Что можно нарисовать поучиться ребенку 5 лет. Как научить ребенка рисовать: первые шаги. Рисуем и учим цифры

Рисование – это очень интересный вид прикладного искусства, рисунки красками для детей позволяют развивать у детей личностные качества, привить им чувство вкуса. Занимаясь с ребенком, можно учить его мыслить, думать, чувствовать. Особенно полезно рисовать красками с детьми маленького возраста. Ведь рисуя в год, они развивают мелкую моторику кисти, что очень полезно для психического развития.

В два года дети не только охотно играют с кубиками, но и проявляют интерес к рисованию. Здесь у мамы есть возможность проявить всю свою творческую фантазию. Можно нарисовать практически все, что угодно. Это могут быть стулья, игрушки, посуда, любимая кошка.

Рисунки красками для детей помогут полноценно подготовить малыша к дальнейшему обучению в школе. Во-первых, улучшается координация кисти и мелкая моторика для 4 лет, во-вторых, можно развить интеллект.

Ну а выполнение точных движений кисточкой или карандашом – отличный способ подготовить руку к письму.

Можно в игровой форме научить отличать цвета и краски, определить размеры и научить элементарному счету. Рисование помогает справляться с психологическими комплексами до 7 лет.

Поскольку простые рисунки красками можно начинать достаточно рано, то совершенно необязательно дожидаться, пока ребенок будет просить инструменты для рисования. Для начала можно рисовать самой, приговаривая «смотри, что я нарисую», а малыш легко может выступать в роли зрителя. Кроха в 4-х месячном возрасте еще не сможет удержать карандаш или кисточку.

При этом в качестве материалов могут выступать не только карандаши и краски. Можно освоить пальчиковую живопись с помощью пальчиков и ладошек.

Какие краски подойдут для детского творчества

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести краски, которые идеально подойдут для детского творчества. Среди них:

  • Специальные наборы для рисования пальчиками для детей 2 лет.

  • Гуашевые краски – с четырех лет.

  • Акварельные с 6 лет.

Поскольку мы планируем начинать уроки по рисованию с 2-3 лет, то стоит выбрать именно пальчиковые. Для детей 3-4 лет можно перейти на гуашевые и акварельные.

Рисование красками для детей не должно быть однообразным. Совсем необязательно раскрашивать обычный листок бумаги. Нужно постепенно добавлять новые элементы.

На видео: как просто и красиво нарисовать осьминога красками.

С каких рисунков стоит начинать

Если мы учимся рисовать, то начинать нужно с простейшего. По мере приобретения опыта и навыков задача будет усложняться. Занимаясь с ребенком, не нужно добиваться, чтобы он делал все правильно. Дети должны пройти стадию марания. Эта стадия продолжается примерно до двухлетнего возраста. Сначала малыш будет просто чиркать карандашами по бумаге.

Однако в это время можно научить немного большему. Обратите внимание:

  1. С детьми 2-3 лет можно осваивать навыки работы с карандашом, фломастером и кисточкой.
  2. С пяти аккуратно ставить точки, делать линии, круги, овал, штрихами закрашивать рисунки.
  3. С семи реально освоить навыки композиции.

Простые уроки рисования для малышей

Эти простые уроки рисования я обычно провожу с малышами. Очень интересными получаются детские рисунки в технике пальчиковой живописи. Вот как это сделать:

  1. Предложите малышу окунуть пальчик в краску. Теперь поставьте пальчик на лист бумаги, получится пятнышко.
  2. Помогите нарисовать лепесток или какую-нибудь гусеницу.
  3. Проводя линии, нарисуйте лучики, как у солнышка.

Пусть теперь ребёнок попробует сам нарисовать что-нибудь. По мере того, как ручки в 5 лет станут более уверенными, можно учить его пользоваться кисточкой. Нужно показать малышу три основных навыка рисования кисточкой, покажите, как промывать ее перед тем, как набирать новую краску.

Существует несколько способов рисования кисточкой:

  • Примакиванием. Рисуем, легко касаясь бумаги, и тут же убираем кисточку, нанося пятна краски. Пусть ребенок 3 лет наблюдает, как получается изображение.
  • Техника мазками . Аккуратно с 3 лет прорисовывайте линии, в самых разных направлениях. Пусть они отличаются по длине.
  • Нарисовать эскиз с помощью карандаша с 8. Для начала делают основные линии и эскиз с помощью карандаша, а затем раскрашивают.

По мере развития навыков задачи будут усложняться. Существуют очень интересные техники. Их можно освоить, проводя с ребенком регулярные занятия. Чтобы закрепить тот или иной навык, требуется несколько занятий.

Как нарисовать радугу и бабочку (2 видео)


Прочитав эту статью. Вы сможете проследить поэтапно последовательность обучения рисованию и будете знать, как научить рисовать своего ребёнка человека и животных.

