Репин бурлаки на волге анализ картины. Бурлаки на Волге — как это было устроено… (12 фото)

Впервые бурлаков Илья Репин увидел на Неве, во время выезда на пленэр со своими товарищами. Контраст в обличье бурлаков и праздной дачной публики Санкт-Петербурга произвел на художника сильное впечатление, которое он стремился передать в эскизах. Но, что-то не ладилось. Однажды Ф.А. Васильев сделал замечание:

А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое? Да, вот она, жизнь, это не чета старым выдумкам убогих старцев... Но знаешь ли, боюсь я, чтобы ты не вдался в тенденцию. Да, вижу, эскиз акварелью... Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется - сама по себе... Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоем месте поехал на Волгу - вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее.

Летом 1870 года компания друзей отправилась в «неизвестную страну» - на Волгу.

Лучше всего Жигули,- советовали все в один голос.

Выбор пал на село Ширяево (О том как Репина испугал Ставрополь можно прочитать ) . Именно здесь Илья Репин встретил прототипы своих будущих героев картины, в том числе любимого им Канина. И при жизни художника, и после, многие критики предполагали, что своими «Бурлаками» Репин стремился выразить свое отношение к несправедливости, к неравенству, стремился изобличить нечто, а что именно, каждый предполагал свое. Предполагали, что сюжет картины навеян стихотворением Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Но, сам Илья Ефимович откровенничает:

«Кcтaти, cтыднo пpизнaтьcя, никтo и нe пoвepит, чтo я впepвыe пpoчитaл нeкpacoвcкий «Пapaдный пoдъeзд» тoлькo гoдa двa cпycтя пocлe paбoты нaд кapтинoй, пocлe пoeздки нa Вoлгy. И в caмoм дeлe, я нe имeл пpaвa нe знaть этиx дивныx cтpoк o бypлaкax. Вce cчитaют, чтo кapтинa мoя и пpoизoшлa-тo y мeня кaк иллюcтpaция к бeccмepтным cтиxaм Нeкрасовa. Нo этo нe тaк. Cooбщaю тoлькo paди пpaвды».


«Дoлжeн coзнaтьcя oткpoвeннo, чтo мeня ниcкoлькo нe зaнимaл вoпpoc бытa и coциaльнoгo cтpoя дoгoвopoв бypлaкoв c xoзяeвaми; я paccпpaшивaл иx, тoлькo чтoбы пpидaть нeкoтopый cepьeз cвoeмy дeлy. Cкaзaть пpaвдy, я дaжe pacceяннo cлyшaл кaкoй-нибyдь paccкaз или пoдpoбнocть oб иx oтнoшeнияx к xoзяeвaм...

Нo мeня этo ниcкoлькo нe зaнимaeт: нeт, вoт этoт, c кoтopым я пopaвнялcя и идy в нoгy, - вoт иcтopия, вoт poмaн! Дa чтo вce poмaны и вce иcтopии пepeд этoй фигypoй! Бoжe, кaк дивнo y нeгo пoвязaнa тpяпицeй гoлoвa, кaк зaкypчaвилиcь вoлocы к шee, a глaвнoe - цвeт eгo лицa!

Чтo-тo в нeм вocтoчнoe, дpeвнee. Рyбaxa вeдь тoжe нaбoйкoй былa кoгдa-тo: пo cypoвoмy xoлcтy пpoйдeнa пeчaть дocки cинeй oкpacки индигo; нo paзвe этo вoзмoжнo paзoбpaть? Вcя этa ткaнь пpeвpaтилacь в oднoцвeтнyю кoжy cepo-бypoвaтoгo цвeтa... Дa чтo этy pвaнь paзглядывaть! A вoт глaзa, глaзa! Кaкaя глyбинa взглядa, пpипoднятoгo к бpoвям, тoжe cтpeмящимcя нa лoб. A лoб - бoльшoй, yмный, интeллигeнтный лoб; этo нe пpocтaк... Рyбaxa бeз пoяca, пopты oтpeпaлиcь y бocыx чepныx нoг».

Репин художник и его пленили образы, сложенные сочетанием повязок, взгляда, цвета, мимики, позы... Он делал наброски, писал этюды, составлял композицию, стремясь акцентировать именно на этих типажах. Любимцем у него стал поп расстрига Канин.

