Берберы. Самый загадочный народ

Когда собираешься в страну первый раз, хочется посетить все. Уже в дальнейшем, планируя поездку начинаешь выстраивать маршрут и приходится чем-то жертвовать. Сначала пришлось отказаться от посещении пустыни Сахара. 800 км показалось неоправданно долго и рискованно с учетом отсутствия на заправках бензина. Следующей жертвой пал Верхний Атлас. Я погрустила, и стала искать, чем можно его заменить. Неожиданно мне попался отзыв про Тафраут. Крюк в его сторону был относительно небольшим — около 100 км, и я решила, что мы заедем и посмотрим, на сказочное по красоте место и цветущий миндаль.

Наконец подошло время отъезда и мы двинулись, согласно плану путешествия, в затерявшийся в горах Анти-Атласа Тафраут.

Дорога петляла кошмарным серпантином унося нас в глубь страны, в новые неизвестные места.

Сначала пейзаж был достаточно однообразен и утомителен — красная каменистая, кажущаяся безжизненной пустыня. Постепенно, с набором высоты менялась и природа. Вот уже вдоль дороги потянулись заросли аргании, показались пальмовые леса.

Неожиданно пейзаж преобразился, и мы с изумлением смотрели в окна нашего авто: дорога проходила в ущелье образованном нагромождением красных камней различной формы и размера. Со всех сторон виднелись красные стены гор. Городок утопал в зелени садов. Чистые улочки аккуратные домики. Мы еще в Марокко?

«Одна ночь — это слишком мало», — подумала я подъезжая к нашему временному пристанищу.

Место казалось просто фантастическим, словно мы попали на другую планету. «Надо же, — сказал супруг, — вроде уже столько всего видел, а все равно находятся места, которые тебя поражают!»

Домик в котором мы поселились отличался чистотой и комфортом, а хозяин гостеприимством. Мы заказали у него ужин, что избавило нас от необходимости готовить самим или искать ресторан.

Мы не арабы, мы — берберы.

Первое, что мне бросилось в глаза в Марокко это многонациональность общества. Лица людей были настолько различными, что определить внешне к какой нации принадлежит человек было достаточно сложно. Удивило меня, что несмотря на то, что Марокко Африканская страна, негров было очень немного. Значительно меньше чем в Париже, не говоря уже про Марсель. Помимо арабов и разнообразных метисов, в Марокко встречались люди совершенно другого, европейского типа. Сначала я принимала их за потомков европейцев. Но это оказалось не совсем верно. Хозяин нашего домика в Тафрауте внешне тоже больше походил на европейца. «Мы не арабы, — с гордостью заявил он — мы берберы». К своему великому стыду я ничего про берберов не знала. Нет слово конечно слышала. Хозяин начал рассказывать про берберов. Он знал французский, арабский и берберский, я русский английский и немецкий. Что-то я конечно поняла, но все-таки полезла в интернет спешно ликвидировать пробелы в своем образовании.

Само слово берберы происходит от греческого варвары, данного европейцами за непонятность языка. Это берберы, а не негры и не арабы являются коренным населением северной Африки. В византийскую эпоху господствующей религией у берберов было христианство и только после захвата северной Африки арабами они приняли ислам.

В течение тысячелетий берберы пытались сохранить свою идентичность, отступая под нашествием многочисленных завоевателей в отдаленные и трудно доступные горные районы, где занимались земледелием и скотоводством. Несмотря на многочисленные смешанные браки, берберам удалось сохранить свой язык и свою культуру.

Один из таких труднодоступных районов — небольшой городок Тафраут, затерявшийся в горах Антиатласа.

Вот оказывается куда мы приехали.

Основное занятие местного населения — выращивание аграновых деревьев. Вы так же как и я ничего раньше про это не слышали? Тогда немного расскажу.

Аргановое дерево произрастает только в двух странах мира — Мексике и Марокко. Но в Мексике его плоды не пригодны для употребления в пищу и Марокко является единственным поставщиком арганового масла в мире. Из плодов аргана местные жители вручную производят аргановое масло, которое в зависимости от степени очистки и методов обработки используется в косметической и пищевой промышленности. Еще несколько столетий назад, про аргановое масло никто и ничего в Европе не знал, и только берберские племена, добавляли его в пищу. Зато сейчас нет ни одного знаменитого ресторана, который бы не использовал аргановое масло в составе своих блюд.

Как не интересно было общение с нашим хозяином, очень хотелось посмотреть и город и окрестности, а еще съездить туда, где 1984 году бельгийский художник Жан Вераме (Jean Verame), решил посоревноваться с природой и раскрасил камни в разные цвета.

Если говорить честно, то глаза разбегались. Непонятно было куда ехать, бежать, все вокруг казалось таким удивительно красивым и ни на что непохожим. Но понимая что времени на суету нет, я набрала в навигаторе направление на долину камней и мы двинулись в путь.

Как ни удивительно будет для многих узнать, но коренным населением Северной Африки являются не негроидные африканцы и даже не арабы, а народы, которые принято называть берберами . Ещё большее удивление вызовет тот факт, что эти народы являются народами Белой Расы , подвергшимися насильственной исламизации в 7 веке нашей эры.

Кстати, многим берберам невдомёк, что их так называют, поскольку это название им дали другие народы, и такое название по-научному называется экзоэтнонимом . Есть теория, что якобы появилось оно ещё при римлянах. Выводят его из греческого barbaros , либо латинского barbarus - «варвар» . Так греки, а за ними римляне, называли все народы, культуру и язык которых они не понимали. Однако, если учитывать, чтоРимской империи в том понимании, в котором она нам преподносится ортодоксальными историками, не существовало, а вся «античная» история писалась в средние века, то всё не так просто и однозначно, даже с термином «варвар» , а уж с происхождением от него «бербер» и подавно. Древних германцев они ведь тоже, говорят, варварами называли, однако берберами те так и не стали называться.

Зато древних испанцев называли иберами . И здесь невозможно не заметить, что этнонимы «бербер» и «ибер» имеют один и тот же корень «бер» . По версии Карла-Вильгельма Гумбольдта, немецкого филолога и философа 19 века, древнейшее население Испании - иберы, проживавшее на территории полуострова с 8 тысячелетия до н.э., есть выходцы из Северной Африки и остатками этого древнего населения Западной Европы являются современные баски. Ещё есть версия, что название бербер могло происхожить либо от местного «бер-абер» - «переселяться группами». Кроме того в центральном Марокко проживает племя брабер (или барабир, берабер). Так что версий происхождения слова берберы при желании можно найти несколько, но почему-то самой распространённой является версия «варварская».

Сейчас берберами называют совокупность множества племён, кторые проживают на территории всей северной Африки, от Египта на востоке до Атлантического океана на западе, и от Судана на юге до Средиземного моря на севере, а также в других странах, в том числе и европейских. Численность берберов в мире оценивают по-разному - от 20 до 40 млн . человек. Больше всего их проживает в так называемях странах Магриба, по-арабски - «Там, где закат»: Морокко (племена шильхов, амазихов, рифов - около 9,5 млн. человек), Алжир (кабилы, шауйя, туареги - около 4,3 млн.), Тунисе и Ливии (племя нафуси 210 тыс.). Также берберы проживают в Мали (0,6 млн.), Нигере (0,4 млн.), во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.