1. Как научить ребёнка рисовать человека

Вот уже Ваш малыш уверенно держит карандаш, умеет рисовать различные линии и геометрические фигуры и хочет нарисовать человека. Вам нужно только правильно объяснить, как это можно сделать из нескольких геометрических фигур. Но вначале запомните, что каждый ребёнок не будет дальше стараться обрисовать фигуру, так как для него это уже и так понятно. Он только будет повторять Ваш образец! Поэтому Вам необходимо обратить его внимание и усложнить работу в соответствии с возрастом ребёнка:

  • До 4 лет можно объяснить и нарисовать снеговика, неваляшку,;
  • До 5 лет усложните различные варианты матрёшек;
  • От 6 лет объясните особенности рисования человека в анфас, а профиль, в движении, в покое/


Обязательно учитывайте возрастные умения и навыки ребёнка. Допускайте упрощение линий силуэта в одежде. Сохраните детскую непосредственность в рисунке!

Возможно, Вам будет интересно узнать, как по детскому рисунку человека можно узнать уровень способностей ребёнка (См тест).

Специалисты заметили, что малыш до 3 лет, как правило, способен нарисовать простой рисунок при помощи шаблона. Ребёнок до 4 лет может создавать рисунок из комбинирования шаблонов или простой рисунок без их применения. В работе с пятилетним ребёнком рекомендуется уходить от шаблонов и создавать практически свободные рисунки. А вот дошкольник 6-7 лет может в работе использовать любую технику рисунка, даже достаточно сложную (гуашью).

Воспитывайте в своём ребёнке потребность в красоте! Ведь именно с детства закладывается стремление к эстетическому совершенству!

2. Как научить ребёнка рисовать животных

Помните, что для создания рисунка Вам необходимо развивать не только умственную деятельность у ребёнка для того, чтобы он мог выбрать условное решение формы. Мыслительная деятельность также проявляется в изображении пропорций в рисунке. Для этого малышу необходимо уметь делать логичные выводы, которые потом приведут к практическим действиям.

Рисование животных начинается с анализа уже имеющегося опыта в решении зрительного образа. Для успешной работы старайтесь чаще обращать внимание своего ребёнка в повседневной жизни на раскрытие образа каждого животного: особенности формы и положения отдельных частей тела.

Запомните! Практически все животные однообразны по способу изображения: туловище и ноги рисуются по одному принципу. Поэтому только один раз вначале подробно объясните общие приёмы рисования животного, а затем только проговорите элементы прорисовывания.

Вначале предложите ребёнку научиться рисовать его любимую игрушку. Проанализируйте вместе все особенности формы тела игрушки, в каком положении находятся все конечности. Покажите, как выполняются наброски, а затем прорисовываются отдельные детали.

Возможно, Вам пригодятся образцы готового поэтапного рисования животных.

С какого возраста можно учить ребенка рисовать, почему не стоит бояться черного цвета в детских рисунках, бывают ли бесталанные дети, и не поздно ли становиться художником после 30-ти? Мы беседуем с Людмилой Зымалевой - художником, поэтом, журналистом, фотографом, мастером художественной куклы как арт-объекта, преподавателем изобразительного искусства, автором множества публикаций о методике преподавания и истории искусств.

Людмила Зымалева с маленькими учениками

Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь в мир изобразительного искусства и в преподавание?

Среди тех, кто становится художниками, есть люди двух типов: одни выразительно рисуют с самого детства, другие обнаруживают в себе талант в более сознательном возрасте, лет в 11–12 (вовсе не случайно именно в этом возрасте происходит прием в художественные школы). Я из вторых. Рисовала я всегда, но, как и многие дети, на общем фоне особенно не выделялась ни результатами, ни интересом к этому процессу. А в возрасте тринадцати лет вдруг прорисовала все лето подряд и потом поступила в хорошую художественную школу.

Где ты преподаешь? Кто в наше время приходит учиться рисованию?

Я преподаю ученикам разных возрастов и в разных учебных заведениях. Пару лет назад из МПГУ, от студентов, некоторые из которых были старше меня, я ехала в художественную студию к 3-5-летним малышам, на следующий день вела уроки в начальных классах школы, а вечером - занятия в студии на базе школы, с детьми, у которых выраженные художественные способности. Таким образом, я преподаю и у маленьких, и у взрослых, по программам как общеобразовательных учреждений, так и профессиональных. Все это очень интересно, везде своя специфика, которую обязательно нужно знать, иначе неизбежны проблемы.

Ты преподаешь рисование совсем маленьким детям, бывает, эти детишки еще и говорить хорошо не умеют. В чем особенность этой работы? С какого возраста можно учить ребенка рисовать?