«И вoт я дoбpaлcя дo вepшины ceй мoeй бypлaцкoй эпoпeи: я пиcaл нaкoнeц этюд c Кaнинa! Этo былo бoльшим мoим пpaздникoм. Пepeдo мнoй мoй вoзлюблeнный пpeдмeт - Кaнин. Пpицeпив лямкy к бapкe и влeзши в нee гpyдью, oн пoвиc, oпycтив pyки. Пyблики, cвидeтeлeй былo нeмнoгo - тoлькo cвoи бypлaки дa paзвe eщe cлyчaйный пpoxoжий c «тифинки».

Нecмoтpя нa вocкpecный cвoбoдный дeнь, шиpяeвцы дaжe и близкo нe пoдxoдили. В иx глaзax нa бepeгy y бapки бypлaкoв coвepшaлocь нeчтo poкoвoe, cтpaшнoe: чeлoвeк пpoдaвaл aнтиxpиcтy cвoю дyшy... Бaбы дaжe издaли oтвopaчивaлиcь... Дeтям пpиближaтьcя к нaм зaпpeщaли... Тaм, в шиpяeвcкиx избax, мopил вcex cтpax, гoвopили впoлгoлoca».


В дальнейшем судьба картины сложилась причудливым образом. В Санкт-Петербург Репин вернулся с несколькими эскизами «Бурлаков», которые он считал неудачными. Но случилось так, что зайдя в Академию художеств, по сути, доложить о возвращении из путешествия, Репин был поставлен перед фактом, что со дня на день Академию намерен посетить Великий князь Владимир Александрович и требуется срочно предоставить имеющиеся волжские эскизы и этюды, дабы было что показать Великому князю.

«Чepкacoв cчeл нaибoлee yдoбным для oбoзpeния paзлoжить нa пoлy мoи этюды, эcкизы и pиcyнки, пpивeзeнныe c Вoлги. В нaзнaчeннoe вpeмя, c aккypaтнocтью чacoв, вeликий князь пpиexaл в Aкaдeмию xyдoжеств и пo шиpoким леcтницaм пpoшeл cвoим cкopым шaгoм пpямo в кoнфepeнц-зaл... Вижy, oни пpoшли к мoим paбoтaм, тoлькo чтo paзлoжeнным вaxтepoм нa пoлy, и вeликий князь, нaчaл внимaтeльнo paзглядывaть иx. Oтopвaвшиcь нa минyтy и пoдняв глaзa нa нac, выглядывaвшиx нa нeгo из пoлyoтвopeннoй двepи в вecьмa пoчтитeльном oтдaлeнии, oн ocтaнoвил cвoй взгляд нa мнe, и я яcнo ycлышaл, кaк oн cкaзaл «A вoн и caм Рeпин».

Я был yдивлeн, чтo oн пoмнит мeня. Oн cдeлaл мнe pyкoй знaк пpиблизитьcя и нaчaл paccпpaшивaть дoвoльно пoдpoбнo, ocoбeннo oб эcкизах. Пpeждe вceгo oн yкaзaл нa мoй пepвый эcкиз «Бypлaки» к пpeдпoлoжeннoй кapтинe.

Вoт этoт ceйчac жe нaчинaйтe oбpaбaтывaть для мeня.

Рaзyмeeтcя, я был кaк в бpeдy. И мeня пopaзилo, кaк этo oн cpaзy ocтaнoвилcя нa «Бypлaкax», тянyщиx лямкy, кoтopые были eщe тaк плoxи и нa тaкoм ничтoжнoм кapтoнчикe...»

Заказ поступил. И поступил именно на ту композицию, что была в эскизе. И его надо было просто выполнить. Что Репин и сделал. С Великим князем ведь не поспоришь, да и желание клиента есть желание клиента. В последствии Репин долго не афишировал имя заказчика и не раскрывал тайны, почему картина получилась именно такой.

«Cтpaннo, чтo впocлeдcтвии, в paзныe вpeмeнa, кoгдa кapтинoй мoeй «Бypлaки нa Вoлгe» былa зaинтepecoвaнa либepaльнaя чacть oбщecтвa, a кoнcepвaтивнaя ee тaк xaялa, бывaли oчeнь пpoтивopeчивыe cтoлкнoвeния oтзывoв. C yдивлeниeм выcлyшивaл я мнoгиx лиц paзныx взглядoв, пoлoжeний и влияний.

Тaк, нaпpимep, кoгдa я был yжe в Пapижe в кaчecтвe пeнcиoнepa Aкaдeмии xyдoжecтв, в мacтepcкoй A. П. Бoгoлюбoвa, вcтpeчaл я мнoгиx pyccкиx, cмoтpeвшиx нa мeня c нecкpывaeмым любoпытcтвoм, нe бeз иpoнии: «Ax дa, вeдь вы знaмeнитocть, cлыxaли, cлыxaли: вы тaм нaпиcaли кaкиx-то pыбaкoв. Кaк жe! Пpoгpeмeли».