Считается, что сами себя они называют amazigh, amasiyen (может звучать как амазиг, амазир и даже амазай), что значит «люди» или «свободные люди» . Однако, есть на этот счёт и другое мнение. Его высказывает А.Ю. Милитарёв - российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания. В своей статье «Глазами лингвиста: Гарамантида в контексте Североафриканской истории» он пишет следующее:

«Коснёмся ещё нескольких научных «микромифов» вокруг самоназвания берберов. «Самоназвание, которое они (берберы. - А.М .) чаще всего себе дают, это amasiyen , что значит «люди». Язык же свой они называют людским, в чём не меньше гордости и презрения к неберберам, чем у римлян, которые называли их варварами» (13). И у другого автора: «Самоназвание туарегов - имохаг (или имаджирхен), что значит «свободные» («независимые»)» (14). И в другом месте: «Свободолюбие туарегов, отражённое уже в их самоназвании - «имохаг»... напоминает о гарамантах, отстаивавших свою независимость…» (15).

На самом деле, imaziyean - самоназвание берберов (и его варианты у южных берберов - туарегов) - не переводится ни как «люди», ни как «свободные». Термин этот существует не менее 2,5 тысячелетия - он довольно надёжно идентифицируется с Maksyes Геродота и Mazikes, Mazices других античных источников и действительно, как предполагает Ю. К. Поплинский, сопоставим с этнонимом msws «ливиец» египетских текстов XIX и XX династий… обозначая одно из ливийских племён и ничего более. Самая правдоподобная этимология для amaziy , мн. ч. imaziyan , была предложена Т. Сарнелли: он реконструировал его, как прилагательное «красный» с обычным префиксом m- из общеберберского глагола *i-zway «быть красным».

Название народа по цвету (волос, кожи или традиционной одежды) - явление не уникальное (16). Развившееся в туарегских диалектах дополнительное значение этого этнонима - «свободные» - указывает не на свободолюбие туарегов или их стремление к независимости от каких-то внешних «угнетателей», а, напротив, на их собственный статус свободных, господ по отношению к зависимым от них этническим группам неевропеоидного типа и неберберского происхождения…»

Из этого следуют, по крайней мере, два очень интересных вывода. Во-первых , самоназвание амазихов-берберов может происходить от слова «красный» . И действительно, среди них мого рыжеволосых, белокожих людей с голубыми или светло-карими глазами. Например, мисс Алжир 2013, жена короля Иордании Мухаммеда 6 и всемирно известная и любимая франзузская певица Эдит Пиаф . Она берберка по материнской линии. Также в национальной одежде берберов много красного цвета. И во-вторых, племена амазихов - европеоидного типа. Этот вывод подтверждается и довольно многочислеными генетическими исследованиями, которые выделили, так называемый «маркер берберов» - гаплогруппу E1b1b , которая встречается не только в Африке (Восточная, Северная и Южная), но и в Европе (Юго-Восточная и Южная) и Западной Азии.

Однако осторожные учёные опасаются непосредственно приписывать берберов к белой расе напрямую. Они называют их белыми арабами (Caucasoid Arabs) , промежуточной ступенью между европейцами и чёрными африканцами (Sub-Saharan Africans) , помесью белых европейцев и средиземноморской расы, помесью европейцев и западных азиатов, либо просто - евразийцами. Так жегенетические исследования западных учёных, таких как Луиджи Лука Кавалли-Сфорца (Luigi Luca Cavalli-Sforza) , итальянского генетика или Карлтона Стивенса Куна (Carleton Stevens Coon) , американского антрополога, привели к выводу, что белые люди приходили в Северную Африку несколько раз в период с 30 до 8 тыс. лет назад . Сначала из Евразии, а затем с Ближнего Востока. Кун уверен, что амазихи-берберы проживают на территории Северной Африки, по крайней мере, 15 тыс. лет .

Выше упоминались ливийские племена. Их часто называют предками амазихов-берберов. В этой связи будет интересным рассмотреть один вариант появления самого слова «ливийцы» , тоже экзоэтнонима. Египтяне называли этих людей «народ рабу» - «поклоняющиеся солнцу» и изображали их, как людей с белым цветом кожи, татуировками, страусовыми перьями на голове и спускавшейся на висок косой. «Рабу» произносилось и как «ребу», затем - «лебу», потом - «либу» и, наконец, - «ливы». О том, что ливийцы былибелой расы , свидетельствуют египетские изображения (на первом рисунке - первый ливиец) и мозаики«римских» вилл в Морокко, Ливии и Тунисе (Кирене, Лептис-Магне и Сабрате). Следует отметить, что один из амазихов-берберов стал римским императором Септимием Севером .

Несмотря на тот факт, что в Сети существует немалое количество источников, упоминающих берберов и их историю , не существует единого мнения, когда же она началась. Разброс во мнениях достаточно велик - по разным источникам история берберов насчитывает от 3 до 11 тыс. лет . А уж о возможном происхождении этого народа не говорится нигде. На землях Северной Африки берберы жили задого до всех известных нам завоевателей - финикийцев, греков, римлян и тем более, арабов , которые пришли на их земли в 7-8 вв н.э. Последние начали оттеснять коренное белое население вглубь котнинента в пустынные и горные районы, насильно исламизировать и ассимилировать, навязывая межэтнические браки. Берберский язык запрещалось использовать в школах и официальных учреджениях, но, несмотря на это и практически поголовное принятие ислама, берберам удалось его сохранить, а также свой менталитет, культуру и образ жизни. Возможно, это случилось и потому, что берберы всё-таки как-то умудрились сочетать ислам со своими исконными культами.

К сожалению, берберских источников об их собственной истории и культуре не сохранилось, что, в общем-то и неудивительно, учитывая количество завоевателей, которые волнами накатывали на этот древний народ. Как водится, каждый завоеватель перекраивал культуру и историю завоёванных под себя. С этой целью максимально уничтожалось предыдущее культурное и историческое наследие народа, имеющего несчатье быть завоёванным. Да и взять хотя бы недавнюю оккупацию Ливии войсками НАТО , которые не только напали на суверенную страну, но и разграбили и уничтожили практически все музеи и музейные ценности в Ливиии, варварски бомбили древнейшие города Ливии - Сабрату и Лептис Магну. Уникальныемозаики со славяно-арийскими символами , которые пески Ливии хранили сотни лет, скорее всего, безвозратно уничтожены. Европейские дикари , которые точно так же вели себя в Югославии и Ираке, даже умудрились украсть у Ливии древнейшие наскальные изображения. Они пропитывали специальным химическим составом полотно, припечатывали его к изображениям, которые нему приклеивались. Об этом варварстве рассказывает Николай Сологубовский , публицист, историк, кинематографист, фотограф, в своих репортажах «Ливия. Гибель Цивилизации» и «Гибель Триполитанской Венеры» .