По своему опыту могу сказать, что развивать ребенка с помощью средств искусства можно начиная с трехлетнего возраста. Именно «развивать», поскольку обучение - это процесс, который ведется в художественных школах примерно с 11–12 лет. Тонкая разница между «развитием изобразительным искусством» и «обучением изобразительному искусству» заключается в цели этих процессов. Для малышей эта цель одна, для школьников - другая, для учеников художественных школ - третья. Но в любом случае, если ребенка развивали средствами искусства, это полезно и важно, даже если он впоследствии не станет художником.

А нужно ли вообще всем учиться рисовать? Зачем? Может, ну его, это рисование, есть более важные вещи - программирование, иностранные языки…

Детство ребенка иногда сравнивают с детством народов: у каждого народа есть народные танцы, песни и изобразительное искусство. Люди издавна тянулись к прекрасному, и нормально развивающийся ребенок тоже в той или иной степени хочет танцевать, петь и рисовать. Эти занятия позволяют ему лучше познать мир и проявить себя. Не дать ребенку рисовать - отнять у него часть детства, часть красоты. Изобразительное искусство имеет прекрасные возможности для развития абстрактного мышления - типа мышления, свойственного, по мнению ученых, только человеку. Кроме того, рисуют для развития фантазии, моторики. Без развитой моторики нет развитого человека, все прекрасно знают, как это важно, и тут занятия изобразительным искусством подходят как нельзя лучше.

Если говорить об уроках рисования в школе, не стоит забывать, что они позволяют ребенку без отрыва от полноценного учебного процесса расслабиться, погрузиться в себя, выразить себя и благодаря этому быть готовым снова изучать предметы, более психофизически затратные.

В жизни роль изобразительного искусства все-таки, на мой взгляд, в красоте, причем далеко не всегда внешней. Ребенок, знакомый с богатейшим миром изобразительного искусства, его различными направлениями и стилями, будет более гибким, терпимым, внимательным и понимающим членом общества.

Талантливые дети идут в художественные школы, но, бывает, их бросают. Почему? Что-то нужно менять?

Музыкальную школу и спортивную действительно бросают многие, не выдержав значительных физических нагрузок. В раннем возрасте сложно совершить осознанный выбор. А вот художественная школа - меньшая физическая нагрузка и обычно осознанный выбор, и почти все поступившие ее оканчивают. Некоторый процесс отсева, конечно, идет, но это нормально, кто-то понимает, что он хочет заниматься чем-то другим, кто-то не справляется с программой, и его могут отчислить.

Ты часто выступаешь в роли члена жюри детских конкурсов рисования. Как думаешь, насколько мировосприятие нынешнего поколения детей формируется под воздействием современных мультфильмов и компьютерных технологий?

Наверное, я удивлю ответом. Никак. Те, кто участвуют в таких конкурсах, обычно дети с определенным уровнем общего и художественного развития, их знакомство с богатствами изобразительного искусства предыдущих поколений велико, и в окружающем мире они также видят его разнообразные образцы, в том числе в виде современных мультфильмов, которых очень много и художественное качество которых серьезно разнится. Очень редко кто-то использует при создании творческих заданий ярко выраженную стилистику, принятую в мультипликации того или иного направления, например, в аниме-стиле или диснеевском стиле. Такие рисунки чаще встречаются у детей, которые не имеют еще определенного опыта в изобразительной деятельности, но при этом пытаются срисовывать любимых героев.

Компьютерные технологии, 3D-графика на рукотворное рисование никак не влияют, а интернет такими детьми используется, как правило, лишь как средство для достижения цели. Например, в интернете легко найти нужную визуальную информацию по конкурсной теме, если знаешь, в каком направлении искать.

Насколько развивают художественные способности раскраски и рисование по шаблонам, копирование?

В определенной мере развивают. Раскраски и рисование по шаблону редко используется учителями изобразительного искусства, так как у них в арсенале есть более эффективные методы. Однако раскраски могут развивать в некоторой степени технику штриха, колористическое видение, а рисование по шаблону - умение обыгрывать одну и ту же форму по-разному. Копирование при грамотном подходе - полноценный метод обучения, известный еще с древних времен. Другое дело, что он обязательно должен идти в комплексе с другими методами и не занимать при обучении ведущей роли.

Бывают ли какие-то распространенные штампы или заблуждения о занятиях изобразительным искусством?

Если кратко, то не стоит бояться черного цвета в детских работах - обычно это вызвано тягой к графическому контрасту, а не психологическими проблемами. Художественные материалы всегда необходимо подбирать качественные и в верном сочетании, принцип «малыш только начинает, ему и это сгодится» - неверный и опасный подход .

Цель у разных уроков рисования разная, «красивая картинка», «похожесть» (даже в классическом реализме) не могут являться критерием оценки. Прежде чем делать выводы относительно способностей ребенка, успешности процесса обучения и профессионализма педагога, необходимо внимательно побеседовать с самим педагогом, чтобы узнать, какие именно цели ставятся на разных уроках, и почему тот или иной результат по-разному может оцениваться педагогом и родителем.