A миниcтp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй cpaзy нaчaльничecки нaпaл нa мeня в пpиcyтcтвии Бoгoлюбoвa y нeгo жe в мacтepcкoй:

Нy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Нy кaк нe cтыднo - pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзeте ee нa Вceмиpнyю выcтaвкy в Вeнy и я дyмaю, мoчтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa бoгaчa кoтopый пpиoбpeтeт ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!.. Aлeкceй Пeтpoвич, - oбpaщaeтcя oн к Бoгoлюбoвy, кoтopoмy, кaк зacлyжeннoмy пpoфeccopy, пopyчeнo былo Aкaдeмиeй xyдoжecтв нaблюдeниe зa пeнcиoнepaми, - xoть бы вы им внyшили, этим гocпoдaм нaшим пeнcиoнepaм, чтoбы бyдyчи oбecпeчeны cвoим пpaвитeльcтвoм, oни были бы пaтpиoтичнee и нe выcтaвляли бы oтpeпaнныe oнyчи нaпoкaз Eвpoпe нa вceмиpныx выcтaвкax...

Нy, cкaжитe, мoг ли я пocлe этoй тиpaды cкaзaть миниcтpy пyтeй cooбщeния, чтo кapтинa пиcaлacь пo зaкaзy вeликoгo князя Влaдимиpa Aлeксaндpoвичa и пpинaдлeжит eмy?!»

И еще Илья Репин вспоминает подобные эпизоды:

«- A cкaжитe, пoжaлyйcтa, кoмy пpинaдлeжит вaшa вeликoлeпнaя кapтинa «Бypлaки нa Вoлгe»? Кaкиe типы! Зaбыть нe мoгy. Этo былa caмaя выдaющaяcя кapтинa в pyccкoм жaнpe... И в Вeнe нeмeц Пexт дaл o нeй блecтящий oтзыв; ocoбeннo o coлнцe в кapтинe и o нaшиx типax, eщe живыx cкифax. A гдe oнa? Рaзyмeeтcя, в Тpeтьякoвcкoй гaлepee, нo я не пoмню... Дa гдe жe инaчe? Кaкoмy жe oнa мoжeт чacтнoмy лицy пpннaдлeжaть? И кaк этo ee нe зaпpeтили вaм для выcтaвки? Вooбpaжaю, кaк двop и apиcтoкpaтия нeнaвидят этy кapтинy, кaк и нaшeгo пoэтa-гpaждaнинa Нeкpacoвa! Вoт ee пpoклинaют, нaвepнo, в выcшиx cфepax! И вы тaм нa плoxoм cчeтy.

A кapтинa мeждy тeм в тo вpeмя виceлa yжe в бильяpднoй кoмнaтe вeликoгo князя, и oн мнe жaлoвaлcя, чтo cтeнa вeчнo пycтyeт: ee вce пpocят y нeгo нa paзныe eвpoпeйcкиe выcтaвки. A нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь. Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Кaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy - yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликнй князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины».


Вот и вся тайна картины «Бурлаки на Волге». Как всегда, все оказывается гораздо проще и прозаичнее, нежели рисуется нашим воображением. Человеку свойственно видеть то, что он хочет увидеть, а в дальнейшем убедить в своей воображаемой правоте.

Расскажите друзьям


Загрузить еще load all

Добро пожаловать
в мир МикроПутешествий!


Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.

Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.

В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.

Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".

Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.

Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.

И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.

Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в

1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".

На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".

Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Кто такие бурлаки? Это наемные рабочие, труд которых был актуален с XVI века вплоть до изобретения паровых двигателей. Волга долгое время являлась основной транспортной артерией страны. По ней плыли огромные расшивы, которые тянули при помощи бечевы бурлаки. Эти люди выполняли убийственно тяжёлую работу. По крайней мере, такое впечатление создает всем известная картина Репина.

Ярыги

Поверхностное представление о том, кто такие бурлаки, современный человек имеет благодаря очерку Фёдора Решетникова «Подлиповцы», вышеупомянутому полотну Ильи Репина и другим произведениям живописи и литературы. Таких рабочих на севере России называли ярыгами.

Кто такой бурлак? Это трудяга, выполняющий сезонную работу. После ледохода мужики из деревень, расположенных на берегу крупных рек, объединялись в артели. Кто такой бурлак? Это человек отчаянный, потерявший хозяйство и интерес к жизни. В бурлаки шли любители вольного воздуха и путешествий.

