Основные направления в психологии. Основные направления современной психологии (общий обзор)

Психология - наука о душе. С помощью нее мы можем анализировать человеческое поведение, корректировать внутреннее состояние, определять области, в которых индивид может лучше реализоваться, и многое другое.

Множественные направления психологии, существующие сегодня, формировались на протяжении долгого времени и возникали по мере необходимости: когда специалисты сталкивались со сложной проблемой, которую не могли решить с помощью имеющихся методов, они были вынуждены применять новые подходы, которые, будучи эффективными, потом становились отдельными отраслями.

В этой статье мы определим основные из них, а также те, которые возникли относительно недавно.

Основные направления в психологии

Изначально психологию разделяют на два вида: фундаментальную (теоретическую, базовую) и прикладную (практическую). Они взаимосвязаны между собой: практическая психология «подталкивает» теоретиков к тому, что нужно изучить, а они, в свою очередь, поставляют информацию практикам, чтобы те могли применить разработанные системы. Поэтому эти две отрасли равноценны и одинаково важны.

Фундаментальные знания психологии сгруппированы в отрасль общей психологии. Здесь субъектом исследований выступают общие вне зависимости от того, в какой области жизни они проявляются.

Прикладная отрасль занимается вопросами, которые ограничены родом деятельности людей или различными ситуациями, социальным положением, возрастом и другими параметрами. Она нацелена на то, чтобы практически улучшить определенную область: например, семейная психология, реабилитационная и др.

Предметы изучения общей психологии:

  • личность и ее характеристики (общие);
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • память;
  • воображение;
  • воля;
  • темперамент и характер.

Предметы изучения прикладной психологии

  • образовательная сфера (поведение и самоощущение учеников, воспитателей, преподавателей и др.);
  • трудовая;
  • медицинская;
  • управленческая.

Здесь мы видим такие направления психологии, как: педагогическая психология, трудовая, инженерная, психология управления, юридическая, возрастная и медицинская.

Педагогическая и возрастная психология взаимосвязаны. В зависимости от возраста ребенка оказывается помощь в его адаптации к социуму и осуществляется корректировка способностей для успешного усвоения знаний. Также осуществляется поддержка взрослых людей, которые нуждаются в обучении: психолог оценивает их особенности и способности, и, учитывая это, дает советы касательно методики обучения и повышения эффективности усвоения новых знаний.

Среди прикладных отраслей психологии выделяется также психодиагностика, которая занимается изучение данных о психике детей и взрослых. Среди методов самым популярным является психологический тест, который состоит либо из вопросов, либо требует от пациента нарисовать картину, выбрать цвет, и так далее.

Медицинская психология граничит с психиатрией, поскольку объект ее исследования - пограничные состояния пациентов, где осуществляется переход от психологической проблемы к психическому заболеванию. Это очень ответственная область деятельности психолога, поскольку от него зависит, останется ли человеческое состояние в пределах нормы или перерастет в патологию, которая требует уже медикаментозного лечения у психиатра.

Основные направления современной психологии

20 век стал очень важным этапом в развитии психологии, поскольку открыл миру гениальных людей, внесших большой вклад в явив новые методы и способы изучения индивида и работы с ним. Среди них масса необычных взглядов на классическое понимание личности, где применяются такие же нетипичные методики корректировки

Такие направления психологии, как психоанализ, коучинг, логотерапия, психодрама, когнитивная психология и НЛП в современном мире являются достаточно распространенными, и, главное признаны эффективными. Каждый метод - ключ к конкретной личности и путь разрешения ситуации, поэтому очень важно определить, какой из перечисленных методов может оказать максимальное воздействие на пациента.

Психоанализ введен Зигмундом Фрейдом и направлен на изучение динамики либидо, от которого, по мнению основателя направления, и зависит строение психики и основные поведенческие особенности человека. Также этому разделу психологии свойственно акцентированное внимание к детству человека, когда закладываются основные модели и стереотипы, представления о жизни и мире.