Вот часто говорят: у ребенка нет таланта. Такое бывает?

Если так говорят о ребенке старше 14-ти, которого с детства развивали средствами искусства и который затем пробовал обучаться в профессиональной школе, то эта формулировка вполне приемлема. Если о ребенке младше 14-ти, или о ребенке, который просто не имел возможности заниматься, тогда, конечно, это ошибочная формулировка.

Необходимо заметить, что до 12 лет интерес к рисованию и (в меньшей степени), успехи на этом поприще следует рассматривать как показатели нормального развития ребенка, а не как «наличие таланта».

У художников-педагогов существуют такие ненаучные термины, как «взрослый талант» и «детский талант». Нормально, что первый есть не у всех, и нормально, что второй есть почти у всех.

А когда можно начинать рисовать? В 30 или 40 лет уже поздно?

Важно скорее понимать, для чего начинать. Изобразительное искусство - не «возрастное занятие», как спорт, и не требует таких наработанных годами технических навыков, как определенные сферы музыки. Начинать «для себя», как хобби, не поздно никогда. И это может потом перейти и в нечто большее, чем просто увлечение, но как и когда - у каждого все очень индивидуально. Тут я очень хочу сделать акцент на том, что важнее, не КОГДА начинать, а КАК.

В юном возрасте начать «неправильно» практически невозможно, особенно если речь идет о начинаниях в художественной школе с определенным статусом. У взрослого же человека мало свободного времени, зато много представлений о том, «как надо», ожиданий и амбиций. Нужно очень четко сформулировать для себя, чего именно ты хочешь, или попросить помощи в этом вопросе у опытного художника-педагога.

Иначе выйдет как с одной моей знакомой, которая решила наконец осуществить свою мечту «рисовать», записалась на серьезные курсы академического рисунка с нуля в довольно больших группах. В итоге после первых 6-10 часов рисования геометрических предметов и драпировок, она, получив определенный стресс, не добилась ожидаемого результата и сделала неверный вывод, что «для нее уже поздно», затем бросила студию и дальше не принимала попыток искать другую. Кто-то может возмутиться, почему же преподаватель на курсах не выявил этих проблем. Но это выявление не входило в сферу его деятельности, он осуществлял работу по преподаванию академического рисунка, пусть и с нуля. То, что к нему на групповое занятие пришел человек, не готовый к такой нагрузке, и, возможно, не нуждающийся в ней, на двух-трех занятиях по этой дисциплине не заметишь, а с вопросами к нему никто не обращался.

Поэтому если вы решили заняться рисованием, вам обязательно нужно обсудить с педагогом свои ожидания, рассказать, что бы вы хотели получить в итоге, сколько у вас есть на это времени и прочие нюансы.

В чем разница между художественной школой и студией?

Художественная студия - часть системы дополнительного образования, цели могут быть разнообразными, в основном - развитие средствами искусства. В студии практически никогда нет экзаменов, оценок, отсева. Возможен максимально индивидуальный подход, работа с детьми и взрослыми разных возрастов.

Художественная школа - первая ступень профессионального художественного образования. Прием в 1112 лет по результатам вступительных испытаний, работа в классах по академическим программам, оценочная система, отсев неуспевающих. Цель - выявить максимально одаренных детей и дать им базу для дальнейшего продолжения профессионального образования.

Почему в художественную школу берут только с 11–12 лет? Ведь музыке начинают учить гораздо раньше.

Этот момент напрямую связан с психофизическими особенностями организма и особенностями изучаемого предмета. В спорте и музыке очень важна роль физиологии: если тело не будет готовиться к ожидающей его нагрузке с раннего возраста, оно не будет способно выдерживать ее в будущем. Заниматься спортом и музыкой надо с самого раннего возраста, часть маленьких спортсменов и музыкантов продолжит свое профессиональное образование, часть нет, но в силу особенностей формирования мышечной памяти, тренировки мышц и строения тела в 12-летнем возрасте лишь изрядно одаренные дети могут включиться в процесс.

Несмотря на то что обучение изобразительному искусству также предполагает «работу с телом», чисто физическая подготовка не так важна, необходим более сформированный разум. Именно поэтому отбор в художественные школы производится примерно в двенадцатилетнем возрасте, когда мозг ребенка и его зрение уже сформировались определенным образом и когда уже можно определить выраженность художественных способностей.

Скажи, пожалуйста, как ты относишься к индивидуальному обучению изобразительному искусству?

Индивидуальные занятия с учеником без преувеличения каждый раз становятся даже для опытного художника-педагога откровением. Только в общении один на один с юным художником возможны потрясающие взаимные открытия, глубочайшее проникновение ученика в личный мир учителя и учителя - в личный мир ученика. Групповая форма занятий не хуже и не лучше, она просто другая, и положительных моментов в ней не больше и не меньше. Идеальное сочетание ­- работа юного художника с учителем и в группе, и индивидуально.

