Преображенское кладбище план схема. Вечный огонь Преображенского кладбища - gistory — LiveJournal. Средние цены на услуги Преображенского кладбища

Преображенское кладбище – дитя московской чумы 1770-1771 годов. Когда в городе умирало по тысяче человек в день, в народе невольно рождалась мысль, что Бог карает москвичей за грехи и отступничество от веры. Москва была окружена войсковыми кордонами, в пытавшихся спастись от чумы бегством стреляли. И тут по городу пронесся слух, что в Преображенском, возле изб старообрядцев на берегу Хапиловского пруда, стоят чаны с чистой водой. И обратившихся за помощью там принимают, моют, переодевают в чистое, кормят. И старообрядцы ухаживают за больными, как за своими детьми. А на деньги, которые пожертвовал купец Илья Ковылин, в Преображенском строится не то лазарет, не то богадельня. Народ бросился в Преображенское. Илья Ковылин исповедует, причащает, перекрещивает новоприбывших в старообрядческую веру федосеевского толка (в тех самых чанах).

В 1771-м в разгар чумы, правительство вынуждено было обратиться к частным лицам с просьбой содействовать устройству чумных карантинов и кладбищ за московскими заставами. Один из таких пунктов открыла ничем не знаменитая, обосновавшаяся здесь еще в начале XVIII века, федосеевская (федосеевцы – одна из разновидностей «беспоповской» ветви старообрядчества, название происходит от имени основателя, дьячка Феодосия Васильева, жившего в XVII – начале XVIII веков) община за Преображенской заставой – на деньги купцов Ильи Ковылина и Ф.Зенкова.

Число новообращенных, жертвовавших старообрядцам все имущество и капиталы, росло. Наконец, чума отступила. Те, кто не выжил, упокоились на Преображенском кладбище, возникшем за городской чертой. А те, кто уцелел, остались жить в старообрядческом поселке на берегу Хапиловского пруда, который федосеевцы называли Иорданом – в нем совершали они крещения. Фактически Илья Ковылин и его сподвижники использовали кризисную ситуацию в Москве 1771 года для легализации федосеевской общины, создав старообрядческий монастырь под видом богадельни. Так началась история старообрядческого Преображенского кладбища, которое очень быстро превратилось из богадельни в духовный центр раскольников – «церковных диссидентов» императорской России. Здесь происходили всероссийские соборы федосеевского согласия, отсюда распространялись письменные обращения «ко всем христианам».

Власти не раз пытались закрыть кладбище, но преображенцы были начеку. Когда в Москве стало известно, что император Павел I готовит указ об уничтожении Преображенского кладбища, Ковылин, скопивший к тому времени не только огромные средства, но и высокие связи, задобрил московских и петербургских чиновников и отвел угрозу. Император Александр I берет Преображенскую обитель под личное покровительство. В 1808 году на имя царя поступает прошение старообрядцев присвоить общине в Преображенском статус Богадельного дома. Появляется «Устав Богаделенного дома на Преображенском кладбище», по которому старообрядцы Преображенского освобождались от опеки Духовной консистории, сами выбирали попечителей и имели полную автономию во внутренней жизни общины. За каменными стенами с башнями стоят уже десятки построек, в которых живет свыше полутора тысяч человек. Официально в течение 37 лет Преображенское кладбище числились личной собственностью Ильи Ковылина, т.к. законодательство Российской империи не признавало старообрядческих общин.

1812 год, с одной стороны, не принес обители разорения, с другой – принес дурную славу. По Москве ходили толки, что старообрядцы встречали французов хлебом-солью, делали им подношения и даже привели Наполеону буквально золотого тельца – быка с вызолоченными рогами. Утверждали даже, что в Преображенское приезжал к старообрядцам сам Наполеон в сопровождении маршала Мюрата, после чего в монастыре разместили французский отряд для охраны и заодно завезли сюда станки для печатания фальшивых русских ассигнаций. Никаких документальных доказательств «измены», тем не менее, не существует.

При Николае I Богаделенному дому запрещают владеть землями, лугами и фабриками, в 1847 году его подчиняют Совету Императорского человеколюбивого общества. «Гражданским попечителем» Богаделенного дома Николай назначил генерал-адъютанта графа Строганова. Однако Преображенское кладбище все богатеет: дети федосеевцев, не признававших брака в официальной церкви, не считаются законными наследниками, и огромные капиталы, жертвуемые прихожанами, являются собственностью всей старообрядческой общины. На ссудах, выделяемых общиной, поднимаются знаменитые московские купеческо-промышленные фамилии: Гучковы, Носовы, Морозовы, Рябушинские, Хлудовы.

В 1866 году власти фактически отбирают у старообрядцев мужскую половину комплекса Преображенского кладбища, с сотнями древних икон и богослужебных предметов: в ней открывается .

