«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию. Правила этикета. Этикет во время беседы Цель беседы этикет в общении

Ведение диалога – это истинное искусство, которому необходимо научиться. Так было во все прежние времена, и не меняется по сей день. Овладев таким умением, человек открывает для себя множество новых дверей, становясь желанным собеседником.



Для постижения науки речевого общения важно освоить несколько основных этапов.


Светские беседы

Научиться ведению светского разговора не помешает никому. Даже если визави до сих пор не попадал в ситуации, когда говорить нужно на «высоком» уровне. Такое может случиться в самый неожиданный момент, да и способность заинтересовать представителя «высшего общества» пойдет на пользу.

Существует небольшая памятка.

  1. Здесь очень важен речевой этикет. В местах, где царит особая культура, не допускается общение на повседневном уровне. Будущие собеседники, как правило, представляются друг другу, называя себя полным именем и указывая некоторые факты о себе.
  2. Имя и отчество произносятся для того, чтобы собеседники так и обращались друг к другу во время разговора. Заметив, что человек не запомнил этого сразу, можно аккуратно напомнить ему.
  3. Слова – это только половина образа, не менее важны действия. Держаться необходимо открыто, приняв расслабленную позу. Не рекомендуется скрещивать ладони, почесывать нос и затылок. Все эти жесты скажут собеседнику о зажатости и малой степени откровенности.
  4. Лучшая тема для обсуждений – один из фактов, о котором стало известно при знакомстве. Согласно этикету подойдет нечто общее, точно интересное обоим. Здесь стоит быть осторожнее – спорные вопросы могут привести к ссоре.


Во время разговора с незнакомым ранее человеком не следует поднимать чересчур банальные темы. Важно постараться осторожно понять какие интересы преследует собеседник, чтобы он сам мог о них высказаться. Наблюдение за разговором, подмечание речевых оборотов, личные выводы о степени познаний и количестве интересов – все это поможет понять человека и определить тему для общения.

При желании оставить после себя исключительно положительные эмоции, нужно научиться доставлять удовольствие всем разговорным процессом. Для этого стоит воспользоваться личной интересной историей, как-то связанной с выбранной темой, поведав ее и ознакомившись со сложившимся мнением собеседника.


Беседа не должна превратиться в одностороннюю лекцию, а прощание важно сделать максимально вежливым и деликатным.

Грамотные построения предложений, красивые формулирования собственных мыслей, плавность и четкость речи – без этого почти невозможно вести конструктивный, приятный диалог. Каждый из аспектов поспособствует повышению эффективности общения, например, на работе.Без данных навыков не обойтись при самостоятельной организации и проведении мероприятий.


Секреты приятного общения

Быть хорошим собеседником для незнакомых людей не так сложно, как кажется. Нужно только не забывать о нескольких правилах:

  • зрительный контакт с человеком во время разговора покажет ему значимость происходящего диалога и заинтересованность в нем;
  • даже одна улыбка способна подарить положительные эмоции и поспособствовать расслаблению;
  • поддержание беседы: диалог необходимо какое-то время продолжать, пусть даже тема разговора какой-то из сторон оказалась неинтересной - при этом не стоит забывать быть вежливым;
  • повышенный тон вряд ли приведет к хорошим впечатлениям, однако «громким шепотом» лучше тоже не говорить;
  • использование имени человека при общении положительно повлияет на него психологически на подсознательном уровне;
  • перебить собеседника во время его речи можно только случайно, ни в коем случае не специально, иначе это оставит негативный след;
  • правильно высказывать собственное мнение только после завершения определенной фразы визави;
  • от привычки хвастаться, если таковая имеется, рекомендуется избавиться как можно скорее, ибо такая черта характера не нравится никому;
  • каждый имеет право на свое мнение, когда оно не переходит в оскорбление.


Простота – залог приятного общения

Бывает так, что после беседы с конкретным человеком чувствуешь себя некомфортно. Дабы не стать одним из подобных, достаточно запомнить некоторые вещи.