Ты преподаешь в школе и студии, рисуешь, занимаешься фотографией, пишешь стихи, учишь китайский язык. Всего не перечислить. Поделись секретом - как ты все успеваешь?

Во-первых, у каждого своя скорость реакции и умение планировать. У меня и то, и другое в моей области достаточно хорошо развито, поэтому я могу выполнить довольно много работы в сжатые сроки. Кроме того, я всегда аккуратно собираю и храню разные материалы, статьи, заметки, программы, другие данные (кстати, это касается не только профессиональной деятельности), - этот запас очень важен и часто помогает при возникновении внеплановых ситуациях.

А еще раньше у меня был страшный секрет, который позволял мне работать не просто много, а очень много, и я думаю, он многим знаком - за счет своего сна. Бывало, я спала по 3-4 часа. Это хорошо работает у людей определенного типа, в основном в молодости, и обычно, если с этим перебарщивать, плохо сказывается на здоровье и дальнейшей работоспособности. Поэтому лучше с этой секретной информацией быть очень аккуратным.

А вот настоящий секрет, который опять-таки ни для кого не секрет, но не все работают в этом направлении, плюс бывают еще разные жизненные обстоятельства и везение, - я стараюсь заниматься тем, что люблю делать. Таким образом, работа приятна, есть позитив, и это помогает работать больше и качественнее.

Беседовала Александра Матрусова

Фото детских рисунков из личного архива автора

Теги:

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Добрый день, наши уважаемые посетители! Вы уже много слышали о пользе рисования для детей, но не знаете, как научить ребёнка рисовать в 3 года? Ответ простой: начните с нетрадиционных техник, дайте полную свободу для самовыражения и только затем постепенно переходите к кистям и карандашам. Об этом - подробно в нашей сегодняшней статье.

Ещё раз о пользе рисования

Каждый человек - творец собственного мира, и однажды кроха с удивлением узнаёт это. Он уже не только изучает окружающую среду, но также старается воспроизвести увиденное или придумать что-то своё, оригинальное. Рисуя, ребёнок развивает в себе:

  • воображение;
  • понятие о пространстве;
  • понимание причинно-следственных связей;
  • речь;
  • умение проявлять эмоции.

Рисуем без «посредника»

Посредником между ребёнком и бумагой мы называем карандаш, фломастер или кисть. Чтобы рисовать чем-то из этих предметов, малыш должен научиться управлять ими. Нам, взрослым, кажется, что это очень просто, но ведь это совсем не так. Чтобы облегчить крохе задачу, предложите ему порисовать собственными пальчиками, кулачками, ладошками и стопами. Это занятие не только позабавит, но и позволит ребёнку почувствовать:

  • текстуру краски и поверхности рисунка;
  • силу давления и эффект от него;
  • собственную уникальность;
  • свободу самовыражения.
Что же можно изобразить ладошкой?

Разрисуйте ладошку малыша яркой краской и покажите, как сделать оттиск. А теперь включайте фантазию и придумывайте сюжеты самых необычных рисунков. Ладошки малыша могут стать:

Радостными лучиками солнца.
Лепестками цветка.

Ярким петушком.

Кроной дерева.

Ставим отпечатки пальцев

Расскажите юному художнику, что узор на его пальчике - сам по себе неповторимый. Но если проявить фантазию, то можно делать простые, но очень интересные рисунки. При помощи пальчиков можно изобразить:

Забавных животных.

Технику и машины.

Великолепные пейзажи.


Топаем ножками

Малышу обязательно понравится процесс разрисовывания его стопы красками, а также возможность делать оттиски, топнув ножкой по бумаге. Ещё пару штрихов - и вот что у вас может получиться:

Необычная бабочка.

Забавная птичка.

Дивная рыбка.

Какая цель таких занятий? Побудить ребёнка к творчеству, развить его интерес к рисованию, смешиванию красок, придумыванию фантазийных сюжетов.

Познаём цвета

Параллельно с изучением разнообразных форм ребёнок заинтересуется цветами. Не предлагайте сразу множество оттенков - лучше глубже познакомьте трёхлетнего кроху с базовыми цветами.

Например: «Банан - жёлтого цвета. А давай-ка вспомним, какие ещё жёлтые предметы ты знаешь? Песочек, одуванчик, лимон, утёнок…» А может у ребёнка есть одежда жёлтого цвета? Таким образом, цвет у крохи будет вызывать чувства и ассоциации, а не останется просто абстрактным понятием.

Однажды малыш заметит, что жёлтый песочек отличается от жёлтого лимона по цвету. Теперь его можно познакомить с оттенками и показать, что если в жёлтую кляксу добавить немного белого, то он станет более светлым.