Но вернёмся к древним ливийцам. О них можно найти упоминания лишь в рассказах других народов - древних египтян, греков и римлян. Рассмотрим краткие упоминания о них, а попутно пройдёмся по известной на сегодняшний день истории древних берберов-амазихов. Самое раннее письменное упоминание о ливийцах можно найти в древнеегипетских папирусах конца 4 тысячелетия до н.э. Со своими соседями берберами последние имели довольно таки тесные взаимоотношения. И торговали они, и воевали с ними, и заставляли платить дань. Военные конфликты с ливийцами-берберами украшают стены египетских храмов и усыпальниц фараонов. Так в храме Амона в Карнаке показан фараон Сети I, одерживающий победу над ливийскими воинами, а в Мединет-Абу, погребальном храме Рамсеса III в Луксоре, нашли фаянсовые рельефы, изображающими традиционных врагов Египта . Слева направо: ливийцы, нубийцы, сирийцы, семиты (кочевники Шасу) и хетты.

В период Среднего царства (около 2200-1700 до н.э.) египтянам удалось подчинить себе восточных берберов и заставить их платить дань. Многие берберы служили в армии фараона и достигали высоких постов в государственной иерархии. Один из офицеров берберского происхождения захватил власть в Египте около 950 года до н.э. и правил под именем Шешонк I. Основанная им 22 и следующая 23, а также 26 династии называются «ливийскими» .

Египтяне также рассказывали и о сражениях с племенами воинственных женщин (сохранился папирус эпохи Рамсеса II (1279-1213 гг до н.э.)). Мало кому известно, но помимо широко известных причерноморских амазонок и задолго до них существовали ливийские амазонки - племя белокурых и голубоглазых женщин-воинов . Представляет безусловный интерес, что само название «амазонки» созвучно самоназванию берберов «амазихи» . Самое раннее упоминание об их воинственном племени содержится в «Илиаде» (предположительно 8 в. до н.э.) - поэме Гомера о Троянской войне (14 в. до н.э.). В ней троянский царь Приам вспоминает, что видел битву амазонок против фригийцев. В этой войне амазонки выступали на стороне троянцев против греков. Гомер говорит, что эти женщины сражались, «как мужам подобные».

О них рассказывал и Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н. э.), древнегреческий историк и мифограф, который в свою очередь пересказывал мифы, записанные другим древнегреческим мифологом - Дионисием Скитобрахионом (жил в Александрии в середине 2 в. до н.э.). Он говорил, что самое древнее амазонское царство располагалось в Ливии , иначе в Северной Африке (Марокко, Алжир, Тунис), но оно исчезло задолго до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера были величественные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок в скалах. Самой известной амазонкой тех времён была Мирина . Под её предводительством амазонки прошли Египет и Аравию, покорили Сирию, прошли Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и пр. Мирина погибла с большей частью войска во Фракии (современная область на востоке Балкан, разделённая между Болгарией, Грецией и Турцией). Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.

Самым первым из античных авторов, которые писали о древних ливийцах, считается Геродот, который в 5 в. до н.э. описал их племена и нравы в своём труде «История» (Книга IV Мельпомена). В 6 в. до н.э. ливийцы активно боролись с Карфагеном, который их пытался подчинить, но во время Второй Пунической войны (218-216 гг. до н.э.) - войны Рима против Карфагена, они выступили на стороне карфагенян. В армии Ганнибала был ливийский кавалерийский корпус. Карфаген пал в 146 г. до н.э. и земли ливийцев стали римскими провинциями, а им пришлось платить дань, а то и попасть в рабство. В римских источниках постепенно исчезают упоминания о ливийцах, а коренное население Северной Африки стали называтьмаврами , а позднее - берберами . В I веке до н.э. в своих «Записках о гражданской войне» упоминает их Юлий Цезарь.

В 6 веке н.э. на смену Риму и позже вандалам в Африке пришли византийцы, а в 7-8 веках вся Северная Африка была завоёвана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Началась исламизация берберов , которые сражались и с этими завоевателями. В 698 году Северную Африку охватило мощное берберское восстание. История сохранила имя предводительницы восставших - пророчицы Дайя (Daya Ult Yenfaq Tajrawt (берб.), Dihya, or Damya (араб.)) эль-Кахины . Кстати сказать, рускоязычная Википедия называет её царицей Берберско-иудейского княжества. Однако англоязычная версия ссылается на мение учёных, которые отрицают различные сообщения, распространившиеся в 19 веке, что эта воительница принадлежала к племени иудаизированных берберов. Более того, некоторые исследователи, например Низовский А.Ю., утверждают, что она вела своё происхождение от цариц ливийских амазонок.

Восстание было жестоко подавлено в 703 году. Дайя сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленная голова была отослана халифу Абд-эль-Малику. Населению Африканского царства был предложен выбор - принять ислам или умереть. Среди множества принявших мусульманскую веру были и двое взрослых сыновей Дайи - утверждают, что перед смертью она приказала своим последователям, в случае поражения, принять для вида ислам, дабы сохранить народ от истребления. Около 50 тысяч человек отказались изменить вере, и были убиты.

В 8 веке берберские племенные ополчения вместе с арабами участвовали в завоевании Испании и играли там решающую роль. Мусульманские войска, вторгшиеся в 711 году под командованием Тарика ибн Зияда (Tariq ibn Ziyad) в Испанию, при подстрекательстве испанских евреев (это даже русскоязычная Википедия признаёт), как раз и состояли в большинстве своём из берберов - 7 тыс. человек, а арабов в отряде было всего 300. Посмотрие, какие были тогда «мавры» и, прежде всего, сам Тарик, по имени которого, кстати, Гибралтар и назвали (от искажённого арабского Джабаль аль-Тарик - «Гора Тарика»). Таким его изображали испанские хронисты в год вторжения его войск на Иберийский полуостров. На картинках ниже: потолочная фреска, изображающая эмиров Гранады в знаменитом дворце эмиров - Альамбре. Средневековые миниатюры, показывающие всадников мусульман (справа) и всадников христиан (слева), готовящихся совместно взять марроканский город Марракеш, христиан - союзников эмира Омара Аль-Муртада преследующих мусульман из войска его противника Абу Юсуфа. «Книга игр» 13 век: христианин и мусульманин играют в шахматы, мусульмане играют в шахматы. Все они белые европеоиды!

К слову, о перекраивании исторической памяти завоёванных народов. Последним государством «мавров» на территории Испании был «Гранадский эмират». Он прекратил своё существование в 1492 году, в ходе многовековой Реконкисты (обратному завоеванию) христиан. Андалусия считалась тогда не только развитым центром ремесленных искусств - изготовление шелковых тканей, ювелирных изделий и оружия, золотошвейный промысел и т.д., но и крупным культурным и научным центром словесности, музыки и медицины. Но с падением эмират, все «мавританские» книги волею великого инквизитора Испании толедского кардинала Хименеса де Сиснероса (Francisco Jimenez de Cisneros (1436-1517)) были сожжены, лишь несколько научных трактатов, преимущественно по медицине, было пощажено.