Затем идеи, изложенные З. Фрейдом, продолжил Карл Юнг, внеся некоторые корректировки. Он расширил область психоанализа, добавив к индивидуальному Здесь же он вводит понятие архетипов - изначальных образов, которые присутствуют в личности каждого, но в разной степени проявлены. Для изучения собственной психики К. Юнг предлагал обращать внимание на сновидения, в которых с помощью образов проявляется личность человека и его истинные желания и эмоции.

Такие направления психологии, как психодрама и логотерапия, сейчас не так распространены, как другие современные отрасли. В психодраме происходит обмен опытом между участниками группы с участием физических действий, которые направлены на раскрытие личности и ее творческого потенциала. Логотерапия предлагает обрести смысл жизни, после чего человек сможет решить все свои Однако смысл жизни должен быть достижим, чтобы не возникло фрустрации. Основной метод логотерапии - сократический диалог, который эффективен при неврозах, фобиях и депрессии.

Таким образом, психологических методик и направлений достаточно много, и сегодня нельзя говорить в психологии как единой и целостной науке, скорее, это совокупность отраслей и систем психологического знания.

Психология - это наука о психике и поведении человека. Слово "психология" произошло от греческих слов "psyche", означающего дыхание, дух, душа, и "logia", означающего изучение чего-то.

Согласно медицинскому словарю Medilexicon, психология, это "профессия (клиническая психология), научная дисциплина (академическая психология) и наука (исследовательская психология), которые имеют отношение к поведению человека и животных, и к связанным с этим поведением умственным и психологическим процессам".

Хотя психология может включать в себя изучение мозга и поведения животных, в настоящей статье рассматривается исключительно психология людей.

В конце некоторых параграфов приводится введение в новые направления развития, описываемые в новостных историях MNT. Также можно воспользоваться нашими ссылками на информацию об относящихся к вопросу психических состояниях.

Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.
Джон Голсуорси

Факты о психологии

Ниже приводятся ключевые факты-моменты, связанные с психологией.

Более детальная информация приводится в основной части статьи:

  • Психология - это изучение поведения и психики
  • Мы не способны физически видеть умственные процессы, такие как мысли, память, сны и ощущения.
  • Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику.
  • Когнитивная психология изучает внутренние психические процессы, то, как люди думают, воспринимают и общаются.
  • Психология развития изучает, как люди развиваются психологически в течение жизни.
  • Эволюционная психология изучает, как психологические изменения в процессе эволюции повлияли на поведение людей.
  • Судебная психология представляет собой применение психологии к процессу расследования преступлений и к законодательству.
  • Психология здоровья изучает влияние здоровья на поведение, биологию и социализацию.
  • Нейропсихология изучает функционирование мозга по отношение к различному поведению и психологическим процессам.
  • Психология занятости исследует, как люди выполняют работу для того, чтобы развивать и понимать функционирование организаций.
  • Социальная психология изучает влияние на поведение и мысли людей фактического или предполагаемого присутствия других людей.

Психология - наука, изучающая деятельность мозга

Мозг по своей природе весьма сложен и загадочен. Многие удивляются, как психологи вообще могут изучать такой сложный, имеющий абстрактный вид, и очень изощренный объект. Даже если ученые смотрят внутрь мозга, например, при аутопсии или во время хирургической операции, все, что они видят, это серое вещество (собственно мозг). В отличие, например, от шелушения кожи или порока сердца, просто нельзя физически увидеть мысли, познание, эмоции, воспоминания, сны, ощущения и т.п.

Эксперты говорят, что подход, применяемый в психологии, не очень отличается от других наук. Как и в других науках, в психологии разрабатываются эксперименты, которые подкрепляют или опровергают теории и ожидания. Для физика, данные для обработки во время эксперимента могут поступать от атомов, электронов, применения или прекращения нагрева, в то время как для психолога такими источниками данных является поведение человека.

Для психолога поведение человека используется в качестве свидетельства, или, по крайней мере, указания функционирования мозга. Мы не в состоянии наблюдать работу мозга непосредственно; однако фактически она оказывает влияние на все наши действия, чувства и мысли. Именно поэтому поведение человека используется в качестве источника информации для проверки психологических теорий о том, как работает мозг.