К началу ХХ века Преображенское кладбище представляет собою своеобразный живой историко-культурный заповедник, где поддерживается не только строгий уклад монашеской жизни, но и старинные традиции, давно утраченные в «обмирщенной» России: крюковое пение, знаменный распев, иконописные мастерские, церковные службы по древнему канону и т.п. Именно здесь Василий Суриков нашел типаж для своей боярыни Морозовой, увековечив старообрядческую начетчицу Анастасию Михайловну.

В 1906 году старообрядцы Преображенского официально оформили свое сообщество как «Преображенскую общину христиан древле-поморского кафолического вероисповедания», уравняв таким образом статус старообрядческой общины и единоверческого монастыря.

После Октябрьской революции Преображенский старообрядческий и Никольский единоверческий монастыри недолго просуществовали нетронутыми. Никольский монастырь был закрыт. В 1919 году в богадельни стали вселять посторонних граждан, а старообрядцев выбрасывать на улицу. В 1920 году было осквернено большинство кладбищенских надгробий. Главные храмы продолжали действовать и впоследствии, но монастырские комплексы и их обитатели многое претерпели. Домовые и надвратные храмы и моленные закрыли в 1930-е годы, коллекции древних икон из них частично передали в музеи, частично распродали за границу. Многих насельников обители репрессировали. В 1934 году НКВД арестовал руководителя федосеевской общины, но тот успел тайно благословить преемника, после чего тот девять лет руководил общиной из подполья.

Художественные сокровища Преображенского кладбища в ХХ веке частично утрачены, частично пополнили коллекции крупнейших музеев. В Третьяковской галерее находятся происходящие из Преображенского иконы «Облачный чин» (XV в.), «Феодор Сикеот и св. Георгий» (рубеж XVI-XVII вв.), «Рождество Николы» (1601 г.), «Богоматерь Владимирская» (рубеж XVI-XVII вв.). Хлудовское книжное собрание попало в Российскую государственную библиотеку.

Преображенское кладбище находится в восточном АО и занимает площадь 26 га. Датой появления Преображенского кладбища является 1771 год – это время страшной эпидемии чумы. Место для захоронений разместили за Камер-Коллежским валом, который сегодня именуют Преображенским валом. На сегодня это закрытое кладбище, и здесь доступны:

* Захоронения гробом в родственную могилу;

* Установка урн с прахом кремированных в открытый колумбарий.

Основатель Преображенского кладбища – купец Ковылин И.А. Сначала вокруг этого кладбища селились старообрядцы. Здесь Ковылин построил Успенскую церковь, женскую обитель, часовню, больничный корпус мужского двора. Позже, в 1811-ом году здесь был возведен Крестовоздвиженский собор.

Чтобы ограничить распространение раскольничества, Николай I переосвятил Успенскую церковь в православную.

Здесь, на Преображенском погосте, некогда была богатейшая библиотека произведений о расколе – ее собрал Хлудов А.И., а также здесь хранилось много древних икон, собранных Егоровым Е.Е.

1920-ый год стал переворотным в истории этого места. В это время закрываются все федосеевские молельни, закрывается Никольский монастырь, хранящиеся в библиотеке Хлудова творения передают в государственную библиотеку, а иконы отдают в Исторический музей. Часть из них попала в Третьяковскую галерею. В кельях открывают трудовую школу и здесь же размещаются разного рода учреждения.

В 1950-х годах уничтожили церковь Преображения.

Сегодня здесь можно увидеть часовню-усыпальницу Гучкова Ф.А., а также вторую часовню – Морозова В.Е. (фабриканта). Первая расположилась за церковью, вторая – у входа на погост.

На этом погосте есть и мемориал, где был зажжен самый первый Вечный огонь в столице. Это мемориал в честь павших в Великой Отечественной Войне. На земле этого погоста есть и братская могила погибших в 1921-ом году курсантов и командиров 2-й пехотной школы.

Здесь похоронены:

* Аксенов К.В.,

* Богданов А.С.,

* Ковалев Р.А.,

* Хохлов М.Х.,

* Посадник Н.Г.,

* Семен Бойченко – певец,

* Данилова Александра – актриса, и многие другие известные люди.

С 1953-го года здесь ведется архив всех проводимых захоронений.

Вечный огонь Преображенского кладбища October 17th, 2012

Далеко не все знают, что первый Вечный огонь в Москве был зажжен не на Могиле неизвестного солдата в Александровском саду, а на крупнейшем московском военном захоронении на Преображенском кладбище. Туда его доставили в 1956 году из Ленинграда, с Марсового поля. Через 11 лет тот же огонь с Марсового поля появился и у Кремлевской стены. К 2004 году трубы настолько износились, что он был выключен . После ремонта огонь был зажжен вновь, в самом конце апреля 2010 года.