Справедливости ради отметим, что варварски уничтожали неугодные им знания не только христиане , но и мусульмане . Богатейшая библиотека, собранная трудами халифа Рахмана аль-Хакама Второго (al-Hakam II) в Кордобе, в которой насчитывалось свыше 400 тысяч томов , в основном переводов на арабский сочинений Аристотеля, Птолемея, Гиппократа и других учёных и философов, была почти полностью уничтожена генералом Аль-Мансуром, кстати, бербером по матери, в 979 году после смерти аль-Хакама. Всё, что не соответствовало нормам ортодоксального ислама, называют цифру в 280 тысяч томов , пошло на костёр. Как видим, мракобесные действия не зависят от национальности, к которой принадлежит человек, но только от мировоззрения, которое он исповедывает.

В 1050-1146 годах в Северной Африке правила берберская династия Альморавидов. Они контролировали огромную территорию - от Сенегала и верховьев Нигера до Марокко и Западного Алжира. К 1090 году они подчинили себе мусульманскую Испанию . Затем они были свергнуты берберской династией Альмохадов, которая правила в Северной Африке до 70-х годов 13 века, когда оно распалось на три государства, которые территориально совпадали с современными Марокко, Алжиром и Тунисом. В 16 веке большая часть стран Магриба попала под власть Османской империи, хотя и номинально. Берберские племена кочевников и проживающие в горах, отказывались платить дань любым внешним правителям и подчинялись только своим вождям.

Несмотря на то, что в современное нам время некоторые берберы достигли известности и власти, например, Муаммар Каддафи , родом из арабизированного берберского племени - бедуинов каддафа, большинство из них сегодня живёт в горах, в небольших городках и деревнях в домах из красного местного камня либо из глины. Большинство из них лишены элементарных удобств - электричества и водопровода. Отсутствует транспортная связь с другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке или водоёме. Берберы занимаются земледелием, садоводством и животноводством.

Так откуда пришли эти племена белых людей на континент, которые, согласно «Славяно-Арийским Ведам» , наши предки предназначили для проживания чёрной расе из галактики Мрачной Пустоши, спасённой от атак космических Тёмных Сил около 40 тыс. лет назад?

Некоторые исследователи предполагают, что «начиная с 8-7 тыс. до н.э. шла миграция неолитических племён из Передней Азии в Северную Африку… Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступления опустынивания Аравийского полуострова...» Но это снова мало что нам говорит. Что это за «неолитические племена»? На Аравийском полуострове жила белая раса , а откуда она туда пришла? А что послужило причиной окончания этого самого «неолитического климатического оптимума»? Внятных ответов эти исследователи пока не предлагают.

Однако он есть и находится в книге Николая Левашова «Россия в кривых зеркалах» . Том 2. Русь распятая. Главы 1.4 и 1.5. Он рассказывает, что примерно 27 000 лет назад Земля подверглась метеоритной атаке, вследствие чего климат в Сибири и на Дальнем Востоке - местах, где проживали рода Белой Расы, изменился - началось резкое похолодание, которое повлекло за собой гибель многоих видов животных и растений, которые не смогли адаптироваться к изменению климата. Поэтому часть Родов Белой Расы были вынуждены сняться с хорошо обжитого места и покинуть Родину в поисках мест, более пригодных для проживания. Вот, как об этом говорится в «Славяно-Арийских Ведах» , Книга Мудрости Перуна, Круг Первый, Саньтия 5:

3. (67). Изменит лик свой Святая земля Расы Великой.

Великое Похолодание принесёт ветер да"Арийский на

землю сию и Марёна на треть Лета укрывать будет

её своим Белым Плащом. Не будет пищи людям и

животным во время сие и начнётся Великое Переселение

защищают на западных рубежах Святую Рассению…

Из Великой Асии ушли племена Союза Антов , покровителем которых был Белый Иерарх Ний. Они пошли на запад, дошли до Европы, постепенно, расселяясь на ней, пересекли её и дошли до Атлантического океана. Затем вайтмары перенесли их на земли людей Красной расы, на Американский континент, где они впоследствии и организовали огромную империю Антов - Антлань или Атлантиду .

Как видно из иллюстрации, в эту Империю Антов, которая 13 тыс. лет назад развязала войну за мировое господство против материнской Империи Великой Асии, которая закончилась ужасной катастрофой для земной цивилизации, входил не только остров-столица, но и часть Северной и Южной Америки, а также часть юго-западной Европы и территория Северной Африки. Более того, на территории послдней существовало древнее загадочное высокоразвитое государство гарамантов - Гарамантида , которых полагают прародителями амазихов-берберов и создателями транссахарской торговли. Столицей Гарамантиды был город Гарам (или Герма), который Плиний характеризует как «преславный». Археологи нашли здесь мощёные улицы, царский дворец, крепость и водопровод, а в окрестностях города обнаружено около 50 тысяч захоронений. Датируют всё это первым веком нашей эры. Английские учёные из Лестерского университета нашли замки в ливийской пустыне , которые относят к цивилизации гарамантов: «используя спутники и аэрофотоснимки для исследования юго-западных заброшенных пустынных областей ливийского государства, обнаружила более 100 укрепленных крестьянских хозяйств, окружающих несколько городов, в центре которых располагаются структуры, подобные замковым» .

Гараманты строили изумительные по своей сложности водопроводы пустыни - фоггары - этомногокилометровые подземные галереи и трубы , которые дренировали влагу водоносных горизонтов и направляли её к оазисам. Использование фоггаров позволяло избежать весьма значительных потерь воды от испарения в пустыне. Для того, чтобы оценить уровень инженерных расчётов, нужно иметь в виду, что по всей длине фоггары должен был соблюдаться равномерный и очень малый перепад высот, буквально один миллиметр на метр. В долине Аль-Аджаль исследователи насчитали около 200 фоггар, причём две из нихпродолжали функционировать ещё в 1950-х годах . Территория, орошаемая фоггарами, в три-четыре раза превышала площадь земель, обрабатываемых в настоящее время.

Происхождение берберов остается предметом дискуссий. Иногда высказывается мнение, что их древние предки пришли из Азии или даже из Европы. Геродот в V столетии до н. э. писал, что по крайней мере одно из берберских племен происходит от жителей Трои, нашедших убежище на Севере Африки после того, как их город был захвачен ахейцами. Спустя несколько столетий римский историк Саллюстий утверждал, что берберы пришли из Персии. Византийский историк Прокопий Кесарийский видел в берберах потомков хананеян, изгнанных из Палестины евреями. О том же писал в XIV столетии и Ибн-Халдун, однако он добавлял, что берберы племен санадийя и кутама могли происходить из Йемена. Уже в совсем близкие нам времена, в XIX -- начале XX вв., некоторые французские исследователи, занимавшиеся изучением берберов, высказывали предположение, что они могут быть родственны древним кельтам или, возможно, баскам. Однако в последние десятилетия в науке возобладало мнение о том, что берберы являются коренными жителями Северной Африки, в древности известными под общим названием «ливийцы».

В наши дни происхождение берберов исследователи связывают с упоминавшейся выше капсийской культурой. Без сомнения, капсийцев можно считать «протоберберами» -- их черепа идентичны черепам современных берберов. Малая степень расхождения между различными берберскими диалектами предполагает их формирование в относительно короткий период времени -- то есть в период, когда протоберберы расселялись по обширным пространствам Северной Африки.

Подробное описание народов, населявших в V веке до н. э. Ливию, оставил древнегреческий историк Геродот.