Так можно поработать со всеми основными цветами: красным, жёлтым и синим. Конечно, ребёнок захочет порисовать зелёным, коричневым, оранжевым и чёрным. Расскажите ему, что эти цвета называются дополнительными, ведь их можно получить, если смешать другие краски. Дайте малышу возможность поставить на бумаге кляксу жёлтой краской, а затем сверху добавьте синей. Так он узнает, как получается зелёный цвет.

Занимаемся вдвоём

Конечно, изобразить целостный сюжет самостоятельно трёхлетнему малышу может быть сложно. Поэтому ваша помощь будет очень уместной. К тому же кроха будет рад провести время рядом с вами, общаясь и фантазируя. Как вы можете разделить обязанности?

  • Вы рисуете домик, солнышко и тучку, а малыш - дождик и травку. Так он научится изображать короткие прямые линии.
  • Вы рисуете машинку, а ребёнок - колёса. Таким образом, оттачиваются навыки рисования окружности.
  • Вы изображаете вазочку, а малыш - цветочек.
  • Вы рисуете стены домика, а ребёнок - крышу.
  • Вы обводите ручку крохи фломастером, а он дорисовывает ногти, делает штриховки, украшает пальчики колечками.
  • Вы рисуете мордочку зайчика, а малыш - ушки.

Ещё необычные варианты?

  • Купите ребёнку рисовальную доску с мелками или специальными маркерами. Пусть он оттачивает свои навыки, легко стирая изображение и тут же рисуя новое. Подвижные дети, которым трудно усидеть на месте, рисуя у доски, будут чувствовать себя свободнее.
  • Дайте малышу возможность рисовать красками в ванной. Конечно, и самого художника, и стенки ванной придётся оттирать, но зато какое поле для творчества!
  • Рисуйте на земле или песке, совмещая рисование и игру. Покажите малышу, как изобразить дорожку в виде двух параллельных линий, и попросите его провести по ней грузовик, не перейдя за черту. А теперь пускай он нарисует дорожку для вас, чтобы вы прошли по ней с закрытыми глазами.
  • Рисуйте на крупах, например на манке. Насыпьте манку в крышку из-под картонной коробки и равномерно распределите её по поверхности. Малыш сможет рисовать на ней пальчиком, палочкой или карандашом.
  • Предложите малышу выполнить композицию с заготовкой. Например, дайте ему несколько красочных открыток, и пусть он сам выберет изображение конкретного предмета, растения, животного или человека. Теперь предложите ему вырезать картинку ножницами и наклеить на лист бумаги. Только сначала нужно придумать сюжет рисунка и сориентироваться, в каком месте разместить вырезанную деталь. Затем пусть малыш дорисует то, что хочет: радугу, дождик, цветочки или что-то другое.
  • Дайте ребёнку много пространства. Например, отмотайте рулон обоев белой стороной вверх и расположите лист вдоль коридора. Теперь вручите ему карандаши, краски или фломастеры, и пусть творит на здоровье!

Рисования много не бывает

Большинство малышей с удовольствием рисуют и развиваются. Задача взрослых - стимулировать интерес, но не повредить процессу самовыражения. Как заинтересовать ребёнка, мы уже обсудили, а теперь давайте перечислим, чего же делать ни в коем случае нельзя:

  • торопить ребёнка;
  • заставлять следовать строгим указаниям;
  • без обсуждения с малышом дорисовывать детали, исправлять неточности;
  • говорить, «как надо»;
  • критиковать.

Рисуйте на здоровье и до скорых встреч!

Ребенок развивается каждую минуту с самого рождения. Естественное желание мамы - помочь малышу в его начинаниях. Рисование - это отличный способ подготовить кроху к дошкольному обучению.

Когда начинать?

Прививать любовь к рисованию малышам можно уже с 9 месяцев, когда они уже хорошо и уверенно сидят, давая им в руки кисточку или создавая замечательные рисунки просто руками. В этом возрасте малыш очень любопытен и познает мир с помощью тактильных и вкусовых рецепторов. Яркие баночки с красками, несомненно, привлекут его внимание. В этом возрасте он не создаст идеального пейзажа, но абстракция безусловно будет яркой и вызовет у крохи восторг. При этом важен не результат, а сам процесс знакомства ребенка с красками, их консистенцией и возможностями. Это позволит научить малыша рисовать, как делают это настоящие художники. С годика, а то и раньше, можно давать ему в руки кисточку, цветные карандаши или фломастеры, чтобы он видел разницу между цветами.

Изображения со смыслом, приближенные к общему понимаю самого рисунка, ребенок начинает создавать после двух лет, ближе к трем. Чтобы развить художественные способности еще раньше, важно непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Мама должна показывать пример, рисовать предмет и вслух озвучивать, что она делает и каким образом. Это и станет отличным началом для того, чтобы научить ребенка рисовать простые рисунки.