На что похожа психология по сравнению с другими науками?

Многие говорят, что психология находится на пересечении других дисциплин, таких как медицина, лингвистика, социология, биология, искусственный интеллект, антропология, и даже история. Например, нейропсихология – направление психологии, изучающее, как различные области мозга используются в процессах памяти, в языке, в эмоциях и т. д, - является пересечением биологии и медицины.

Различные направления психологии

Существует множество направлений психологии. Как вы классифицируете их, зависит от того, в какой части мира вы находитесь, и даже от того, в каком университете или институте вы обучались.

Но можно выделить наиболее крупные направления психологии, такие как:

Клиническая психология

Клиническая психология объединяет в себе науку, теорию и практику для того, чтобы понимать, прогнозировать и облегчать неспособность пациента адаптироваться, его нетрудоспособность и дискомфорт. Клиническая психология также способствует адаптации, настрою и персональному развитию. Клинические психологи концентрируются на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, социальных и поведенческих аспектах поведения человека в течение его жизни, при изменении культурных, социальных и экономических уровней.

Другими словами, клиническая психология представляет собой научные исследования и применение психологии для понимания, предотвращения и устранения стрессов или нарушений (нетрудоспособность), вызванных психологическими причинами, с целью улучшения здоровья и личного развития пациента.

Основой практики клинической психологии являются психологическая оценка и психотерапия ("что такое психотерапия"). Однако клинические психологи также часто вовлекаются в исследования, обучение, судебную экспертизу и в другие области.

Когнитивная психология

Когнитивная психология изучает такие внутренние психические процессы, как решение задач, запоминание, обучение и язык (то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся). Эта ветвь психологии близко связана с другими дисциплинами, такими, как нейробиология, философия и лингвистика.

Когнитивная психология фокусируется на том, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Часто говорят, что когнитивная психология представляет собой изучение интеллекта. Практические применения когнитивных исследований могут включать в себя улучшение памяти, улучшение точности принятия решений, или изменение программ обучения для ускорения процесса учебы.

Психология развития

Психология развития представляет собой научное изучение систематических психологических изменений, испытываемых человеком в течение всей его/ее жизни. Это направление психологии часто упоминается, как психология развития человека. Ранее она концентрировалась только на младенцах и маленьких детях, но сегодня также включает изучение подростков и взрослых - всю продолжительность жизни человека.

К психологии развития относятся любые психологические факторы, действующие в течение жизни человека, в том числе такие, как моторные навыки, решение задач, понимание морали, освоение языка, формирование эмоций, личности, самооценки и идентичности.

Психология развития также изучает и сравнивает врожденные психические структуры с тем, которые приобретены в процессе опыта. Например, считается, что младенцы рождаются с LAD (врожденная способность осваивать язык).

Специалист по психологии развития будет интересоваться, как работает LAD в сравнении с развитием младенца и приобретением им опыта, и как взаимосвязаны эти два механизма. Он также будет интересоваться взаимодействием характеристик человека с факторами окружающей среды и тем, как это взаимодействие влияет на развитие.

Психология развития перекрывается с рядом других направлений в психологии, а также и с такими другими дисциплинами, как лингвистика.

Эволюционная психология

Эволюционная психология изучает влияние на поведение человека психологических изменений в процессе эволюции. В то время как биологи говорят о естественном или сексуальном отборе в процессе эволюции, эта ветвь психологии применяет психологический подход к такому отбору. Например, эволюционный психолог считает, что восприятие языка или память являются функциональным продуктом естественного отбора.

Некоторые специалисты в эволюционной психологии высказывают предположение, что освоение языка - это врожденная способность, делающая обучение языку автоматическим процессом, но не связанная с чтением и письмом. Другими словами, они уверены, что наша способность осваивать язык является врожденной, в то время как способность читать и писать является приобретенной (обучение языку осуществляется автоматически, а чтению и письму нас нужно учить). Человек, родившийся в городе, где говорят на французском языке, будет к возрасту 20 лет говорить по-французски. Однако если его не будут специально учить читать, он останется неграмотным - язык достается автоматически, если он существует вокруг вас, а чтение и письмо - нет.

