Майя Плисецкая: интересные факты. Интересные факты о майе плисецкой Интересные факты о плисецкой

Что общего у селедки, спорта, «Бандита» и Майи Плисецкой – интересные факты из жизни легенды русского балета. Бесподобная танцовщица навсегда запомнилась поклонникам высокого искусства великолепным исполнением партий Одетта-Одиллия. После себя балерина оставила светлую память, массу ярких цитат и мемуары.

  1. В детстве Плисецкая мечтала быть, как мама, актрисой, но судьба распорядилась иначе . При Сталине ее родители были репрессированы (отец расстрелян), поэтому девочку на воспитание взяла тетка по материнской линии, благодаря которой Майя попала в балетную школу. Детскую мечту – сняться в кино – Плисецкая осуществила лишь в 1967 году, сыграв княгиню Тверскую в драме «Анна Каренина».
  2. Номер «Умирающий лебедь», ставший впоследствии фирменным знаком Майи Михайловны, поставила приемная мать – солистка Большого театра и балетный педагог Суламифь Мессерер. В постановке она сделала акцент на пластичность и красоту рук племянницы.

  3. Майя танцевала «лебедя» более полувека : впервые она вышла на сцену с этим номером в 42-м году в Свердловске в эвакуации, в последний раз – в 96-м в Москве на Красной площади. До Плисецкой лучшим «умирающим лебедем» считалась Анна Павлова. Теперь же современные балерины редко исполняют номер, опасаясь сравнения с великой Майей.

  4. В жизни балерина отличалась завидным постоянством . Яркое тому подтверждение – 50-летний брак, полный любви и гармонии, с композитором Родионом Щедриным. В знак верности супруги завещали после смерти соединить их прах и развеять над Россией.

  5. Плисецкая придерживалась идей «чайлдфри» , то есть добровольно отказалась от материнства в пользу карьеры.

  6. Среди поклонников Майи было много известных мужчин . Один из них – политик Роберт Кеннеди. С братом президента балерина познакомилась во время гастролей по Америке. Новый знакомый был очень галантен, дарил драгоценности и цветы. Когда же Роберт погиб в результате покушения, Плисецкая посвятила нью-йоркский концерт в Metropolitan Opera его памяти.

  7. Король фламенко и выдающийся хореограф Хоакин Кортес, пораженный тем, как Майя исполняет испанский танец, подарил ей свой талисман – туфли, в которых сам покорил весь мир .

  8. Известную балерину всю жизнь тянуло к молодым . В отличие от большинства танцовщиц она не боялась выступать в дуэте с партнерами намного моложе себя. В разные годы она танцевала с такими восходящими звездами балета, как Годунов, Богатырев, Ратманский.

  9. Подтянутая, грациозная, гибкая – Плисецкая всегда была в отличной физической форме . Когда ее спрашивали, в чем секрет стройности, она советовала: «Меньше жрать». Из рациона балерина исключала пасленовые, жирную и жареную пищу, соусы, шоколад, какао, молочные продукты, яйца, мясо. Любимое блюдо Майи Плисецкой – селедка.

  10. Слывшая модницей балерина, гастролируя за рубежом, покупала там ткани, аксессуары, обувь, одежду . В свое время наряды для Плисецкой шили Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него.

  11. Еще одним значимым кутюрье в жизни балетной примы была Коко Шанель . Со знаменитой француженкой Майю познакомил Серж Лифарь. Коко тогда было 80, но ее энергичность впечатлила Плисецкую, впрочем, как и произнесенная Шанель фраза: «Характер – это и есть судьба».

  12. Балерина отличалась постоянством и в отношении ароматов . Десятилетиями она хранила верность духам «Бандит», созданным в 44-м парфюмером Робертом Пиге. Казалось, что дерзкий, провокационный аромат с мужскими нотками перекликается с сущностью самой Майи.

  13. Плисецкая редко снималась для модных журналов , но в 2006 сделала исключение для издания «Эль» и фотографа Беттины Реймс.

  14. Настоящей страстью и балерины и ее супруга был футбол . В советское время Плисецкая болела за ЦСКА, а после переезда в Мюнхен встретить ее на стадионе можно было чаще, чем в опере.

  15. В честь балерины бразильский художник Эдуардо Кобра создал гигантский мурал «Майя» на одном из московских домов . Красивое и радужное граффити с точными геометрическими формами и сочными цветами имеет 15 м в ширину и 12 м в высоту. Оно было посвящено 88-му дню рождению Плисецкой.