  • Главное - быть самим собой, какими бы ни оказались обстоятельства. Нельзя отрекаться от собственной личности, достойной уважения.
  • Если собеседник прямо просит дать совет в каком-либо вопросе, не стоит отвечать первую пришедшую в голову фразу. Лучше потратить немного времени, чтобы как следует обдумать ситуацию и решить, имеется ли возможность оказать помощь. Если ее нет, пусть человек сразу об этом узнает, ведь в таком случае он будет лишь благодарен за проявленное внимание и искренность.
  • Постоянно ставя себя выше окружающих, не получится добиться ничего хорошего, даже в действительности обладая таким превосходством. Гораздо приятнее оказывать помощь близким и нуждающимся по мере своих сил, тогда люди и сами к вам потянутся.
  • Нет ничего плохого в том, чтобы утомиться от диалога, например, с назойливой и неприятной личностью. В таком случае лучше сказать об этом прямо, дабы не быть лицемером.


«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.

Пояснительная записка:

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Нормы поведения, к сожалению, некоторым людям приходится изучать уже в зрелом возрасте. И иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому мое твердое убеждение - осваивать основы этикета лучше с детского сада. Тем более сегодня, когда дети с родителями активно путешествуют по миру. Знание правил поведения уберегут от неловких ситуаций и всяческих нелепостей.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Особое место при обучении дошкольников правилам этикета может быть отведено беседе. Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

1. Познакомить с понятием «этикет».

2. Закреплять знание детьми вежливых слов.

3. Упражнять в использовании вежливых слов.

4. Воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками.

Предварительная работа:

1. Загадки про этикет.

2. Заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

3. Правила этикета в гостях.

4. Речевой этикет.

Материал к беседе:

Ордена Доброты и Вежливости на каждого ребенка.

Ход беседы:

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Здравствуйте, милые дети!

Вы прекрасней всех на свете.

Дети: (Здравствуйте ).

Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята?

Дети:

Желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Воспитатель:

Крайне, важно дети знать правила общения с окружающими вот некоторые правила речевого этикета.

Правила речевого этикета.

1. Приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании;

2. Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;

3. Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей;

4. Просить прощения за проступок;

5. Не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать;

6. Не перебивать чужой разговор;

7. Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.

Воспитатель:

Дети, а теперь давайте разгадаем загадки про этикет.

Загадки про этикет:

Очень в садик я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

И с прохожим в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал.

Дети: (Приветствия )

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания»-

То слова.

Дети: (Прощания )

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Дети: (Извинения )

Я «спасибо» говорю,

Значит, я.

Дети: (Благодарю )

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…»

Дети: (Прошу прощенья! )

Мама с папою сидят,

Торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

«Разрешите …»

Дети: (Вам помочь! )

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

Дети: (Будь здорова! )

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте.»

Дети: (Так добры! )

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши …

Дети: (Представиться! )

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.

А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах, и мы с вами некоторые разучим, но сначала физкультурная минутка.

Физкультминутка:

Ванька-встанька:

Ванька-встанька, (Прыжки на месте )

Приседай-ка. (Приседания. )

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши. )

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. )

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой. )

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево. )

Воспитатель: А сейчас разучим стишки.

Что такое «этикет»?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Что такое этикет?

Это можно,

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно,

И веди себя достойно.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

Если испечем печенье,

Всем друзьям на угощенье,

Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

На здоровье угощайтесь!».

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»-

Значит «будь здоров».

Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы – не конфетки.

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель:

Крайне важно ребята знать правилам поведения в гостях. Следует знать, что, находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:

Нормы гостевого этикета:

1. Приходить в гости только по приглашению хозяев;

2. Поприветствовать хозяев дома;

3. Не опаздывать к назначенному времени;

4. Соблюдать правила общения;

5. Не трогать предметы и вещи в доме без спроса;

6. Не настаивать на своих желаниях;

7. Соблюдать правила поведения за столом;

8. Не бегать по квартире, не кричать, не мусорить, не разбрасывать вещи;

9. Не задерживаться в гостях надолго;

10. Поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.

Воспитатель:

Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже станете такими же, и я каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достаю и вручаю каждому ребенку орден Доброты и Вежливости ).