Эволюционный психолог уверен, что психологические особенности человека являются результатом адаптации наших предков к выживанию в повседневной среде.

Судебная психология

Судебная психология применяет принципы психологии для расследований преступлений и для судопроизводства. Это направление практикует психологию, как науку в рамках системы осуждения преступников.

Судебная психология включает в себя понимание уголовного законодательства в соответствующей юрисдикции, чтобы взаимодействовать с судьями, адвокатами и другими специалистами юридической системы.

Судебная психология также изучает способность свидетельствовать в суде, представлять в суде психологические выводы на юридическом языке, и предоставлять данные для юридических профессионалов понятным им образом.

Судебный психолог должен понимать правила, стандарты и философию используемой юридической системы.

Психология здоровья

Психология здоровья еще называется поведенческой медициной или медицинской психологией. Эта ветвь психологии изучает то, как поведение, биология и социальное окружение оказывают влияние на болезни и здоровье. В то время как врач лечит болезнь, специалист по психологии здоровья больше концентрируется на болеющем человеке, выясняя его/ее социальный и экономический статус, предпосылки и поведение, способные влиять на болезнь (например, строгое выполнение медицинских предписаний), а также биологические основания болезни. Целью такого психолога является улучшение общего здоровья пациента при анализе болезни в контексте биопсихологических факторов. "Биопсихологический" здесь обозначает биологические, психологические и социальные аспекты в отличие от строго биомедицинских аспектов заболевания.

Специалисты по психологии здоровья обычно работают вместе с другими профессиональными медиками в клинической среде.

Нейропсихология

Эта ветвь психологии изучает структуру и функции мозга, относящиеся к поведенческим и психологическим процессам. Нейропсихология также применяется в изучении повреждений мозга, а также при записи электрической активности клеток и клеточных групп у высших приматов.

Нейропсихолог использует нейропсихологическую оценку - систематическую оценочную процедуру - чтобы определить степень любых возможных поведенческих проблем после предполагаемых или диагностированных травм мозга у пациента. После установки диагноза, к некоторым пациентам применяется индивидуальный протокол когнитивной коррекции - лечение, помогающее пациенту преодолеть свои когнитивные дефекты.

Психология занятости

Психология занятости - называемая в различных публикациях психологией организации промышленности, психологией I-O, психологией работы, организационной психологией, психологией работы и организации, психологией персонала или оценкой таланта - изучает показатели людей во время работы и обучения. Она развивает понимание функционирования организаций и поведения отдельных людей и групп людей во время работы. Специалист по психологии занятости нацелен на увеличение эффективности, действенности и удовлетворения от работы.

Согласно формулировке Британского Психологического Общества, психология занятости "имеет отношение к показателям людей на работе и во время обучения, к тому, как функционируют организации, и как отдельные люди и небольшие группы ведут себя во время работы. Целью данного направления психологии является увеличение эффективности организации, и улучшение удовлетворения работой отдельного человека".

Социальная психология

Социальная психология использует научные методы для понимания и объяснения того, как чувства, поведение и мысли людей зависят от фактического, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей. Социальный психолог изучает поведение группы, социальное восприятие, невербальное поведение, послушание, агрессию, предубеждения и лидерство. Ключевыми аспектами для понимания социального поведения считаются социальное восприятие и социальные взаимодействия.

Проще говоря, специалист по социальной психологии изучает влияние окружающих людей на поведение человека.

Психология, в общепринятом понимании, крайне простая наука.
Люди, не способные самостоятельно вбить гвоздь или срифмовать пару строчек, ни капли не сомневаются в своей способности понимать и судить других.
В крайних проявлениях это становится смыслом жизни и источником самоутверждения.
Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений

История психологии

В философском контексте психология уже существовала тысячи лет назад в Греции, Египте, Индии, Персии и Китае. Средневековые мусульманские психологи и врачи практиковали клинический и экспериментальный подход к психологии - они были первыми, у кого появились психиатрические больницы.