В числе «отдалённых ливийских племен», обитающих в глубине пустыни Сахара, Геродот выделяет многочисленное племя гарамантов, которые разводят быков с большими, загнутыми вперед рогами, и охотятся на «пещерных эфиопов» на колесницах, запряженных четверкой коней. Далее за гарамантами жили атаранты -- «безымянные» люди. К западу от атарантов начинались предгорья Атласа. Здесь, по Геродоту, жили атланты -- «рассказывают, будто они не едят никаких живых существ и не видят снов». «Названия племён, живущих в этой холмистой пустыне до атлантов, я могу перечислить, а дальше -- уже нет, -- заключает Геродот. -- Как бы то ни было, эта холмистая песчаная пустыня простирается до Геракловых столпов и даже еще дальше» (Геродот. История, кн. IV, 168-185).

Царь Юба II вошел в историю как один из самых просвещенных правителей древности. Его резиденцией был Во-любилис -- город на северо-востоке Марокко, расположенный в центре цветущей области. Значение Волюбилиса было велико еще до прихода римлян; здесь нашли убежище многие беженцы из Карфагена.

Могущество двух берберских провинций при Юбе II настолько возросло, что Рим всерьёз опасался, что они могут стать новым Карфагеном. В 42 году нашей эры император Клавдий разделил Мавританию на две провинции -- Мавританию Цезарейскую (Mauretania Caesariensis) и Мавританию Тингитанскую (Mauretania Tingitana). К концу V столетия римское влияние в Северной Африке сошло на нет. На короткий срок эта область была завоевана вандалами, практически не оставившими после себя никакого культурного наследия, а на рубеже VII-VIII веков весь Север Африки был захвачен арабами, принесшими сюда новую религию -- ислам.

До прихода арабов берберское население Северной Африке было уже в значительной степени христианизировано. Распространение христианства в Нумидии началось еще во II веке, римский Карфаген являлся одним из важнейших раннехристианских центров. Современные берберы с гордостью подчеркивают, что Св. Августин, которого называют «главным архитектором христианства», был их соплеменником.

Христианство среди берберов получило распространение в форме донатизма. Возникшее в IV столетии, это ответвление христианства было осуждено церковью как ересь. В 316 году донатисты официально отделились от церкви и создали собственную церковную иерархию, а к 350 году донатизм уже доминировал на всем Севере Африки.

К приходу арабов христианские общины в регионах были ослаблены расколами и разобщены, однако ислам далеко не сразу завоевал здесь господствующие позиции. Точно так же и берберы не сразу подчинились новым завоевателям, оказав им серьезное сопротивление. Лишь после ряда жестоких сражений арабам удалось покорить берберские земли, но не самих берберов. Большинство из них, отступив в горы и пустыню (здесь сегодня сохраняются самые плотные группы берберского населения), продолжали жить так же, как жили раньше. Романизированная и христианизированная часть берберов бежала в Испанию; другая часть продолжала жить в Волюбилисе, Тингитане и других городах, сохраняя свое культурное наследие. Но слабая и разделенная страна постепенно все более и более втягивалась в орбиту арабского влияния. Всюду насаждался ислам, христианские анклавы сохранялись лишь в труднодоступных и удаленных местностях. Со временем из среды исламизированных берберов вышли великие султанские династии Северо-Западной Африки -- Альморавиды, Альмохады и Мериниды. Берберы играли важную роль в арабском завоевании Испании: именно к ним прежде всего относится термин «мавры». Он происходит от греческого «Mauros», что означает «темный». В античности так называли коренных жителей Северного Марокко, но когда арабы завоевали эту область, этот термин получил новое значение: им стали называть и арабов.

сахара берберский религия природа

Основную массу населения Марокко составляют берберы, арабизованные берберы и арабы. Французские источники, отмечающие широкое распространение арабского языка в этой стране, в то же время утверждают, что большинство марокканцев — берберы.

Этой же точки зрения придерживаются и caми берберы. Тот факт, что многие из них знают арабский язык, еще не означает полного забвения ими родного языка. Известный политический деятель Марокко, лидер берберской партии «Народное движение», поэт и художник Махжуби Ахардан, выдвигая требование преподавания берберского языка, утверждает, что это требование отнюдь не преследует цели противопоставления бербера арабу, ибо в марокканской действительности они давно живут совместной жизнью и являются неразлучными братьями.

Марокканские берберы утратили свой собственный алфавит, о существовании которого свидетельствуют как находки археологов (правда, письменные памятники, приписываемые далеким предкам нынешних берберов, пока не поддаются расшифровке), так и древняя система письма «тифинаг», сохранившаяся у родственных берберам туарегов в некоторых районам Алжира и Нигера.

Но самый древний в Северной Африке берберский язык, говорит Ахардан, продолжает жить в повседневном общении его обладателей, в их устной литературе — берберских сказках, легендах, пословицах и поговорках, поэмах и песнях, а также в письменных документах, использующих арабский алфавит. Это язык точный и живой, и защита его нужна для сохранения богатого культурного наследия берберского народа. Кстати, бербероязычные марокканцы — это не какая-то горсточка людей, а 50-60% населения страны!

Действительно, стоит удалиться на несколько километров от Атлантического побережья, вдоль которого в основном селились арабы, или от крупных городов, окруженных арабскими поселениями, как вы попадаете в Берберию. Здесь женщины ходят с открытыми лицами и одеваются в разноцветные одежды. И не редкость рыжеволосые и голубоглазые ребятишки. А жильем очень часто служит огромная черная палатка, под тентом которой могут разместиться пятьдесят, сто и более человек. Берберские ковры с их своеобразным рисунком трудно спутать с изделиями арабских мастериц из Рабата и Феса. Свои особенности у берберских народных танцев.

Сами берберы именуют себя так лишь тогда, когда говорят по-французски или по-английски. Берберы Рифа, например, предпочитают другое название-«имазиген» («свободные люди»). Центральную часть страны, горы Среднего Атласа, восточные склоны Высокого Атласа, долины уэдов, теряющихся в песках Сахары, населяют племена группы санхаджа — браберы. Они тоже считают себя имазигенами, а свой язык, как и имазигены Рифа, называют «тамазигт», хотя между ними есть и существенные различия. Жители Высокого Атласа, Анти-Атласа и долины реки Сус зовутся шлехами. Они — потомки масмуда, появившихся в Марокко раньше всех других берберов. Язык шлехов — ташельхит.

Каждой из этих основных групп свойственно разнообразие местных говоров, но все жители Рифа понимают друг друга так же, как шлехи и браберы могут общаться между собой, но между шлехами и имазигенами Рифа лежит уже серьезный языковый барьер. Такой барьер существует и между арабами и теми из берберов, которые не знают арабского языка. Да и сам арабский язык в Марокко носит диалектальный характер, а его говоры варьируются в зависимости от района. Классический, или литературный, арабский язык — язык Корана, правоведения, науки, изящной словесности, деловой переписки и прессы — известен лишь небольшой горсточке грамотных людей и не может пока служить средством общения для подавляющего большинства населения, которое не умеет ни читать, ни писать.