Вместо заключения:

Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям. Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.

Беседа «Этикет, или Просто хорошие манеры»

Цели : ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход мероприятия

Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

(Если дети выбирают страну Вежливости, то учитель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)

— Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представьте на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.

(Дети обмениваются мнениями.)

Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?

А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.

Если и вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.

Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или Просто хорошие манеры».

Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

— Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Хорошие манеры

1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.

3. У двери он пропустит старшего или девочку.

4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

5. Встает, разговаривая со старшими.

6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:

Если плохая дорога;

Когда спускается по лестнице;

Когда открывает дверь;

При входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;

Когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20—40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты — это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.

Нежелательные жесты:

Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;

Вертеть пуговицу собеседника;

Барабанить карандашом или линейкой по столу;

Дергать за рукав во время разговора;

Хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

Болтать ногами, сидя за столом.

Мимика — выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима — движения тела (осанка, походка, поза).

— Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)

Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения — игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод. Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.

Являются диалектами взаимного уважения, установленными в современном обществе. Располагать сведениями об основных правилах этикета и следовать им должны все: независимо от пола, возраста и положения в обществе.

Уроки этикета при общении мужчин и женщин

  • На улице мужчинам полагается следовать слева от своих спутниц. Справа от женщин могут идти только военные, чтобы иметь возможность при необходимости отдать честь.
  • Первым заходить в ресторан должен представитель мужского пола, таким образом, он ставит метрдотеля в известность, что расплачиваться будет сам. Впрочем, если у входа на посту стоит швейцар, мужчине нужно пропустить свою спутницу вперед, а потом уже искать столик, где можно расположиться.
  • Следовать первым к своему месту лицом к сидящим людям на концерте, спектакле или в кино должен представитель мужского пола.
  • Если дама здоровается с кем-либо на улице, то ее кавалеру необходимо тоже это сделать, даже если этот человек ему незнаком.
  • Мужчина не должен касаться представительницы слабого пола без ее одобрения. Отступить от данного правила этикета при общении можно в те моменты, когда мужчина помогает своей спутнице перейти дорогу, выйти или войти в транспортное средство.
  • Курить при женщине представителю мужского пола можно только с ее разрешения.

Правила этикета речи

  • Если вас оскорбили при людях, не стоит поддаваться на провокации обидчика. Покиньте место происшествия с улыбкой на устах.
  • Первым должен здороваться входящий в помещение, независимо от своего положения.
  • Этикет общения с людьми гласит, что следует держать в тайне определенные вещи. К ним относятся: молитва, сведения о материальном благополучии, любовные связи, совершенные бесчестные и благородные поступки и другие моменты.
  • Если ваши извинения были приняты, не стоит просить прощения снова, просто не нужно повторять своих ошибок.
  • Необходимо говорить спасибо тем людям, кто проявил щедрость по отношению к вам или пришел на помощь в трудную минуту. Они были не обязаны совершать эти благородные поступки.

Этикет делового общения

  • Необходимо соблюдать правила служебной дисциплины.
  • Нужно не забывать о пунктуальности.
  • Следует выражать свои мысли в краткой форме, не употребляя лишних слов.
  • Собеседника нужно слушать предельно внимательно.
  • Учитывать следует не только свои интересы, нужно внимательно прислушиваться к мнению коллег по работе.
  • В одежде стоит придерживаться стиля, принятого в учреждении. Представительницам женского пола следует забыть о слишком ярком макияже и неподобающих украшениях.
  • Не следует забывать о и письма.

Этикет в социальных сетях

Социальные сети способны распахнуть окно в личную жизнь зарегистрированных там людей. Этикет общения с людьми не рекомендует его слишком широко открывать, даже близкие люди не должны видеть интимные фото или быть в курсе семейных событий.

  • Не стоит акцентировать внимание на высказываниях некоторых комментаторов в социальных сетях, отвечать на неуместные изречения.
  • Не советуют искать сочувствия на своей страничке в социальных сетях ведь негативных событий хватает и у читающих ее людей.
  • Не рекомендуется злоупотреблять сокращениями слов или изречениями, наполненными риторикой: незнакомые люди могут их не расшифровать и исказить смысл.
  • Этикет общения с людьми относит к проявлениям дурного тона предложение дружбы в социальных сетях незнакомым людям.