Первые шаги

Решив познакомить младенца с красками, нужно запастись терпением. Для начала будут необходимы пальчиковые пигменты хорошего качества. В любом случае малышу захочется попробовать новое вещество на вкус. Специальные пальчиковые краски надалены характерным горьким привкусом, чтобы не было желания их съесть. Рисовать можно и в обычном альбоме, но лучше развернуть большой ватман или достать рулон старых обоев. Чем больше будет предоставлено площади для игры, тем меньше вероятность того, что окружающие предметы будут испачканы. Ребенка лучше одеть в домашние вещи, которые не жалко вымазывать в краску.

После 3 лет просыпается еще больший интерес детей к рисункам, они жаждут разнообразия материалов - краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Необходимо давать возможность маленькому человечку развивать фантазию, используя при этом различные техники. Объединив несколько простых элементов, легко научить ребенка рисовать человека. Как только у него будет получаться рисовать самостоятельно, задания нужно постепенно усложнять. Все занятия следует проводить в игровой форме, но ни в коем случае не в виде обучающих занятий! Если малыш не в настроении, не стоит его заставлять через силу - это только вызовет у него отчужденность к творчеству.

Простейшие техники для малышей

Для полноценного выражения эмоций на бумаге существует множество различных техник рисования, выбор которых зависит от качества полотна, формы кисточек. Кроме того, от выбора инструментов зависит, насколько ровно краска ляжет на бумагу.

Кроме творческих талантов, рисование развивает мелкую моторику, ускоряет процесс изучения цветов, развивает кругозор, сенсорику и глазомер. Не стоит перегружать малыша. Пары цветов на ладошке достаточно для первого знакомства с рисованием.

Взрослеющего ребенка пора знакомить с различными техниками. Приблизительно в год малыш готов взять в руки кисть и сделать разнообразные мазки, штрихи, линии. Рисовать лучше в процессе игры. Для этого используют ватные палочки, крышки, губку и другие подручные материалы, с которыми можно по-настоящему проявить фантазию. Вариантов уйма: брызги зубной щеткой, "печати" поролоновой губкой или пробкой из-под шампанского, применение элементов аппликации и пластилина.

Рисуем красками

Начинать занятия рисованием лучше с красок. Они яркие, интересной консистенции, ими можно рисовать без особых усилий. У малышей еще плохо развита мелкая моторика, поэтому они могут не держать кисточку или карандаш, а созидать свои шедевры прямо пальчиками.

Первоначально, нанеся краску на ладошку ребенка, важно проследить за его реакцией. Задачей родителей является оказание помощи ребенку в незнакомом для него деле. Ладонями и пальчиками сначала оставляют отпечатки на ватмане. Идеально, если и мама делает то же самое. На первых порах вполне достаточно трех цветов. Занятие должно закончиться раньше, чем ребенку надоест, а в противном случае он может отказаться от рисования в следующий раз.

Для развития моторики можно дать малышу ватную палочку или губку. Ребенку должно быть интересно опускать предмет в краску и получать различные отпечатки. К тому же сам процесс развивает не только мелкую моторику, но и концентрацию внимания.

После полутора лет начинается знакомство с фигурами, предметами, животными. Объединив элементарные круги, квадраты и треугольники, можно научить ребенка рисовать поэтапно простые рисунки, например, человечка или мордочки животных.

Детское творчество с карандашами

Использовать карандаш необходимо для знакомства с новыми техниками рисования - штриховкой и обводом фигур. Если кисть ложится при любом нажатии, то для рисования карандашом необходимо приложить усилия.

Главное условие для развития творчества начинающего художника заключается в создании оптимальных условий. Нельзя мешать, нужно дать ребенку свободу действий. В основном, тематика творчества зависит от его возраста. Дети помладше пытаются изображать солнышко, цветочки. Детки постарше стараются нарисовать принцесс или машинки. С 5 лет уже появляются полноценные детские картины, ребенок начинает уделять внимание деталям. Он рисует не только главных персонажей, но и фон.

Изобразительно искусство для малышей

Заинтересовать двухлетку достаточно просто, так же как и научить рисовать ребенка в 3 года. Необходим личностный пример. Мало объяснить ребенку, как что рисуется, важно показать это. Идеально подходящее время для проведения занятий - первая половина дня, когда он не хочет спать, есть и еще полон энергии. Темы для рисунка сначала определяет мама. Чаще всего это обычные линии, игрушки. Ребенок будет с интересом обводить фигурки или соединять по штриховке. Таким образом он знакомится с фигурами и тренируется управлять карандашом в полной мере, концентрируясь на собственных действиях.

Как только начальный этап будет пройден, из выученных простейших элементов составляют полноценные простые рисунки. Для обучения подойдут мягкие трехгранные карандаши. Они способствуют формированию правильного захвата предмета в руке. Если сначала дать ребенку яркие фломастеры, позже он может отказаться рисовать карандашами.

Элементарные техники для детей

Как научить ребенка рисовать простые рисунки поэтапно? Для начало важно знать, как правильно они создаются.