Таким средством остается пока так называемый простонародный язык, в котором немало берберских слов и выражений и французских терминов, Справедливости ради следует сказать и о том, что в ряде районов, включая сельские, арабизация берберов и смешение племен достигли такой степени, что порой бывает трудно отличить арабизованного бербера от оберберившегося или даже «чистокровного» араба.

К тому же смешанные браки между арабами и берберами весьма распространенное в Марокко явление. Однако совсем не исключено, что некоторые берберские группы, особенно горцы, сохранят свою самобытность и сложатся в народности, которые будут развиваться параллельно с дальнейшей эволюцией формирующейся арабизованной марокканской нации, впитавшей в себя потомков испанских мусульман — морисков и андалузцев, плененных когда-то корсарами и исламизированных европейцев, вывезенных из различных стран узниц султанских гаремов, поступавших в Марокко с невольничьих рынков Стамбула (а они насчитывались тысячами), и рабов из Западного Судана, служивших некогда в «черной гвардии» марокканских султанов; сейчас темнокожие марокканцы — выходцы из Тропической Африки — не образуют какой-либо обособленной этнической группы, разбросаны по всем городам и деревням, живут одной жизнью с окружающими их берберами и арабами и говорят на их диалектах.

Я почти год общалась в скайпе с молодым мужчиной (мне 48, а ему 35), и всерьёз его не воспринимала. И ему откровенно говорила об этом. А в апреле этого года получила sms с московского телефона и просьбу встретиться. Он прилетел в Россию.

В сентябре у нас свадьба.

Мне 48. Три развода. Не знаю, что будет после свадьбы, так же не могу сказать, что было бы, если бы я приехала к нему в Марокко.

Могу судить только о том, что происходит между нами в России.

Не знаю, что будет потом, но сейчас могу сказать мы живём на его средства (я в «творчесом поиске» нового места работы). Он не пьёт и не курит. Ему не надо 100 раз говорить о том, что нужно сделать. Он ищет более денежную работу. Это не легко, т.к. внешность у него не славянская и паспорт из дальнего зарубежья. Но приехав в Россию, он берётся за любую работу, чтобы содержать семью.

Конечно, менталитет и языковой барьер. (Он не говорит по-русски, и мы общаемся исключительно на английском, который ни для него, ни для меня не является родным). Он не из богатой семьи. Но тот факт, что ему не стыдно ходить со мной по магазинам и то, что мне не надо 10 раз говорить, что у нас кончаются продукты - это правда. Достаточно сказать один раз. Причём, платит за всё всегда он.

Я дочь мамы-одиночки. Единственный поздний избалованный ребёнок. Всегда был пример мамы перед глазами - «если хочешь, чтобы что-то было сделано - сделай это сама».

И в своих предыдущих семьях, как только я начинала надеяться, что муж что-то сделает, всё сразу шло наперекосяк. И снова приходилось впрягаться самой.

Тут я тоже было начала «лидерствовать». А потом поняла - надо просто позволить ему быть Мужчиной и головой. И только тут я поняла, почему я сбежала от своих 3 предыдущих мужей - устала быть мамкой-нянькой-лидером и ничего не получать взамен.

Мы просто забыли, что такое быть Женщиной!!!

Конечно, и русские все разные, и арабы тоже не все под копирку сделаны. Хотя мой марокканец гордо заявляет, что он не Араб! Он БЕРБЕР! Да какая разница?…

Может мне просто повезло…

P.S. Публика тут собралась бывалая и по большей части подкованная по теме. Есть ли у кого наблюдения за берберскими семьями в «среде их традиционного обитания»? Было бы интересно услышать ваш РЕАЛЬНЫЙ опыт. (Мысли и догадки на данную тему меня не интересуют, только реальные наблюдения в «среде обитания» - тех, кто достаточно времени провёл в Марокко).

Наталия, комментарий к статье

————————————

Спустя 3 недели:

Теперь мой любимый уже не жених. Теперь мой марокканец гордо называет себя «Я МУЖ»)

Нашему браку уже 3 дня. Пока всё в порядке. Ничего не изменилось в худшую сторону. Его отношение ко мне стало ещё лучше, уважительнее. Жить мы пока планируем в России, т.к. получить гражданство Марокко оказалось не так-то просто. Даже если все документы в порядке, то нужно ждать 5 лет для получения гражданства и принятие ислама — одно из необходимых условий. Я не согласна на это. Планируем переезд в одну из скандинавских стран.

С арабами-краснобаями на сайтах знакомств я тоже встречалась много раз. А сейчас смотрю на своё обручальное кольцо, которое он привёз мне из Марокко и думаю — какой смелостью и верой надо обладать, чтобы вот так, практически не зная друг друга (что такое общение в скайпе? оно не даёт реального представления о том, каков человек в жизни) собрать все необходимые документы, купить обручальные кольца и приехать в чужую страну, без знания языка, в холодный климат и т.д. и т.п. …

У моего мужа много хороших качеств и мужских, и человеческих. У себя на родине он 12 лет работал в основном с европейцами, знает 5 языков (только с русским проблемы 😀 - дома общаемся на английском) и я вижу, что европейская культура сидит в нём очень поверхностно, только какие-то внешние атрибуты одежда, этикет и пр.

Я со своим мужем до сих пор предпочитаю общаться на английском. Уже в привычку вошло. Хотя иногда хочется дома говорить на русском, но его уровень русского ещё очень низкий. На английском мы лучше понимаем друг друга, хотя для нас обоих он не является родным языком.

И не верьте, что в зрелом возрасте язык выучить невозможно. Я начала учить английский в 44 года. Сейчас мне 48. Не могу сказать что владею им в совершенстве, поэтому продолжаю изучение языка. Кроме того, общение на иностранном языке с жителями других стран развивает кругозор, и с вами становиться интереснее общаться. И кроме того, владение английским, даже на среднем уровне, сделало меня увереннее в себе.

И я думаю, что меня спасает во многом то обстоятельство, что мы живём в России. Не приятно осознавать это, но я думаю, что если бы мы жили в его стране, то его отношение ко мне было бы менее мягким.

Отдельное спасибо за коментарий с подсказкой, где можно изучать арабский язык. Думаю, это пригодится мне в дальнейшем.

————————————

Спустя 3 месяца:

Могу сказать, что действительно после заключения брака многое в отношениях меняется. Но не только со стороны мужчины. Женщины тоже меняются. Да, не всё и не всегда гладко. Но для меня большое значение имеет тот факт, что он вообще не пьёт алкоголь и делает всё возможное для того, чтобы наша семья жила в достатке. И я вижу, что когда у него это получается - он горд как мужчина, что ему нравиться заботиться о нашей семье.

Это мой 4-ый брак. А у него - первый. Предыдущие мужья были русскими. Ни от одного из них я не видела такой заботы как от моего бербера.

Иногда он бывает вредный и упёртый, как все мусульмане. С приятием нового у них у всех туго 😀 . Но я просто научилась не обращать внимания на эти закидоны и проблем стало намного меньше. Поворчит-поворчит, а потом всё равно сделает так, как я прошу.

И ещё я заметила такую деталь. Видимо у мусульман из арабских стран жена в семье имеет намного больше прав, чем принято думать у нас. Мы, русские к этому не привыкли. Но иногда, когда «русская тактика» не помогает, я просто топаю ногой и говорю: «Я - твоя ЖЕНА! И я хочу ТАК!». И о, чудо! Это срабатывает 🙂

Правда часто я так ногами не топаю, использую «тяжёлую артиллерию» только если что-то принципиально важное для нас обоих решается.