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год Фото: РИА Новости / Майя Плисецкая

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая Фото: РИА Новости / Борис Рябинин

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год Фото: РИА Новости / И. Кошани

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже . Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости / Лев Носов

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.

24.03.2016

Майя Плисецкая прожила долгую даже по современным меркам жизнь - 89 лет. Она всегда сохраняла великолепную форму, девичью гибкость и стройность. Эта удивительная женщина отличалась железным характером, но особенную строгость проявляла к самой себе - это чувствуется даже по лаконичному, без лишнего «декора» и без всякого «миндальничанья», тону мемуаров великой балерины. Какой была жизнь Майи Плисецкой? Ознакомимся с некоторыми интересными фактами.

  1. Танцевать Майя хотела с детства. Девочка уверенно шла к намеченной цели, когда в вдруг в возрасте 12 лет ее мир перевернулся. Страшный 37-й год в одночасье лишил ребенка отца, матери и младшего братишки. Отца арестовали, мать с двухмесячным младенцем на руках выслали в лагерь для жен изменников Родины. Майя попала в семью своей тетки, которая приютила девочку.
  2. Майе удалось продолжить танцевать, но через два года она стала ощущать боль в колене. Врачи, к которым обратилась Майя, вынесли вердикт: нужно срочно исключить физические нагрузки, иначе болезнь колена может привести к инвалидности. Майя не послушалась и тренировки не бросила. И болезнь отступила!
  3. Талант молодой балерины вскоре засверкал настолько ослепительно, что на постановки с ее участием специально водили иностранцев. Однако выезжать за границу «дочери врага народа» не разрешали вплоть до 1959 года. Годы унизительных походов по кабинетам КГБ, бесконечных вопросов и неизменные, без объяснений, отказы, - это могло бы кого угодно вогнать в депрессию. Но только не Майю. И вот в 1959 году - победа! Ей дали разрешение на 70-дневный тур по США! С тех пор началось ее победное шествие по миру.
  4. «Коронный номер» Плисецкой - «умирающий лебедь». Никто ни до нее, ни после не умел создать такой удивительно пластичный образ. Очевидцы говорят, что она часами наблюдала за лебедями, пытаясь научиться как можно точнее передавать их грациозные движения.
  5. Плисецкая имела столько наград, что, наверное, для их перечисления понадобился бы отдельный печатный труд. Народная артистка СССР, золотая медалистка Испании за заслуги в области изящных искусств, почетный профессор Московского государственного университета и даже почетный доктор Сорбонны - это лишь малая часть всего списка. А в 1994 году она и вовсе стала, фигурально выражаясь, известна за пределами Земли - ее именем астрономы нарекли маленькую планету 4626.
  6. Брат президента США Роберт Кеннеди был влюблен в Майю и дарил ей цветы и бриллианты.
  7. Балерина не имела детей, и это - результат не случайности или болезни, а осознанного жизненного выбора. Ощутив однажды все признаки беременности, она решила отказаться от материнства в пользу искусства. Это непростое решение, не каждая женщина на такое способна.
  8. Майя Плисецкая танцевала до 65 лет!
  9. В 70 лет балерина еще раз вышла на сцену, причем не в качестве почетной гостьи, а в том амплуа, в котором провела всю свою жизни - исполнительницей балетной партии. Специально для нее к этому юбилею Морис Бежар создал номер «Аве Майя». Плисецкая была, как всегда, великолепна!
  10. Как удавалось танцовщице сохранить до глубокой старости точеную фигурку? Сама она давала на этот вопрос очень простой и понятный ответ: «Надо меньше жрать!»

Плисецкая стала легендой XX и даже XXI веков. Казалось, что она вечна. Успехи, которых добилась эта хрупкая женщина, просто невероятны. Разумеется, ей в этом очень помог сценический талант. Но если бы не трудолюбие, стремление к победе, сильная воля и желание добиться совершенства, то Майя Плисецкая никогда бы не стала тем, кем она сумела стать - звездой балета, яркий свет которой не погаснет и много лет спустя.

Ей было 89 лет. Красотой, талантом и грацией артистки восхищались миллионы людей. Предлагаем вам вспомнить самые интересные факты из жизни легендарной балерины, а также посмотреть редкие фотографии с ней в нашей галерее.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве. Будущая звезда балета появилась на свет в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Майя Михайловна унаследовала профессию тети – солистки Большого театра, балерины Суламифь Мессерер. Плисецкая всю себя отдала профессии и ради того, чтобы как можно дольше оставаться в форме, отказалась от рождения детей. Свою карьеру она завершила в 65 лет, однако в день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для нее номере хореографа Мориса Бежара «Аве Майя».