Чтобы малышу понравилось рисовать геометрические фигуры, ему должно быть интересно само задание. Если просто сказать «соедини точки», то есть большая вероятность услышать отказ. А вот «помоги маленькой точке догнать большую» или «соедини маму-точку, папу-точку и малыша-точку» - намного интереснее. Ребенок охотнее возьмется за эту «миссию».

Помимо правильной техники рисования, нужно уделить внимание закрашиванию. Для первых проб подойдет штриховка. Обязательно необходимо напоминать ребенку о том, что нельзя выходить за границы рисунка. Важно, чтобы мама сама показала, как меняется цвет и внешний вид нарисованного предмета, если на карандаш нажимать сильнее или слабее. Можно сравнить рисунки и попросить малыша объяснить, в чём разница, чтобы убедиться, что он понял суть правил и смысл закрашивания.

Рисование животных и человека

Если родители ожидают сразу увидеть полноценный портрет, то их ждёт разочарование. Первоначально это могут быть схематические изображения из линий и геометрических фигур, возможно, даже не соединенных друг с другом. Самый простой способ, как научить ребенка рисовать человека поэтапно, - это применение линий и кружочка. Создавая на бумаге нужный образ, необходимо разъяснять малышу, какую часть тела передает та или другая линия. Если занятие дается ребенку с трудом, стоит предложить ему справиться с данным заданием совместными усилиями.

Творческие занятия с дошкольниками

К пяти годам у ребенка активно развивается воображение. Это дает ему возможность выражать свои фантазии. Родителям нужно знать, как научить ребенка рисовать в 4 года и передавать свои желания на листе бумаги. Выступая в роли наставников, они должны помочь детям раскрыться. На этом этапе ребенок учит:

  • правила смешивания базовых цветов (красный, желтый, синий);
  • способы зарисовки фона;
  • критерии сочетания нескольких материалов;
  • технику придания реалистичности рисункам.

Не следует диктовать ребенку свои правила. Лучше устремиться за полетом его фантазии, предлагая в процессе свои идеи. Желательно находиться рядом с сыном или дочерью в моменты создания первых рисунков, чтобы дети могли озвучивать свои действия. Мама должна задавать наводящие вопросы, которые будут способствовать раскрытию образа и, возможно, потребуют дополнительных штрихов. Таким ненавязчивым способом развивается образное мышление ребенка, увеличивается словарный запас и зарождаются ораторские способности.

Полноценные рисунки

Разобравшись с цветами и фигурами, ребенок сможет рисовать самостоятельно. Он будет готов изображать не просто фигурки, а целые художественные композиции. Если мама регулярно занималась с малышом и смогла ребенка 4 лет научить рисовать, как правило, далее он будет знакомиться с различными техниками уже по собственной инициативе. Главное, подпитывать его интерес к данному занятию. Малыш должен использовать различные элементы, детали, зарисовывать фон, учиться подбирать оттенки, применять несколько техник в одном рисунке (отпечатки ладошками и ватными палочками, контуры листьев деревьев и брызги). В итоге должен получиться полноценный рисунок со смыслом. Пускай он будет незамысловатый, а объекты - искажены или плохо закрашены. Главное - это старание и развитие малыша.

Скорее всего, первые рисунки, которые мама поэтапно научила рисовать ребенка 4 лет, как и последующие, будут посвящены природе или членам семьи. Позже малыш сам будет выбирать тему для своего творчества, стараясь изобразить все, что видит вокруг.

О чем говорят детские картины?

Рисунки ребенка, начиная с 4-летнего возраста, передают его внутренний мир. Сами по себе дети очень впечатлительны. Именно в рисунках отображаются их главные переживания. Психологи часто обращаются к данной методике, связанной с рисованием, чтобы понять душевное состояние маленьких пациентов. Ведь главное - это не то, как научить рисовать ребенка 5 лет поэтапно, а то, как понять смысл его рисунков. При воплощении своих фантазий на бумаге малыша ничто не ограничивает, он может выразить то, что не способен произнести словами или показать жестами.

Стоит обратить внимание на то, какие цвета и оттенки обычно выбирает ребенок, какие техники использует. Важно определить месторасположение главных персонажей, их настроение, то, какое впечатление остается от рисунка в целом. Все это поможет проникнуться эмоциями ребенка.

Художественные студии

Не стоит нагружать самых маленьких дополнительными занятиями. Внимания родителей в домашних условиях вполне достаточно. Только после 3-4 лет можно отдать чадо в художественную студию или кружок, если у ребенка есть тяга к творчеству.

В этом возрасте ему будет интересно заниматься наравне с другими детками, он может подражать им и стараться не отставать. Занятия проводятся в игровой форме и совершенно не перегружают детский организм, а лишь положительно влияют на его психологическое состояние. Выполняя советы руководителей, родители должны помогать малышу развивать его способности в домашних условиях.