Общение по телефону

По телефону гласят, что разговор следует вести вежливо, независимо от того со знакомыми или незнакомыми людьми происходит общение. Данное правило способствует формированию и укреплению положительного впечатления.

Вежливость является также важной составляющей деловых телефонных переговоров. Следование определенным правилам этикета может содействовать укреплению имиджа компании и работника, непосредственно ведущего переговоры по телефону.

Уроки этикета гласят, что, набрав нужный номер, не следует долгое время ожидать ответа. Самым оптимальным периодом ожидания является период, включающий пять или шесть телефонных гудков. Если за это время ответа не последовало, значит, вызываемый абонент в данный момент не может ответить на телефонный вызов.

Правила этикета при общении утверждают, что отвечать на звонок нужно со второго или третьего гудка. Оперативный ответ сможет подчеркнуть ваши профессиональные качества и позволит сэкономить время собеседника.

Правила разговора по телефону

  • Следует разделять телефонные разговоры делового и личного плана. Официальные разговоры нужно вести с рабочих аппаратов, неофициальные с личных.
  • Не рекомендуется звонить до девяти утра и после десяти часов в вечернее время.
  • Если звонок адресован незнакомому человеку, нужно непременно объяснить, откуда у вас его номер телефона.
  • Общение по телефону не должно затягиваться по времени.
  • Абонент, который отвечает на вызов, может не представляться даже в тех случаях, когда звонят с рабочего телефона.
  • Первым называет свое имя тот, кто звонит.
  • Следует выяснить у вызываемого абонента, удобно ли ему в данный момент вести разговор.
  • Вести телефонный разговор нужно доброжелательным тоном, четко выражая свои мысли.
  • Завершать разговор по телефону можно, только удостоверившись, что собеседник сказал все необходимое.

Этикет общения с людьми постоянно присутствует в нашей жизни. Люди, знающие его правила, не испытывают трудностей в общении и ощущают себя свободно в любом обществе.

МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска» Воспитатель ГПД Абрамова Елена Ивановна

Беседа с учащимися ГПД

Тема: «Этикет, или просто хорошие манеры»

Цель: Ознакомить учащихся с новым предметом; рассказать о системе занятий; убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.

Ход беседы.

    Дети, нередко мы слышим среди детей «А я так хочу!», «А мне всё равно!», «Я – самый, самый», «Мне всё нипочём!»

    Хочется ли вам дружить с такими детьми? (Дети обмениваются мнениями)

    Вот сегодня мы совершим путешествие в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. Она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, ка своим собственным.

    Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или просто хорошие манеры».

Обще принятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.

Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)

Вспомним, какими должны быть хорошие манеры.

Хорошие манеры:

Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает. Будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.

Он никогда не сядет за стол раньше старших.

У двери он пропустит старшего или девочку.

Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.

Встаёт, разговаривая со старшими.

Знает, что впереди девочки мальчик может себе позволить идти только в определённых случаях:

    если плохая дорога;

    когда спускается по лестнице;

    когда открывает дверь;

    при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное или опасное дело;

    когда выходит из транспорта.

Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также внешнее проявление нравственного уровня личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.

Учёные утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20-40% информации. Остальное приходится не жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователями насчитывают более 700 тысяч различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств.

Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.

Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и другие.

К нежелательным жестам относятся:

    бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;

    вертеть пуговицу собеседника;

    барабанить карандашом или линейкой по столу;

    дёргать кого либо за рукав во время разговора;

    хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;

    болтать ногами, сидя за столом.

Мимика – выражение лица (улыбка, взгляд, смех).

Лучший рисунок лица – его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять смех на свой счёт и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., - это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.

Пантомима – движения тела (осанка, походка, поза).

Да, пантомима может много рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Практическая часть. Упражнения – игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.

Вывод: Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен конторолировать себя.