Майя Плисецкая была балериной, хореографом (работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде), писателем (она не позволяла править свои автобиографические книги и часами редактировала каждое предложение). До последних дней жизни эта потрясающая женщина прекрасно выглядела и была полна энергии .

  • 1 Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она хотела стать актрисой, как мать – актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию.
  • 2 Впервые ставшего впоследствии ее визитной карточкой «Умирающего лебедя» Плисецкая станцевала в 14 лет. Номер поставила ее тетя Суламифь Мессерер, изменив изначальный вариант хореографа Михаила Фокина, в котором балерина Анна Павлова выходила на сцену лицом к залу. «Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных. <…> Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее. Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту», - объяснила позже Мессерер.
  • 3 Майя Плисецкая признавалась, что «своего «Умирающего лебедя» подсматривала в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью - подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась - вот это устойчивость...».
  • 4 Балерина критично относилась к своим первым выступлениям и считала, что в нынешнее время ее бы даже не приняли в балетную школу: «Непродавленная коленка и подъем средненький».
  • 5 Плисецкая была самой гламурной балериной страны.

Ее наряды обсуждали с не меньшим интересом, чем ее легендарные роли. Со своих гастролей она привозила костюмы, о которых в советское время никто не мог и мечтать. Наряды для нее создавали легендарные Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. С Пьером Карденом у Майи Михайловны сложились особые отношения – она была музой дизайнера, а он на протяжении 30 лет создавал для нее костюмы и наряды. «Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказывала балерина.

  • 6 Плисецкая сводила с ума не только знаменитых дизайнеров. В 1962 году она познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Он дарил ей цветы и бриллианты, ухаживал, однако они так и остались друзьями.
  • 7 Не устоял перед Плисецкой и поэт Андрей Вознесенский: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая - полюс магии».
  • 8 Более полувека Майя Плисецкая прожила в браке с композитором Родионом Щедриным.

Их познакомила Лилия Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которая, по словам Плисецкой, любила сводить людей: «Как-то раз она попросила меня напеть на магнитофон партию из «Золотого петушка» – а потом дала прослушать запись Родиону. У него пробудился интерес ко мне…». Позже Щедрин собрался писать музыку для балета с участием Плисецкой и пришел к ней на репетицию. Балерина вспоминала, что встретила его в обтягивающем черном эластичном трико, которое подчеркнуло все ее достоинства, чем окончательно покорила композитора.

2 мая скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая. Восхитительная и непостижимая, она была вне времени. В посте памяти «золотые» правила самой гламурной балериной страны и интересные факты из её жизни.

Майя Плисецкая признавалась, что балет «не был страстью ее жизни». Она собиралась пойти по стопам матери, актрисы немого кино Рахиль Мессерер, и стать актрисой.

Но после того, как её отца расстреляли, а мать отправили в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила Суламифь Мессерер – тетя по материнской линии, солистка балетной труппы Большого театра. От неё-то Майя Михайловна и унаследовала профессию.

«Умирающего лебедя», который стал визитной карточкой балерины, в первый раз Плисецкая станцевала в 14 лет.

Суламифь Мессерер сама занималась постановкой номера для племянницы и изменила первоначальный вариант Михаила Фокина, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры Майи. Она выходила спиной к залу, чтобы зрители могли оценить красоту её рук.

Плисецкая рассказывала, что подсмотрела своего «Умирающего лебедя» в Московском зоопарке, куда ездила специально, чтобы понаблюдать за лебединой пластикой.

Плисецкую называли самой гламурной балериной, а её наряды обсуждали не меньше, чем роли. Наряды для неё создавали Ив Сен-Лоран и Пьер Карден, а последний называл её своей музой.

«Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – рассказала балерина.

В 1962 году Плисецкая познакомилась с Робертом Кеннеди, братом американского президента.

Он очень красиво за ней ухаживал, дарил бриллианты и цветы. Они много лет оставались друзьями.

Родион Щедрин создал для своей супруги много балетов, среди которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».

Плисецкая, ушедшая со сцены в 65 (!) лет говорила, что благодаря мужу её сценическая карьера была продлена на полвека.

Майя Плисецкая всю жизнь обожала футбол. В Мюнхене, Плисецкую и Щедрина часто встречали на футбольных матчах. Болела Майя Михайловна за ЦСКА.

Родион Щедрин всегда был рядом с Майей Плисецкой во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака мужа.