Биологическая психология была создана Пьером Кабанисом (Франция) в 1802 году. Психолог Кабанис написал известное эссе, названное "Связи физических и моральных аспектов человека" ("Rapports du physique et du moral de l"homme"). Он интерпретировал психику в соответствии со своими предыдущими исследованиями в биологии, считая, что чувствительность и душа составляют часть нервной системы.

Рождением современной психологии можно считать 1879 год. В этом году немецкий врач Вильгельм Вундт основал психологию, как полностью независимое экспериментальное направление исследований. Он открыл в университете Лейпцига первую лабораторию, в которой проводил исключительно психологические исследования. Сегодня Вундт считается отцом психологии.

В 1980 году американский психолог Уильям Джеймс опубликовал работу "Принципы психологии" (Principles of Psychology), которую в течение многих десятилетий обсуждали психологи по всему миру.

Первым психологом, начавшим изучать исключительно память, был Герман Эббингауз (1850-1909) из университета Берлина. Психолог Иван Павлов (1849-1936) сегодня известен даже среди обычных людей благодаря термину "собака Павлова". Он изучал процессы обучения, называемые "классическое обусловливание".

Психоанализ

В настоящее время в психологи появились такие направления, как бихевиоризм, психоаналитическая теория, и теория когнитивного восприятия. Психология стала намного более многоплановой.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), (Австрия) разработал психоанализ - метод психотерапии ("Что такое психотерапия?"). Его понимание психики в основном было основано на интерпретации, интроспекции и клинических наблюдениях. Фрейд концентрировался на решение неосознанных конфликтов, психических заболеваний и психопатологии.

Теории Фрейда о сексуальности и подсознательной психике стали известны, вероятно, потому, что сексуальность в те времена была табуированной темой. Основной принцип теории Фрейда заключается в том, что за большинство мыслей и поведение каждого человека, а также за психические расстройства или заболевания отвечает подсознание. Фрейд оказал значительное влияние на психиатра Карла Янга (Швейцария).

Структурализм против функционализма

Е.Б.Титчнер (США), студент Вундта, был ярый сторонником структурализма. Уильям Джейм и Джон Дивей были сильными приверженцами функционализма. Структурализм занимается вопросом "что такое сознание", в то время как функционализм интересуется вопросами "для чего нужно сознание? Какие цели или функции создания составляют основу психического процесса?"

Структуралисты и функционалисты страстно расходятся во мнениях друг с другом. Большинство из них согласны, что явный победитель в их споре никогда не появится - но их дискуссия привела к быстрому распространению психологии в США, а также и в других частях мира. Первую психологическую лабораторию в США открыл Стенли Холл при университете Джона Хопкинса.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Уотсон основал новое движение, изменившее направление внимания психологии. Уотсон был уверен, что и структуралисты и функционалисты слишком сильно отошли от объективной науки. Проще говоря, Уотсон говорил, что психология должна концентрироваться на изучении поведения, так как он был убежден, что поведение представляет собой не результат внутренних психических процессов, а, скорее, является результатом нашей реакции на раздражители окружающей среды.

Бихевиоризм фокусируется на том, как люди обучаются новому поведению в окружающей среде. Это направление стало очень популярным в США, где среди последователей Уотсона можно назвать психолога Б.Ф. Скиммера.

Гуманизм

Некоторые психологи воспринимают бихевиоризм и теорию психоанализа, как излишне механистические. Вместо того чтобы быть жертвой окружающей среды или подсознания, говорят гуманисты, человек внутренне правилен, и только наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении.

Движение гуманистов высоко оценивает наши эмоции, свободную волю и субъективные восприятия ощущений.

