Площадь тадж махала. Кто построил Тадж Махал и для кого

Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

Тадж-Махал и его строительство

Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

  • минареты;
  • мечеть;
  • джаваб;
  • Большие ворота.


Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

Особенность архитектуры Тадж-Махала

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

Туристам на заметку

Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.

Тадж Махал является самым грандиозным и загадочным архитектурным памятником, посвященным любви. Сегодня эта мечеть признана новым чудом света и находится под защитой ЮНЕСКО. Это знаменитое строение находится в Индии и не имеет аналогов в мире. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников, которых покоряет романтическая история его создания. Читайте в этой статье создание Тадж-Махала (Индия, Агра): интересные факты, фото, удобное время посещения и конечно, незабываемая история любви.

Тадж-Махал — история любви

С истории любви, что стала причиной строительства достопримечательности и нужно начинать знакомство с этим мавзолеем в Индии. История создания гласит, что мавзолей-мечеть Тадж Махал был построен по приказу Шах Джахана, правителя и императора Могольской империи. Великого правителя постигло большое горе, в родах четырнадцатого младенца умерла его любимая жена. Целый год император не мог смириться с потерей, а потом принял решение в память о покойной супруге возвести самую величественную и красивую усыпальницу на свете.

Так началось возведение храма, которое продолжалось целых 21 год. Эта история архитектурной жемчужины показывает, что сердце великого правителя целого народа принадлежало только одной женщине. Кстати любовь Джахана, Мумтаз была третьей женой в гареме. Девушка попала в гарем к правителю, когда ей исполнилось 19 лет, и все годы, что супруги были вместе, император не чаял в жене души. Архитектурный памятник входит в 7 чудес света современности.

Строительство и архитектура Тадж Махала

Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.

Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.

Особенности архитектуры

Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.

Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.

Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.

Разграбление гробницы

На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.

Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.

Оседающий Дворец

Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.

Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тадж-Махал - это дворец из белого мрамора, один из самых грандиозных памятников индийской архитектуры с шикарным внутренним убранством и потрясающей красоты парком. Это последний подарок императора Великих Моголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал, а также главная и самая популярная достопримечательность в стране, которую ежегодно посещают тысячи туристов.

Легенда о Тадж-Махале

С Тадж-Махалом связана древняя и очень красивая романтическая легенда. Индийский шах Джахан был очарован красотой бедной девушки, которая торговала на местном рынке, и женился на ней. Вскоре она стала его любимой женой и прожила с шахом 17 счастливых лет. Однако счастью не суждено было длиться вечно, и Мумтаз Махал умерла во время родов их четырнадцатого ребенка. Джахан не смог ее забыть и больше никогда уже не был счастлив.

В память о своей любимой жене и годах их семейного счастья индийский правитель велел построить самый прекрасный в мире мавзолей, красивее которого нет на всем белом свете. К работе были привлечены лучшие зодчие и мастера Индии и Европы - всего около 20 тысяч человек. Строительство длилось долгие 20 лет, и на побережье реки Джамны было построено роскошное сооружение, которое до сих пор восхищает каждого, кто его увидит.

Несмотря на многочисленные землетрясения в этих краях, оно ни разу не было разрушено и совершенно не пострадало.

Парк, архитектура, интерьеры

Здание мавзолея создает уникальный архитектурный ансамбль в сочетании с парком, который разбит вокруг него. Все сооружение выполнено из белоснежного мрамора, квадратный фасад пронизывают полукруглые ниши, и благодаря этому оно выглядит как будто невесомым, несмотря на массивность. Впечатление «парения» также создают отражения фасадов в каналах садов, которые окружают мавзолей. А самая удивительная особенность этого здания это способность менять свой цвет в зависимости от времени суток и от погоды. В дождь он выглядит словно полупрозрачным, утром светится розовым цветом, а при заходе солнца отливает золотом. Внутренние стены мавзолея украшены расписными изразцами и инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями и жемчугом.

Раньше роскошь Тадж-Махала была еще более впечатляющей: входные двери были сделаны из чистого серебра, но как и многие другие ценные предметы интерьера, были украдены. Однако тем не менее Тадж-Махал до сих пор впечатляет своей роскошью и богатым убранством.

Практическая информация

Как добраться: Тадж-Махал находится в городе Агра (200 км от Дели). Доехать можно на любом поезде, который следует в Калькутту, Мумбаи и Гвалиор (все они идут через Агру), времени в пути - 2-3 часа. От Агры до мавзолея - на рикше или такси.

Время работы: мавзолей открыт ежедневно, кроме пятницы, в течение светового дня.

Вход: для иностранцев - 1000 INR, для граждан Индии - 650 INR. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.


Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу - это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса - настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы - пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.