Термины

Конечно, имелся и начальник у бурлаков. Это был самый опытный и авторитетный работник, который следил за состоянием судна, брал на себя ответственность за сохранность груза. Назывался он водоливом. Лоцман был следующим в иерархии бурлаков. Это кто такой и чем он занимался? Лоцман следил за тем, чтобы барка не села на мель, проводил без приключений груз через опасные места. Его иначе называли «дядей» или «булатником».

Немало других интересных слов присутствовало в бурлацкой терминологии. Например, «шишка». Это еще одна важная должность в артели бурлаков. Кто это такой? «Шишкой» называли передового рабочего, отвечавшего за слаженную работу своих коллег. Возможно, из бурлацкого сленга и пришло в современный язык слово, означающее большого начальника.

У рабочих было деление на коренных и добавочных. Первые нанимались на весь сезон. Вторых брали в некоторых случаях, когда требовалась дополнительная помощь.

«Эх, дубинушка, ухнем»

Бурлаки - это кто? Группа работяг, тянущая с помощью каната судно. Эта работа была крайне тяжелой и монотонной. Только попутный ветер немного облегчал работу бурлаков. Среди представителей этой профессии появилась традиция в самый тяжёлый момент заводить песню. Вероятно, это делало менее монотонным бурлацкий труд. Самая известная песня - «Эх, дубинушка, ухнем».

Русский композитор Рахманинов на основе народных мотивов написал «Бурлацкую». Произведение удивительным образом отражает тяжелую участь наемных работников. Горькая судьба мужиков, тянувших лямку (это выражение в 19-20-м столетиях использовалось именно по отношению к бурлакам), вдохновляла и современных авторов. Например, Бориса Гребенщикова. В начале девяностых вышел «Русский альбом», в котором одна из песен называется «Бурлак».

Подневольная рабочая сила

Бурлаки проходили много километров. Время от времени делали остановки: отдыхали, штопали худые рубахи. После них оставался тлеющий костер, разбитые лапти, а порой и грубо отесанный могильный крест. Тяжелый труд мог выдержать не каждый физически сильный мужчина. Хотя среди представителей этой профессии встречались и женщины.

У бурлака отбирали документы. Он становился подневольной силой. До самого конца маршрута рабочий находился в полном послушании у хозяина судна. Вставал с рассвета, двигаться должен был в течение целого дня без малейшего промедления. Нередко бурлакам встречались разбойники, от которых приходилось жестоко отбиваться.

«Бурлаки на Волге»

В 1869 году Репин работал над картиной «Иов и его друзья». Эскизы к ней он создавал на берегу реки Невы. Там он и увидел впервые бурлаков. Эти люди произвели на художника неизгладимое впечатление, прежде всего своим контрастом с живописной природой и жизнерадостными дачниками. Тогда же Репин сделал первый акварельный эскиз. В 1870 году художник создал рисунок карандашом, который сегодня находится в одном из главных музеев страны - Третьяковской галерее.

На основе этого эскиза он написал в 1873 году масляную картину «Бурлаки на Волге». Работал художник в Самаре. Он не только делал эскизы, но и общался с местными жителями, расспрашивал об их жизни. Правда, позже Репин признался, что их быт его мало интересовал. Расспрашивал, дабы придать серьёзность своему делу. По-настоящему поразил Репина один из бурлаков. Это был расстриженный священник с печальными взором и дивно повязанной тряпицей на голове - один из персонажей картины, которая сегодня находится в Русском музее.

Правда о бурлаках

Существует версия, что Репин несколько сгустил краски. Судьба бурлацкая была не такой уж и беспросветной, как он это изобразил на одной из своих самых знаменитых картин.

Образы на полотне Репина живые, эмоциональные. Когда рассматриваешь картину, создается однозначное впечатление о бурлачестве. Но на самом деле жизнь этих работяг была не такой уж и тяжелой.

На барже стоял барабан. На нём был намотан трос, к которому прикреплены якоря. Движение начиналось тогда, когда люди садились в лодку, забирали с собой бечеву и начинали плыть вверх по течению. Бурлаки находились на барже. То, что описал знаменитый русский художник, происходило не всегда. Только в том случае, если один из рабочих, а именно лоцман, сажал на мель баржу.

На картине Репина изображены истощенные, обессиленные люди. Они облачены в старую, рваную одежду. Создается впечатление, что бурлаки тяжёлую работу выполняли практически бесплатно. В действительности же представители этой профессии были далеко не нищими. За летний сезон они зарабатывали неплохо.