Не берусь судить, что было бы живи мы в Марокко. Но в России пока вот так. С ними, с арабами нужно просто уметь себя вести.

Если бы год назад мне кто-то сказал, что я выйду замуж за бербера из Марокко - я бы решила, что у него с головой что-то сильно не так. 💡

05 сентября 2012

Понравилась статья? Подпишись от журнала "Замуж за иностранца!"

25 комментариев к “Мой любимый жених — бербер из Марокко

  1. Anna:

    я замужем, и к вашему сведению, не за русским, мой муж бербер, и живём у меня на родине уже 3 года, познакомились в интернете, чисто случайно! Даже могу вкратце рассказать как?
    Моя крёстная уехала работать в Германию, да там и живёт уже лет 9. В моей жизни произошли неожиданные «повороты», связанные с русским бывшим мужем, приходилось крепиться, мужаться, чтоб не потеряться в этом мире и не сгинуть.
    Крёстная всё это знала не по наслышке, а от меня, т.к. у нас разница в возрасте небольшая, мы как подружки-сестрёнки. Старалась помочь советом. Накопив на самолёт, я на рождество полетела к ней. Она живёт in Badsoden-Salmunster,от Франкфурта на Майне 60-70 км где-то.
    Пообщавшись день и ночь напролёт, она сказала, что поможет найти работу мне на первое время, главное язык — свободное говорение! Я его знала в нормальном объёме, но по возвращению, походила на интенсивные курсы, чтоб вспомнить. Сын недоумевал, что же происходит? Учитель немецкого тоже предложила свою помощь по поводу работы. Осталось как-то привести все мысли в порядок, чтобы понять как уезжать, что надо сделать и чего не стоит делать, короче, всё взвесить.
    И вот в этот период, кога я собираюсь деактивровать свою анкету, её профиль частенько стал просматривать 1 мужчина,не русский, но говоривший по- русски неплохо. Завязалась переписка, а остальное как во сне!
    Хочу заметить, «пыль» в глаза не пускалась! Мужчина, как мужчина, не бездельник.
    Узнав, через некоторое время, что я собираюсь на работу в Германию, он посоветавал не ездить, т.к. до этого уже сделал мне предложение, и сказал, что всякое бывает в жизни, дома сын один останется, как он будет там один, ведь русскому отцу он нужен тогда, когда поговорить надо было после выпивки!
    Теперь всё по-другому, абсолютно, и мне не 33 года, а поболее, и сынок уже взрослый!
    Когда мы встретились вживую, а было это в Испании, куда мы прилетели оба, он подарил мне ноутбук, со словами:
    — знаешь почему компьютер дарю? потому что, благодаря ему мы познакомились и теперь всегда будем вместе!

    Вот такая обычная история произошла со мной, в этой жизни!
    Комментарии к моему комменту будут излишними, т.к. не очень хочется грубости читать в свой адрес, и какие-то выпады агресии вычитывать!
    Жизнь сложна, и портить самой себе её не хочется, так как всегда найдётся множество других, кто тебе её подпортит!
    Всем вам добра и милосердия к ближнему!

  2. ANYA:

    Anna замечательная история со счастливым концом! Рада за Вас!

  3. Елена:

    Добрый день!
    Я полностью согласна с Натальей в плане «…3 предыдущих мужей - устала быть мамкой-нянькой-лидером и ничего не получать взамен». У меня точно такая же ситуация как под копирку: 3 развода и в итоге я одна. Тоже ищу мужа на сайтах международных знакомств, но знаю точно, что не рискну связываться с мусульманином. Потому что религия — это очень важная сторона жизни. И знаю точно (у самой дочь замужем за иностранцем-адвентистом) придется полностью принять его религию и соблюдать обычаи. Так что можно посоветовать только одно — уточните сразу у будущего мужа все о его религии и обычаях.

  4. Ирина:

    Наталия, поверьте мне, для них это огромная разница — араб или бербер!! 🙂 поэтому, своему милому не говорите какая, мол, разница и не называйте арабом. И когда в страну жениха поедете, тоже всех подряд не называйте арабами 🙂 как все нац. меньшинства, берберы жуткие сепаратисты 🙂 Для меня тоже в свое время было открытием америки, что в Алжире живут не только арабы:)) вот Зидан, например, он бербер 🙂 берберы, пожалуй красивее арабов, у них кожа белая, и они горды тем, что являются исконным населением Сахары, а арабы типа пришлые, в 8 веке н.э. приперлись. поэтому не обижайте их нац. самолюбие 😉 им ведь тоже без разницы, украинец или русский. а для нас разница есть 🙂

  5. Ирина:

    а так, Вы молодец, всё правильно написали, я, как девушка алжирца, всё подтверждаю 🙂 Удачи Вам и большого семейного счастья!

  6. Галка:

    Дай Бог, чтобы все сложилось хорошо. А сколько ему лет? Свадьба будет в России? Жить где собираетесь потом? Извините за столько вопросов….

  7. Елена:

    Наталия, Ваше письмо меня очень тронуло. Искренне желаю Вам счастья. Если позволите, скажу, единственное, что меня в нем царапнуло и вызвало беспокойство: Вы пишете — какая разница, бербер он или араб. Вы сами чувствуете, что он гордится тем, что бербер. Постарайтесь понять, почему. Если Вы его любите и настроены на долгие отношения, проявите уважение к этому его чувству и постарайтесь узнать, чем берберы отличаются от арабов (пусть на наш, русский взгляд, и ничем, но для них это важно, я знаю, о чем говорю). Уверена, когда начнете интересоваться историей и обычаями этих народов, вам станет интересно. Вам будет легче там освоиться. Да и поверьте, муж ваш будущий это ой как оценит. Удачи.

  8. ANNA:

    День добрый, всем!
    На самом деле все, кто вам писал, в чём-то правы, каждый по-своему!
    Начну с конца вашего монолога.
    — «Есть ли у кого наблюдения за берберскими семьями в «среде их традиционного обитания»? Было бы интересно услышать ваш РЕАЛЬНЫЙ опыт.»- немного улыбнулась, когда прочитала такое предложение- «в среде…..обитания»- как в передаче «В мире животных»!!! Это такой же народ, как и славяне, давно живущие на планете, поэтому и гордятся своим происхождением и, это достойно уважения! Семьи все разные- поэтому, вам никто ничего определённого не скажет ни здесь, ни там!
    Разве могут американцы, голландцы или другие народы сказать, как ведут себя русские?- могут, если жили рядом с русскими, но это ещё не значит, что они знают русских!
    Про » реальный опыт»… у каждого свой опыт, у вас будет свой- а делиться зачем? я всегда думала, что люди, вступающие в брак, будь то русская пара, либо смешанная, должны сначала понимать всю ту ответственность, которая на них лежит- чтобы потом никто не страдал! это ж вам не в супермаркет сходить?! Прежде надо хорошо подумать, что общего у вас есть? как вы будете решать свои бытовые, финансовые, моральные трудности, если они возникнут?
    Если будете жить в стране супруга- возможность выучить язык в Медресе и поближе узнать о его традициях — будет более доступнее, чем у вас на родине- это точно, если супруг будет не против, а у вас будет желание!