Когнитивная теория

Это направление психологии зародилось в 1970-х годах, и считается наиболее современным философским направлением в психологии. Когнитивная перспектива намного объективнее и более вычисляемая, чем перспектива гуманизма. Однако она отличается от в том, что, в основном, концентрируется на психических процессах.

Представители когнитивной теории убеждены, что мы принимаем информацию от нашего окружения через наши чувства и затем психически перерабатываем эти данные, организуя их, манипулируя ими, и связывая их с информацией, которую мы накопили ранее. Когнитивная теория применима к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройством и снам.

Сегодняшний день

Сегодня не существует доминантных направлений, как это было в психологии раньше. Бихевиоризм, теория психоанализа, гуманизм, и когнитивное восприятие - все эти направления сейчас активно разрабатываются психологами. Психология стала намного разнообразнее (отбирая то, что кажется лучшим из каждой доктрины, направления, или философского течения). - 72.20 Кб

Контрольная работа

по психологии учебной и познавательной деятельности

Тема: Новые направления в психологии.

Введение

Гуманистическая психология

Гештальтпсихология

Когнитивная психология

Трансперсональная психология

Экзистенциальная психология

Онтопсихология

Интегральная психология

Психодрама

Логотерапия

НЛП (нейро-лингвистическое программирование)

Коучинг

Эзотерический психосинтез

Энергетическая психология

Нанопсихология

Психология репродуктивной сферы

Перинатальная психология

Телесно-ориентированная психотерапия

Холодинамика

Психотерапия, ориентированная на решение

Сказкотерапия

Системно-векторная психология

Психология среды

СПА-психология

ВВЕДЕНИЕ.

Клиент приходит на консультацию к психологу , подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возмож ность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания, так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипным представлений большинства, имеет условный характер, в то время как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

Одно из базовых убеждений гуманистически- ориентированных психологов зак лючается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии, внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии , преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

(нем. gestalt - целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии - осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят факт, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений объясняется, прежде всего, за счет неправильно построенного описания своей личности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на этапе эмпирического анализа отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на этапе прагматического анализа строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др. Психологическое направление, изучает:

1). Проблемы времени, бытия и небытия;

2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества;

4) Сущность Бога.

Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

ОНТОПСИХОЛОГИЯ

Онтопсихология - это современное научное направление в психологии. Предметом онтопсихологии является психическая деятельность в ее первичной причинности, включая понимание бытия.

Онтопсихология - от греч. οντος родительный падеж причастия настоящего времени глагола ειμι (быть), λνγνς (изучение), ψυχος (душа).

Онтопсихология позволяет каждому субъекту целостно понять структуру собственного бессознательного и те динамики, которые он вызывает в окружающих людях. Основы онтопсихологического анализа на данный момент с успехом применяются в области экономики, медицины, искусства, науки и педагогики с целью оказания реальной помощи лидеру, как провиденциальному моменту проявления духа в мире и "руке помощи" для многих. Сегодня онтопсихологическая наука представляет собой абсолютную новизну. Ее практическая деятельность направлена на полное восстановление субъектом своего сознания, энергетического кванта ума, которым он является.

В действительности, человек, подобно клетке, наделен способностью и знанием, как поддерживать и развивать собственную идентичность. Ему от природы дан беспроигрышный ум для установления выгодных взаимодействий в среде. Однако по причине различных социальных и исторических факторов человек потерял большую часть своей интуиции и своего врожденного ума. Если же он восстановит свою целостность, то ему станет доступным знание всего того, что касается его интересов и ведет к успеху.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Интегральная психология ни в коей мере не является простой суммой достижений ведущих психологических школ. Так же не ставится задача формирования универсального психологического знания, созданного по принципу квинтэссенции существующих теорий. Интегральная психология ставит две основных цели. Первая – создание всеобъемлющей топографии психологического в человеке - концептуальной схемы, разработанной настолько детально, что бы в нее могли быть интегрированы все прогрессивные достижения психологии настоящего и будущего. Вторая – создание ясной концептуальной картины панпсихического пространства в котором Эго совершает свой путь. Первая цель условно обращена к внутреннему в человеке, вторая к внешнему. При этом Интегральная психология не ограничивается дидактикой структурного для других психологических школ, а предлагает открытые векторы и горизонты для построения гностических и терапевтических конструкций с учетом будущих открытий и изменения паттернов восприятия в ходе эволюционирования самого человека.