Каждый день бурлак получал хлеб, масло, мясо, соль, сахар, чай, крупу и табак. После обеда всегда отдыхал. А главное, работал добровольно. Отработав несколько месяцев, он имел возможность ничего не делать в зимнее время.

Картины «Бурлаки на Волге» написана в 1873 году. Очень подробно история создания этого шедевра описана самим Репиным в книге «Далекое близкое». Впервые мысль создать подобное произведение, которое полностью укладывается в концепцию критического реализма, пришла в голову художнику 1860-х годах. Однажды Репин увидел сцену во время прогулки по реке Неве, когда нарядная толпа дачников оказалась рядом с ободранными, нищими, грязными бурлаками. Репин был настолько впечатлен этой контрастной картиной, что сразу же решил создать шедевр. В 1870 году он предпринимает поездку по Волге, с целью создания этюдов и портретных зарисовок. В результате поездок по Волге в 1873году была написана картина, которая показывает тяжёлую жизнь бурлаков. Построение картины основано таким образом, что из глубины на зрителя движется процессия. Одновременно с этим фигуры не заслоняют друг друга. Репин сделал это мастерски. Мы видим персонажей, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная портретная линия. Каждое лицо персонажа индивидуально. Удивительная натурная убедительность удачно переплетена с условностью картинной формы. Художник разделил вереницу бурлаков на три группы, каждой из которых присущ свой характер, человеческие типы, темперамент. С центральным героем картины бурлаком Каниным, который возглавляет первую четвёрку, Репин сравнивает античным философов. Справа от Канина бурлак, олицетворяющий природную дремучесть силы. Справа - «Илька - матрос», который своим взглядом смотрим прямо на зрителя, и выражает злобу и ненависть. Находящийся по центру Канин представляется серединным характером между двумя этими противоположностями. Не менее характерны и другие персонажи картины. Полный жизни и надежд юноша Ларька, который как бы пытается освободиться от лямок, и не привыкший к такого рода труду, флегматичный старик, умудряющийся по ходу набивать трубку, черноволосый хмурый грек, который чуть обернулся для того, чтобы позвать товарища из последней тройки, который вот-вот рухнет на песок. Безусловно, «сверхсюжетом» Репинских бурлаков на волге является начало и конец пути, продуманное повествование, о существовании людей, которые изо дня в день соединены одной лямкой. Картина Репина Бурлаки на Волге» была восторженно встречена не только зрителями, но и критиками. Впоследствии Репин пишет ещё картину - «Бурлаки, идущие в брод», которая также изображает тяжкую жизнь русского народа.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

“Мастерство такое, что и не видать мастерства” Лев Толстой (об Илье Репине).

Репин (1844-1930 гг.) написал “Бурлаков”, когда ему ещё не было 30. Впереди у него долгая и плодотворная жизнь. Шедевры “Иван Грозный и сын его Иван”, “Не ждали” или “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Но “Бурлаки” будут всегда его первым и главным шедевром. Вспоминая Репина, мы вспоминаем именно эту картину. Вершина его творчества достигнута в самом начале пути.

Картина была популярна всегда. И при жизни художника. И тем более в Советское время. Она была везде. В учебниках, на календарях, почтовых марках и открытках.

Когда картина слишком популярна, появляется иллюзия близкого знакомства с ней. Поэтому мало у кого возникает желание узнать о ней что-то большее.

Но раз вы читаете эту статью, значит вы преодолели этот барьер. Поэтому с удовольствием посмотрю на картину вместе с вами поближе.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.


Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.


Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция. Nyest.hu

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

“Бурлаки” были не первыми бурлаками и у самого Репина

В 1870 году после двух лет работы Репин создаёт своих “Бурлаков”. Отправляет их на выставку. Получает медаль. И… решает переписать картину.

Работает ещё 3 года. Даже попросив руководство Академии Художеств сократить его пенсионерскую поездку в Европу с 6 лет до 3 лет, чтобы переделать “Бурлаков”.

Так что, какими “Бурлаки” были изначально, мы не увидим. Сверху них изображён второй вариант картины.

Есть и сохранившийся вариант. “Бурлаки, идущие вброд”. Эта картина сейчас находится в Третьяковской галерее.


Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г. . Artchive.ru

А ещё был вариант “Бурлаки, идущие через бурелом”. Но Репин его уничтожил. Его забраковал Иван Шишкин, указав Репину на неправильно изображённые деревья.

А уж эскизов и рисунков за 5 лет работы Репин создал несчетное количество.


Илья Репин. Эскиз к картине “Бурлаки на Волге”. 1870 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Istpravda.ru

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствие старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.


Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.


Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. , Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая картина Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Вконтакте