картон. В данном случае применяется сочетание широких мазков, пятна, различной интенсивности, растушевки с использованием тонких линий. Рисунки, выполненные по этой технике очень живописны. Мягкий карандаш смачивают в воде и получают различную плотность и толщину штриха, различные пятна. При этом штрихи очень легко растушевываются, различные неудачные линии легко удаляются. На рисунке, при помощи сангины получаются грани различной толщины, что позволяет не менять инструмент и проводить разные линии. Такую технику используют, если есть необходимость в создании наброска с натуры.

Художники любят использовать сангину при работе с портретами, рисунками человеческого тела, она придает таким работам естественности. В работе с рисунками и портретами используется цветовая гамма, которая дает возможность выбрать мягкий карандаш (сангину) определенного оттенка, наиболее подходящего для точного изображения на бумаге художником линий, граней, раскрывающих особенность натуры. Например, для изображения пейзажей используют серовато – коричневые тона, обнаженное тело рисуют сангиной красноватых оттенков.

В некоторых случаях, для добавления контраста, делают комбинации сангины и угля. Данное сочетание холодных и теплых оттенков придает рисункам особенной красоты.

Все работы выполненные сангиной не требуют фиксации. Но некоторые художники используют фиксативы, или помещают рисунок под стекло, для обеспечения работе долговечности.

Рембрандт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, импрессионисты Ренуар, Моне – эти выдающиеся мастера живописи использовали в своих работах сангину.

3. Самостоятельная работа учащихся: Передача объема предметов.

4.Подведение итогов работы: Коллективный анализ проделанной работы. Отметить достоинства и недостатки работ.

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство. Рисование дымковской игрушки».

Цель урока:

Знакомство с разнообразием изделий декоративно-прикладного искусства.

- коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать главные и отличительные черты и особенности изделий различных промыслов; развивать пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук;

- обучающие: познакомить с большим разнообразием изделий декоративно-прикладного искусства; сформировать навыки выполнения элементов росписи дымковской игрушки (отработать навыки рисования окружностей);

- воспитывающие : прививать любовь к изделиям народного творчества; воспитывать художественный вкус.

Оборудование:

Различные изделия декоративно-прикладного искусства;

различные шаблоны игрушек; карандаши, фломастеры и альбомы.

Ход урока

1. Организационный момент:

Подготовка учащихся к уроку (раздача альбомов, карандашей и фломастеров, трафаретов).

2. Объявление темы урока и постановка цели и задач.

3. Теоретическая часть.

Вводная информация.

Прежде чем мы с вами начнем работать, посмотрите, пожалуйста, на этот стол.

Здесь вы видите много красивых и ярких предметов. Все они очень красочные и нарядные. Все это изделия декоративно-прикладного искусства. Само это искусство возникло очень и очень давно, как жизненная необходимость. Люди в давние времена жили не так как мы с вами. Они жили в естественных условиях, приближенные к природе: ходили пешком, пищу добывали сами, жилище свое обустраивали тоже сами, даже посуду и игрушки для своих детей изготавливали сами. И вначале люди делали предметы такие, чтобы удобно ими было пользоваться. Затем они стали украшать их.

Сегодня до нас дошли самые красивые, самые примечательные. Вот эти изделия выставлены здесь перед вами сегодня: это хохломская посуда, глиняная дымковская игрушка (ее мы и будем сегодня рисовать), живописная лаковая палехская шкатулка, городецкий самовар, гжельский чайник и т.д. Все эти изделия классифицируются по месту их изготовления.

Давайте подойдем поближе и полюбуемся на них.

(Дети подходят к столу и рассматривают изделия; возникает диалоговое обсуждение формы предметов, их практического применения, росписи отдельных элементов… Далее дети возвращаются на свои места.)

Итак, предметы, которые не только нужны в быту, но и красивы, которые радуют наши глаза, и сделаны своими руками, называются произведениями декоративно-прикладного искусства. Главными особенностями предметов декоративно-прикладного искусства являются красочность, яркость; они отражают добрые, светлые отношения между людей. Когда мы смотрим на эти изделия, мы забываем о своих проблемах, хочется смотреть и смотреть на них, и даже потрогать руками.

Вы видите. что здесь много красного цвета, а красный цвет - праздничный цвет. Он выражает торжественность, означает уважение и почет. Во многих странах и сейчас сохраняется традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Издавна на Руси считался самым красивым цветом - красный цвет.

Много здесь и желтого, который очень близок к оранжевому. Оба эти цвета напоминают солнечный свет, который пробуждает в нас энергию, радость, творческий подъем, символизирует богатство.

Присутствует здесь и зеленый цвет, цвет самой природы, цвет жизни и гармонии.

Про эти цвета есть замечательные стихотворения.

/Читает Н. Алмаз/

Я - красный, яркий, гордый цвет.

Прекрасней цвета в мире нет!

Цвет маков, праздничных знамен…

В любую пору нужен он!

/Читает Г. Айрат/

Зеленый - и горжусь я тем,

Что нужен я всегда и всем.

Учти, дружок, что ты ни дня

Не обойдешься без меня!

В лугах зеленая трава,

Деревьев зелена листва,

У леса зелена опушка,

В болоте зелена лягушка,

В траве стрекочущий кузнец,

А в огороде огурец.

Физкультминутка:

Дети приглашаются на разминку (они встают и маршируют под стихотворение):

Поехали-поехали

В лес за орехами!

Наклонились-собираем!

Потянулись вверх-срываем!

Их в корзиночку кладем

И на ярмарку везем!

А сейчас давайте более детально рассмотрим вот эту игрушку (дымковскую курицу).

Нарядна дымковская игрушка! В ней могут присутствовать более 10 цветов и оттенков. Все цвета радуги.

Чем мнаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично -

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах….

Вот какое замечательное стихотворение написал поэт В. Фофанов о дымковской игрушке.

Итак, дымковская игрушка раскрашивается всеми цветами какие вы знаете. В оформлении используются кружочки, полосочки, шарики, точки, извилины, восмерочки и все они разноцветные.

4. Практическая работа.

А сейчас мы переходим к практической работе.

Сегодня вы поработаете художниками. По трафарету нарисуете коня и разукрасите его, как народные умельцы (художники) расписывают дымковские игрушки.

/Включается магнитофон. Фоном звучит русская народная песня «Ой, при лужку, при лужке/

(Учащиеся берут трафареты и сначала обводят простым карандашом контур игрушки-коня, затем фломастером обводят получившийся контур.)

Физкультминутка:

Сидя на своих местах, дети разминают кисти рук под стихотворение

(пальцы сцеплены в замок, локти на столе):

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Полученную игрушку учащиеся цветными карандашами разукрашивают: либо по своему усмотрению, либо по образцу. Параллельно идет помощь учащимся.

Закончили? Давайте теперь повесим наши рисунки на доску и организуем выставку нарисованных игрушек.

Рисунки получились очень красивые, яркие, солнечные /Учащиеся отмечают это самостоятельно/.

А теперь обратимся к плакату, который висит на доске.

Посмотрим, как вы запомнили дымковские узоры.

Смотрите: дымковские кони, баранчик и козел готовы выступать в цирке. На арене для них постелили ковер с дымковскими узорами. Скажите, какими элементами украшен ковер? Дорисуйте его. /Паша и Артур выходят к доске и заканчивают рисунок./

5. Итог урока.

Вот мы и познакомились с большим разнообразием изделий декоративно-прикладного искусства. Заканчивается урок, но не заканчивается наше знакомство с народными промыслами. Впереди нас ждут новые встречи с изделиями народных мастеров.

(Учащиеся уходят с радостным настроением.)