Своеобразная топография психологического в человеке существует и в западной науке, однако все имеющиеся модели представляют собой хотя и сложно-разветвленные, но плоскостные структуры. Минусы плоскостных моделей развития сознания, присущие: психоанализу, когнитивной психологии, гуманистической психологии, бихевиаризму и другим школам происходят из-за неполного и ошибочного видения всей широты психологического пространства человека. Западная модель распознает во вселенной единственный разумный субъект – человек. Восточная психология рассматривает все сущее, как наделенное психическим полем, соответственно и разумом.

В западной модели отсутствуют доперсональный и надперсональный психологические уровни. Процесс познания представляется как линейное восхождение к неким когнитивным формациям между временем рождения и смерти. Пространство когнитивного представляется количественным, а не качественным, причем замкнутым само на себя. Качество представляется в конечном счете функцией от количественных факторов жизни. Восточная психология рассматривает психическую деятельность человека непрерывной, понимая временной период между рождением и смертью, как частный случай – квантовый скачек сознания в мир материи. Ошибочно полагать, что доперсональная психология являет собой «мертвую букву» истории. Доперсональная психология является полноценным механизмом каждого человека. Точно так же и надперсональная психология представляет собой живую динамику эволюционирующего сознания и в сумме всего того, что было прожито, познано, прочувствовано и осмыслено в персональный психологический период. Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Экзистенциальная психология
Онтопсихология
Интегральная психология
Психодрама
Логотерапия
НЛП (нейро-лингвистическое программирование)
Коучинг
Эзотерический психосинтез
Энергетическая психология
Нанопсихология
Психология репродуктивной сферы
Перинатальная психология
Телесно-ориентированная психотерапия
Холодинамика
Психотерапия, ориентированная на решение
Сказкотерапия
Системно-векторная психология
Психология среды
СПА-психология

Основные направление в психологии

СТРУКТУРАЛИЗМ

Представители:

Эдвар Титченер

Предмет изучения.

Экспериментальное исследование структуры сознания

Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.

Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.

Практика.

Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.

Вклад.

Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т.к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Представители:

Вильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)

Предмет изучения.

Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

Основные теоретические положения.

Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия».

Учение об эмоциях: показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.

Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания

Практика.

Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой.

Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.

Вклад.

Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.

Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение.

На смену функционализма приходит бихевиоризм.

БИХЕВИОРИЗМ

Представители :

Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуа, Уотсон (1878-1958)

Предмет изучения.

Изучать не сознание, а поведение человека.

Личность – все то чем обладает индивид.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Основные теоретические положения.

Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

    исходный пункт – проблемная ситуация;

    организм противостоит ей как целое;

    он активно действует в поисках выбора;

    выучивается путем упражнения.

Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

Практика.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия.

Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.

Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Вклад.

Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения.

(перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

ФРЕЙДИЗМ

Представители :

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Предмет изучения.

Бессознательные психические процессы.

Основные теоретические положения.

Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательный уровень – насыщено сексуальной энергией, т.е. либидо, которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в нейтральных формах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит фазы: оральную, анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс» - определенная мотивационно - аффективная формула отношения ребенка к своим родителям.

Компоненты личности: «ид»(оно) - носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; «эго»(Я) - следует принципам реальности; «супер-эго»(сверх-Я) - носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»:

    вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию;

    регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления;

    сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

Практика.

    Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им.

    Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (их двойственность).

Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этой символике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенных влечений.

    сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)

    противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти – ТАНАТОС)

Вклад.

Недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители :

Карл-Густав Юнг

Предмет изучения.

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Основные теоретические положения.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Практика.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Вклад.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители :

Альфред Адлер

Предмет изучения.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.

Основные теоретические положения.