UPD. Как следует из расследования Михаила Коробко , Вечный огонь появился на мемориале в 1961 году. Судя по документам Мосгаза он был зажжен 9 февраля 1961 года. Кстати, Вечный огонь на Марсовом поле был зажжен от печей Кировского завода 7 ноября 1957 года, а потому он никак не мог был быть перенесен в 1956 году.

Захоронение очень большое и очень ухоженное. Аккуратные гранитные надгробия занимают несколько участков. Среди них выделяются и нестандартные памятники, установленные родственниками.

"У нас похоронено 10 тысяч 678 человек. В основном это солдаты и офицеры погибшие при обороне Москвы и скончавшиеся в городских госпиталях от ран с 1941 по 1948 год. Москва и тогда была крупнейшим медцентром, раненые сюда поступали со всех фронтов. Многие умерли уже после войны от тяжелых ранений. Среди похороненных 47 неизвестных солдат: скорее всего, они попадали в госпиталя без сознания или с тяжелыми контузиями, и идентифицировать их личности не удалось". Рассказывал "Известиям" директор кладбища в 2010 году, перед повторным зажжением Вечного огня.

Огонь был принесен от Могилы неизвестного солдата, то есть фактически тоже с Марсового поля.

В этот колокол можно позвонить в память о солдатах, погибших и умерших от ран

По данным ОБД "Мемориал" в на трех участках захоронено 12830 человек в 1857 могилах
. Это данные на 1991 год, дополнительно указано, что в списках есть повторы. Всего списки занимают более тысячи ста страниц

Большинство памятников развернуто к основной аллее и Вечному огню на восток, а те, что были установлены родственниками, повернуты, как и положено, на запад.

До реконструкции надгробия были другими и были сделаны из бетона и мраморной крошки и были обращены к дорожкам.

Есть памятники на которых значится только одна фамилия, а есть с несколькими десятков фамилий

Сейчас дорожек стало меньше, между памятникам густая зеленая трава.

Но московские одуванчики пробиваются даже в середине октября.

В центре находится внушительный монумент от Московского Совета депутатов трудящихся.

До реконструкции монумент был окружен деревьями.

На одних памятниках указан час и минута гибели, на других нет даже имени


Штурман и летчик 9 с/б (ближне-бомбардировочного) авиаполка

Похоже, что некоторые памятники сменили православный крест на красную звезду.

А некоторые крест сохранили

Большинство захороненных умерли в московских госпиталях. Рядом с бойцами лежат и врачи.

Полковники: шурин и зять. Рядом сестра-жена

Фомин Александр Павлович

полковник, чл. ВКП(б), 1895 г.р., д. Чебаново, Антроповского р-на, Костромской обл. В Красной Армии с 1918 г. Погиб 15.3.1937 г. в бою в р-не Трихуекте. Нагр. орд. Красного Знамени в 1937 г.

Р. Я. Малиновский «Три сражения»

"... так и не удалось мне свидеться со своим однокашником по академии имени М. В. Фрунзе полковником А. П. Фоминым, который запомнился мне скромным человеком и умным артиллеристом.

Он прибыл под Гвадалахару в самый разгар боев. Я в это время был целиком поглощен Мадридом, только поговорил с ним по телефону и условился о встрече после боев. А полковник Фомин выехал на фронт. В деревне Трихуэке, наблюдая за ходом боя с колокольни, попал под бомбежку. И был убит. Такая печаль нахлынула, когда дошло до меня это известие!"

Могила писателя Василия Ряховского, который в годы войны был корреспондентом газет Черноморского флота. Автор романа "Евпатий Коловрат"

Также на этом участке находятся два памятника, которые относятся к более ранним захоронениям.

Погибшим во время Кронштадтского мятежа
«Памяти павших под Кронштадтом командиров и курсантов 2-й пехотной московской школы. 4-18 марта 1921 года»

И памятник красноармейцам, погибшим в Финской военной кампании 1939-1940 гг., с надписью «Героям красноармейцам от Московского Совета депутатов трудящихся 1940 г.»;

Обратите внимание на барельеф. Очень сильная композиция - мне все время казалось, что из под каски на меня смотрят глазницы черепа... В венок вплетены лыжи...

На кладбище есть и другие могилы военных, но к этому мемориалу они уже не имеют отношения. Это уже совсем другая история...

PS. У меня есть проект: RussianMilitaryMemorials сбор максимально точных координат воинских захоронений времен Великой Отечественной Войны. Зачем? Хотя бы для того, чтобы посмотреть на карту и увидеть как их много. И чтобы родственники смогли быстро и самостоятельно найти место захоронения.