    А по поводу семейного быта- это просто замечательно, что сто раз повторять не надо! Это точно! За финансовую сторону в такой семье ВСЕГДА ОТВЕЧАЕТ СУПРУГ- если он имеет образование, и богобоязненный мусульманин, то проблем не будет- другое дело, если супруга тратится на всякие безделушки не нужные в быту и потом кушать нечего, то разговор будет серьёзный, и тем более, если вы его в курс не поставили, что купили!
    На самом деле человеку мало нужно для жизни, просто у многих «запросы» и амбиции «растут» чтобы перед другими покрасоваться, но ваша жизнь НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОСТОЯНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ! Много завистников, которые вам «пожелают» в спину…
    Чтобы побольше узнать, совершенствуйте свой английский, потом можете французский начать учить, если супруг БЕРБЕР,то скорее всего должен хорошо его знать, но не факт!

    Удачи вам!

    • Наталья:

      Прожила в их среде обитания два месяца в Атласских горах.Вернулась две недели назад с огромным удовольствием.В берберских семьях нет семейных скандалов,практически-не бывает разводов.Они очень дружные и приветливые люди.Очень любят детей и почти не ругают и не наказывают их.В Марокко нет детских домов и женских тюрем.АРАБОВ ТАМ 60%,а берберов-40.ЖЕНЩИНЫ быстро стареют.Состоятельных семей немного,но клановость имеется.Я рискнула и приехала туда по приглашению человека,который убеждал меня в своей любви почти три месяца.Сказал,что все оплатит.Большую часть оплатил,но,оказалось,что он самовлюбленный эгоист,который привык жить в свое удовольствие.Он-атеист,но мама его ортодоксальная мусульманка.Общались с ней на языке жестов,а с ним-на английском.Рада,что Вам повезло,но не жалею о поездке.

  9. ANNA:

    Для Елены:
    «…Тоже ищу мужа на сайтах международных знакомств, но знаю точно, что не рискну связываться с мусульманином. Потому что религия - это очень важная сторона жизни. И знаю точно (у самой дочь замужем за иностранцем…)»- ???
    Можно у вас спросить: чего вы боитесь больше?
    1 — поменять религию?
    2 — или слова » мусульманин»?

  10. Елена:

    Для ANNA:
    Отвечаю: 1 — менять религию и образ жизни

  11. ANNA:

    ДЛЯ ЕЛЕНЫ:
    есть в русском разговорном жанре такое выражение:» ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ -ДЕЛАЮТ»- такое выражение применять можно для всех, везде и всегда!
    Скорее всего дело не в религии, а в том, как вы её ассоциируете с кем-то? глядя на жизнь дочери, как она поменяет свою жизнь!?
    Вы пишете: «…не рискну связываться…»- если любите, то это не связываться! а существовать, как 1 целое, думать вместе, решать вместе, уметь идти на компромиссы!
    Странно,но при богатой исторической культуре, русские женщины менее лояльны- они готовы всегда поспорить, лишь бы остаться правой, т.к. их «правда» самая правильная, часто упрямятся, не желая признавать очевидное и т.п.

  12. ANNA:

    Хотелось бы привести для размышления читательниц сайта притчу о семейном счастье.

    «В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
    – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
    Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
    Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед.
    Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
    – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
    – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

    …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
    – Ну что ты так долго? Посмотрел?
    – Да!
    – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.»

  13. Елена:

    Для ANNA:
    1. Я не отстаиваю свою «правду», тем более что столько людей, столько и «правд»…И все они правы, по-своему…
    Я не хорошая, и не плохая. Я — такая, какая есть..
    2. Моей дочери больше нравится ходить в православную церковь, а муж настаивает на обязательном посещении всей семьей адвентиской церкви по субботам вместе с ним, также хочет, чтобы она не работала по субботам. А по воскресеньям она может ходить в православную. Различия в церковной службе есть. Ее это слегка «напрягает», но она здесь идет на компромисс, тем более что вероисповедание практически одно (я не утверждаю, что много понимаю в разных религиях). А как человек и муж — ее муж очень хороший. Тем более, ей есть с кем сравнивать. Ее первый муж был избалованный, эгоистичный парень.
    4. Я знала лично девушку (она приходтся родной тетей моему внуку), она москвичка, 7 лет назад вышла замуж за турка, родила сына, живут в Турции, очень довольна своим мужем и жизнью.
    5. Я сама мусульманка так сказать по рождению. Но так получилось, что мне ближе по духу православная религия. Но вообще я убеждена, что Бог — един, просто мы — люди — по-разному к нему обращаемся, совершаем по-разному обряды…

  14. ANNA:

    Для Елены:

    1- да,да, конечно же, вы -правы.

    2- о правде…лишь Всевышний знает, кто прав, люди могут предполагать, а Бог располагает!

    3- в моём городке живут мусульманские семьи, где женщины из моего городка, а мужья — из Турции, Дагестана, Марокко, Сирии, Пакистана, и живут спокойно!

    Они такие же люди, как и все вокруг, также хотят жить счастливо и спокойно, но «благодаря » некоторым жителям, их жизнь становится неспокойной! Потому как 80% населения верят СМИ, раз мусульманин, значит террорист!или шахид! понятия не имеют об Исламе, как о религии МИРА!
    Зато двери открывают «свидетелям иеговы», спокойно разговаривают, улыбаются, принимают приглашения и посещают собрания и т.д.
    Чем же мусульмане хуже сектантов?

    Они смиренно принимают окрики и хулу в свой адрес на улице,не давая разгореться вражде, на грубости не отвечают, почитают только ОДНОГО СОЗДАТЕЛЯ, выплачивают закят, чтобы помочь бедным, чтобы те, в свою очередь спокойно относились к более состоятельным людям, соблюдают пост в СВ. Рамадан(христиане тоже держат пост), уважают и почитают и не оставляют в старости своих родителей, поддерживают младших как могут! Признают и уважают всех пророков и посланников! Разве такой мусульманин не достоин уважения?

  15. Елена:

    Каждый человек стремиться жить комфортно. И если кому-то комфортно в мусульманстве — то ради Бога! Дай Бог вам всем счастья. Я просто в самом начале сказала, что мне в мусульманстве не комфортно, я не хочу ходить в платке, длиной юбке и пр., мне не нравится, что женщину считают нечистой (хотя и в православии есть такие моменты)…
    Знаю случаи, когда мусульмане переходили в православие, и наоборот… В общем, я себя люблю и живу как мне нравится. И всем того же желаю! Также желаю всем мира на земле, любви и счастья! А кто ищет мужа на сайтах, как я, желаю успеха в поисках! Ну и себе тоже желаю успеха!

    Татьяна, полностью с Вами согласна. У мусульман мне нравятся те же самые вещи, и еще их горячая вера у каждого (конечно, имеются в виду те, с кем я знакома). Но вот обрезание у женщин — это жуть жуткая! Не желаю никому, ни свои потенциальным невесткам, ни вообще кому-либо из женщин!