Как понятие используется в 3-х смыслах:

    дифференциальная психология

    исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей.

    одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирожденным изначально заложенным в нем тенденциям.

Практика.

Задача психотерапии – помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти, превосходству над другими.

Вклад:

Первые успешные попытки использования математических методов в психологии – Ф.Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Жан Пиаже.

Предмет изучения.

Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Практика.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Вклад.

Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Предмет изучения.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.

Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоантуализации».

Основные теоретические положения.

Базируется на иерархии потребностей человека.

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Практическое применение.

Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке.

Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:

Основные целостные самоактуализирующийся личности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Вклад.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.

Предмет изучения.

Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.

Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.

Транс персональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Основные теоретические положения .

Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Структура личности:

    сознание

    индивидуальное бессознательное

    коллективное бессознательное

Практическое применение.

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Вклад.

Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт …

Предмет изучения.

Психические процессы … – это свойство высокоорганизованной материи.

Практика.

Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …

Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.

Психология ребенка.

Вклад.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

Современная психологическая наука представляет собой конгломерат различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Поэтому в настоящее время психологи затрудняются в определении единой теоретической концепции. Такое положение дел объясняется большим разнообразием проявлений психических явлений.

Общая характеристика основных направлений психологии:

1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики.

2. Бихевиоризм (behavior – поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы – S–R , где S – стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R –поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?».

3. Глубинная психология включает:

    психоанализ З. Фрейда;

    индивидуальную психологию А. Адлера;

    аналитическую психологию К.Г. Юнга.

Основные положения.

    Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности.

    Структура психики:

    сверх-Я (superego ) – моральные стандарты и запреты, усвоенные бессознательно (совесть, чувство вины):

    Я (ego ) – реально воспринимаемая информация о мире и регуляция действий индивида. Я живет в реальном мире;

    Ид (оно, alterego ) – слепые инстинкты (секс и агрессия), стремящиеся к удовлетворению.

    Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов:

а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений;

б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия;

в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим;

г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов;

д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье;

е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом.

Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов.

4. Гештальтпсихология (гештальт – целостная форма, образ)возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации.

5. Когнитивная психология , представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция – смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора.

7. Психология деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России.

Основные положения:

    развитие психики осуществляется через деятельность – взаимодействие человека со средой. Сама же психика проявляется во внешней и внутренней деятельности. К внешней деятельности относится предметно-практическая активность, а к внутренней – перцептивная, мыслительная, мнестическая, имажитивная, речевая деятельность;

    сознание является внутренним планом деятельности, поэтому психика – это совокупность внутреннего и внешнего;

    психические функции человека носят опосредованный характер, т.е. субъект управляет собственной психикой благодаря усвоенными из культурно-исторического опыта понятиям, значениям, логическим операциям. С помощью данных психических орудий (значений и понятий) люди регулируют свою психику и деятельность.

Вывод. В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике:

    сознание (интроспективная психология);

    поведенческий акт (бихевиориальная психология);

    обратимые реакции (Ж. Пиаже, когнитивная психология);

    значение и переживание (Л.С. Выготский, психология деятельностного подхода);

    предметная деятельность (А.Н. Леонтьев, психология детельностного подхода);

    когнитивные процессы (когнитивная психология);

    установка (теория установки Д. Н. Узнадзе);

    фигура и фон (гештальтпсихология);

    ориентировочная основа деятельности (П.Я. Гальперин, психология деятельностного подхода);

    бессознательное (глубинная психология).

Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует о великом разнообразии ее проявлений.

Вопросы для самопроверки:

    Какова специфика психологии как науки? Определите задачи психологии.

    Дайте характеристику основных этапов формирования психологии как науки.

    Раскройте особенности материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики.

    Назовите основные свойства психического отражения.

    Каковы основные функции психики? Приведите примеры.

    Чем обусловлено возникновение различных направлений психологии как науки?

    В чем заключается сущность каждого направления психологии?

Литература

    Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Гл. 1 /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. Гл. 2.